Общественный и государственный строй Хеттского государства.
Хеттское государство было рабовладельческим; большое количество рабов принадлежало не только царю и храмам, но и частным лицам; известны владения знати, число рабов в которых было свыше ста. Рабы были по преимуществу ремесленниками и пастухами. За одно и то же преступление свободный карался штрафом, раб - смертной казнью или увечьем: например, за поджог или кражу рабу обрезали нос и уши. Раб считался вещью, и за убийство чужого раба свободный не карался как за преступление: он был только обязан возместить ущерб, причиненный собственнику,- дать ему раба (или нескольких) взамен убитого.
Однако некоторые черты хеттского права свидетельствовали об известной архаичности рабовладения. Рабы могли иметь некоторое имущество и выплачивать штраф из этого имущества;, рабы могли вступать в брак со свободными и выступать - в некоторых случаях - на суде; при разводе раба со свободной женщиной супруги должны были разделить детей и имущество.
Кроме рабов, в хеттском обществе существовали и другие категории эксплуатируемых непосредственных производителей. Ближе всего к рабам стояли так называемые х и п п а р ы. Это было, По-видимому, население покоренных областей, которое переселялось на новые места и было обязано выполнять повинности в пользу царя; в некоторых случаях хиппары должны были даже нести военную службу. Хиппары объединялись в особые группы, члены которых были связаны между собой круговой порукой. По-видимому, эти группы представляли собой сколок с соседской общины.
Рабы и хиппары происходили из иноплеменников и, как правило, были пленниками. Однако и свободные хетты в силу определенных условий могли оказаться подневольными людьми: свободный человек в голодный год мог попасть в бессрочную кабалу от того, кто ему давал жить, т. е. предоставлял ссуду, если только он не имел возможности отдать вместо себя другого человека. Свободная беднота могла продавать детей в рабство (любопытно, что хиппарам такая сделка была запрещена).
Более мягкой была зависимость, в которой находились люди наследственной доли. По-видимому, это были вышедшие из общины люди, вынужденные стать клиентами полноправных хеттов, воинов и землевладельцев, и обрабатывать их земли. При этом человек наследственной доли имел определенное право на то общее хозяйство, в котором он работал: в случае разрыва с землевладельцем человек наследственной доли получал треть общего имущества.
Основную массу свободного населения составляли общинники. Соседские общины имели свои неразделенные земли, хотя основная масса земли уже перешла в собственность патриархальных семей и составляла наделы, которые сплошь да рядом разделялись на участки, находившиеся в пользовании малых семей. Глава большой семьи являлся верховным распорядителем имущества и ответственным лицом перед государством за выполнение повинностей; он являлся господином крови, т. е. мог решать дела, связанные с преступлением членов большой семьи; пережитки родового строя проявлялись также в сохранении обычаев кровной мести, коллективной ответственности большой семьи и левирата. Земля могла отчуждаться, однако обычай рассматривал акт купли-продажи как греховный, и в силу этого продажа земли должна была сопровождаться искупительной жертвой богам. Неразвитость частной собственности на землю проявлялась также в незначительности цен: поле размером около 0,35 га стоило в десять раз дешевле вола. Зато виноградники, ранее перешедшие в частную собственность, ценились дороже; виноградник стоил в сорок раз больше, чем пахотное поле.
Общинники, обладавшие полным наделом, обязаны были выполнять повинности, так называемые л у ц ц и. Эти повинности охватывали широкий круг работ: строительство крепостей, ремонт дорог, сооружение храмов, уборку винограда и т. п. Кроме того, общинники должны были выполнять военную повинность; у того, кто отказывался нести службу, отбирали участок. При продаже земли на покупателя переходила обязанность выполнять луцци и военную повинность.
К выполнению луцци привлекались не только земледельцы, но и ремесленники; лишь отдельные привилегированные лица освобождались от луцци - некоторые воины и жрецы, а также лица, получившие от царя землю в дар со специальным освобождением их от повинностей.
Верхушку господствующего класса рабовладельцев составляла хеттская знать: члены царского рода, жрецы, военачальники, потомки родовой аристократии, нередко еще удерживавшей власть в своих поселениях. Они обладали землей и рабами, а во время войн получали известную часть добычи.
Во главе Хеттского государства стоял великий царь, который носил титул Солнце. Он считался носителем благополучия народа и выступал в качестве верховного жреца, обязанного выполнять определенные обряды и руководить определенными религиозными празднествами. После смерти хеттского царя объявляли божеством. Царь был вместе с тем верховным военачальником, а также сосредоточивал в своих руках высшую административную и судебную власть.
Царская власть была ограничена советом, который назывался панк. Буквальное значение слова панк - толпа или множество. По-видимому, на первых порах панк представлял собой собрание воинов Куссара, однако с развитием рабовладельческого строя органы военной демократии постепенно теряют свое значение: состав панка был ограничен и он превратился в узкий, аристократический совет - орган верхушки господствующего класса. В состав панка входили царские родичи (сыновья, братья и т. п.) и свойственники, а также военачальники. Панк обладал большими правами и, в частности, мог творить суд над царем; царю же запрещалось казнить членов царского рода без санкции панка. Правда, царь имел право пересматривать принятые панком решения: в частности, он мог смягчить наказание.
Таким образом, на первых порах в Хеттском государстве сложился аристократический строй: высшая знать (приближенные царя), обладавшая обширными стадами скота и рабами, возглавлявшая влиятельные дома (патриархальные семьи) пользовалась большим политическим влиянием и смогла ограничить царскую власть. Однако со временем, когда Хеттское государство превратилось в могущественную военную державу, царская власть окрепла и панк потерял прежнее значение.
Аристократическому строю Хеттского государства соответствовала рыхлость его политической структуры, отсутствие централизации. Действительно, природные условия Малой Азии не могли способствовать сплочению страны: здесь не было единой ирригационной сети, которая могла бы, как в Египте, обусловливать возникновение потребности в централизованном управлении. Отдельные части страны были в хозяйственном отношении совершенно изолированными.
Хеттское государство распадалось на ряд областей, в которых правили наместники, нередко назначавшиеся из царских родичей и носившие титул царей. На границах Хеттского государства располагался ряд стран, подчиненных хеттам: их отношения с великим царем регулировались специальными договорами. В этих договорах регламентировались нормы военных контингентов, которые должна была поставлять зависимая страна в случае войны, определялась доля военной добычи, а также устанавливалось право торговли и дипломатических отношений с другими странами. Эти области имели право вести войну и расширять свои границы за счет соседей, не подчиненных Хеттскому государству.
Кроме таких автономных царств, под верховной властью великого царя находились храмовые (священные) города, пользовавшиеся элементами самоуправления. Среди священных городов выделялись Аринна и Нерик.
В сельских местностях управление принадлежало общинным старейшинам, которые обладали административными и судебными правами
Образование Хеттской военной державы. Правление Суппилулиума.
С конца XV века до н. э. хеттские цари проводят энергичную внешнюю политику, стремясь с помощью военных и дипломатических средств расширить подвластную им территорию. В это время политическая гегемония в Передней Азии принадлежала хурритам; это были скотоводы (по преимуществу коневоды), которые в первой половине II тысячелетия до н. э. образовали ряд небольших государств в Северной Месопотамии и в Северной Сирии; господствующим слоем в этих государствах была аристократия, сражавшаяся на колесницах. В XV веке хурритские государства объединились, образовав большую державу Митанни, простиравшуюся от Халпы и Алалаха на западе до Нузу, расположенного к востоку от Тигра. Власть Митанни должна была признать и Ассирия: митаннийский царь приказал вывезти из Ашшура, главного города Ассирии, кованные из золота и серебра ворота, чтобы украсить ими дворец в своей столице Вашшуканни (на реке Хабур).
Другой важной политической силой в Передней Азии была в XV веке Египетская держава, которая при фараоне Тутмосе III расширила свои границы на север до Евфрата.
Однако в конце XV века положение обоих государств пошатнулось. Мы не знаем, какие внутренние причины обусловили ослабление Митанни, однако из телль-амарнской переписки можно видеть, что ассирийские цари в это время добиваются самостоятельности; к тому же в самом Вашшуканни (столице Митанни) вспыхивают дворцовые смуты и возникает борьба из-за престолонаследия. В Египте завоевательные походы практически прекращаются уже при Аменхотепе III, а при его преемнике Эхнатоне начинается распад Египетской державы, обусловленный истощением сил страны и обострением политической борьбы.
Используя эти благоприятные обстоятельства, рабовладельческая знать Хеттского царства начинает широкую экспансию. Хеттским царем в конце XV века был Суппйлулиума, проявивший себя умелым дипломатом. Не столько силой оружия, сколько при помощи умелых переговоров он сумел значительно расширить политическое влияние Хеттского царства, превратив его в наиболее мощное государство на Ближнем Востоке.
Прежде всего Суппилулиуме удалось нанести поражение хурритам: хеттские войска совершили успешный поход в Северную Сирию, перешли Евфрат и разграбили Вашшуканни. После поражения страна Митанни была охвачена смутой: произошел дворцовый переворот (причины и движущие силы этих событий нам неизвестны) и наследник митаннийского престола Маттиваза был вынужден бежать к касситам. Позднее он сам писал, что встретил здесь холодный прием и, опасаясь, что касситы выдадут его ассирийцам или его врагам в Вашшуканни, отправился всего на трех колесницах, в сопровождении немногочисленных слуг ко двору Суппилулиумы,- и не было у него тогда даже запасной одежды. Суппйлулиума понял, какую выгоду он может извлечь из сближения с законным наследником митаннийского престола. Он женил Маттивазу на своей дочери и послал хеттские войска для того, чтобы восстановить своего зятя на престоле. После победы хеттов Маттиваза стал царем Митанни, однако теперь Митанни превратилась в зависимую от Хеттского царства страну; был составлен специальный договор, в котором Маттиваза перечислял оказанные ему великим царем благодеяния и признавал над собой власть Суппилулиумы.
Далее, при Суппилулиуме значительно укрепилось влияние хеттов в Северной Сирии. Халпа и Кархемиш вошли в состав Хеттского царства - они управлялись хеттскими царевичами. Кроме того, Суппилулиума энергично подстрекал к восстанию против Египта сирийских и финикийских царьков; проводником хеттской политики в Сирии был правитель страны Амурру по имени Азиру, который начал открытые военные действия против союзников Египта. Так как Эхнатон не присылал помощи, несмотря на просьбы правителя Библа, Азиру в конце концов удалось взять Библ; недовольство народных масс поборами египетских чиновников обеспечило Азиру широкую поддержку. Таким образом, Египет потерял свои владения в Сирии и Финикии, и хетты, которые почти не принимали участия в этой борьбе, извлекли серьезную выгоду из неудачи Египта: мелкие государства Сирии и Финикии теперь оказались втянутыми в сферу влияния Хеттской державы.
Наконец, Суппилулиума попытался вмешаться и во внутренние дела Египта. Это было после смерти Эхнатона, когда Египет был охвачен острой политической борьбой и слабые фараоны быстро сменяли один другого. Суппилулиума попытался женить одного из хеттских царевичей на вдове какого-то из этих недолговечных фараонов (возможно на вдове Тутанхамона), рассчитывая таким образом превратить Египет -подобно тому как это было сделано в Митанни - в зависимую от хеттов страну. Однако это предприятие не завершилось успехом.
Время Суппилулиумы было периодом наивысшего политического подъема Хеттского царства. Постепенно исчезают архаичные черты, присущие положению ранних хеттских царей: власть царя - руководителя военной экспансии рабовладельческого государства - укрепляется и приближается по своему типу к египетской или вавилонской деспотии.
Огромная военная добыча и тысячи хиппаров, поселенных на царской земле, составляют материальную основу могущества великого царя - Солнца.
Упадок Хеттского царства.
Расцвет Хеттского царства не мог быть длительным: основанной при Суппилулиуме хеттской державе не хватало единства. Завоевательные походы требовали большого напряжения сил и истощали людские резервы - недаром хеттские законы предусматривают привлечение хиппаров в качестве воинов. Тяжелым бременем ложились на плечи общинников повинности - луцци; наконец, голод и кабала довершали разрушение хозяйства земледельцев и скотоводов.
Уже ближайшие преемники Суппилулиумы столкнулись с новыми внешнеполитическими трудностями. Мурсиль II, сын Суппилулиумы, должен был воевать с каскейскими племенами, жившими на севере по побережью Черного моря, и с государством Аххиява, расположенным на западе; обычно это государство считают основанным греками (ахейцами), которые населяли в середине II тысячелетия до н. э. Пелопоннес.
В конце XIV века происходит военное столкновение с египтянами, которые при Рамсесе II вновь выступают с притязаниями на Сирию. В сражении при Кадете (1312 год) египтяне были разбиты и, если верить хеттским источникам, поспешно отступили вплоть до Дамаска. Однако это был последний крупный успех хеттов.
В начале XIII века к власти пришел Хаттусиль III, оставивший любопытное жизнеописание, пронизанное отчетливо выраженным субъективизмом: главной задачей сочинения Хаттусиля было оправдать свою узурпацию. Хаттусиль был младшим сыном Мурсиля II и не имел прав на престол; он выступал зато как наместник многочисленных провинций Хеттского государства и как правитель священного города Нарик. Когда великим царем сделался племянник Хаттусиля Урхи-Тешуп, Хаттусиль стал интриговать против него, поддерживая врагов хеттского царя. В конце концов, ему удалось свергнуть Урхи-Тешупа (в своем жизнеописании Хаттусиль обвиняет племянника в коварных замыслах) и сослать его, на какой-то остров на Средиземном море. Вся эта борьба в среде господствующего класса еще более ослабляла Хеттское государство.
Политика Хаттусиля III была чисто оборонительной; ему удалось отразить наступление каскейцев и заключить договор 1296 года с Рамсесом П. Менее благоприятно складывались отношения с Ассирией: ассирийский царь занял области по среднему Евфрату, где некогда существовало государство Митанни, и претендовал на то, чтобы считаться равным великому царю хеттов; он хотел, чтобы хеттский царь называл его братом. Хаттусиль III отверг эти притязания. Разве мы дети одной матери? - заявил он в ответ. Но этот гордый ответ не мог, конечно, приостановить ни укрепления Ассирии, ни упадка Хеттского царства.
В конце XIII века все более усиливается натиск Ассирии и Аххиявы; грозное восстание охватило западные области и привело к их отпадению. Около 1200 года до н. э. Хеттское государство перестало существовать. Примерно в это же время союзный с хеттами город Троя (на северо-западе Малой Азии) был взят ахейцами (Троянская война). Ахейцы вместе с другими народами моря напали даже на берега Египта и высадились в Палестине.
83 Вопр.Цивилизация Древней Месопотамии.Шумер и Аккад