Распространяемых на общество в целом, и принуждение к их исполне-
Нию. Правила задают структуру взаимодействий субъектов в экономи-
Ке. Отсутствие единых, принимаемых большинством членов общества
Правил затрудняет экономический обмен и при определенных условиях
Может сделать его невозможным.
Структуру экономических взаимодействий могут определять как
Формальные, так и неформальные правила. Формальные правила, однако
Обладают в этом отношении рядом преимуществ. Издержки распростра-
Нения этого типа правил ниже, нежели неформальных, и потому они мо-
Гут быть распространены на большие по размеру сообщества. Формаль-
Ные ограничения поддерживаются четко обозначенным гарантом, дейст-
Вия которого являются организованными и потому более эффективными.
Применение формальных правил позволяет обществу в большей мере
Экономить на трансакционных издержках, в частности, за счет экономии
На издержках измерения.
Специфической чертой государства как особого типа организации
Является специализация на создании и защите правил поведения в обще-
Стве, обязательных к исполнению адресатами. Это формальные правила
Общего действия, гарантом которых выступает государство, а адресатами
Являются все граждане либо отдельные социальные группы. С экономиче-
Ской точки зрения главными из них являются правила, связанные со спе-
Цификацией и защитой прав собственности. Без них немыслимо сущест-
Вование экономики как сферы оптимизации использования ограниченных
Ресурсов.
Государство – субъект формирования социального порядка. Соци-
Альный порядок можно определить как институциональные условия, ко-
Торые обеспечивают существование общества как устойчивой системы в
Условиях различия индивидуальных и групповых интересов. Наличие со-
Циального порядка обеспечивает снижение уровня конфликтности и наси-
лия в обществе в сравнении с ситуацией хаоса. Чем ниже этот уровень –
Тем эффективнее социальный порядок. В основе социального порядка ле-
Жит система правил, упорядочивающих отношения в обществе.
Государство является источником организованной формы социаль-
Ного порядка. Эта форма принципиально отлична от спонтанного порядка,
Возникающего в сообществах без центральной власти, то есть в условиях
Анархии. Анархическое состояние общества – это система взаимодейст-
Вий, в которой отсутствует регулирование процесса распределения огра-
Ниченных ресурсов сверху на основе института верховной власти. Распре-
Деление ресурсов в этих условиях происходит на основе захвата субъек-
Тами чужих ресурсов и защиты своих.
Спонтанный социальный порядок в обществе без центральной вла-
Сти может поддерживаться достаточно долго, если имеются определенные
Предпосылки. К таким предпосылкам относятся факторы, способные в те-
Чение длительного периода блокировать у большинства членов сообщест-
Ва мотив к захвату чужого. Баланс в сообществе в этом случае поддержи-
Вается на основе осознанного одностороннего отказа его членов от дейст-
Вий, наносящих ущерб другим. Блокирование мотива к захвату чужого
возможно в следующих случаях:
Для членов сообщества главным экономическим мотивом ста-
бильно является выживание, и на первый план в их взаимоотношениях
выходит взаимное страхование;
Имеет место устойчивое относительное равенство потенциала
насилия членов сообщества;
В сообществе существуют и сохраняют высокую эффективность
Институты возмездия либо компенсации за нанесенный ущерб, минимизи-
Рующие ожидаемые выгоды от захвата чужого.
Указанные предпосылки, однако, не в состоянии обеспечить долго-
Временную стабильность сообщества без центральной власти. По мере их
Размывания происходит нарастание нестабильности анархической струк-
Туры, что приводит к ее разрушению и вытеснению иной формой поддер-
Жания внутреннего баланса в сообществе – социальной контрактацией.
Социальный контракт, в отличие от односторонних решений инди-
Видов о не нанесении ущерба другим, представляет соглашение о прави-
Лах взаимодействия в обществе, о механизме выработки и обеспечения
Этих правил. Центральным его моментом является вопрос об особом
Агенте (государстве), специализирующимся на создании правил общего