Хозяйство и общество древнейших государств Шумера и Аккада.
Многочисленные деловые документы (преимущественно из архивов шумерских городов Шуруппака и Лагаша) позволяют нам детально познакомиться с хозяйством Южного Двуречья в середине III тысячелетия до н. э. Основой земледелия являлось искусственное орошение, когда посредством системы: каналов, плотин и дамб вода равномерно подавалась на поля. Обработка земли производилась при помощи примитивной деревянной сохи, в которую впрягали ослов или быков; наряду с сохой широко распространена была мотыга. Серпы состояли из глиняной рукоятки и вставленных в рукоять кремневых зазубренных пластин, лезвиями которых перепиливали стебель. Стебель срезали обычно под колос, и после жатвы на поле выгоняли скот. Колосья отвозили на ток и обмолачивали, прогоняя по току ослов или быков. Обмолоченное зерно вместе с мякиной сметали в кучи, провеивали, подбрасывая его лопатами, и складывали в амбары. Зерно размалывали на зернотерках.
Основными видами злаков были ячмень и эммер, они шли на изготовление хлеба и пива. Кроме того, шумеры возделывали лен, чечевицу и сезам, из которого отжимали масло. Среди садовых культур наиболее важной была финиковая пальма: из ее ствола изготовляли домашнюю утварь, из лыка-веревки и рогожу, финики в разном виде шли в пищу и даже косточки размачивались и скармливались скоту. Виноград плохо рос в Шумере - вино обычно привозили с севера.
Животноводство было также развито в Южном Двуречье: уже древнейшие тексты упоминают большие стада баранов. Скот выгоняли пастись на заболоченные луга и горные пастбища, а при стойловом содержании кормили зерном. Крупный рогатый скот давал мясо и молоко, из которого умели приготовлять масло, творог и сыр; овец разводили ради мяса и шерсти; как уже было сказано, ослы и быки использовались в качестве тягловой силы. Лошадей у древних шумеров не было. Наконец, птицеводство (разведение гусей и уток) играло немаловажную роль.
Все это приводило к тому, что старые формы добывания пищи - охота и рыболовство - были отодвинуты на задний план, хотя за счет рыбной ловли еще долгое время кормилась известная часть населения Двуречья.
Ремесленная техника в середине III тысячелетия до н. э. оставалась весьма примитивной: основные орудия изготовлялись из камня, дерева и глины; медь появилась еще в IV тысячелетии до н. э., но бронзу научились изготовлять только во второй половине III тысячелетия до н. э. Зато в керамическом производстве шумеры применяли гончарный круг и гончарный горн для обжига посуды. По-видимому, керамику изготовляли гончары-профессионалы. Шумерские плотники и столяры умели делать колесницы и лодки, а оружейники ковали кинжалы и копья. Одежду ткали из шерсти и льна; из кожи изготовлялись воинские доспехи. Большого искусства достигли ювелиры, изготовлявшие украшения из золота, серебра и самоцветов.
Строительная техника была довольно примитивной: рядовые жилища строились из тростника и глины, и только храмы и дворцы возводились из камня. Эти здания были украшены рельефами с изображением мифологических и исторических сцен.
Разумеется, отделение ремесла от земледелия было не абсолютным и, соответственно, товарное производство только зарождалось. Однако и в III тысячелетии до н. э. шумеры привозили издалека металл и камень, кедровое дерево и вино. Основными транспортными артериями страны были Евфрат и Тигр, а также главные каналы, соединявшие эти реки. Небольшие грузы перевозили обычно на ослах.
Древнейшей формой эксплуатации, зарождение которой было вызвано относительно высоким развитием производительных сил, явилось использование труда рабов. По подсчетам И. М. Дьяконова (конечно, весьма приблизительным) в середине III тысячелетия до н. э. рабы составляли в Лагаше примерно четверть всего населения, при этом число рабынь было больше, чем рабов. Основными источниками рабства являлись войны и покупка рабов в соседних с Шумером странах (рабов покупали обычно небольшими группами); изредка имела место продажа детей в рабство. Обращения в рабство свободных за неуплату долга па первых порах не было: оно упоминается впервые лишь в документах, относящихся к XXIV веку до н. э.
Рабовладение в древнем Шумере и Аккаде носило патриархальный характер: рабы не занимали особого места в производстве и трудились наряду со свободными, нередко выполняя ту же работу. Рабский труд применялся в домашнем хозяйстве; кроме того, рабов использовали для строительства ирригационных сооружений, для огородных и садовых работ; были рабы-пастухи и рабы-жнецы. Значительная часть рабов принадлежала храмам и правителям городов, но и в руках частных лиц также находились рабы и рабыни.
Основную массу населения составляли землевладельцы-общинники. Шумеро-аккадская соседская община формировалась в условиях развития земледелия, основанного на ирригации: нормальное ведение хозяйства в Южном Двуречье зависело от равномерного распределения воды. Поэтому соседская община в этих условиях должна была сохранить в своих руках не столько верховное распоряжение землей, сколько верховную собственность на источники воды-участки реки и каналы. Вместе с тем строительство ирригационных сооружений, открытие и закрытие плотин, очистка русла каналов-все эти работы содействовали укреплению и сплоченности соседских общин, ибо выполнение этих работ предполагало наличие простой кооперации, коллективного труда общинников: эти работы должны были производиться в сжатые сроки и требовали затраты усилий сотен рук. Первостепенное значение собственности на воду в Южном Двуречье позволяет характеризовать шумеро-аккадскую общину как водно-земельную.
Водно-земельная община древнего Шумера и Аккада состояла из ряда малых и больших семей; все они имели патриархальный характер - естественный в условиях преобладания плужного земледелия и скотоводства - хотя пережитки матриархата были весьма заметны, особенно в южной части страны. Скот и земля находились уже в частной собственности отдельных малых семей, однако и большая семья, и водно-земельная община обладали существенными правами, ограничивавшими частную собственность отдельных владельцев. Это обстоятельство отчетливо проступает в ранних купчих из Шуруппака (XXVI- XXIV века до н. э.), согласно которым землю продают, как правило, несколько совместно владеющих ею хозяев, а их сородичи (или соседи) получают подарки, служащие компенсацией за потерю ими прав собственности на отчуждаемую землю. Документы называют этих сородичей характерным термином соедоки цены. Известны также сделки, в которых продавцом земли выступает большая патриархальная семья или даже соседская община: несомненно, определенная часть земли находилась в собственности больше-семейных и соседских общин.
Распределение земли, скота и другого имущества между общинниками было неравномерным: родовая знать обладала обширными наделами земли, достигавшими 100-300 га. При это г собственность родовой знати оставалась болшесемейной: именно родовая знать стремилась поддержать традиции позднеродового строя и ее могущество подчас зиждилось именно на сохранении большесемейных и родовых связей. На землях родовой знати трудились не только рабы, но и зависимые люди из числа свободных, но обедневших сородичей.
Огромную роль в хозяйстве страны играло храмовое хозяйство: в середине III тысячелетия до н. э. храмам Лагаш принадлежало около половины всей обрабатываемой площади страны. Верхушка жречества, руководившая жизнью храмов состояла из представителей родовой аристократии - храмовое хозяйство служило опорой власти родовой знати.
Земли храмов эксплуатировались двояким способом: частичке они сдавались в аренду свободным земледельцам, которые получали нередко от храма также скот и зерно для посева; за пользование этими наделами арендаторы должны были уплачивать долю урожая. Другая категория храмовых земель находилась под непосредственным контролем администрации храма и возделывалась отрядами работников, среди которых были как рабы так и свободные арендаторы храмовых земель (шублугали) Весь полученный урожай они обязаны были ссыпать в амбары: храма, а за свой труд получали выдачи зерном, а иногда и другими продуктами.
В состав храмового персонала, кроме земледельцев, входили также ремесленники, писцы, певчие и т. п. Храмовый персона выставлял войско, являвшееся важной частью государственного ополчения. Земельные наделы, выделенные лицам - храмового персонала, были неотчуждаемы, поскольку они являлись собственностью храма, однако у храмовых работников патриархально-родовые отношения, еще сохранявшиеся в соседских общинах за пределами храмовой земли, уже не играли существенной роли.
Верхушка жречества получала также наделы храмовой земли различной величины, которые обрабатывались трудом рабов и зависимых людей или сдавались в аренду. Знать извлекала большие доходы из скотоводства, а также получала значительные выдачи продуктами, поступавшими в храмовые амбары.