Глава 6. Государственное регулирование экономики
Согласно Конституции 1997 г. государство должно поощрять свободную экономическую систему, используя рыночные механизмы, обеспечивать честную конкуренцию, защищать потребителей, предотвращать появление явных и скрытых монополий, аннулировать и воздерживаться от принятия законов и 46 подзаконных актов, устанавливающих контроль над бизнесом без крайней необходимости. Государство не должно осуществлять предпринимательскую деятельность в конкуренции с частным сектором, если только этого не требуется для обеспечения безопасности страны, защиты национальных интересов или удовлетворения общественных потребностей. В Таиланде за осуществление правительственной политики в области иностранных и национальных инвестиций отвечает Совет по инвестициям (Board of Investments), он же в соответствии с «Законом о предпринимательской деятельности иностранцев» регулирует деятельность иностранных предпринимателей (за исключением американских, для которых установлен особый, льготный режим). Этот закон устанавливает, какие сферы предпринимательской деятельности закрыты для иностранцев, а в каких их участие ограничено, к примеру, 49%-ной долей капитала в совместном предприятии. В настоящее время готовится Соглашению АСЕАН в области услуг, согласно которому Таиланд разрешит иностранным гражданам из стран-участниц АСЕАН иметь 70%-ную долю в капитале компаний, действующих в сфере услуг. Ожидается, что все ограничения на торговлю услугами в четырех приоритетных отраслях – воздушный транспорт, электронные технологии, здравоохранение и туризм – будут отменены в ближайшее время. Несмотря на то, что страна давно проводит законодательные реформы, призванные постепенно сделать экономику страны более открытой и прозрачной, ряд сфер предпринимательской деятельности до настоящего времени остается полностью закрытым для иностранцев (СМИ, выращивание риса, рыболовство в таиландских территориальных водах, заготовка леса). Правда, в 1999 г. был принят «Закон о приватизации государственных предприятий», дающий правительству право продавать их акции частным инвесторам, в том числе иностранным, с целью повышения эффективности этих предприятий. В 1990-х гг. Таиланд принял ряд законов по интеллектуальной собственности («Закон о патентах», «Закон об авторском праве»), которые 47 соответствуют современным международным нормам, регулирующим мировой рынок интеллектуальной собственности. Судебное производство по гражданским и торговым спорам в Таиланде регулируется «Гражданским процессуальным кодексом», который регламентирует процессуальные правила, похожие на существующие в Германии и Японии. Третейское разбирательство регулируется «Законом об арбитраже». Государственное регулирование в промышленной сфере и сфере услуг осуществляется на основе применения ряда законов и нормативных актов. Основные статьи «Закона об акционерном обществе» содержат положения об отмене минимальной стоимости акций, внедрении новых финансовых инструментов, развитии долгового рынка, увеличении количества биржевых операций с акциями компаний, зарегистрированных на бирже. «Закон о конкуренции в области торговли» регламентирует осуществление торговых операций, препятствует появлению монопольных цен на продукцию, запрещает картельный сговор, гарантирует условия для свободной конкуренции. Этот закон распространяется на всех участников торговых сделок, включая изготовителей, продавцов, импортеров и покупателей. В то же время «Закон» не регламентирует деятельность государственных предприятий, а также личных и коллективных фермерских хозяйств. Согласно «Закону о конкуренции в области торговли» компаниям Таиланда запрещено:
· злоупотреблять монопольным положением на рынке;
· осуществлять слияния и поглощения компаний, которые могут привести к созданию монополий;
· вступать в картельный сговор с целью получения сверхвысокой прибыли;
· использовать методы ограничивающие конкуренцию на рынке;
· заключать соглашения, ограничивающие импорт товаров и услуг. Участник торговой сделки, не выполняющий требования «Закона о конкуренции в области торговли», может быть осужден и подвергнут тюремному заключению на срок от 1 до 3 лет и/или штрафу в размере от 2 до 6 млн. бат (66,7 48 тыс. – 200 тыс. долл. США). Контроль за исполнением закона осуществляется Комиссией по контролю за конкуренцией в области торговли, возглавляемой Министром торговли. Новое временное правительство Таиланда намерено повышать роль специализированных финансовых институтов при одновременном снижении государственных инвестиций, стимулировать дальнейшее развитие цифровых технологий и инноваций, продолжить налоговую реформу и оказывать поддержку частному сектору. Важнейшими задачами являются борьба с коррупцией и устранение бюрократических барьеров. Доля трудоспособного населения в настоящее время составляет 71-72%, но в последнее время появились признаки его снижения. Эта тенденция может продолжиться в ближайшие годы, что заставляет правительство обратить серьезное внимание на повышение производительности труда. Рост инвестиций приводит к росту ВВП и потребления, но покупательная способность населения снижается из-за стремительного роста задолженности домашних хозяйств. Рост экономики Таиланда в 2015 г. прогнозируется на уровне 3,7% - 4,5%. В I квартале 2015 г. большинство экспертов ожидает, что темпы экономического развития Таиланда будут такими же, как в I квартале 2014 г., 30,0% - прогнозируют снижение темпов и только 11,0% - надеются на расширение объема продаж и увеличение прибыли. В первой половине 2014 г. число новых компаний, зарегистрированных в Министерстве торговли снизилось на 19% по сравненною с первой половиной 2013г., однако, после отмены военного положения и определенной стабилизации политической обстановке в стране число новых компаний, получивших регистрацию, начало расти и уже в сентябре 2014 г. Департамент развития бизнеса Минторга Таиланда объявил, что за первые 9 месяцев 2014 г. одобрена регистрация 6079 компаний с уставным капиталом 58,07 млрд. бат, что на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года и к концу года ситуация не только выровнялась, но и показала положительный рост: всего за январь-декабрь 2014 г. было зарегистрировано 63,1 тысячи новых компаний. Общий объем капиталовложений увеличился на 44,1 млрд. бат. Большинство вновь 49 зарегистрированных компаний осуществляет свою деятельность в области строительства, финансовых услуг, розничной торговли, консалтинга. Основные инвестиции поступают из Сингапура, Гонконга, КНР, Японии Нидерландов, Республики Корея и Австралии.
Глава 7. Влияние на экономическую ситуацию
Факторы, оказавшие влияние на экономическую ситуацию в Таиланде в 2014 г. Основным фактором, оказавшим значительное влияние на экономическую ситуацию в Таиланде в 2014 г. стал продолжающийся с конца 2013 г. внутриполитический кризис, завершившийся в мае 2014 г. очередным военным переворотом. Одновременно из-за ухудшения состояния здоровья действующего монарха дополнительным негативным фактором, влияющим на происходящие в Королевстве события, являлась неясность с престолонаследием. В данном контексте отмечалось замедление темпов роста основных макроэкономических показателей, в том числе ВВП с 3-3,5% до 1,0 %. В 7 результате обострения внутриполитической обстановки в стране в первой половине 2014 г. большинство социально-экономических программ, направленных на повышение уровня жизни конкретных малоимущих групп населения и крупных инфраструктурных проектов, было заморожено. С приходом к власти в стране военных ситуация изменилась, и вторая половина 2014 г. характеризовалась в Таиланде относительной стабилизацией политической обстановки, усилением борьбы с коррупцией, проведением инвентаризации государственных запасов риса, активизацией аукционной деятельности с целью сокращения объемов складских резервов риса, стимулированием инвестиционной деятельности, в первую очередь за счет участия государства в масштабных инфраструктурных мега-проектах (в основном – строительстве новых автотрасс, новых линий столичного метрополитена и высокоскоростных железнодорожных магистралей к границам соседних государств).