Городское ремесло и торговля.

Городское ремесло и торговля.Обретение городами Северной и Средней Италии политической независимости, успешная «война с замками» и установление собственной власти в округе, разительное расширение городского землевладения — все это создало благоприятные условия для бурного экономического роста городских республик, небывалого расцвета их ремесла, торговли, банковской деятельности. В XIII-XV вв. итальянские города лидировали в торгово-промышленном и финансовом предпринимательстве европейских стран.

В развитии ремесла уже в XIII в. становился все более заметным процесс специализации, отпочкования все новых профессий. В крупных городах насчитывалось по нескольку сотен ремесленных профессий, которые охватывали производство самых разных предметов потребления — от одежды и утвари до ювелирных и других художественных изделий. Профессиональная дробность ремесла, свидетельствующая о далеко зашедшем разделении труда, — характерная черта любого средневекового города, она сопровождалась, как правило, возникновением цеховых корпораций. В Италии этот процесс приобрел своеобразные черты. Так, число цехов в городе далеко не всегда соответствовало количеству ремесленных профессий — цехов было значительно меньше (от 20 до 80, исключение составляла Венеция, где их насчитывалось 147). Это объяснялось прежде всего тем важным обстоятельством, что в итальянских городах-государствах цехи выполняли не только экономические, но и политические функции. Ремесленные корпорации могли иметь своих представителей в органах власти, само гражданство во многих городах определялось принадлежностью к какому-либо цеху. Цехи были правомочными независимыми корпорациями (лишь в Венеции они полностью подчинялись государству), имевшими свою администрацию, финансы, военное ополчение и знамя. Нередко цех объединял десятки ремесленных профессий. Так, во Флоренции, где к концу XIII в. сложился 21 цех, корпорация галантерейщиков включала в свой состав ремесленников 30 специальностей, а цех «врачей и аптекарей» охватывал около 50 профессий. Объединение в одну корпорацию ремесленников порой очень далеких друг от друга специальностей диктовалось политической необходимостью — иметь свое представительство в магистратурах с тем, чтобы успешнее противостоять засилию магнатов и купеческой верхушки. Что же касается экономических интересов входивших в широкую корпорацию ремесленников, то у каждой профессиональной группы были свои уставы, регламентирующие производство, и своя администрация.

постоянными попытками сталкивать итальянские государства друг с другом с целью помешать их объединению и извлечь выгоды из миссии «примирителя».

Неаполитанское королевство.

Неаполитанское королевство.Королевство, включавшее Южную Италию и Сицилию, достигло высокой степени централизации и процветания при Фридрихе II Гогенштауфене. Сын германского императора Генриха VI и дочери сицилийского короля Вильгельма II Констанции, Фридрих вырос в Палермо, после ранней смерти отца до своего совершеннолетия находился под опекой папы Иннокентия III и в 1212 г. был возведен на сицилийский престол; в 1220 г. стал германским императором под именем Фридриха II (см. гл. 12). Большую часть жизни он провел в Италии. Великолепие его двора в Палермо, обустроенного на восточный манер, поражало современников. Главную задачу своей политики в Сицилийском королевстве он видел в пресечении феодальной вольницы местных баронов и укреплении центральной власти. Фридрих II потратил немало усилий на восстановление королевского домена, поскольку многие земли были расхищены графами и баронами, а также перешли к церкви в годы опекунства папы Иннокентия III. Законодательно, по Мельфийским конституциям 1231 г., сыгравшим важную роль в укреплении государства, были упорядочены ленные отношения: верховным сюзереном провозглашался король, его разрешение требовалось при заключении браков и передаче ленов. Запрещалось ношение оружия и частные войны, были разрушены все крепости, построенные после смерти Вильгельма II. Руководство всей государственной администрацией осуществляла королевская курия. Для ослабления власти феодалов на местах королевство было разделено на 11 округов, во главе которых стояли назначаемые королем чиновники — юстициарии, наделенные правом высшей юрисдикции. Однако за некоторыми графами и баронами судебно-административные права сохранялись, что создавало условия для подрыва централизации. Под контроль королевской администрации были поставлены и города, но представители городов участвовали наряду с духовными и светскими феодалами в заседаниях королевской курии, хотя и без права голоса. Отсутствие самостоятельности городов тормозило их экономическое развитие.

Внешняя политика Фридриха II была направлена на осуществление имперских целей — он предпринял ряд походов против городов-республик Средней и Северной Италии, номинально входивших в состав империи, чтобы реально утвердить свою власть, однако не сумел добиться этой цели. Сильным противником Фридриха II в этой политике было папство: Григорий IX и Иннокентий IV

неоднократно предавали его анафеме, обвиняли в ереси, поводом для чего служил религиозный скептицизм императора.

После смерти Фридриха II в 1250 г., при его сыне Манфреде борьбу за трон Сицилийского королевства начал брат французского короля Людовика IX граф Прованса Карл Анжуйский, в 1268 г. провозгласивший себя правителем. Бесчинства французов, резкое усиление налогового гнета (необходимо было оплачивать многочисленные военные походы Карла: в Италии, Тунисе, на Ближнем Востоке) вызвали ряд крупных восстаний на Сицилии. Началом их стала «Сицилийская вечерня» 1282 г., когда в Палермо ночью был вырезан французский гарнизон. Мощное антифранцузское движение привело к отделению Сицилии — вскоре она стала объектом притязаний Арагонского дома и в 1302 г. вошла в состав Арагонского королевства. Анжуйская династия сохранила за собой Южную Италию — Неаполитанское королевство.

Господство французов не способствовало политической прочности и экономическому подъему Неаполитанского королевства. В промышленности и особенно торговле и банковском деле все заметнее становилась роль купцов из Северной и Средней Италии — флорентийцев, венецианцев, генуэзцев. Они сосредоточивали в своих руках важнейшие торговые операции, приобретали земельные владения и титулы, их принимали на государственную службу, путь к которой открывали широкие кредиты неаполитанским королям. Внутренние экономические связи в Неаполитанском королевстве складывались медленно, что делало непрочной и его политическую централизацию. На местах усиливалась власть графов и баронов, не встречавших сопротивления со стороны слабых правителей Анжуйской династии. На Неаполитанское королевство начал претендовать король Арагона и Сицилии Альфонсо I, почти 20 лет добивавшийся над ним военной победы, но в эту борьбу активно вмешивался на стороне Анжуйской династии правитель Милана Филиппо-Мариа Висконти. Альфонсо I удалось в конце концов склонить его к союзу, и в 1442 г. Неаполитанское королевство перешло к Арагону. Двор Альфонсо I стал крупным центром ренессансной культуры, он покровительствовал гуманистам, поэтам, художникам. В его правление Неаполитанское королевство обрело политическую устойчивость, но при его преемниках вновь начали усиливаться позиции феодальной знати.

Наши рекомендации