Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами.
Смуты начались сейчас же после смерти Аменемхета III, последнего крупного фараона XII династии. Два его преемника царствовали один девять лет, другой четыре года, а затем XII династия прекратилась. Последовал длительный период восстаний и междоусобиц, продолжавшийся около восьмидесяти лет. Мы не имеем об этом периоде точных и подробных известий. Из отрывочных сообщений видно, что цари менялись очень часто, что был один царь, царствовавший всего три дня, что один царь назывался Мер-Меша, т. е. начальник воинов.
Возможно, что именно к этому периоду относятся события, описанные в двух литературных памятниках. Один из них - Пророчество Неферти - хранится в Ленинграде в Эрмитаже; другой - Речения Ипусера - находится в Лейдене и является ярким и красочным описанием событий, о которых автор якобы докладывает царю. Ипусер (раньше это имя читали - Ипувер) раскрывает перед царем картину величайших бедствий, постигших Египет, по его мнению, в результате неправедного управления царя и забвения людьми страха перед богами и обязанностей, налагаемых религией. По языку это произведение относится к эпохе Среднего царства. Акад. В. В. Струве считает, что описанные Неферти и Ипусером события относятся к правлению XIII династии, т. е. к концу эпохи Среднего царства; однако некоторые советские и зарубежные ученые сомневаются в такой датировке этих событий и относят описанное в обоих памятниках восстание к более раннему времени.
Речение Ипусера изображает картину массового восстания крестьян, ремесленников и рабов, охватившего весь Египет. Восставшие - это бедняки, люди, у которых ничего нет; они захватили царя, выгнали богачей-рабовладельцев из их дворцов, выбросили мумии фараонов из царских гробниц, заняли храмы и прекратили совершение культов. Они завладели царскими, господскими и храмовыми закромами и все зерно, находившееся там, объявили общенародным достоянием. Восставшие поселились в домах господ, надели на себя их одежды и украшения, а их самих заставили на себя работать. По выражению Ипусера, земля перевернулась, точно гончарный круг. Восставшие захватили судебную палату, уничтожили ее акты, выбросили на улицу свитки законов, уничтожили писцов учета урожая со всеми их списками. Дом царя остался без доходов, храмы остались без приношений. К сожалению, по источникам нельзя установить, какая власть была организована вместо свергнутой власти фараонов.
В конце Среднего Царства в XVIII в. до н. э. вторгаются иноземные азиатские племена, так называемые гиксосы; поздняя историческая традиция, сохранившаяся у античных авторов, объясняет это племенное название гиксосы как искажение египетских слов правители пастухов. Возможно, что в основе этого объяснения есть доля истины. Гиксосские племена наводнили Египет в период между Средним и Новым Царством, завоевали значительную часть страны и господствовали в Египте свыше 100 лет. ...Гиксосы были по всем признакам группой кочевых племён, стоявших на значительно более низком уровне хозяйственного и культурного развития, чем египтяне. Имеются все основания предполагать, что название гиксосы действительно восходит к каким-то египетским словам, может быть к словам - правители пустынных стран (хекау хасут). Так, очевидно, называли египтяне правителей кочевых азиатских племён, живших к северо-востоку от Египта.
Вторжение гиксосов и завоевание ими всей страны было довольно длительным процессом. Воспользовавшись внутренней слабостью Египта, острой социальной борьбой и раздроблением государства на целый ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых несколько выделялись лишь Фивы, где укрепилась династия царей юга, азиатские племена стали постепенно проникать в дельту и захватывать там пастбища. Отряды азиатских воинов поступали на службу к мелким царькам Нижнего Египта, образуя основу их военной силы. Вожди азиатских племён получали от них большие земельные участки и даже целые области в управление. Вслед за мирным проникновением произошло военное вторжение. Ослабленный изнутри Египет стал добычей азиатских завоевателей, гиксосов. Это, очевидно, произошло ещё при последних царях XIII династии. Античная традиция сохранила шесть имён гиксосских царей. Египетские памятники этого времени, главным образом скарабеи, сохранили значительно большее количество имён, однако крайняя скудость документальных данных всё ещё не позволяет в полной мере охарактеризовать эпоху гиксосского завоевания. Судя по именам гиксосских царей, гиксосы представляли собой довольно сложный конгломерат племён, в состав которого входили семитские племена и племена хурритского происхождения. Гиксосы укрепились в Северном Египте, где, как на то указывает позднейшая египетская и античная историческая традиция, они построили свой главный город Аварис в восточ ной части дельты. Очевидно, название Аварис вполне соответствует египетскому названию Хат-уарит, которое встречается в надписях гиксосских царей, а также в папирусе Сал-лье 1 в качестве города, посвященного богу пустынь и иноземных стран Сэту. Восточная часть дельты была особенно сильно укреплена гиксосами, на что указывает остаток лагеря, обнаруженного в Вади-Тумилат, около Тель-эль-Иехудиэ. Петри во время раскопок нашёл здесь скарабеи, типично гиксосскую керамику и бронзовое оружие. Особенный интерес представляет этот лагерь с точки зрения изменения военной техники гиксосов. Первоначально лагерь был укреплён лишь массивным земляным валом, что указывает на то, что обороняющиеся строили свою защиту на преобладающем применении отрядов лучников и колесниц, которые должны были исключить всякую возможность рукопашного боя возле лагеря или его штурма. Однако впоследствии этот вал заменяется стенами, что свидетельствует о заимствовании гиксосами элементов древнеегипетской фортификации. Весьма возможно, что такое же гиксосское укрепление находилось в Абусир-эль-Мелек, около входа в Фа-юмский оазис. На глубокое проникновение азиатских племён в дельту указывают результаты последних раскопок города Таниса, стены которого были построены по правилам строительной техники ханавейских племён Палестины.
Среди гиксосских царей видное место занимал Хиан, имя которого сохранилось в греческой транскрипции Ианнас. На многочисленных печатях Хиана сохранились его титулы - правитель иноземных стран, благой правитель, благой бог, которые указывают на постепенную замену иноземных титулов традиционными титулами египетских фараонов. Возможно, что Хиан господствовал над всем Египтом. Имя его было обнаружено на различных памятниках, найденных на территории Нижнего и Верхнего Египта. На некоторое расширение торговли в эту эпоху указывают находки египетских вещей с именем Хиана далеко за пределами нильской долины, в Сирии и даже на острове Крит. Очевидно, время царствования Хиана было временем наибольшего усиления гиксосской державы и гиксосских царей, правивших в Египте.
Новое царство — эпоха наивысшего расцвета древнеегипетской государственности, известная наибольшим количеством памятников, составляющих основу всего наследия цивилизации фараонов, подданными которых являлись 20 % мирового населения. Новое царство — период правления трех знаменательных династий — XVIII, XIX, XX.
Хронологические рамки эпохи определяются 1550—1069 гг. до н. э. Новое царство наследовало II переходному периоду — времени исторического упадка Древнего Египта и завоевания страны семитскими народами гиксосов, — и предшествовало III переходному периоду. Основателем Нового царства являлся фараон Яхмос I.