Распространяемых на общество в целом, и принуждение к их исполне-

Нию. Правила задают структуру взаимодействий субъектов в экономи-

Ке. Отсутствие единых, принимаемых большинством членов общества

Правил затрудняет экономический обмен и при определенных условиях

Может сделать его невозможным.

Структуру экономических взаимодействий могут определять как

Формальные, так и неформальные правила. Формальные правила, однако

Обладают в этом отношении рядом преимуществ. Издержки распростра-

Нения этого типа правил ниже, нежели неформальных, и потому они мо-

Гут быть распространены на большие по размеру сообщества. Формаль-

Ные ограничения поддерживаются четко обозначенным гарантом, дейст-

Вия которого являются организованными и потому более эффективными.

Применение формальных правил позволяет обществу в большей мере

Экономить на трансакционных издержках, в частности, за счет экономии

На издержках измерения.

Специфической чертой государства как особого типа организации

Является специализация на создании и защите правил поведения в обще-

Стве, обязательных к исполнению адресатами. Это формальные правила

Общего действия, гарантом которых выступает государство, а адресатами

Являются все граждане либо отдельные социальные группы. С экономиче-

Ской точки зрения главными из них являются правила, связанные со спе-

Цификацией и защитой прав собственности. Без них немыслимо сущест-

Вование экономики как сферы оптимизации использования ограниченных

Ресурсов.

Государство – субъект формирования социального порядка. Соци-

Альный порядок можно определить как институциональные условия, ко-

Торые обеспечивают существование общества как устойчивой системы в

Условиях различия индивидуальных и групповых интересов. Наличие со-

Циального порядка обеспечивает снижение уровня конфликтности и наси-

лия в обществе в сравнении с ситуацией хаоса. Чем ниже этот уровень –

Тем эффективнее социальный порядок. В основе социального порядка ле-

Жит система правил, упорядочивающих отношения в обществе.

Государство является источником организованной формы социаль-

Ного порядка. Эта форма принципиально отлична от спонтанного порядка,

Возникающего в сообществах без центральной власти, то есть в условиях

Анархии. Анархическое состояние общества – это система взаимодейст-

Вий, в которой отсутствует регулирование процесса распределения огра-

Ниченных ресурсов сверху на основе института верховной власти. Распре-

Деление ресурсов в этих условиях происходит на основе захвата субъек-

Тами чужих ресурсов и защиты своих.

Спонтанный социальный порядок в обществе без центральной вла-

Сти может поддерживаться достаточно долго, если имеются определенные

Предпосылки. К таким предпосылкам относятся факторы, способные в те-

Чение длительного периода блокировать у большинства членов сообщест-

Ва мотив к захвату чужого. Баланс в сообществе в этом случае поддержи-

Вается на основе осознанного одностороннего отказа его членов от дейст-

Вий, наносящих ущерб другим. Блокирование мотива к захвату чужого

возможно в следующих случаях:

Для членов сообщества главным экономическим мотивом ста-

бильно является выживание, и на первый план в их взаимоотношениях

выходит взаимное страхование;

Имеет место устойчивое относительное равенство потенциала

насилия членов сообщества;

В сообществе существуют и сохраняют высокую эффективность

Институты возмездия либо компенсации за нанесенный ущерб, минимизи-

Рующие ожидаемые выгоды от захвата чужого.

Указанные предпосылки, однако, не в состоянии обеспечить долго-

Временную стабильность сообщества без центральной власти. По мере их

Размывания происходит нарастание нестабильности анархической струк-

Туры, что приводит к ее разрушению и вытеснению иной формой поддер-

Жания внутреннего баланса в сообществе – социальной контрактацией.

Социальный контракт, в отличие от односторонних решений инди-

Видов о не нанесении ущерба другим, представляет соглашение о прави-

Лах взаимодействия в обществе, о механизме выработки и обеспечения

Этих правил. Центральным его моментом является вопрос об особом

Агенте (государстве), специализирующимся на создании правил общего

Наши рекомендации