Продавцов, а также потерь, связанных с неполнотой информации.
Издержки спецификации и защиты прав собственности – расхо-
ды на содержание судов, государственных органов, расходы на восста-
Новление нарушенных прав, потери от недостаточной спецификации и не-
Надежной защиты.
Предконтрактные и постконтрактные трансакционные из-
Держки – классификация трансакционных издержек по критерию этапов
Контрактного процесса.
Торговая трансакция – не производство, а передача товара в другие
Руки, отчуждение и присвоение прав собственности при обоюдном согла-
Сии сторон и симметричности отношений между контрагентами.
Трансакционные издержки – затраты на осуществление трансак-
Ций.
Трансакционный сектор – сектор экономики, деятельность субъек-
Тов которого направлена на снижение трансакционных издержек.
Трансакция – сделка, связанная с отчуждением и присвоением прав
Собственности.
Трансакция управления – подразумевает отношения власти и под-
Чинения, окончательное решение принимается одной стороной, результа-
Том является производство.
Трансакция рационирования – это трансакция, которая характери-
Зуется наличием органа управления, выполняющим функцию специфика-
Ции прав при правовой ассиметрии.
Вопросы для самопроверки
Почему трансакция – базовый элемент неоинституционализма?
В чем специфика торговых трансакций, а также трансакций
Управления и рационирования.
В чем причина возникновения трансакционных издержек?
Каковы основные виды трансакционных издержек?
Какие существуют классификации трансакционных издержек?
Каковы основные методы измерения трансакционных издержек?
Каковы наиболее существенные пути снижения трансакционных
Издержек в российской экономике.
ТЕОРИЯ КОНТРАКТОВ
Вопросы темы
Контракт в институциональной экономике.
Оппортунизм в контрактных отношениях.
Заключение и реализация контракта.
Методы борьбы с контрактным оппортунизмом.
Материал для подготовки к семинарским занятиям
Контракт в институциональной экономике
Контракт можно определить как добровольное соглашение ме-
жду самостоятельными экономическими агентами. Соглашение мо-
Жет считаться контрактом, если в нем реализованы принципы: свободы
Договора и принцип согласования интересов сторон. Свобода договора
означает, что агенты действуют самостоятельно, без принуждения, а, зна-
Чит, ими движет исключительно экономический мотив - собственная вы-
Года. Заключение соглашения в этих условиях отражает компромисс ин-
Тересов сторон.
Если в юридическом смысле, контракт предполагает обмен граждан-
Скими правами и обязанностями, то институциональная экономика трак-
Тует эту категорию шире. Согласно институциональным представлениям
Понятие контракта, во-первых, охватывает любые, а не только граждан-
Ские отношения (в частности, отношения между государством и общест-
Вом). Во-вторых, к контрактам относятся не только соглашения, исполне-
Ние которых поддерживается законом, но и соглашения, обеспечение ко-
Торых базируется на неформальных нормах, действующими в данной со-
Циальной среде. В-третьих, к контрактам относится широкий круг неяв-
Ных соглашений, которые считаются заключенными «по умолчанию», и
Которые не требуют явного закрепления в той или иной форме.
Таким образом, институциональная экономика относит к кон-
Трактам любые отношения, которые стороны стремятся поддержи-
Вать.
Любой контракт характеризуется тремя атрибутами:
субъекты контракта – стороны, заключившие его;
Предмет контракта – благо, по поводу которого заключен кон-
тракт;
содержание контракта – права и обязанности, возникающие у сто-
Рон в результате его заключения.
Институциональная экономика исследует контракт в контексте пе-
Рераспределения редких ресурсов, понимая под ним согласование двусто-
Ронней или многосторонней трансакции, в результате которой происхо-
Дит перераспределение прав собственности на предмет контракта. Ины-
Ми словами, под контрактом ею понимается добровольное соглашение
между самостоятельными экономическими агентами относительно
Правил обмена правами собственности. Правила, которые согласуют
Стороны контракта, не произвольны, в них находит отражение не только
Предпочтения партнеров, но также состояние внешнего институциональ-