В антропологии и психологии принято выделять два основных типа
ментальности в зависимости от культурной принадлежности человека –
Восточный и западный. Первый ассоциируется с коллективизмом, терпи-
Мым отношением к противоречиям, изобретательностью, умозрительно-
Стью и интуитивностью решений. Он свойственен населению многих ази-
Атских стран и России. Атрибутами второго выступают индивидуализм,
Аналитическое мышление, рациональность и практичность. Он, в свою
Очередь, доминирует среди жителей США и Европы.
К числу ученых, занимавшихся теоретическим анализом ментальных
Моделей экономического поведения, относится Д. Норт. Он отметил, что
Институты возникают и существуют не сами по себе, а являются в значи-
Тельной мере порождением мышления и ментальных конструктов челове-
Ка. При этом индивиды, обладающие различным культурным наследием,
Одни и те же феномены интерпретируют по-разному, что обусловливает
Вариативность выбора. Одновременно Д. Норт признавал, что институты
Оказывают обратное воздействие на ментальность людей и могут вызы-
Вать изменения их предпочтений. Ранее к похожему выводу пришел
Т. Веблен. По мнению Т. Веблена, внешние обстоятельства формируют у
Человека привычки, которые, в свою очередь, в дальнейшем зачастую на-
Ходят отражение в его намерениях и убеждениях.
Тип ментальности позволяет привести множество индивидуальных
Моделей экономического поведения к единому знаменателю, понять их
Сходство как основу координации. Тем не менее, принадлежность к одно-
Му и тому же типу не означает полной унификации поведения. Существу-
Ет большое количество индивидуальных и групповых факторов, влияю-
Щих на отклонение мотивации субъекта от общей ментальной модели.
Глоссарий
Институт – совокупность правил, отраженных в формальных нор-
Мах и неформальных ограничениях и структурирующих взаимодействия
Людей.
Концепция ограниченной рациональности – концепция, согласно
Которой в реальной жизни субъекты не располагают средствами для мак-
Симизации полезности и потому стремятся достичь лишь так называемой
Удовлетворенности.
Методологический индивидуализм – научный подход, подразуме-
Вающий рассмотрение людей как самодостаточных, не зависящих от
Внешней среды субъектов интересов, целей и действий и объяснение об-
Щественных, надындивидуальных феноменов «микропричинами».
Неоинституционализм – направление современного институцио-
Нализма, представители которого в целом признают фундаментальные
Принципы неоклассики и подвергают критике лишь ее наиболее нереали-
Стичные методологические предпосылки.
Новый институционализм – направление современного институ-
Ционализма, представители которого фактически являются продолжате-
Лями традиций «старого институционализма» и отрицают фундаменталь-
Ные идеи неоклассики.
Оппортунистическое поведение – уклонение от соблюдения усло-
Вий контракта или неписаного соглашения.
Вопросы для самопроверки
Сформулируйте основные методологические предпосылки не-
Оклассической экономической теории. В чем состоит их ограничен-
Ность?
Раскройте ключевые особенности «старого институционализма».
Кто ввел в научный оборот термин «институт»?
Чем был обусловлен недостаток интереса к институционализму
Со стороны научных кругов в 1930-1960-е гг.?
Чьи научные работы способствовали признанию институциона-
лизма как самостоятельного направления экономической мысли в
Е гг.?
Что означает термин «трансакционные издержки»?
Назовите и охарактеризуйте два основных направления совре-
Менного институционализма.
8. Что означают термины «ограниченная рациональность», «оппор-
Тунистическое поведение»?
Чем отличается методология неоинституционализма от методоло-
Гии нового институционализма?
Охарактеризуйте западную и восточную ментальные модели.
ИНСТИТУТЫ И НОРМЫ
Вопросы темы
Понятие института.
Нормы и их признаки. Виды норм.
Происхождение норм.
Интернализация норм. Сознательное следование и безусловное
Восприятие.
Механизмы обеспечения норм. Жесткие и мягкие нормы.
Институциональная система.
Материал для подготовки к семинарским занятиям
Понятие института
Экономика не является закрытой системой. Происходящие в ней
Процессы подвержены воздействию самых разных факторов, формирую-