Общественные отношения в Египте после завоеваний.
Завоевательная политика фараонов XVIII династии привела к расширению государства. Старая система управления уже не годилась в новых условиях, и в нее были внесены существенные усовершенствования. Вместо одного визиря были назначены два - один для юга и один для севера; однако главным визирем остался один, визирь юга, которому должны были докладываться для разрешения все важнейшие вопросы, касающиеся и севера. В канцелярии визиря юга, располагавшей многочисленным штатом чиновников и писцов, сосредоточивалось все центральное управление - административное, ирригационное, земельное, судебное, финансовое и военное; все ведомства и все местные государственные и общинные власти должны были представлять визирю периодические отчеты; он рассматривал жалобы и лично разрешал важнейшие судебные дела, земельные споры, утверждал завещания. Особенно важными были земельные дела, так как теперь все земли перешли опять под власть фараона.
Завоевания оказали весьма существенное влияние на общественные отношения в Новом царстве. В Египте в качестве руководящей силы выдвинулись две группы. Одну группу составляли старая придворная знать и жречество. Последнее не только чрезвычайно разбогатело на грабеже завоеванных стран и народов, но также усилило свое внутреннее влияние вследствие расширения земельных владений храмов. Значительная часть земель была отдана храмам со всем сидевшим на этих землях населением.
Таким образом, храмы сделались крупными землевладельцами. Больше всего выиграло фиванское жречество храма Амона. Этот храм получал постоянно все новые и новые земли. Тутмос III дал Амону поля и сады самые лучшие в Верхнем и Нижнем Египте, высоколежащие поместья, пленных азиатов и негров, которые должны были наполнять амбары бога. Таким путем храм Амона получил в свое владение и распоряжение земли, рабов и крестьян больше, чем все прочие египетские храмы, вместе взятые. Это выдвижение храма и жречества Амона имело огромное значение и сыграло весьма важную роль в дальнейшем ходе социально-политической истории Египта.
Другую руководящую группу составило вновь образовавшееся военное сословие. Оно состояло из лиц высшего и среднего командного состава. Лица высшего командного состава выдвигались фараонами на руководящие должности центрального управления и царского дворца и потому имели возможность оказывать свое влияние и на внутреннюю политику фараонов. Лица среднего и отчасти младшего командного состава получали за службу земельные участки и в силу своей многочисленности составляли важную опору царской власти. Естественно, что фараоны чутко прислушивались к их желаниям.
Положение крестьянства по существу не изменилось. Общинники по-прежнему были обременены налогами и работами в пользу царя и храмов. Тягость этого ярма в связи с завоеваниями еще больше увеличилась, так как возобновилось в широких размерах храмовое и царское строительство, украсившее Египет огромными великолепными и высокохудожественными сооружениями. Их развалины еще и теперь вызывают восхищение посетителей. Но для египетского крестьянства Нового царства это строительство было сопряжено с тяжелым принудительным трудом. Царские налоги выколачивались с прежней беспощадностью.
Число рабов в Египте значительно увеличилось за счет военнопленных и покоренных народов. Точную численность рабов установить нельзя, но во всяком случае общее их количество исчисляется десятками тысяч. Распределены рабы были неравномерно. Они сосредоточивались преимущественно в царском и храмовом хозяйстве. Большим количеством рабов владела придворная и военная знать. После каждого похода царь щедро раздавал военнопленных. Памятники свидетельствуют, что даже некоторые рядовые воины, земледельцы и ремесленники имели двух-трех рабов. Рабы использовались для работ на полях, в рудниках, на переноске тяжестей, при храмах и т. п.
В связи с завоеваниями расширилась также внешняя торговля Египта. Она была монополией фараонов и жрецов Лиона. Торговля велась посредством организации торговых экспедиций на юг, в Пунт, и на острова Эгейского моря, так как после завоевания Палестины и Сирии все, что хотели получить оттуда фараон и жрецы, доставлялось в форме ежегодной дани. Только финикийский Тир сохранил право торговли с Египтом.
На юг были совершены две большие экспедиции: одна царицей Хатшепсут, другая Тутмосом III. Особенно крупной была экспедиция Хатшепсут, доставившая большие партии слоновой кости, благовонных смол, черного дерева, серебра, золота, миртовых деревьев, обезьян, собак и рабов.
Награбленные богатства фараоны и храмы обменивали на товары, привозившиеся в Египет царскими купцами из Вавилона, с Кипра, Крита и других островов Эгейского моря. Эти купцы были обязаны в первую очередь предлагать свои товары фараону и богу Амону и только остатки могли продавать кому угодно. Таким положением дела были недовольны жрецы других храмов, а также сами купцы, число которых в эпоху Нового царства значительно увеличилось. Новая знать, выдвинувшаяся из мелких рабовладельцев, усилилась благодаря обогащавшим ее войнам. Она противостояла старой придворной знати и жречеству.
Таким образом, в египетском обществе со времени Тутмоса III постепенно усиливаются противоречия не только между рабовладельцами и трудящимися, но и внутри самой группы рабовладельцев.