Аграрные и неаграрные проекты столыпинской программы реформ (ноябрь 1906 г. €

9 ноября 1906 г. проект «Особого журнала» Совета министров был доложен царю, который позже написал резолюцию: «Согласен с мнением председателя и 7 членов». Столыпинской аграрной реформе был дан зелёный свет[9]. Она и стала основой правительственных мер. Незадолго до этого указа в августе 1906 г. принимаются указы об увеличении земельного фонда, который находился в Крестьянском банке, за счёт передачи ему удельных и казённых земель. И после этого, выходит указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», положения которого составили основное содержание столыпинской аграрной реформы. Здесь стоит упомянуть и о том, что Столыпин не являлся как таковым автором этой реформы, а лишь её исполнителем, так как ещё до него некоторые наработки производились и ставились на повестку дня другими чиновниками-реформаторами, которые были на государственной службе в конце XIX начале XX веков. Пётр Аркадьевич не был ни автором основных концепций реформы, ни разработчиком. Он воспринял проект в готовом виде и стал как бы его приёмным отцом[10].

Положения этой реформы были следующие: превращение крестьянина в собственника своего земельного надела, наделение крестьян имущественными правами, ликвидация насильственного прикрепления к общине раз и навсегда, уничтожение закрепощения человека, формирование мощного класса земельных крестьян-собственников, который бы стал предпосылкой создания в государстве среднего класса.

Аграрные преобразования были лишь инструментом для создания в России гражданского общества. Другие реформы тоже способствовали этому, например, реформы в сфере образования, самоуправления, социального страхования. Можно сказать, что Столыпин уделял особое внимание крестьянству так, как эта группа среди населения была самой многочисленной и превосходило по численности все остальные группы населения. Столыпинская реформа носила ярко классовый характер, т.е была направлена в отношении одного класса – крестьянства. Она проводилась в интересах помещиков, деревенских кулаков. Это характеризовалось насилием небольшого меньшинства над большинством крестьян, для того чтобы сохранить монархию в России и всю систему диктатуры помещиков-крепостников. Правительство делало ставку на зажиточное крестьянство, т.е на кулачество. Оно преступило к решительной ломке старых традиций, земельных порядков в деревне, которые сопровождались уничтожением крестьянской общины.

Эти меры, проводимые правительством, способствовали расхищению общинных земель зажиточным крестьянством, привели к расслоению деревни, и прежде всего, способствовали выделению крепких собственников при разорении сельской бедноты. Надо сказать, что сельские крестьяне были противниками общинных порядков. Общинные переделы таким крестьянам были крайне невыгодны. Общинное землевладение лишало также и возможности купли-продажи земли, затрудняло переход её от бедняков к более зажиточному крестьянству. Также предполагалось введение хуторов и отрубов – участковые крестьянские хозяйства, которые отводились под сельскохозяйственные нужды и другие работы. Различие их состоит в том, что если при отрубе усадьба оставалась в пределах деревни, то уже при хуторе она находилась за пределами крестьянской общины. Также различие в том, что хутор мог быть чересполосным, а отруб полностью объединял надельные крестьянские участки в общий массив.

Собственник, получающий новообразованный участок, мог самостоятельно решать, какой статус давать своей земле – надельный или ненадельный. Это было очень важным моментом, поскольку надельный участок несколько ограничивал своего хозяина в распоряжении им. Ограничения позволяли сохранить крестьянский земельный фонд от неземледельческих элементов, проникающих в деревни. Кроме этого, признание земли надельной освобождала её от кредитов, залогов и других финансовых обременений частных собственников и кредиторов – кроме Крестьянского поземельного банка.

Важным мероприятием в данное время являлась и военная реформа. Одной из причин данной реформы послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг., несостоятельность военного искусства полководцев, отсталость в военно-технической сфере, плохая военная оснащённость армии. Ещё одной причиной стала первая революция в России, которая была в 1905-1907 гг., и для её подавления необходимо было предпринимать меры, которые бы способствовали прекращению. В этой реформе можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования армии, её перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. Был разработан совершенно новый Воинский устав, который чётко определял порядок призыва в армию, вводились льготы по отбыванию воинской повинности, и теперь была возможность обжаловать решения призывной комиссии. Согласно новому уставу от воинской повинности освобождались 7 категорий граждан, в первую очередь духовенство и учёные. Государство увеличивало денежные вложения в армию, на её переоснащение. Важным мероприятием было то, что государство прокладывало железнодорожные пути, учитывая свои военно-стратегические интересы. Например, строительство Амурской железной дороги значительно облегчило мобилизацию и поступление сил из разных частей империи.

В этой реформе Столыпин также обратил внимание и на морской флот, который после Цусимы был в гибельном состоянии. Были разработаны так называемая большая и малая программы по судостроению.

Результаты реформ следующие: рост численности армии, улучшение боевой подготовки, воссоздание разрушенного за время русско-японской войны морского флота, создание военной авиации и автомобильного транспорта, усиление военной мощи страны.

Реформа местного управления была также важным составляющим столыпинских преобразований. Уже в 1907 г. были внесены в Государственную думу «Положение о поселковом управлении» и «Положение о волостном управлении». Эти законопроекты предполагали введение органов местного самоуправления на самом низовом уровне – в поселковом обществе и волости. Речь здесь шла о бессословной организации этих учреждений. Здесь было введено следующее новшество, а именно: устройство посёлка основывалось не на общине. В состав этого посёлка должны были войти лица и учреждения, владеющие недвижимостью (села торговые, промышленные или ремесленные заведения). Столыпин считал, что «наше местное управление должно быть построенное по той же схеме, как и в других благоустроенных государствах. Посмотрите на Францию и Германию. Везде одно и то же. Внизу основой всего – самоуправляющаяся ячейка – сельская коммуна, община, на которую возложены многие государственные и иные обязанности. Нечто аналогичное необходимо создать и в России»[11].

Подводя итоги к первой главе можно сказать о том, что когда Столыпну удалось стать сначала министром внутренних дел, а затем и Председателем Совета министров, то он успешно начал проводить свой политический курс, предлагая свою программу реформ. Столыпинской аграрной реформы был дан зелёный свет, которая выступала основой правительственных преобразований. Параллельно с ней осуществлялись и другие важнейшие нововведения в стране. Правительство в рассматриваемый период избрало тот курс реформ, который был наиболее выгодным и эффективным в программе преобразований, но также, можно говорить о том, что курс правительства был многовариантен, но правительство стояло на довольно выраженных консервативных позициях.

Реформы проводились для того, чтобы погасить «огонь революции». Они были направлены на противодействие развитию «революционной заразы» в стране. Более второстепенной задачей являлось то, что реформы должны были изменить экономику страны, сферу образования, тем самым создавая предпосылки для формирования в России гражданского общества.

Со стартом аграрной реформы начался активный процесс продажи и раздачи крестьянам земель Крестьянским поземельным банком. Также осуществлялись посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Крестьянский банк увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета. Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, в 1906 году основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы.

Глава 2. Столыпинская программа преобразований в условиях третьеиюньской монархии (вторая половина 1907 г. – 1911 г.)

Наши рекомендации