Глава 9. Страны Азии и Океании
Глава 9. Страны Азии и Океании
Экономическая и политическая характеристики региона
Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия занимает территорию в 27 млн кв. км, простирающуюся с севера на юг почти на 7 тыс. км, а с запада на восток ¾ более чем на 10 тыс. км. Население региона составляет 3,7 млрд человек, что равно примерно 60% населения Земли. Здесь насчитывается около 40 суверенных государств, подавляющее число которых принадлежит к группе развивающихся стран. Наиболее крупными государствами являются Китай и Индия (и по численности населения, и по размерам территории), большинство остальных относится к довольно крупным странам, но наряду с ними есть и очень небольшие, и даже микрогосударства (например, Сингапур).
Зарубежная Азия является ареной многих территориальных споров, которые время от времени приводят к вооруженным столкновениям между странами. Например, территориальные споры существуют между Индией и Пакистаном, Индией и Китаем (КНР), не урегулированы отношения между Россией и Японией по поводу Курильских островов, между Грецией и Турцией по поводу Кипра. Корея разделена на КНДР и Южную Корею (Республику Корея). На территории Израиля создана Палестинская автономия, между которой и остальной частью страны постоянно вспыхивают вооруженные конфликты. Остров Тайвань фактически выступает самостоятельным государством под названием Республика Китай, хотя КНР рассматривает его как часть своей территории.
Как и в Европе, в Азии преобладают республики, но сохраняется также много стран с монархической формой правления. К их числу относятся Япония (конституционная монархия (КМ)), Камбоджа (КМ), Малайзия (КМ), Таиланд (КМ), Саудовская Аравия (абсолютная монархия) и некоторые другие.
В составе зарубежной Азии можно выделить пять субрегионов:
1. Центральная и Восточная Азия: Китай, Тайвань, Монголия, Корея (КНДР и Республика Корея), Япония, Гонконг (перешел в состав КНР, но в течение ближайших нескольких десятилетий будет пользоваться особым статусом).
2. Юго-Восточная Азия (10 стран): Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, Индонезия.
3. Южная Азия (7 стран): Пакистан, Индия, Непал, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивы.
4. Юго-Западная Азия (16 стран): Кипр, Сирия, Ливан, Израиль, Турция Иран, Ирак, Афганистан, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Йеменская Республика.
5. Средняя Азия (Центральная Азия и Закавказье ¾ бывшие республики СССР).
В Азии ¾ крупнейшем в мире континенте, где проживает почти 3/5 мирового населения, ¾ за последние 50 лет произошли значительные изменения. После Второй мировой войны Азия представляла собой скопище бедных и отсталых стран со скудными природными ресурсами, расположенных в отдалении от большинства экономически развитых стран. С того времени многие страны Азии, вступив на амбициозный путь открытия их экономики для международной торговли и инвестиций, пережили период устойчивого экономического роста, позволившего миллионам людей освободиться от бедности и повысить уровень жизни. Сегодня Азия является одной из важных движущих сил глобальной экономики: на этом континенте расположены четыре из 12 стран с крупнейшей в мире экономикой ¾ Япония, Китай, Индия, Республика Корея, а также ряд стран с самыми быстрыми темпами экономического роста. Несмотря на временный спад, вызванный финансовым кризисом конца 1990-х гг., быстрое восстановление экономики Азии и ее динамизм позволяют предположить, что роль этого континента в мировой экономике будет возрастать.
Природные условия и ресурсы
Минеральные ресурсы Азии отличаются большим разнообразием. Главным богатством региона является нефть, основные запасы которой сосредоточены в Юго-Западной Азии. Основные месторождения находятся в Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране, Объединенных Арабских Эмиратах. Крупные запасы нефти имеются в Индонезии, Мьянме. Перспективные нефте- и газоносные площади обнаружены в прибрежных районах морей, омывающих полуостров Индостан и Малайский архипелаг.
Среди других полезных ископаемых мировое значение имеют запасы железной и марганцевой руд (Индия), хромитов (Турция, Филиппины), олова и вольфрама. Крупнейший в мире олово-вольфрамный пояс протянулся от Мьянмы до Индонезии.
Большие различия между субрегионами зарубежной Азии существуют в условиях для развития сельского хозяйства. Так, почвы более плодородны в Южной и Юго-Восточной Азии. В Юго-Западной Азии они малопродуктивны и подвержены ветровой эрозии. Водными ресурсами богата Южная и особенно Юго-Восточная Азия, в то время как в Юго-Западной Азии преобладают засушливые местности, обширные области заняты пустынями и проблема воды здесь ¾ проблема жизни. Лесными ресурсами лучше других обеспечена Юго-Восточная Азия, где сохранились большие площади влажных тропических лесов.
Типология стран Азии
Страны Азии заметно отличаются друг от друга уровнем экономического развития: по размерам ВВП, промышленного производства ВВП на душу населения, доле в мировой торговле и т. д. В регионе выделяют следующие страны или группы стран:
1. Япония.
2. Китай.
3. Индия.
4. Новые индустриальные страны.
5. Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива.
6. Страны с относительно высоким для развивающихся государств уровнем экономического развития(Турция, Иран, Пакистан).
7. Страны Азии ¾ бывшие республики Советского Союза.
8. Наименее развитые страны(Йемен, Афганистан, Бангладеш, Мальдивы, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Камбоджа).
Япония
Япония,островное государство в северо-западной части Тихого океана, расположенное близ побережья Восточной Азии, занимает четыре крупных острова ¾ Хонсю (3/5 площади страны), Хоккайдо, Сикоку и Кюсю, а также множество небольших островов. Ее площадь составляет 372 тыс. кв. км.
Япония ¾ унитарное государство. Географически страна состоит из нескольких островов, вытянутых с юга на север (Кюсю, Сикоку, Хонсю ¾ самый большой остров, Хоккайдо).
Япония занимает десятое место в мире по численности населения (127 млн человек). За последние 100 лет эта цифра утроилась, но, по подсчетам японских демографов, после 2007 г. начнется абсолютное сокращение населения.
В последнее время изменилась возрастная структура населения. Серьезной проблемой для Японии стало быстрое увеличение доли лиц пожилого возраста. Так, доля лиц в возрасте старше 65 лет в 1970 г. составляла 7%, в 2006 г. ¾ 20%; по прогнозам, в 2020 г. эта доля составит 50%. Также в стране резко сокращается рождаемость: с 30% в 1950 г. до 9,4% в 2006 г. Напротив, достижения страны в снижении младенческой смертности (в 20 раз) нередко именуют японским чудом.
Продолжительность жизни в Японии наивысшая в мире ¾ 77,9 года для мужчин и 84,7 года для женщин (2006 г.), в населении численно незначительно преобладают женщины.
За последнее десятилетие снизился показатель естественного прироста. Это означает, что Япония стала первым государством в Азии, перешедшим от второго типа воспроизводства к первому, причем в кратчайшие сроки.
Большое влияние на естественное движение населения оказала демографическая политика государства, которая проводится с начала 50-х гг. ХХ в. Именно тогда была разработана общенациональная программа планирования семьи, также проводилась пропаганда под лозунгами: «Борьба против абортов», «Здоровье и счастье для будущих поколений» и т. д.
Национальный состав населения Японии исключительно однородный (японцы составляют более 99%). Этническое меньшинство составляют оттесненные на север айны (около 20 тыс. человек), компактной группой проживающие на Хоккайдо. Примерно 1,3 млн жителей острова Рюкю ¾ рюкюсци. Также 43% от всех зарегистрированных иностранцев составляют корейцы.
Государственный язык ¾ японский, он очень специфичен и не входит ни в одну языковую группу, многие японцы говорят по-английски. В стране очень высок уровень урбанизации ¾ более 76% населения проживает в городах. Важный географический фактор заключается в том, что 49,71% японского населения проживает в трех крупнейших мегаполисах и их пригородах ¾ Токио, Осака и Нагоя. Наиболее населенным городом Японии остается столица Токио ¾ 12 млн человек.
Всего в Японии насчитывается примерно 650 городов. Из них с населением свыше 100 тыс. жителей ¾ более 200, с населением свыше 250 тыс. жителей ¾ около 70, а городов-миллионеров в 2000 г. было 11. Однако крупные японские города настолько обросли пригородами и спутниками и фактически слились с другими городами, что чаще рассматриваются в пределах городских агломераций. Ведущую роль среди них играет «большая тройка» агломераций.
Во-первых, это столичная агломерация Кэйхин, включающая в себя Токио, Иокогаму, Кавасаки, Тибу и десятки других населенных пунктов. Она занимает 7 тыс. кв. км, а население ее составляет, по разным данным, от 25 млн до 29 млн человек. Во-вторых, это агломерация Хансин, сложившаяся вокруг Осаки и охватывающая также Кобе, Киото и еще около 100 городов и поселков. Она занимает 4,5 тыс. кв. км с населением от 12 млн до 16 млн человек. Третья по величине агломерация, Тюке, охватывает г. Нагоя с ее спутниками. Она занимает территорию 3,2 тыс. кв. км с населением от 5 млн до 8 млн человек. Кроме того, не столь крупные агломерации образовались на острове Кюсю (Китакюсю ¾ Фукуока с населением 3 млн человек) и на острове Хоккайдо (Саппоро), где проживает около 2 млн человек.
Три крупнейшие агломерации вместе с расположенными между ними городами и поселками образуют единую урбанизированную систему ¾ Японский мегаполис, или мегаполис Токайдо. Общая численность мегаполиса превышает 60 млн человек (около 48% населения страны).
Главными японскими религиями являются буддизм и синтоизм (84%), оказавшие наряду с конфуцианским мировоззрением огромное влияние на формирование морально-этического облика японской нации. Другие религии составляют только 16% населения (в том числе христианство ¾ порядка 0,7%).
В стране сложился постиндустриальный тип занятости населения: доля занятых в третичном секторе составляет 67,7%, а доля занятых в промышленности ¾ в 2,5 раза ниже. Численность занятых в сельском хозяйстве (около 1,6%) в абсолютном выражении сокращается, а на добывающую промышленность приходится лишь 0,1% всех занятых.
Среднедушевой доход японцев считается одним из самых высоких в мире. Страну отличает весьма высокая степень социальной однородности населения: примерно 90% японцев относят себя к среднему классу, и разница в уровне доходов между самыми бедными и самыми богатыми людьми в Японии в 2 раза меньше, чем в США.
Япония ¾ конституционная монархия. Согласно действующей с 3 мая 1947 г. Конституции император является «символом государства и единства народа». Император проводит только акты, касающиеся государственных дел и закрепленные Конституцией, и не может осуществлять власть над правительством. Япония ¾ общенародное государство с демократической системой правления. Высшим законодательным органом государства является парламент, состоящий из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых сроком на четыре года. С 2006 г. премьер-министр Японии ¾ Синдзо Абэ.
Япония разделена на 47 административно-территориальных единиц ¾ префектур. В качестве отдельных префектур выделяются: остров Хоккайдо; мегаполис Токио на острове Хюнсю, а также две городские агломерации ¾ Осака и Киото. Местное управление в префектурах осуществляют выборные префектурные собрания.
Одной из важнейших особенностей природы Японии является сочетание ее приморского положения с преобладанием горных ландшафтов. Около 3/4 территории страны заняты горами и возвышенностями, на каждом крупном острове находится либо горный узел, либо параллельно простирающиеся горные цепи. Под действием тектонических сил и интенсивной эрозии горные массивы приобрели сложный и сильно расчлененный характер. Японские горы не очень высоки (в среднем 1600-1700 м над уровнем моря), но отличаются большой крутизной ¾ более 15°, из-за чего хозяйственное использование многих территорий затруднено.
Равнины и низменности, занимающие менее 30% территории, расположены узкими полосами вдоль морских побережий и речных долин во внутренних районах. Крупнейшие из них находятся на Тихоокеанском побережье. Крупные равнины есть и в других районах страны. Постоянно растущий дефицит пригодных доступных земель, особенно для нового промышленного строительства, заставляет японцев все более активно наступать на море. В целом же около 1/3 берегов страны стали насыпными или намытыми.
Существенное влияние на использование территории в хозяйственных целях оказывают высокая сейсмичность и вулканизм. Ежегодно в стране происходит около 1,5 тыс. землетрясений разной силы. Здесь сосредоточено 80 из 800 «живых» вулканов мира. С сейсмическими явлениями в глубоководных впадинах, расположенных в нескольких десятках километров на восток от Японии, связаны моретрясения, вызывающие огромные волны цунами.
Япония бедна полезными ископаемыми. Потребности ее хозяйства почти полностью удовлетворяются за счет импорта сырья и топлива, исключение составляют лишь относительно крупные запасы самородной серы, известняков. В Японии ведется небольшая промышленная добыча каменного угля (в основном на Кюсю), свинцовых, цинковых и медных руд, нефти и некоторых других ископаемых, однако запасы невелики, условия разработки сложны и почти по всем видам ресурсов добыча сокращается.
В целом климатические условия Японии достаточно благоприятны для ведения хозяйства и проживания людей. Хоккайдо и север Хонсю расположены в пределах умеренной климатической зоны, в южной части Хонсю, Кюсю, Сикоку ¾ климат субтропический, на острове Рюкю ¾ тропический. Для Японии характерна муссонная циркуляция атмосферы, обусловливающая значительное количество осадков в виде обильных летних дождей, а также зимних снегопадов (на севере страны). Горные цепи Центральной Японии, тянущиеся в меридиональном направлении, служат своеобразным климатическим барьером. В южных субтропических и тропических областях особенно благоприятны условия для сельского хозяйства. Смягчающее влияние на климат западной Японии оказывает теплое течение Куросио; вдоль северо-восточного побережья проходит холодное течение Оясио. Японские острова лежат на путях движения большинства тайфунов, зарождающихся в западной части Тихого океана.
Исторически в экономико-географическом положении Японии происходили очень существенные изменения. До конца XIX в. все ее основные торговые связи были направлены в сторону Азии. Но затем страна начала использовать выгоды своего положения на ключевых торговых путях Тихого океана. Ныне она занимает центральное положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это особенно важно для страны, сильно зависящей от импорта сырья, топлива и продуктов питания и ориентирующейся на экспорт своей готовой продукции.
В отраслевой структуре японской промышленности преобладают наукоемкие, высокотехнологичные производства. Япония лидирует по производству роботов, сверхбольших интегральных систем, некоторых видов процессоров и т. п. В промышленности велика роль малых и средних предприятий, представленных в различных отраслях национального хозяйства.
Несмотря на то что национальная экономика опирается преимущественно на обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство занимает в ней не менее важное место, поскольку обеспечивает страну большей частью потребляемого продовольствия. Из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в сельской местности доминируют мелкие землевладельцы, а средний размер фермерского хозяйства составляет менее гектара. Роль и значение агропромышленного производства как потенциального места занятости существенно снизилось после Второй мировой войны.
В сельской местности проживает около 20% населения страны, однако лица, для которых сельскохозяйственный труд служит источником дохода, составляют около 4,6% от общего числа занятых.
Сельское хозяйство имеет ярко выраженную продовольственную направленность, обеспечивая более 90% потребления риса и до 95% овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов и мясо-молочной продукции в стране. Напротив, подавляющая часть кормовых и технических культур ввозится из других стран. Товарная структура отрасли определяет особенности ее размещения. Именно поэтому для сельского хозяйства Японии характерны, во-первых, преимущественная концентрация в пригородных зонах крупных агломераций, во-вторых, наличие традиционных, специализированных на том или ином виде продукции периферийных сельскохозяйственных районов.
Интенсивный рост отраслей промышленности, углубление межрайонного и международного разделения труда, увеличение зависимости от экспорта и импорта, возрастание подвижности населения ¾ все это предъявляло и предъявляет повышенные требования к транспортной системе Японии. По характеру транспортной системы она напоминает страны Западной Европы, но по размерам перевозок грузов и пассажиров намного превосходит любую из них. В Японии развиты все виды транспорта, за исключением внутреннего водного и трубопроводного.
Во внутренних перевозках грузов ведущую роль играет каботажный флот, заметно возросло значение автомобильного транспорта. А вот по железным дорогам грузы почти совсем не перевозят. Изменилась и структура внутреннего пассажирооборота, в котором на первое место вышел автомобильный, на втором остался железнодорожный, а третье занял воздушный транспорт. Внешние грузоперевозки обеспечиваются почти исключительно морским транспортом.
Важным показателем экономико-географического положения Японии является уровень развития национальной транспортной системы. Так, общая протяженность железных дорог составляет 23,6 тыс. км (11-е место в мире). По грузообороту железных дорог она также входит во вторую десятку. Но по их пассажирообороту страна занимает первое место в мире, превосходя в этом отношении Россию почти в 3 раза. По протяженности автодорог Япония занимает пятое место. Большие грузовые автомобили, приняв на себя перевозку генеральных грузов, стали главным конкурентом железных дорог. Автомобильные трассы обычно проходят параллельно железным дорогам. Шоссейные дороги обеспечивают двухрядное, а то и многорядное движение в обоих направлениях. Существенное место в транспортной системе принадлежит ее морским портам. Всего в Японии насчитывается более 1000 портов, 19 из них имеют международное значение, девять принадлежит к числу мировых портов (грузооборот составляет свыше 50 млн т в год). Эти порты образуют три портовых комплекса: Кейхин, Ханшин, Токай. По уровню развития воздушного транспорта Япония занимает одно из ведущих мест в мире. По размерам пассажирооборота она уступает только США. Воздушный транспорт обеспечивает и внутренние, и международные перевозки. Всего в Японии 175 аэропортов, крупнейшие из них находятся в Токио и Осаке.
В западном мире Япония предстает державой номер два после США. По ряду экономических показателей она занимает первое или второе место в мире: первое место ¾ по производству стали, легковых автомобилей, морских судов, промышленных роботов; второе место ¾ по производству электроэнергии, меди, телевизоров, пластмасс, химических волокон, научного оборудования. Объем ВВП страны в 2006 г. составил 4,22 трлн дол., на душу населения ¾ 33,1 тыс. дол. В мировой торговле Япония занимает третье место (после США и Германии); ее доля в мировом экспорте составляет около 5% (см. приложение 3).
Несмотря на то что Япония работает в основном на привозном сырье, все последние годы ее торговый баланс отличается огромным перевесом экспорта над импортом. На сегодняшний день Япония вместе с США и Западной Европой составляет «тройку» важнейших экономических центров мира.
Довольно значимый вклад в достижение столь существенных успехов, помимо экономических причин, вносят трудолюбие и дисциплина, настойчивость, аккуратность и терпение японцев, способность четко организовать работу не только для самих себя, но и работу с иностранными партнерами.
Приведем некоторые социальные и экономические характеристики Японии:
¨ Япония ¾ однонациональная страна, японцы составляют 99% ее населения;
¨ страна бедна полезными ископаемыми и энергоносителями (уголь, нефть, газ). Товарная структура внешней торговли страны выглядит следующим образом. Импорт: топливо ¾ 49%, руды ¾ 13%, продовольственные товары ¾ 11%, прочая продукция обрабатывающей промышленности ¾ 9% и т. д.; экспорт: машины и оборудование ¾ 41,1%, автомобили ¾ 14,5%, прочая продукция обрабатывающей промышленности ¾ 22%, продукция черной металлургии ¾ 12%;
¨ Япония является главным мировым кредитором ¾ ее зарубежные активы превышают ее зарубежные обязательства на 300 млрд дол.;
¨ страна имеет самую высокую продолжительность жизни (около 80 лет);
¨ по некоторым показателям уровня и качества жизни Япония уступает западным странам. Продолжительность рабочего времени в год здесь выше, чем в других развитых странах, и составляет 2088 часов в год (США ¾ 1924 часа, ФРГ ¾ 1655 часов). Большинство рабочих средних и мелких предприятий работают шесть дней в неделю. Среднемесячная заработная плата составляет 4150,2 дол. Ежегодный рост заработно платы составляет 2%. Практикуется пожизненный наем;
¨ Япония имеет самые низкие темпы инфляции (-0,2% в год) и размеры безработицы (4,3% в 2005 г.).
9.2.2. Китай (Китайская Народная Республика)
Китайская Народная Республика (КНР) ¾ третье по территории государство мира ¾ 9,6 млн кв. км. Оно уступает только России и Канаде. КНР расположена в Центральной и Восточной Азии. С востока на запад страна протянулась на 5,7 тыс. км, с севера на юг ¾ 3,65 тыс. км. В омывающих страну с востока и юго-востока Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях расположено свыше 5 тыс. островов, которые Китай считает своими, но часть из них оспаривают соседи. Крупнейший остров ¾ Тайвань. Протяженность сухопутных границ Китая составляет 22,8 тыс. км.
КНР образована 1 октября 1949 г. Ныне в стране действует Конституция, принятая в 1982 г., по которой страна провозглашена социалистическим унитарным государством. По форме государственного правления КНР ¾ республика. Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей. В соответствии с принятым административным делением в Китае 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения, 2 особых административных района (Сянган и Аомынь). Столица ¾ Пекин (16,2 млн человек). Другие крупные города ¾ Шанхай (17,8 млн человек) и Тяньцзынь (4,8 млн человек).
Китай ¾ самая многонаселенная страна мира. За время существования КНР население страны увеличилось в 2,5 раза: с 542 млн человек в 1949 г. до 1306 млн в 2006 г. На долю страны приходится 21% жителей земного шара. В населении Китая преобладают мужчины (51%), что связано с их более высоким социальным статусом и тяжелыми условиями труда. За 1990-е ¾ начало 2000-х гг. среднегодовые темпы прироста населения составили 1,1%. С начала 1970-х гг. власти проводят политику по ограничению рождаемости, пропагандируются поздние браки. Супружеским парам рекомендуется иметь только одного ребенка. В результате Китай добился значительных изменений в репродуктивном поведении населения: повысился возраст вступающих в брак (до 24 лет), резко сократились ранние браки, уменьшилось число повторных рождений. В 1994-2006 гг. показатель естественного прироста составил 10,43%, при этом показатель рождаемости равен 16,52%, смертности ¾ 6,1%. Демографическая политика Китая стала одной из причин снижения коэффициента рождаемости с 34,1% в 1969 г. до 17% в 1996 г. и сокращения естественного прироста с 26% до 10,4%.
Китай обладает самыми многочисленными в мире трудовыми ресурсами, составляющими более 1/2 всего населения страны ¾ 798 млн человек (!). Значительная их часть (около 45%) занята в сельском хозяйстве. В стране остро стоят проблемы занятости: около 6 млн чел. считаются официально безработными. С неуклонным снижением пахотных земель на одного рабочего и повышением производительности труда в сельском хозяйстве связано аграрное перенаселение. Избыточная рабочая сила в городах достигла 8 млн человек. В результате проведения экономической реформы резко возросла миграция населения. Велики масштабы внутренней миграции, основные потоки которой направлены из сельской местности в крупные города. Так, только в 2001 г. она составила 146 млн человек, или около 8% всего населения. Процессы урбанизации набирают довольно быстрые темпы. Если до середины XX в. доля городских жителей в стране не превышала 10%, то в 2006 г. в городах проживало свыше 1/3 населения страны. Для Китая также характерна большая внешняя миграция. С начала 90-х гг. ХХ в. страну покинуло порядка 10 млн человек. По разным оценкам, китайская диаспора за рубежом насчитывает от 30 млн до 60 млн человек, которые проживают более чем в 160 странах мира. Плотность населения в стране различна: в прибрежных районах она составляет около 400 человек на 1 кв. км, на западе и северо-западе ¾ менее 10 человек. В городах проживает более половины населения. Возрастная структура характеризуется высокой долей трудоспособных: лишь 7,7% населения старше 65 лет и 20,8% моложе 14 лет.
КНР ¾ многонациональная страна. Здесь проживает 56 народностей, не считая племен, однако 91,9% жителей ¾ китайцы (ханьцы). Они сконцентрированы преимущественно в восточной части страны. Из 55 национальных меньшинств самое многочисленное ¾ чжуаны (около 16 млн человек). Далее следуют хуэй, уйгуры, маньчжуры, тибетцы, монголы, корейцы. Хуэй и маньчжуры используют китайский язык (относится к сино-тибетской семье), остальные ¾ родной. Свою письменность имеют 23 национальности. В Китае принята иероглифическая письменность, у истоков которой лежит пиктографическое письмо, когда рисунками изображалось то или иное понятие. Меньшинства проживают преимущественно в окраинных районах Северо-Восточного, Северного, Северо-Западного и Юго-Западного Китая.
В Китае исповедуют даосизм (зародился в самом Китае во II в.), буддизм (ламаизм), конфуцианство, ислам, католицизм и протестантство. Буддизм проник в Китай в I в. до н. э., и позднее началось его быстрое распространение. Ламаизм, одно из направлений в буддизме, является религией тибетцев, монголов и некоторых небольших народностей. Ислам исповедуют хуэй, узбеки, таджики, уйгуры. Значительно меньше распространены католицизм и протестантство ¾ в основном в Шанхае и Пекине. На севере страны (например, в Харбине) есть небольшая община православных.
В стране в силу разнообразного геологического строения территории имеются практически все известные в мире виды полезных ископаемых (около 150 видов). Поэтому Китай ¾ одно из наиболее обеспеченных минеральными ресурсами государство мира. По запасам каменного угля, руд цветных, черных и редкоземельных металлов, нерудных элементов он занимает главенствующие позиции в мире. Западные районы Китая еще недостаточно изучены и исследованы. Наиболее богатые месторождения каменного угля сосредоточены в экономически развитых Северном и Северо-Восточном экономических районах страны. Главные бассейны: Шанхайский, Шеньсинский, Кайлуаньский, Фушуньский и Фусиньский. По общим запасам каменного угля (более 1 трлн т) Китай занимает второе место в мире (после США), а по разведанным извлекаемым (783 млрд т) ¾ первое. Площадь угленосных районов в стране достигает 5% ее территории. По разведанным запасам нефти и газа (3 млрд т и 200 млрд куб. м соответственно) Китай уступает ведущим нефтяным странам, однако по добыче нефти он вышел на пятое место в мире. Основные месторождения находятся в Северном Китае, а также в Джунгарской и Цайдамской котловинах внутреннего Китая. Самое крупное месторождение Дацин ¾ треть добываемой в стране нефти, которая экспортируется в КНДР и Японию. Добыча газа ведется в Сычуаньской котловине. На северо-востоке и юге страны добывают горючие сланцы. Крупнейший по запасам железных руд Аньшаньский бассейн расположен в Северо-Восточном Китае. По промышленным запасам железных руд (5 млрд т) страна находится на третьем месте в мире. Для получения легированных и специальных сортов стали страна располагает месторождениями мирового значения (вольфрама, молибдена, марганца и др.). Руды цветных металлов сосредоточены в южных и центральных провинциях. Представлена добыча алюминиевого сырья, медных, оловянных и других руд, ртути, сурьмы, золота, серебра.
Плодородие сельскохозяйственных угодий определяется климатическими условиями и почвенными ресурсами. В целом на фоне благоприятных условий значительный ущерб урожаю наносят внезапные заморозки, пыльные бури, суховеи, разливы рек, тайфуны, наводнения. Основная часть лесных ресурсов сконцентрирована на северо-востоке (таежные хвойные леса) и на юго-востоке (тропические и субтропические лиственные леса) страны. Площадь лесов составляет 163 млн га, степей ¾ примерно 400 млн га, используется для выпаса скота. По такому показателю, как эффективная территория1, КНР занимает четвертое место в мире (почти 6 млн га), несколько опережая Россию.
Ресурсы пресной воды страны весьма велики (более 50 тыс. рек), но крайне неравномерно распределены по территории. Так, наиболее богата водными ресурсами восточная часть страны. Несмотря на это, по показателям забора пресной воды страна уступает среднемировым. Реки принадлежат как к областям внутреннего стока (в районе Тибетского нагорья), так и к областям внешнего ¾ бассейнам Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. Воды рек Китая широко используются для орошения. Самая крупная речная система, занимающая 1/5 территории страны, бассейн реки Янцзы. Эта река ¾ не только самая главная водная артерия Центрального Китая, но и основной источник гидроэнергии. Несмотря на это, в Китае с его великими реками гидроресурсы используются не более чем на 10%.
По объему ВВП и промышленного производства в целом КНР занимает в мире второе место (после США), но по размерам ВВП на душу населения (7600 дол.) значительно уступает развитым странам, а также России. Доля Китая в мировом экспорте составляет 8,3%, в импорте ¾ 6,9%.
Китай обладает крупнейшим в мире сельским хозяйством, с доминированием растениеводства. Оно обеспечивает продовольствием население, поставляет сырье для пищевой и легкой промышленности, производит продукцию на экспорт. Здесь занято большинство самодеятельного населения Китая. Климатические условия и почвенные ресурсы определяют плодородие сельскохозяйственных угодий. Особо ценные земли находятся на Великой Китайской равнине на востоке страны ¾ это главные районы земледелия. На западе страны оно возможно лишь в оазисах, по долинам рек и имеет очаговый характер. Там преобладает животноводство. Здесь развиты все направления, особенно мясного профиля, что сделало Китай одним из ведущих производителей мяса в мире. Основной отраслью животноводства является свиноводство. Оно базируется на отходах зернового производства и пищевых отходах в восточных провинциях. Основные районы разведения овец и коз ¾ север страны, Внутренняя Монголия и предгорные районы юга и запада. Развиваются также птицеводство, пчеловодство и традиционная отрасль Китая ¾ шелководство. Рис ¾ основная продовольственная культура КНР. Пшеница ¾ вторая по значению культура Китая. Арахис ¾ основная масличная культура.
Важной отраслью экономики и еще более значимым источником продуктов питания является рыболовство и рыбоводство. Везде, кроме Тибета, ловят сельдь, белого амура, карпа, при этом искусственное рыборазведение дает свыше 65% вылова. Широкое распространение получило разведение рыбы на рисовых полях. Морские площади Китая, используемые для промысла, составляют около 1,6 млн кв. км и пригодны для выращивания морского черенка, двустворчатых моллюсков, устриц, а также бурых и красных водорослей.
Транспортная сеть обеспечивала ранее главным образом связь морских портов с внутренними районами страны. Большинство всех грузов перевозилось по рекам и каналам, а также гужевым транспортом. В настоящее время увеличился грузо- и пассажирооборот всех современных видов транспорта. Железнодорожный транспорт резко доминирует над остальными видами. Он обеспечивает 3/4 всех перевозок грузов, но роль его уменьшается в грузообороте в пользу морского, автомобильного и авиационного транспорта. Сохраняется использование традиционных видов транспорта: гужевого, вьючного, велосипедного. По протяженности железных дорог КНР занимает пятое место в мире вслед за США, Россией, Индией и Канадой, но по густоте уступает им в несколько раз. Важнейшими железнодорожными магистралями в меридиональном направлении являются: Пекин-Гуанчжоу; Пекин-Шанхай; Пекин-Цзюлун; Пекин-Харбин; в широтном ¾ Ляньюньган-Ланьчжоу-Урумчи-Алашанькоу (граница с Казахстаном)-Роттердам. В труднодоступных местах Юго-Западного Китая проложены линии Чэнду-Чунцин; Баоцзи-Чэнду; Чэнду-Куньмин. С наибольшей напряженностью работают дороги восточной части страны, по ним перевозят уголь, строительные материалы, руды, нефтепродукты. Осложняет строительство новых железных дорог гористый рельеф. Развитие современной транспортной инфраструктуры ¾ часть экономической стратегии страны. Завершилась прокладка вторых путей и электрификация китайского участка трансконтинентальной железной дороги от порта Ляньюньган на востоке Китая до Роттердама в Голландии. Ее китайская часть совпадает с трассой Великого шелкового пути. Особенно быстро в 1990-е гг. развивался морской транспорт, обеспечивающий быстро расширяющиеся внешнеэкономические связи страны. Крупнейшими портами являются Шанхай, Сянган, Далянь, Циндао, Хуанпу. Огромное значение, особенно в широтном направлении, имеет речной транспорт. Исключительно важное значение имеет бассейн реки Янцзы, на который приходится 65% судовых путей. По реке перевозится 70% грузов, что составляет свыше 80% грузооборота речного транспорта страны. Главные порты ¾ Нанкин, Шанхай, Ухань, Чунцин.
Выгоды экономико-географического положения. Экономико-географическое положение КНР очень выгодно, так как страна расположена вдоль тихоокеанского побережья и имеет доступ к морю от самых отдаленных уголков. Приморское положение КНР способствует развитию ее хозяйства и внешнеэкономических связей.
Китай граничит по суше с КНДР, Россией, Монголией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. Российско-китайская граница ¾ самая протяженная в мире сухопутная граница между двумя государствами (если не считать границу России с Казахстаном). На востоке она начинается невдалеке от Японского моря, проходит по низменности у озера Ханка, по полноводным рекам Уссури, Амуру и Аргуни. Реки судоходны2.
Территорию Китая, Монголии и России пересекают кратчайшие наземные пути от берегов Тихого океана в страны Европы. Это преимущество было реализовано при сооружении железнодорожных путей международного значения: в начале XX в. Далянь-Харбин-Маньчжурия, в середине XX в. ¾ Пекин-Эрэн-Хото (Эрлянь) и далее через Улан-Батор с выходом обеих дорог на Транссибирскую магистраль. Ту же цель имело строительство самой длинной магистрали КНР от порта Ляньюньган через Ланьчжоу-Урумчи к границе Казахстана. На территории Казахстана во встречном направлении к г