Лежит власть в государстве, является сувереном (верховным правителем).
Сувереном могут выступать разные субъекты: одно лицо (как верховный
Правитель), группа лиц, население страны в целом. С этой точки зрения
Типы государственного устройства можно разделить на автократические и
Демократические.
Субъекты власти могу приобретать ее разным путем. Принято выде-
лять три основания приобретения государственной власти:
Насилие. Силовой захват – наиболее примитивный и традиционный
источник приобретения властных полномочий. Однако если насилие –
Единственный источник государственной власти, эта власть и вместе с ней
Устойчивость власти оказывается зависимой от личности ее субъекта.
Авторитет. Он предполагает наделение властью снизу, со стороны
Граждан. Такое наделение может иметь под собой разные основания (не-
Формальное лидерство, социальный статус и связи, знания, личностные
Качества и т.д.). Роль авторитета означает, что не каждое лицо, способное
Эффективно осуществить насилие в масштабах общества, может претен-
Довать на легитимную власть. Устойчивость власти в этом случае зависит
Не только от силы, но и от социальных характеристик субъекта власти.
Она выше, чем в случае насильственного захвата, однако его эта устойчи-
Вость несовершенна, поскольку продолжает зависеть от личности прави-
Теля и его окружения.
Право. В этом случае источником власти становятся обезличенные
Правила, закрепленные в обычаях, традициях или конституции. Зависи-
Мость устойчивости власти от личности членов общества, реализующих
Государственную власть, в такой ситуации оказывается минимальной. Ее
Устойчивость в определяющей мере связана со способностью государства
Поддерживать верховенство закона в целом, а не конкретного лица, наде-
Ленного властью.
Наличие субъекта власти предполагает наличие и субъекта подчине-
ния ей. Отношения между ними реализуют особое разделение труда:
Субъект власти непосредственно или через своих представителей специа-
Лизируется на производстве порядка и его поддержании, остальные члены
Общества специализируются на какой-либо продуктивной деятельности в
Рамках этого порядка. В рамках этих отношений субъект власти получает
От граждан оплату своих усилий в виде налогов.
Важнейшей характеристикой власти государства являются границы
Его способности к принуждению. Власть государства не безгранична. Ог-
Раничения могут содержаться в праве и традициях. Однако существуют и
Иные факторы, определяющие границы государственной власти.
Во-первых, отправление властных функций сопряжено с транзакци-
Онными издержками (издержки, связанные со сбором налогов, функцио-
Нированием государственного аппарата, координацией действий и разре-
Шением конфликтов внутри элиты и т. д.). Рост влияния государства на
Граждан ведет к росту этих издержек, вследствие чего по мере этого роста
Происходит исчерпание возможностей их покрытия за счет налогов.
Во-вторых, существует внешняя конкуренция со стороны других го-
Сударств. Население может мигрировать в страны с более привлекатель-
Ным общественным порядком, либо поддерживать вмешательство внеш-
Них сил в организацию социального порядка внутри своей страны.
В-третьих, следует учитывать внутреннюю конкуренцию со стороны
Субъектов, претендующих на вхождение во властную элиту.
Государство и социальный порядок
В рамках институциональной теории государство рассматривается
Как особый тип организации. Сущность государства определяется харак-
Тером отношений, возникающих между ним и гражданами. Это – власт-
Ные отношения. Государство наделено властью, то есть возможностью и
Способностью навязывать свою волю гражданам. Для этого в распоряже-
Нии государства имеются институты принуждения к исполнению его воли.
Власть государства реализуется посредством принятия решений,
Контроля их исполнения и наказания в случае отклоняющегося поведе-
Ния. Решения, принимаемые государством, носят общий для всех граждан
Или их групп характер. Принятие решений определяется предпочтениями
Субъекта власти, которые в зависимости от характера государственного
Устройства могут по-разному соотноситься с интересами граждан.
Функционирование общества предполагает определение правил,