Перед биржей труда в Смоленске

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

В качестве тягловой силы

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

На толкучке в Пскове. 1942 г.

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Распределение нарядов

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Русские женщины на дорожных работах

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

На валке леса

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Население угоняют в немецкий тыл

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Дети на дорогах войны

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Орловский рикша

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

В Смоленске. Лето 1942 г.

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Офицеры СД «обрабатывают» будущего малолетнего диверсанта

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Из немецкой хроники: русские «добровольцы» отправляются в Германию

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Нацистский аванс — бутылка водки в дорогу

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Русские на работе в Германии: обеденный перерыв. 1943 г.

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

В Германию…

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Обещание радости и счастья

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Поездка русских учителей в Германию

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Начальник «Православной миссии» выражает признательность немецкому генералу

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Русские святыни под нацистской свастикой. Псков

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

В Смоленске в день рождения Гитлера

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Торжества в Таганроге

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Регистрация брака

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Любовь за морковь

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Танцы в деревне под Смоленском

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

В поисках золотого гроба Рюрика под Новгородом

Перед биржей труда в Смоленске - student2.ru

Развязка

В этих восторженных оценках ситуации бургомистру вторил его заместитель.

Из газеты «Новый путь»:

«Двухлетние итоги

Нами проделана большая работа по ремонту школьных зданий. После такой подготовки стали работать и закончили учебный год 365 школ с 34 322 учащимися и 1812 учащими. Работали начальные школы с 4-летним курсом, народные школы — с 7-летним курсом. Работали три учительские семинарии, три сельскохозяйственные школы.

Несмотря на тяжелую обстановку, учебный год прошел вполне удовлетворительно. Теперь на очереди стоит подготовка к новому учебному году и выработка типа полной средней школы.

Наряду со школьным делом проводилась также работа по восстановлению религии. Большевики двадцать пять лет вели работу по борьбе с религией и духовенством. И надо сказать, что в этом отношении они сделали очень многое. Во-первых, они уничтожили физически почти всех епископов и священников, так что сейчас служители церкви являются редкостью; во-вторых, молодое поколение выросло и воспиталось, не получив никаких понятий о Боге и о религии. Но совсем веру в Бога им не удалось вытравить и, как это ни странно, как только изменились времена и обстоятельства, так сейчас же само население начало поднимать вопрос о церкви, о священниках и т. п. Русское самоуправление не ставило вначале этот вопрос в число своих очередных строительств. Но вопрос выплыл из народных масс и принял довольно широкие размеры. Сейчас по округу восстановлено 34 церкви, где служат 33 священника. Имеется епископ. В данный момент религиозный вопрос принял совершенно правильную и хорошую форму: никто не обязывает никого непременно исповедовать религию, как это было при советах. Теперь это дело совести и желания каждого.

В области здравоохранения также проделана большая работа и теперь по семи районам имеется 19 больниц, 136 врачей и 63 фельдшера.

Также в части ветеринарии создано 17 ветеринарно-врачебных участков и 41 фельдшерский пункт. Всего работает 19 ветврачей и 68 фельдшеров.

Наконец, надо остановиться еще на одном вопросе. Основой всего нашего благосостояния в округе является сельское хозяйство, которое слагается из хлебопашества и скотоводства.

Эта сторона нашей жизни испытала особенно большие потрясения. С одной стороны, ушли из хозяйства главные рабочие руки, так как были призваны в красную армию все работоспособные мужчины. Также были взяты и угнаны лучшие лошади и главная масса тракторов. В деревнях остались только женщины, старики и дети. Сократилось поголовье рогатого скота, отсюда, мало навоза для удобрений. Это — отрицательные факторы для хозяйства. Но наряду с этим, произошел крупный положительный фактор: прекратили свое существование колхозы, в деревнях образовалось индивидуальное личное землепользование, и люди буквально набрасывались на землю. Приходится только удивляться, когда люди успевают на оставшихся лошадях обработать землю. Работают сутра до ночи. Работают не по-стахановски, а по-настоящему, по-русски и успевают всё сделать. Так было в прошлом году. Еще больше сделано в этом году. Начался процесс увеличения стада, как лошадей, так и коров. Молодняка животных сейчас столько, как не было ни разу в советское время. Можно смело и уверенно сказать, что несмотря на войну и все вытекающие отсюда последствия, экономика нашего округа быстро восстанавливается.

Лучше всяких статистических данных и выкладок говорят те базары, которые бывают ежедневно не только в Смоленске, но и во всех районных центрах. Конечно, цены возросли, но продукты сельского хозяйства имеются в достаточном количестве. Сейчас виды на урожай также хорошие. Можно надеяться, что и дальше округ будет развиваться и в части сельского хозяйства, и в части всех остальных отраслей народного хозяйства.

Н. Г. Никитин, зам. начальника Смоленского окружного Управления».

За этими цифрами и фактами не видно очень многого: и расстрел узников смоленского гетто, и массовые акции устрашения, и насильственный вывоз на работу в Германию.

К середине 1943 года стало понятно, что поводов для праздников у гитлеровцев и их союзников становится все меньше. В этих условиях было решено не церемониться, а облагать всех «организаторов увеселений» дополнительным налогом.

Из газеты «Новый путь»:

«Распоряжение Начальника города Смоленска от 7 июля 1943 года.

«О введении на территории города Смоленска налога с посетителей зрелищных и увеселительных предприятий»

На основании 10 распоряжения об общественных сборах в зоне высшего Командования МИТТЕ от 24 мая 1943 г. и пунктов 55–57 того же распоряжения, о порядке проведения налогов ввести на территории города Смоленска с 1.07.1943 г. взимание налога с посетителей зрелищных и увеселительных предприятий в следующем порядке:

Налог взимается в виде добавки к цене билета в размерах:

А Кинопредставлений —30 % к цене билета;

Б. Театра, концертов и др. видов представлений — 10 % к цене билета;

В. Танцевальных вечеров —50 % к цене билета.

От налогов освобождаются зрелища и увеселения, устраиваемые с благотворительной целью, на что должно быть в каждом отдельном случае мое распоряжение.

Дирекция кино и театра, а также все устроители зрелищ и увеселений обязаны билетные книжки до начала продажи предъявить в финансовый отдел управления города для соответствующей регистрации.

Налог со зрелищ и увеселений вносится ежедекадно в коммунальную кассу города Смоленска.

Устроители зрелищ и увеселений за несвоевременную и неполную уплату налога, а также непредъявление в финансовый отдел для регистрации билетных книжек привлекаются к ответственности.

Налог с посетителей зрелищ и увеселений является общинным налогом и полностью поступает в бюджет города Смоленска.

При проведении настоящего распоряжения применяется общее постановление Военного Командования МИТТЕ от 245–1943 г. об общественных сборах.

И. о. начальника города Смоленска Гандзюк».

Праздники во время оккупации. Чего в них было больше: «пира во время чумы» или пропаганды? А может, у людей просто возникало желание забыться хоть на мгновение?

Силы советского сопротивления делали всё, чтобы сорвать эти празднества. Разбрасывались и расклеивались листовки и партизанские газеты, а там, где это было возможно, устраивались террористические акции против немцев и их приспешников.

Одной из форм разложения власовских формирований были встречи сельской молодежи с солдатами. Вначале они проходили как танцы, затем девушки начинали петь антифашистские частушки и читать наизусть листовку «К добровольцам — что ждет вас?». Написанная в стихотворной форме, она производила сильное впечатление на военнослужащих, способствовала их переходу на сторону партизан.[448]

Народные мстители, в свою очередь, пытались там, где это было возможно, поддерживать советские традиции. Перед 8 Марта, 1 Мая, кроме докладов о текущем моменте и задачах партизанского движения, проводились концерты, в которых принимали участие самодеятельные партизанские артисты и крестьянские дети. Последние обычно завершали выступления исполнением патриотических стихов и песен.

Наши рекомендации