Подраздел 3.3 Ландшафтно-рекреационные характеристики выделов «Лесопарковой категории рекреационного ландшафта»
В лабораторной работе № 7 [3] предусмотрен сокращённый вариант определения показателей. В курсовом проекте этот вопрос должен рассматриваться более подробно. Поэтому настоящий подраздел отличается изготовлением нескольких тематических лесных карт – схем типов ландшафта, эстетических свойств лесных ландшафтов, классов устойчивости к рекреационным нагрузкам, ландшафтной доступности, преобладающих форм рекреации, стадий рекреационной дигрессии. Нормативы и рекомендации для оценки этих показателей и изготовления тематических лесных карт приведены на стр. 17 (последний абзац), 20…24, 30…34, 36…38 учебного пособия [1]. Оценочные значения этих характеристик, за исключением стадий рекреационной дигрессии, можно в карандаше написать в рассматриваемых выделах на картографической основе или в таксационных описаниях, а затем окрасить их согласно условным обозначениям, которые обязательно размещаются на изготавливаемых схемах. Рекомендации к определению стадий рекреационной дигрессии выделов приведены на стр. 30 лабораторного практикума [3] (упоминаемая там таблица 7 в настоящем проекте будет выполнена автоматизированным способом).
В тексте пояснительной записки перед анализом каждой схемы необходимо кратко охарактеризовать соответветствующий ланшафтно-рекреационный показатель.
Все полученные схемы должны иметь название, например, – Схема типов ландшафта «Лесопарковой категории рекреационного ландшафта» (в кавычках – название функциональной рекреационной зоны). При желании студент может выполнить такую работу для всего объекта – будет интереснее в профессиональном плане.
Такие схемы, являющиеся элементами ГИС, изготавливаются для проведения сравнительного анализа состояния природно-территориального комплекса (ПТК) объекта экспертным способом.
Цель анализа:
- более глубокое изучение структуры ПТК, их рекреационного качества;
- поиск вариантов наиболее рационального их освоения для обеспечения наиболее комфортных условий для отдыха и предоставления рекреационных услуг (реализации проектируемых видов отдыха, форм рекреации, форм рекреационного использования);
- оценка сложившегося к моменту проектирования характера и интенсивности рекреационного использования однородных ландшафтных участков;
- создание предпосылок наименьшего нарушения лесной среды.
Результаты этого сравнительного анализа и изготовленные схемы привести в пояснительной записке. Описать соответствие выполненного ранее функционального рекреационного зонирования результатам этого анализа, выявленные противоречия и предложения по устранению этих противоречий, рекомендации к проектированию форм рекреации в отдельных выделах с учётом расположения последних в объекте, функционального назначения территории, транспортной доступности, наличия аттрактивных (притягивающих к себе) объектов – водных, транспортных, интенсивно благоустроенных, солитерных и других, обладающих достопримечательностями. При этом используются таксационные описания, схема функционального зонирования, информация начальных разделов курсового проекта, полученная от преподавателя при формировании исходных данных для проектирования.
Для составления «Схемы ландшафтной доступности необходимо при натурном исследовании территории участка установить значения коэффициента ландшафтной доступности (КЛД) для каждого выдела по шкале от 0 до 1,0 (см. стр. 22 [1]). Так как такой возможности сейчас нет, то условно примем величину КЛД по густоте подроста и подлеска в каждом выделе. При густом подлеске возьмем КЛД = 0,5; при средней густоте предположим, что КЛД = 0,8; а при редком подлеске или при его отсутствии, для рекреации будет доступна вся территория выдела, то есть КЛД = 1,0. Для выделов не доступных для рекреации или для этого не предназначенных КЛД = 0,0.
Схему преобладающих форм рекреации можно не выполнять. Выделы и преобладающие в них сложившиеся формы рекреации в учебных целях определить самостоятельно, предположив преобладание бездорожной (базовой) формы. Другие формы рекреации наметить лишь в нескольких выделах (логичнее всего в выделах с четвертой стадией дигрессии). В пояснительной записке надо обосновать отсутствие данной схемы (почти вся территория относится к бездорожной форме рекреации), а выделы с другой формой рекреации достаточно перечислить по функциональным зонам, назвать формы рекреации с указанием величины коэффициента экологического воздействия «Э» (см. стр. 36 [1]).