Обрабатывающая промышленность
Какой конструкционный материал в мире является основным и в чем состоят его достоинства? Какие отрасли обрабатывающей промышленности олицетворяют научно-технический прогресс в наибольшей степени?
К отраслям обрабатывающей промышленности относятся металлургия, машиностроение, химическая промышленность, деревообрабатывающая, цементная, легкая, пищевая и многие другие. Рассмотрим основные из них.
Металлургия.Металлургия обеспечивает человечество конструкционными материалами – черными и цветными металлами. Несмотря на усиливающуюся конкуренцию пластмасс, сталь остается пока основным конструкционным материалом.
Мировое производство стали составляет около 750 млн. т ежегодно. При этом на развитые страны приходится около 80% ее производства, на развивающиеся – 20%. Главные производители стали – КНР (более 100 млн. т), Япония, США, Россия, Германия.
Отличительной особенностью развития черной металлургии в развитых странах Запада в последние годы является уменьшение производства и потребления стали. Эта на первый взгляд странная тенденция объясняется тремя причинами. Во-первых, в мире идет прогрессивный процесс общего сокращения металлоемкости продукции. Во-вторых, металлы активно вытесняются пластмассами. В-третьих, часть чер ной металлургии, как недостаточно «чистое» производство, уже переместилась в страны третьего мира.
В России также взят курс на сокращение металлоемкости продукции за счет экономии металла. К сожалению, доля неметаллических конструкционных материалов в нашем машиностроении пока намного меньше, чем в США. Меньше доля используемого металлолома.
Существенно изменилась за последние годы география мировой железорудной базы. Использование богатой руды (до 60% железа) из развивающихся стран при дешевизне местной рабочей силы привело к прекращению добычи в ряде железорудных бассейнов Западной Европы.
Основные производители и экспортеры рудного сырья в зарубежном мире – КНР, Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР (рис. 52).
Крупнейший поставщик железной руды в страны Восточной Европы – Россия.
Потоки импортной руды (а подчас и коксующегося угля) обусловили во многих западноевропейских странах и Японии рост приморской металлургии. Из развитых стран Запада лишь в США и Германии преобладают внутренние центры черной металлургии. В США они расположены вблизи Великих озер (район Чикаго, Детройта, Янгстауна). Но развивается также и приморская металлургия (Балтимор на Атлантическом побережье, район Лос-Анджелеса на Тихоокеанском). В Германии доминируют Рурский и Саарский металлургические районы.
В странах, не зависимых от импорта сырья и кокса (Россия, Украина, Китай и др.), металлургические комбинаты расположены вблизи угольных и железорудных баз или между ними. Заметным производителем металла является Польша.
Быстро набирает темпы черная металлургия в развивающихся странах. Крупными производителями металла становятся Бразилия (обогнавшая Францию и Великобританию), Индия, Республика Корея и др.
Цветная металлургия мира производит около 40 млн. т различных металлов в год. Это прежде всего алюминий (17 млн. т), находящий самое широкое применение в современной жизни: в авиационной и ракетной технике, в автомобилестроении, в производстве легких конструкционных материалов и многих других отраслях хозяйства.
Алюминиевая промышленность представлена двумя территориально разорванными производственными звеньями. Первое из них – получение глинозема (окисла алюминия), география которого частично тяготеет к странам, добывающим бокситы (табл. 6). Второе, более энергоемкое – производство алюминия – к источникам дешевой электроэнергии, преимущественно в развитых странах. Основные страны по добыче бокситов – Австралия, Гвинея, Ямайка, Китай, Бразилия, по производству глинозема – Австралия, Китай, США, Ямайка. По производству же алюминия порядок производителей совсем другой: США, Россия, Китай, Канада, Австралия. Во всех этих странах производство ведется в районах крупных ГЭС или в узлах мощных тепловых электростанций.
Объясните причины несовпадения списков ведущих бокситодобывающих и выплавляющих алюминий стран. Чем объяснить тяготение заводов по выплавке алюминия к гидроэлектростанциям?
Таблица 6 Доля стран мира в добыче бокситов и производстве алюминия (%, 2000 г.)
Добыча бокситов | Выплавка алюминия | ||
Австралия Гвинея Бразилия Ямайка Китай Индия Венесуэла Суринам Греция Гайана Другие страны | 39 13 10 98 65 3 2 14 | США Россия Китай Канада Австралия Бразилия Норвегия ЮАР Германия Венесуэла Другие страны | 15,3 13,5 10,6 9,9 7,4 5,3 4,3 2,8 2,7 2,4 25,8 |
Всего | Всего | 100,0 |
Руды тяжелых цветных металлов содержат очень небольшое количество металла. Так, содержание меди в добываемой руде от 0,5 до 3,5%, причем в обработку вовлекаются все более бедные руды. Вот почему обогащение руд и производство черновой меди организуется практически во всех странах, добывающих руду. Большая часть запасов медных руд сосредоточена в Чили, США, Замбии. Рафинирование меди требует большого количества электроэнергии, поэтому часть черновой меди вывозится в развитые страны. Крупнейшие производители рафинированной меди – США, Россия, Япония и Германия.
Разрыв между добывающими странами и производителями металла виден и в выплавке свинца. По добыче руды здесь доминируют Россия, Австралия, США, Канада, затем следуют Перу и Мексика. Среди крупнейших же производителей металла нет, однако, ни одной развивающейся страны: доминируют США, Россия, страны Западной Европы.
Машиностроение.По структуре машиностроение – самая сложная
и разветвленная отрасль мировой промышленности. Кроме машин и оборудования, приборов и инструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможные изделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др. Страны «большой восьмерки», а также КНР производят практически все виды металлоизделий, машин и оборудования – от «иголок до самолетов». Страны Западной и Восточной Европы, а также некоторые развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Сингапур и др.) обычно специализируются на выпуске определенных видов машиностроительной продукции, с которой они выходят на мировой рынок. В большинстве развивающихся стран существует не машиностроение, а, правильнее сказать, металлообработка, представленная ремонтными мастерскими по обслуживанию транспорта, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и изготовлению простейшего инвентаря. В пределах отдельных стран размещение машиностроения находится в зависимости от многих факторов. Так, предприятия по производству металлоемкого оборудования для самого машиностроения, черной металлургии, химической промышленности, энергетики тяготеют к районам черной металлургии (Северо-восток США, Рур в Германии, Донбасс на Украине, Урал в России, Верхняя Силезия в Польше и т. д.). Приборостроение, радиоэлектроника, производство точных машин размещаются в районах, имеющих трудовые ресурсы высокой квалификации. В размещении предприятий по выпуску бытовых приборов и машин огромную роль играет потребительский фактор, наличие покупательского спроса.
Одна из главных отраслей машиностроительного комплекса мира – автомобилестроение. Оно во многом определяет состояние экономики крупнейших развитых стран, так как, во-первых, является важной экспортной отраслью, во-вторых, к нему «привязаны» многочисленные поставщики пластмасс, резины, стекла и т. д.
В мире ежегодно производится около 50 млн. легковых и грузовых автомобилей (рис. 53). Законодателями мод в мировом автомобилестроении выступают Япония и США, производящие примерно по 8–10 млн. автомобилей в год. К числу крупнейших автомобильных фирм мира принадлежат «Дженерал моторе», «Форд», «Крайслер» (США), «Тойота», «Ниссан», «Хонда» (Япония), «Фольксваген» (Германия), «Фиат» (Италия) и др. (рис. 53).
Размещение крупных автозаводов обычно «кустовое» – в центре
находится головной завод, вокруг него более специализированные предприятия, в том числе поставщики резины, стекла, пластмасс, красителей. Такие «кусты» предприятий имеются вокруг Детройта (США), Вольфсбурга (Германия), Нижнего Новгорода (Россия) и т. д.
В мировом (невоенном) судостроении ведущие позиции занимают Япония и Республика Корея. В то же время многие «вчерашние» лидеры (США, Великобритания, Германия и др.), по сути, свернули свое судостроение, переключившись главным образом на судоремонт (рис. 54).
Очень важную роль в машиностроительном комплексе мира играют также другие отрасли транспортного машиностроения (вагоностроение, самолетостроение), производство технологического оборудования для промышленных предприятий, станкостроение и т. д.
Химическая промышленность.Эта отрасль в наше время является надежным индикатором, показывающим степень модернизации экономики любой страны, уровень
использования ею открытии научно-технического прогресса. Все ведущие государства мира интенсивно развивают эту отрасль (особенно химию органического синтеза).
Производимая химической промышленностью продукция (кислоты, удобрения, красители, лаки и краски, ядохимикаты, волокна, каучук, пластмассы и т. д.) используется в технологических процессах многих отраслей хозяйства. Так, машиностроению поставляются пластмассы, резина, кислоты (для обработки деталей), горной промышленности – взрывчатые вещества, текстильной – волокна и красители, сельскому хозяйству – минеральные удобрения, ядохимикаты и т. д.
Размещение химической промышленности мира представляет собой весьма сложный рисунок и зависит от множества факторов: природных, экономических, исторических и др. В целом оно отличается следующими особенностями.
Часть отраслей химической промышленности размещена более или менее равномерно, без резких сгустков.
Это, как правило, небольшие предприятия, производящие лаки, краски, бытовые химикаты, фармацевтические изделия, некоторые виды удобрений. Такие предприятия чаще всего представляют собой технологически самостоятельные «точки», создание которых в развитой стране возможно практически везде. Вместе с тем в составе химической промышленности имеются отрасли и производства, образующие сочетания тесно взаимосвязанных предприятий, например крупные нефтехимические комплексы, основанные на широких внутри- и межотраслевых связях. Их размещение привязано к сырьевой и энергетической базам.
Такая форма размещения присуща практически всем крупным районам и центрам химической промышленности мира; среди них Техас и Питтсбург в США, Поволжье в России, Донбасс на Украине, Рур и Лейпциг-Галле в Германии, Пред-карпатье в Румынии и др.
Вопросы и задания. 1.Вспомните значение понятий «материалоемкие», «трудоемкие» и «наукоемкие отрасли». Приведите конкретные примеры продукции из разных отраслей промышленности. 2. Какие страны мира обладают наиболее крупными запасами железных и марганцевых руд, коксующихся углей? Соответствует ли размещение железорудных баз в мире размещению металлургической промышленности? Чем это объясняется? 3. Почему многие отрасли машиностроения требуют кооперирования? 4. Пользуясь географическим атласом, дайте характеристику размещения добычи химического сырья и основных направлений его мировых перевозок. 5. С помощью атласа сделайте анализ размещения промышленности минеральных удобрений мира. 6. Основу многих наиболее крупных индустриальных комплексов мира составляют черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Приведите примеры подобных комплексов в мире. В чем состоят их выгоды?
Сельское хозяйство
Какие показатели свидетельствуют об огромной роли этой отрасли материального производства? Что такое аграрные отношения и какова их география в современном мире? От каких факторов зависит соотношение растениеводства и животноводства?