Кафедра «менеджмент и маркетинг»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академическим вопросам
_____________к.э.н., Н.С. Дуйсенгулова
«____»_______________2011 г.
Образовательная программа бакалавриат
Специальность 5В091200 «Ресторанное дело и гостиничный бизнес»
Форма обучения – очная
Рабочая программа
по дисциплине «Ресторанное и гостиничное хозяйство»
Алматы, 2011
Составитель: стар. преподаватель МАБ Кастальская Т.П.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Менеджмент и маркетинг»
от «____»_____________2011 г. Протокол №______
Зав. кафедрой, к.э.н., доцент_________________________ Сохатская Н.П.,
Рабочая программа утверждена УМС МАБ
Протокол №1 от «21» сентября 2011 г.
Предисловие
Сфера услуг во многих странах является в экономики страны доминирующей. Роль сферы услуг возрастает в условиях рыночной экономики. Растущая конкуренция, повышение требование потребителей к качеству услуг, создают предпосылки для более качественной работы в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса.
Курс "Ресторанное и гостиничное хозяйство" является базовой дисциплиной и тесно связан с такими дисциплинами, как "Технология обслуживания в ресторанах и гостиницах", "Основы предпринимательской деятельности в ресторанном деле и гостиничном бизнесе", "Экономическая теория", "Бухгалтерский учет и аудит", "Культура ресторанного и гостиничного сервиса" и др.
Цель курса «Ресторанное и гостиничное хозяйство» – формирование знаний в области ресторанного и гостиничного бизнеса в сфере услуг.
Основными задачами курса являются:
- определение специфики индустрии международного гостиничного хозяйства;
- изучение классификации мирового гостиничного хозяйства;
- изучение типологии мирового гостиничного хозяйства;
- особенностей формирования комплекса маркетинга услуг;
- рассмотреть управление качеством гостиничного хозяйства;
- изучить модели гостиничного хозяйства в ведущих туристских странах мира;
- ознакомление с развитием гостиничного дела в странах СНГ, США
Пререквизиты дисциплины: "Технология обслуживания в ресторанах и гостиницах", "Основы предпринимательской деятельности в ресторанном деле и гостиничном бизнесе", "Экономическая теория", "Бухгалтерский учет и аудит", "Культура ресторанного и гостиничного сервиса"
Постреквизиты дисциплины: «Управление маркетингом», «Маркетинговые коммуникации».
Знания, умения и навыки,которые должен приобрести студент врезультате изучения дисциплины
В результате теоретического изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные понятия сферы ресторанного и гостиничного хозяйства;
- классификацию, состав и структуру ресторанов и гостиниц;
- функции ресторанов и гостиниц;
- устройство гостиниц;
- характеристику здания гостиницы;
- инженерно-техническое оборудование гостиниц;
- производственные помещения ресторана и их оборудование;
- торговые помещения ресторана и их оборудование;
- управление рестораном и гостиницами;
- принципы обслуживания в ресторане;
- специальные формы организации питания в ресторане, обслуживание банкетов и приемов в ресторане;
- основные требования к персоналу ресторанов и гостиниц;
- маркетинг и бюджет ресторана.
уметь:
- различать основные термины и понятия ресторанного и гостиничного хозяйства (гостиница, потребитель, исполнитель, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция);
- различать классификацию гостиниц по уровню комфорта, классификацию ресторанов по технологическому процессу;
- определить особенности специализированных ресторанов и типологию зарубежных гостиниц;
- разработать основные принципы сооружения здания гостиницы;
- определять состав помещений гостиницы в соответствии с их классификацией *,**;
- размещать оборудование в заготовочных цехах в ресторане;
- размещать оборудование в доготовочных цехах в ресторане;
- рассчитать площадь торгового зала ресторана в зависимости от количества посадочных мест;
- разработать схему управления ресторана, гостиницы;
- составлять графики выхода на работу официантов в ресторане (бригадный, ступенчатый);
- составлять меню для различных банкетов;
- рассчитывать количество посуды необходимых для проведения различных банкетов;
- различать права и обязанности официантов, поваров в соответствии разряда;
- составлять технологические и калькуляционные карты.
Тематический план
дисциплины «Ресторанное и гостиничное хозяйство»для дневного отделения
№ | Наименование темы | Всего | Контактные часы | СРС (с учетом СРСП) | |||
в том числе | |||||||
лекции | Практические занятия | Лабор. занятия | СРСП | ||||
Модуль 1. Введение | |||||||
Функция ресторанов, гостиниц. Основные понятия сферы ресторанного и гостиничного хозяйства | |||||||
Классификация ресторанов, гостиниц. Устройство гостиниц | |||||||
Структура зданий гостиниц | |||||||
Помещения гостиниц и их оборудование | |||||||
Модуль 2. Основная часть. Производственные помещения и их оборудование | |||||||
Характеристика технологического процесса на предприятиях питания. Заготовочные, доготовочные и специализированные цеха | |||||||
Складское хозяйство, моечная кухонной посуды. | |||||||
Модуль 3. Торговые помещения ресторана и их оборудование | |||||||
Виды торговых помещений, интерьер ресторана, характеристика торгового зала, оборудование | |||||||
Буфеты, бары, их характеристика | |||||||
Сервизная, моечная столовой посуды, бельевая, гладильная | |||||||
Столовая посуда, белье | |||||||
Модуль 4. Инженерно-техническое оборудование ресторанного и гостиничного хозяйства | |||||||
Санитарно-технические устройства ресторана, гостиниц | |||||||
Кондиционирование, электрооборудование и слаботочное хозяйство | |||||||
Назначение и структура служб гостиниц | |||||||
Модуль 5. Основные требования к персоналу | |||||||
Персонал ресторана, гостиниц. Требования к нему. Обязанности | |||||||
Работа с кадрами | |||||||
ИТОГО | - |
Содержание лекционных занятий
Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Функция ресторанов, гостиниц. Основные понятия сферы ресторанного и гостиничного хозяйства
Главная функция гостиничного предприятия - предоставление временного жилья за денежное вознаграждение. Основные понятия и определения в области гостиничного хозяйства даны в нормативных документах и стандартных требованиях. Основные понятия: гостиницы, потребитель, исполнитель, средства размещения туристов, исполнитель услуги средств размещения, услуги средств размещения. Ресторан, особенности его назначения. Производства, продажа и обслуживание с организацией отдыха. Основные понятия: сырье, полуфабрикаты, полуфабрикаты высокой степени готовности, готовая продукция.
ОБОРУДОВАНИЕ
МОДУЛЬ 5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ
Тема 14. Персонал ресторана, гостиниц. Требования к нему. Обязанности
Квалификация (для всех категорий гостиниц); Поведение; Медицинские требования; Униформа
Тема 15. Работа с кадрами
Требования к персоналу ресторана
Тема 1. Функция ресторанов, гостиниц. Основные понятия сферы ресторанного и гостиничного хозяйства
1. Составить таблицу основных понятий сферы ресторанного и гостиничного хозяйства.
Основные понятия: гостиницы, потребитель, исполнитель, средства размещения туристов, исполнитель услуги средств размещения, услуги средств размещения. Ресторан, особенности его назначения. Производства, продажа и обслуживание с организацией отдыха. Основные понятия: сырье, полуфабрикаты, полуфабрикаты высокой степени готовности, готовая продукция.
Тема 14. Персонал ресторана, гостиниц. Требования к нему. Обязанности.
1.Выписать должностные инструкции персонала гостиницы
Выписать должностные инструкции персонала ресторана
Квалификация (для всех категорий гостиниц); Поведение; Медицинские требования; Униформа
Тема 15. Работа с кадрами
1. Подготовить основные требования, предъявляемые к персоналу ресторана
Темы, вопросы и задания по выполнению СРС
Тема 1. Функция ресторанов, гостиниц. Основные понятия сферы ресторанного и гостиничного хозяйства
Оформление глоссария-письменная работа
1. Основные понятия сферы ресторанного и гостиничного хозяйства
Тема 14. Персонал ресторана, гостиниц. Требования к нему. Обязанности.
1.Выписать должностные инструкции персонала ресторана
Квалификация (для всех категорий гостиниц)
Поведение; Медицинские требования; Униформа
Тема 15. Работа с кадрами
1. Подготовить должностные инструкции персонала отеля.
Требования к персоналу ресторана
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство. Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.: Новое знание, 2008. – 365с.
2. Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес \ Ю.Ф.Волков. – Ростов н\Д : Феникс, 2008, - 637с.
3. Волков Ю.Ф.Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов (2-е изд.)\
Серия «Высшее профессиональное образование», -Ростов н\Д: «Феникс», 2004. – 352с.
4. Саак А.Э., Якименко М.В.Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): Учебное пособие. – СПб.:Питер. 2007. – 432с.
5. Туризм и гостиничное хозяйство: под ред.. Л.П.Шматько.,Учебное пособие. – М:ИКД «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 352с.
6. Вакуленко Р.Я. Управление гостиничным предприятием: теория и практика: учебное пособие/Р.Я.Вакуленко, Е.А.Кочкурова. – Минск: Тесей, 2010. – 356с.
7. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. – М: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2008. – 352с.
8. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма.: учеб.пособие\ С.С.Скобкин. – М.:Магистр,2010. – 493с.
9. Р.В.Крюков Ресторанное дело: Конспект лекций, - М.:Приор-издат,2006. – 112с.
10. Европейские обычаи питания. Учебное пособие для студентов и выпускников школ гостиничного и ресторанного бизнеса в Европе: Пер с англ. -.М.: «ФиС», 2006.- 208с.
11. В. Сирый, И. Бухаров, С. Ярков, Ф. Сокирянский. Ресторанный бизнес. Управляем профессионально и эффективно. Полное практическое руководство (+ СО-ШЭМ).Издательство: Эксмо, М.2010 г.
12. Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров, Ростов-на-Дону, 2006
Дополнительная литература
13. Профессиональные стандарты в сфере туризма и гостеприимства республики Казахстан: Методическое пособие – Алматы:S-Принт,2010. – 150с.
14. Богданова В.В. Организация и технология обслуживания в барах, Москва, 2008
15. Муталиева Л.М. Маркетинг ресторанного бизнеса, Алматы, 2010
16. Кусков А.С. Гостиничное дело:Учебное пособие. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 328с.
17. Шматько Л.П. (ред) Туризм и гостиничное хозяйство - Учебное пособие, Ростов н/Д,2005
18. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Д. Чудновского. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» - изд-во «Экмос», 2007.
19. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебное пособие / Уокер Дж.Р. Пер.с англ. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 607 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академическим вопросам
_____________к.э.н., Н.С. Дуйсенгулова
«____»_______________2011 г.
Образовательная программа бакалавриат