Численность населения и его воспроизводство

Что представляет собой демографическая история землян? Можно ли приостановить большой естественный прирост населения Земли? Что та­кое демографическая политика?

Демографический взрыв и тео­рия демографического перехода.

35–40тыс. лет назад на Земле, по мнению ученых, насчитывалось всего около 1 млн.. представителей Homo sapiens (человек разумный). С тех пор численность человечества выросла в тысячи раз. В конце 1999 г. на планете появился 6-мил­лиардный житель.

В демографической истории че­ловечества условно можно выделить два больших периода. Первый из них соответствовал так называемой аграрной цивилизации и продол­жался примерно до второй полови­ны XVIIв. Онотличался сравни­тельно низким приростом насе­ления. В условиях первобытного общества, даже при наличии поли­гамии (т. е. многобрачия), естествен­ный прирост был незначителен, так как хотя рождаемость и смертность находились на высоком уровне. но

они взаимно уравновешивались. Лишь при феодализме рост населе­ния несколько ускорился.

Однако наиболее заметные изме­нения в численности жителей зем­ного шара, ознаменовавшие переход ко второму периоду демографи­ческого развития, произошли за по­следние три с лишним столетия. В 1900г. численность населения Земли превысила 1,6 млрд.. человек, а к 1960 г. она достигла 3 млрд.. че­ловек. Это значит, что для удвоения мирового населения в XX в. потре­бовалось более 60 лет. Но следую­щее удвоение (6 млрд..) произошло всего через 39 лет (рис. 21).

Самыми высокими в мировой ис­тории темпы прироста населения (около 20%о) были в начале 60-х гг. нынешнего столетия (табл. 3). Тогда и возникло понятие демографиче­ский взрыв,означающее резкое уве­личение прироста населения, появились

Таблица 3 Темпы ежегодного прироста населения (в %)

Годы Весь мир Развитые страны Развивающиеся страны
1960–1965
1975–1980
2025 (прогноз)

пугающие прогнозы перенасе­ления Земли.

В чем же причина демографи­ческого взрыва? Это прежде всего результат резкого снижения смерт­ности во всех возрастных группах. Рождаемость же либо сохранилась на неизменном уровне (во многих развивающихся странах), либо сни­зилась, но не в такой степени, как смертность (рис. 22).

Жизнь опровергла пессимистиче­ские прогнозы последствий демогра­фического взрыва. Уже в середине 80-х гг. годовой прирост населения Земли упал до 17%о, т. е. пик демо­графического взрыва остался позади.

Что произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографиче­ского перехода. Всоответствии с ней уровень рождаемости и смертности людей обусловлен не биологическими законами, а социальными условиями. Таким образом, демографический пе­реход означает процесс последова­тельных изменений рождаемости, смертности и естественного приро­ста населения по мере социально-экономического развития стран.

Процесс демографического пере­хода характеризуется следующими фазами: 1) высокая рождаемость – высокая смертность; 2) высокая рож­даемость – снизившаяся в связи с успехами здравоохранения смерт­ность; 3) низкая рождаемость – низкая смертность.

На рисунке 23, иллюстрирую­щем теорию демографического пере­хода, крайние левые места (1-я фа­за) занимают страны Африки (един­ственный континент, где темпы при­роста населения фактически еще не снизились). В центральной части (2-я фаза) – многие страны Азии и Латинской Америки, где демографической

переход проявляется в за­метном снижении смертности, но рождаемость еще остается высокой. Правую часть (3-я фаза) занимают развитые страны Запада, Япония, страны Восточной Европы (кроме Албании), Россия, Украина, Бе­лоруссия и КНР. В противопо­ложность государствам с высокой рождаемостью здесь в отдельных странах проявляется естественная убыль населения – депопуляция. Например, в Германии, Венгрии, Дании низкая рождаемость в от­дельные годы не покрывает смерт­ности, что отчасти связано с замет­ным постарением населения. Два типа воспроизводства насе­ления.В современном мире условно можно выделить два главных типа



воспроизводства населения.Первый тип характеризуется очень высокой рождаемостью, уменьшением смерт­ности и высокими темпами роста населения. Именно в странах этого типа ярко проявился демографиче­ский взрыв (большинство стран Аф­рики, Азии и Латинской Америки).

Второй тип воспроизводства населения отличается средними и низкими показателями рождаемо­сти, резким уменьшением смертно­сти и замедлением (или стабилиза­цией) темпов роста населения (раз­витые капиталистические страны, большинство стран Восточной Евро­пы, Россия и КНР).

В мире в целом наблюдается устойчивое снижение темпов приро­ста населения. Но есть страны, где демографическая ситуация не толь­ко не улучшается, но и ухудшается, ведя к дальнейшему обострению со­циального положения людей.

Демографическая политика.Де­мографическая политика – систе­ма различных мер, предпринимае­мых государством с целью воздей­ствия на естественное движение населения, на решение специфиче­ских для данной страны проблем населения.

Это могут быть меры экономиче­ского стимулирования рождаемости (семейные пособия и разного рода поощрительные выплаты, льготы многодетным семьям и молодоже­нам при распределении жилья, рас­ширение сети детских дошкольных учреждений и т. д.), администра­тивно-правовые меры (изменение возраста регистрации браков, рас­ширение имущественных прав мате­ри и детей при распаде семьи, за­прет абортов и др.). Наконец, это может быть пропаганда почетности

и важности материнства, отцовства или использования противозачаточ­ных средств, половое воспитание молодежи и т. д.

Естественно, что направленность демографической политики в раз­ных странах зависит от существую­щих в них демографических проб­лем. Так, в странах с очень высоким приростом населения она направлена на его уменьшение. Целью прави­тельства КНР – самой многолюд­ной в мире страны – было резко приостановить прирост населения, «вывести» страну на семью с одним ребенком. От административных мер (вплоть до стерилизации) КНР перешла к пропагандистским и эко­номическим мерам. В результате были достигнуты ощутимые резуль­таты планирования семьи – годо­вой прирост населения снизился с 28%о (1968) до 10–11%о (90-е гг.), т. е. стал ниже среднемирового.

Опыт КНР стал примером для многих стран с высоким естествен­ным приростом населения. По этому пути пошла многонаселенная Индия, где распространен лозунг: «Одна се­мья – два ребенка». Однако здесь демографическая политика осуще­ствляется менее успешно. Политику государственного ограничения рож­даемости проводят также Бангладеш, Индонезия, Шри-Ланка, Пакистан и ряд других азиатских и латино­американских стран. Наименьшей эффективностью демографическая политика отличается в слаборазви­тых странах Африки. Многодет­ность населения поощряется прак­тически всеми религиями.

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бель­гия, Венгрия и др.) демографиче­ская политика направлена на увеличениеприроста населения. Ме­ры, используемые правительствами этих государств для стимулирова­ния роста рождаемости, различны и включают денежные выплаты, льготы для семей с двумя и более детьми, запрещение абортов (Герма­ния) и др.

Итак, наша цивилизация пережи­ла пик демографического взрыва. Однако численность населения мира

продолжает расти. Необходимо до­биться естественной стабилизации ко­личества жителей нашей планеты. До­стичь этого можно путем повышения жизненного и культурного уровня на­селения, развития науки и просвеще­ния, в первую очередь в слабораз­витых странах. Велика роль в этом целенаправленной демографической политики, к которой прибегает все больше государств.

Вопросы и задания. 1.В чем сущность теории демографического перехода?

Тенденции демографического развития, каких стран подтверждают ее правиль­ность? 2. Пользуясь данными таблицы 2 приложения, охарактеризуйте динамику численности населения земного шара в XX в. С помощью калькулятора рассчи­тайте темпы роста (в %о) численности населения: а) в мире в целом; б) в зару­бежной Европе; в) в Латинской Америке. О чем свидетельствуют полученные данные? 3. Раскройте содержание понятий «демографический взрыв», «нулевой прирост населения», «демографическая политика». 4. Каковы различия в на­правленности демографической политики в таких странах, как КНР, Индия, Франция? 5. Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она, по вашему мнению, права личности?

Расовый и этнический состав

По какому принципу ведется классификация народов Земли? Какая язы­ковая семья самая многочисленная на планете? Чем вызвано распростра­нение в мире английского и испанского языков?

Расовый состав.Из начального курса географии вы знаете, что чело­вечество принято делить на три глав­ные расы: европеоидную, монголо­идную и негроидную. (Вспомните их распространение по земному шару.) Кроме того, некоторые ученые выде­ляют еще одну, четвертую расу – австралоидную. Ее немногочисленные представители расселены на юго-востоке Азии, в Океании и Австралии. Но неверно думать, что все население мира принадлежит к этим расам. Их представители в общей численности населения мира составляют лишь око­ло 70%. Остальные 30% – это сме­шанные и промежуточные расовые группы, к которым принадлежат, например, эфиопы, малагасийцы, полинезийцы, меланезийцы и др.

Особенно интенсивно расовое смешение происходило в Америке.

Так, смешение европейских переселенцев с местным монголоидным индейским населением привело к образованию метисов; смешение переселенцев европеоидов с неграми, завезенными сюда из Африки, привело к возник­новению (особенно в Бразилии и на островах Карибского моря) мулатов; вследствие браков негров с индейцами образовались группы самбо.Население планеты – калейдо­скоп народов.Этнический (нацио­нальный) состав населения земного шара – результат длительного исто­рического процесса. В настоящее время в мире существуют различ­ные типы этнических общностей: отдельные племена, группы род­ственных племен, нации.

Как правило, этническая общ­ность характеризуется совокупностью таких признаков, как общий язык, территория, особенности быта и куль­туры, этническое самосознание. Одна­ко иногда какие-то признаки (на­пример, общность территории) мо­гут отсутствовать.

Точное определение этнического состава Земли очень сложно, так как наука выделяет в современном мире 3–4 тыс. различных наро­дов, численность которых колеб­лется от десятков человек до сотен миллионов.

Национальные критерии лежат в основе разделения человечества на государства. Иногда две или более нации могут создать одно государ­ство (Россия, Индия и др.). Несовпа­дение государственных и этниче­ских границ нередко приводит к разобщению народов. Так, курды живут компактно на стыке Турции, Ирана, Ирака и Сирии.

Около половины государств зем­ного шара однонациональны (т. е. основная национальность составля­ет свыше 90%). Это Дания, Швеция и др. Остальные страны много­национальны. К их числу можно от­нести Россию и США (в этих стра­нах проживают представители более 100различных национальностей), Великобританию (англичане, шот­ландцы, уэльсцы и др.), Испанию (испанцы, каталонцы, баски и др.).

Многонациональность особенно характерна для развивающихся стран. Только в Индии имеется не­сколько сотен различных этниче­ских общностей, в Нигерии – около 200, в Индонезии – не менее 150.

Классификация народов обычно ведется по принципу языковой бли­зости. Самыми большими единица­ми в этой классификации являются языковые семьи. Наибольшая по численности – индоевропей­ская семья, к которой относятся около 2,5 млрд.. человек. Она вклю­чает ряд групп: романскую (францу­зы, итальянцы, испанцы, латино­американцы), германскую (немцы, англичане, американцы), славянскую (русские, украинцы, белорусы, по­ляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты) и др. Китайско-тибетская семья является второй по чис­ленности, а крупнейшей языковой группой в ее составе – китайская.

К наиболее распространенным языкам мира относятся: китайский, на котором говорят более 1 млрд.. че­ловек, английский (400 млн..), хинди(400млн..), испанский (280 млн..), русский (220 млн..). Широкое рас­пространение английского и испан­ского языков, резко превосходящее население собственно Великобрита­нии и Испании, объясняется коло­ниальным прошлым многих стран Азии, Африки и Латинской Амери­ки. Так, до сих пор государствен­ным языком 19 африканских стран является английский язык. Языко­вая принадлежность здесь заметно отличается от национальной.

Сегодня в мире существует око­ло 6 тыс. языков. В I в. н. э. их было примерно 10тыс., к Средним векам их стало уже на тысячу мень­ше. Происходит довольно быстрое уменьшение «живых» языков: из 6000 современных языков 90% на­ходятся под угрозой исчезновения, их вытесняют другие языки. Линг­висты считают, что в XXI в. будут ежегодно исчезать около 10 языков. В Европе уже перестали существо­вать готский язык в XVI в., старо­прусский в XVII в., корнуэльский в XVIII в. В ближайшие десятилетия в Германии исчезнут северофриз­ский и серболужицкий языки.

Национальный вопрос и его про­явление в современном мире.Одним из самых острых вопросов во мно­гих странах мира, где имеются на­циональные или расовые различия, является национальный, который включает совокупность политиче­ских, экономических, территориаль­ных, правовых, идеологических и культурных отношений между раз­личными этническими общностями.

К сожалению, в современном ми­ре еще встречаются проявления на­ционализма, для которого характер­ны идеи национального превосход­ства и национальной исключитель­ности какого-то народа. Обычно это приводит к национальной вражде и ненависти. Не изжита полностью также расовая дискриминация г.

Обеспечение свободного и равно­правного развития всех наций и народностей – одна из наиболее благо­родных задач человечества. Между тем в мире постоянно возникают «го­рячие точки» национальных и регио­нальных конфликтов. Так, многие десятилетия не затухает ближневос­точный очаг напряженности, связан­ный с израильско-арабским проти­востоянием и породивший проблему палестинских беженцев. Имеются свои «горячие точки» и в Европе: в Се­верной Ирландии (борьба католиче­ского меньшинства против проанглийских протестантов), в Испании (выступление басков), на Кипре (ту­рецко-греческий конфликт, привед­ший к фактическому разделению этой островной республики), в респуб­ликах, входивших в бывшую Юго­славию, в Болгарии (из-за положения турецкого меньшинства), в Румынии (из-за положения венгерского мень­шинства). Остры национальные проб­лемы и в государствах, образовав­шихся на территории бывшего СССР. Итак, население планеты – это калейдоскоп многочисленных наро­дов. Их классификация ведется на основе принципа языковой близости. Две языковые семьи – индоевро­пейская и китайско-тибетская – наи­более крупные на земном шаре. В мире остаются национальные проб­лемы, которые время от времени по­рождают «горячие точки» на нашей планете, что нередко приводит к тя­желым последствиям в экономиче­ской и социальной жизни.

Дискриминация – ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их нацио­нальности, расы, пола, вероисповедания.

Вопросы и задания. 1.Что лежит в основе различий между человеческими ра­сами? Кого следует относить к представителям смешанных и промежуточных расовых групп? 2. Что следует понимать под этнической общностью? 3. Приве­дите конкретные примеры стран, где государственным языком является англий­ский, испанский, французский (не считая Великобритании, Испании и Франции). Почему так произошло? 4. На основе последних материалов средств массовой информации приведите примеры национальных конфликтов в современном мире. Что лежит в их основе и как, по-вашему, их можно разрешить?

Наши рекомендации