Комментарии к выполнению заданий и их оценке

КОММЕНТАРИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ И ИХ ОЦЕНКЕ

Тестовые работы по теме проводятся до диктан­та. Контрольный диктант следует писать после того, как проведена тестовая работа, написаны предупре-

дительный и объяснительный диктанты, после каждой работы проведён анализ ошибок.

Для оценивания тестовой работы в форме ЕГЭ предлагаем следующие критерии. Каждое верно вы­полненное задание уровня А оценивается в 3 балла, уровня В — в 4 балла, уровня С — в 5 баллов.

97—100% от максимального количества баллов — оценка «5»;

77—96% — оценка «4»;

50—76% — оценка «3»;

менее 50% — оценка «2».

Предупредительный диктант проводится для того, чтобы закрепить орфографический навык, уме­ние связать изученное правило с примером из тек­ста. Текст следует читать по предложениям. Ошибки предупреждаются до написания предложения чётким пояснением правила написания. Ценность данной ра­боты в том, что ученик обретает уверенность в соб­ственной грамотности.

Объяснительный диктант развивает самостоя­тельность мышления, закрепляет навык применения своих знаний на практике, активизирует деятельность учащихся. Трудные орфограммы объясняются после записи предложения или всего текста, в зависимости от задач урока. У ученика есть возможность само­оценки, а значит, и саморазвития.

Свободный диктант. Текст диктанта должен быть у каждого ученика. Учитель читает текст по логи­чески законченным частям. Дети пересказывают содержание. Затем текст закрывается, и учитель вновь читает текст по логически законченным частям (по 4—5 предложений). Учащиеся записывают, не до­биваясь дословного воспроизведения текста. Важно передать главную мысль, правильно построить пред­ложения и точно употребить слова и словосочетания.

Контрольный диктант проводится после изучения большой орфографической темы с целью проверки навыков правописания. Он сопровождается двумя- тремя грамматическими заданиями. Тексты насыщены изученными орфограммами.

Текст диктанта один для обоих вариантов, но грам­матические задания к диктанту различные.

Слова на неизученные правила (выделены жирным шрифтом) следует диктовать чётко, т. е. прочитывать орфографическим способом. Необходимо предупреж­дать о постановке неизвестных знаков препинания.

За работу выставляют две оценки: за грамотность и грамматические задания.

За контрольный диктант:

• Оценка «5» — работа написана без ошибок и исправлений, выдержаны правила каллиграфии.

• Оценка «4» — допущено не больше двух орфо­графических ошибок, работа выполнена чисто.

• Оценка «3» — допущено 3—5 орфографических ошибок, работа оформлена небрежно.

• Оценка «2» — в работе допущено более пяти орфографических ошибок.

За грамматические задания:

• Оценка «5» — безошибочное выполнение всех заданий.

• Оценка «4» — выполнено не меньше 3/4 заданий.

• Оценка «3» — выполнено не меньше 1/2 заданий.

• Оценка «2» — выполнено меньше половины за­даний.

ДИКТАНТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Бабочки и цветы

Кто не любит цв..тов? Они такие красивые! Вот нежные незабу..ки, голубой к..локольчик. А вот мол..дой одуван..чик, похож..й на з..лотое со..нце. Львиный зев похо.. на паст., свирепого зверя, но со­всем нестрашный.

Ч..сто бывает, что цв..ты притворяются бабоч..ками, а бабочки - цветами. У каждой бабочки спереди есть тонк..я трубочка-х..боток. Он не толще в..лоска. Когда бабочка л..тит, она сворачивает хоботок, как пруж..нку. А когда (о)пускается (на)цветок, вытягивает его и п..ёт ела..кий нектар.

Грамматическое задание

1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркни эти орфограммы.

2. Разбери указанное предложение по частям речи и подчеркни в нём главные члены.

Вариант 1

Крошечные бабочки порхали над чайными розами.

Вариант 2

В дальнем саду растут нежные цветы.

Тема 1. Повторение изученного. Слово, предложение, текст

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Зачем ему летать? Как сильно билось сердце при слове «Отечество»! Кто наградит вас за труды? Морозы становятся сильнее. Она улыбнулась и снова обвела всех радостным взглядом. Что пронеслось мимо его лица? Юрка быстро спрятал свой поплавок в шапку друга.

Грамматическое задание

1. Устно охарактеризуй предложения по цели вы­сказывания.

2. По ходу работы объясни встречающиеся орфо­граммы.

3. Из выделенного предложения выпиши словосо­четания, разбери его по членам и по частям речи.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Сёмга

Жила рыба в воде. Это была большая сильная рыба. У неё имелись плавники, хвост, жабры, глаза, рот, зубы. Рыбе нравилось плавать, дышать, глядеть, хватать. Однажды она отыскала в реке место с ров­ным галечным дном. Быстро принялась копать глубо­кую яму. Скоро там будут спрятаны оранжевые икрин­ки. Это будущее потомство сёмги. Под слоем песка и камешков они укрыты от прожорливых хищных рыб.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. Учитель диктует в том же темпе, что и обычный диктант.

Зубрёнок Рум

Человек в серой кепке стоял за высокой изгоро­дью. Он что-то писал в тетрадь. Телёнок легко поднялся на ножки. Маленький зубрёнок Рум сосал вкусное материнское молоко. Надоедливые насекомые очень мешали ему.

Наступила пора обильного листопада. А потом выпал снег. Издалека протяжно звала труба. Зубры двигались на обед. Рум узнал вкус душистого сена. Люди каждый день заботились о животных. Рум стал взрослым зверем. Так добрые люди спасали редких животных.

Грамматическое задание

Запиши только грамматическую основу предложе­ний: подлежащее и сказуемое.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Впереди дорога, одиннадцать берёз, вместе весе­лее, вокруг деревни, русский язык, хороший пловец, северный ветер, чёрный ворон, январский мороз, чув­ство победы, рассказ ученика, однажды в феврале, вчера вечером, Красная площадь, скоро праздник, космический полёт, детский коллектив.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Скворец на чужбине

Улетел скворец от стужи,

Сытно за морем живёт.

Воду пьёт из тёплой лужи,

Только песен не поёт.

Г. Ладонщиков

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Бывшие беспризорники

У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья как серые тряпочки.

Учитель Сергей Степанович выкопал этот колоколь­чик и перенёс в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.

И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки дела­ется крупными, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветов, что а целый букет хватит.

Любуются ими люди. И невдомёк им всем, что это бывшие беспризорники.

(По Э. Ши му)

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1. Составь и запиши разные по цели высказывания предложения со словами СОЛНЦЕ, ТРУД, ШКОЛА.

2. Подчеркни главные члены в данных предложениях.

За дальними кустами мелькнул рыжий лисий хвост.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

На берегу Невы проходил праздник моряков.

3. Составь и запиши предложения из данных слов.

Каждый, утром, далеко, звук, слышен.

Самого, у, листья, плавают, берега, круглые.

Утята, матери, вокруг, плавали, своей.

4. Составь текст-описание на тему «Лиса».

Вариант 2

1. Составь и запиши разные по цели высказывания предложения со словами КЛАСС, РАБОТА, ВЕТЕР.

2. Подчеркни главные члены в данных предложениях.

Огромная щука подплыла к самому берегу.

В росистой траве загорались огоньки земляники.

Весенние воды затопили бобровую хатку.

3. Составь и запиши предложения из данных слов.

В, жил, мной, со, шалаше, бурундук, хитрый.

К, учительница, доске, выйти, Мишу, попросила.

Среди, мальчик, причудливых, стоял, деревьев.

4. Составь текст-описание на тему «Заяц».

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Сразу после школы Тёма приходил в лес кормить птиц. Кормушку для них он смастерил сам и устро­ил её на раскидистой берёзе. Однажды была сильная вьюга, а потом ударили трескучие морозы. Но Тёма не усидел в уютном доме. Он взял пакет с кормом, встал на лыжи и побежал в лес. Не встретили птицы своего друга. Только после созыва свистом птички жадно набросились на корм.

Грамматическое задание

1. Объясни правописание выделенных слов.

2. Озаглавь текст.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. Слова в скобках следует диктовать так, как они написаны в тексте.

Петин дедушка принёс (полная) корзину грибов. Как удаётся (дедушка) столько грибов находить? Подберё­зовик живёт под (белоствольная берёза). У (рыжики, маслята и моховики) квартиры под мохнатыми (ёлки и сосны). Резать грибы надо аккуратно, чтобы сберечь их (квартира). Тогда и на другое лето наберёшь здесь (полная корзина грибы).

Грамматическое задание

Запиши, изменяя окончания в словах так, чтобы получились связные предложения.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Автобусный парк, нарисовать картину, хоккейные ворота, чёрненькие ботиночки, поужинал с ребятами, пшеничное поле, субботний вечерок, родные про­сторы, народный умелец, победить врага, позвонить космонавту, Красная площадь, крепкий подберёзо­вик, повеселились вместе, ускорить работу, поддержка коллектива, дальнее расстояние, языковой барьер.

Грамматическое задание

Выдели ту часть слова, с помощью которой об­разуются новые слова.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Помни: плохи дела, где сила - без ума.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Жук-олень

Жуки бывают кусачие. Есть такой жук-олень. На го­лове у него большие ветвистые рога. Совсем как у оленя. На самом деле это вовсе не рога, а верх­ние челюсти.

Жук-олень очень большой. Величиной он может быть со спичечный коробок. Половину туловища это­го великана занимают челюсти. Желающих поймать такого рогача он может больно цапнуть за палец.

Ловить этих жуков не нужно. Они стали большой редкостью и занесены в Красную книгу.

(По М. Молюкову)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

На кургане

Мы с..дели на склоне кургана и (у)видели (на)его в..ршине з..лёный кустик. Подбежали ближе, а на ку­стике алые розы цветут.

(Подо)шёл к нам с..дой ст..рик и (рас)сказал ска..ку о герое.

(В)войну здесь был блинда.. . В нём с..дели фа­шисты и (об)стреливали (из)пулемёта дорогу. Наши б..йцы не могли пройти (в)перёд. Нашёлся один см..льчак, который (под)полз к блиндажу и швырнул гранату. (У)молк пулемёт, но фашисты (по)ставили ещё один. Другой гранаты (у)героя не было. Тогда он (з..)крыл дуло пулемёта своей грудью. Умер герой. Кровь его оросила землю. На этом месте (вы)росла ал..я роза. Кто (про)лил кровь за Родину, тот (бес) смертен.

(По В. Сухомл и некому)

Грамматическое задание

Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Вечернее погружение

Солнце стало медленно погружаться в далёкий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчётли­вее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине - между рекой и горами - тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчи­вая мягкая тень. Потом солнце скрылось за острым хребтом, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держал­ся недолго, тоже тихо угас. А в небе в той стороне полыхала заря.

(73 слова) (В. Шукшин)

Грамматическое задание

1. Выпиши из текста три слова с безударной глас­ной в корне, подбери к ним проверочные слова.

2. Запиши по два слова на ту же орфограмму.

ТЯжёлый, отгаДка, извеСТный, кОстёр, клаСС, ОТдать.

3. Составь три предложения со словами БОЛЬ­ШОЙ, ОГРОМНЫЙ, ГИГАНТСКИЙ.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1. Назови известные тебе части слова.

2. Что такое основа слова?

3. Какую роль выполняет окончание?

4. Какую роль выполняет приставка?

5. Почему нужно различать приставки и предлоги?

6. Напиши три слова, состоящие из корня, при­ставки и окончания.

7. От данных слов образуй по три новых слова при помощи приставок. Разбери данные слова по составу.

Летели, бежал.

8. Правильно напиши приставки и предлоги. (По)дворам, (за)гнали, (на)ступил, (у)тонул.

9. Разбери слова по составу.

Стена, игрок, постройка.

Вариант 2

1. Назови известные тебе части слова.

2. Что такое корень слова?

3. Почему нужно различать приставки и предлоги?

4. Какую роль выполняет суффикс?

5. Что такое окончание?

6. Напиши три слова, состоящие из корня, суф­фикса и окончания.

7. Образуй от данных слов по три новых слова при помощи суффиксов. Разбери данные слова по составу.

Цветы, трава.

8. Разбери слова по составу.

Пчеловоды, заварка, завал.

9. Правильно напиши приставки и предлоги.

(Про)рубь, (про)медведя, (за)варка, (пере)ехал.

ТЕМА 4: ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Медведь

В горных лесах Азии живёт гималайский медведь. Он весь чёрный, а на груди белый треугольник. У ги­малайского медведя длинные лапы. Он быстро взби­рается на деревья. Медведь любит лакомиться. Он ищет дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберётся мишка на черёмуху, наломает ветвей и съедает с них яго­ды. Зимой он впадает в спячку. Медведь устраивается в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге ог­ромный кедр, привезут в посёлок, а из пустого ствола медведь вылезает.

(По Г. Снегирёву)

Грамматическое задание

1. Укажи в предложениях знакомые части речи (по усмотрению учителя).

2. Озвучь правила правописания всех знакомых орфограмм для предупреждения ошибок.

3. Разбери по составу выделенные слова.

4. Сделай звуко-буквенный анализ выделенных слов.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Зима в берёзовой роще

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось, побелело. Только куд­рявые кроны с повисшими серёжками ещё сохранили свой осенний коричневый цвет.

Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки де­ревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная па­литра приобрела кристальную яркость. Ослепительной стала роща по утрам, на заре, когда сюда проникали лучи солнца, - она вся сверкала рубинами и алмазами.

(П. Панфилов)

Грамматическое задание

1. Найди в тексте слова с приставками, выдели их.

2. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне, объясни их написание, выдели корень.

3. В первом абзаце текста надпиши над словами части речи.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. Диктовать следует так, как написано в тексте.

Липки

Таня и Алёна (посадили, закопали) свои деревца, (примяли, притоптали) вокруг них (землю, почву), (по­лили, залили) их (тёплой, речной) водой. (Светит, пе­чёт) горячее весеннее (солнышко, солнце), (идут, плы­вут, бегут) по небу (весёлые, лёгкие, белые) облака. (Поют, щебечут) скворцы, (развёртываются, раскры­ваются) (почки, листочки) на деревьях. И (два, четы­ре) новых деревца (стоят, растут) у (ворот, калитки). (Распускают, расправляют) корешки в (тёплой, уютной, плодородной) земле! Таня (назвала, прозвала) свою липку Медок, потому что на ней (вырастут, появят­ся) (медовые, душистые, ароматные) цветы. А Апён- ка назвала свою (липку, любимицу) Холодок. Когда она (подрастёт, вытянется), то (листва, зелень) будет густая, и в жаркий (день, полдень) под ней всегда можно будет (спрятаться, отдохнуть).

Грамматическое задание

Напиши текст, выбрав подходящие по смыслу ча­сти речи.

Примечание. Для наглядности учитель может вы­писать слова с пропуском орфограмм на карточки и раздать каждому ребёнку.

П..с..дили, з..к..пали;

пр..мяли, прит..птали;

землю, почву;

п..лили, з..лили;

тёпл..й, реч..ной;

свет..т, п..чёт;

солнышко, со..нце;

идут, пл..вут, б..гут;

в..сёлые, лё..кие, бел..е;

п..ют, щ..беч..т;

р..звёртываются, р..скрываются;

поч..ки, листоч..ки;

два, ч..тыре;

ст..ят, р..стут;

в..рот, к..литки;

расп..скают, распр..вляют;

тёпл..й, уютн..й, пл..дородной;

н..звала, пр..звала;

вырастут, п..явятся;

м..довые, д..шистые, ар..матные;

ли..ку, л..бимицу;

п..драстёт, выт..нется;

л..ства, зелен..;

ден.. , полден..;

спрятаться, ..тдохнуть.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Вчера вечером, чёрный автомобиль на дороге, вер­нулся назад, коллективное хозяйство, спасибо пас­сажиру, здесь весело, жёлтая комната, здравствуй, товарищ, прекрасная картина, берёзовая аллея, биб­лиотека имени Короленко, дорога в Москву, одинна­дцать горошин, впереди русские солдаты.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Старайся в самом простом увидеть необычное. На­блюдай! И ты заметишь, что каждый человек интере­сен по-своему.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. После первичного чтения следует про­вести групповую работу по созданию картинного плана.

Шалунишка

Тёплое летнее утро.

Вздохнул и пробудился ветерок-мальчишка. Шалун спугнул синицу с ветки.

Он сорвал лист с молоденькой осинки, запутал­ся в густых колючках старой ели, рассердился, ухнул в вышине и умчался.

Возмущённая осинка долго лопотала всеми ветка­ми, дрожала листиками, словно озябла.

(Г. Андрианова)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

В солнечное утро летом на п..лях, в тр..ве, вид­ны алмазы. Все алмазы эти бл..стят и переливаются на со..нце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим.

Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это та­кое, то увидишь, что это капли р..сы собрались в тре­угольных л..стах тр..вы и бл..стят на со..нце.

Л..сток этой тр..вы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли к..таются по л..стку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь л..сток с р..синкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не уви­дишь, как проскользнёт мимо стебля.

Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку подне­сёшь ко рту и выпьешь р..синку, и р..синка эта вкус­нее всякого напитка кажется.

(Л. Толстой)

Грамматическое задание

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

2. Выпиши из текста по три слова в следующем

порядке:

а) имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, местоимение;

б) проверяемая безударная гласная в корне слова, безударная гласная в приставке.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Зимняя ночь

В лесу наступила ночь. По стволам и сучьям тол­стых деревьев постукивает мороз. Хлопьями осыпа­ется лёгкий серебристый иней. В тёмном высоком небе рассыпались яркие звёзды. Тихо в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается скры­тая жизнь в лесу.

По белой скатерти снегов пробегают ловкие ласки. Охотятся за мышами хорьки. Бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку го­ловастый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

(89 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Разбери по членам второе предложение.

2. Определи время глагола в этом же предложении.

3. Разбери по составу слова МОРОЗНЫЕ, СНЕЖ­НЫМИ.

Вариант 2

1. Разбери по членам третье предложение.

2. Определи время глагола в этом же предложении.

Разбери по составу слова СЕРЕБРИСТЫЙ, ЛОВКИЕ.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди в предложениях существительные, прилагательные, гла­голы. Обозначь их сверху буквами: сущ., прил., глаг.

Ст..ял х..л..дноватый, но тихий зимний день. На ме­сте грязных луж хр..стели тонкие л..дяные корки. Пор­хал ре..кий чистый сн..жок.

2. Запиши слова, которыми можно дополнить этот текст.

Имя существительное - это часть ..., которая обо­значает ... и отвечает на вопросы

Имена существительные бывают ................................................ рода.

Имена существительные изменяются по................................................

Чтобы узнать род имени существительного, нуж­но ... .

3. Запиши существительные в три столбика.

Мужской род Женский род Средний род

Аллея, вагон, богатство, восток, декабрь, молоко, тетрадь, октябрь, солома, радость, лагерь, квартира, молодёжь, ёж.

4. Просклоняй существительные РЕКА, ГОРОД.

5. Укажи падеж выделенных существительных.

Над окном дома было ласточкино гнездо. Один птенчик выпал из гнезда.

6. В предложениях найди глаголы. Укажи, в каком времени они употреблены.

Солнце опускается к горизонту. Мы с друзьями бродили по лесу. Скоро станет совсем темно.

7. Какие части слов выделены?

ЗИМний, ПЕРЕлесок, прибежал, с товарищАМИ.

8. Напиши, каким членом предложения и какой ча­стью речи является выделенное в предложении слово. Солнце осветило зелёное поле.

Вариант 2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди в предложениях существительные, прилагательные, гла­голы. Обозначь их сверху буквами: сущ., прил., глаг.

Уже г..стели ранн..е декабрьские сум..рки. В небе з..жглись первые крупные звёзды. А белые х..лмы во тьме к..зались огромными.

2. Запиши слова, которыми можно дополнить этот текст.

Имя прилагательное - это часть ..., которая обозна­чает ... предмета и отвечает на вопросы ..., …, …, … .

В предложении имя прилагательное связано с ... .

Имена прилагательные изменяются по ..., ..., ... .

Чтобы определить род имени прилагательного, нуж­но ... .

3. Запиши существительные в три столбика.

Мужской род Женский род Средний род

Учитель, яблоко, четверг, товарищ, февраль, кален­дарь, одежда, пальто, метро, жилище, деревня, небо, помощь, багаж.

4. Просклоняй существительные ВОДА, БЕРЕГ.

5. Укажи падеж выделенных существительных. Ласточки кружились над выпавшим птенцом. Петя поднял птенчика и посадил его в гнездо.

6. В предложениях найди глаголы. Укажи, в каком времени они употреблены.

Река радует светлым журчанием. Ночью в реке за­играют звёзды. Мы мечтали найти исток реки.

7. Какие части слов выделены?

ПОДснежник, За полЯМИ, Встретил, ГОРный.

8. Напиши, каким членом предложения и какой частью речи является выделенное в предложении слово.

Ветер спутал мои волосы.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Лежу в траве. Лохматые шапочки одуванчиков по­хожи на маленькие солнышки. Вокруг меня летают пчёлы, мушки, комары. Они не просто летают, жуж­жат и кружатся надо мной. Это их трудовые будни. Цветы, травы, кусты и деревья радуют меня. Успокаи­вает писк, рокот, гудение природы. Я чувствую себя счастливым.

Грамматическое задание

Выпиши из текста только предложения с однород­ными подлежащими.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Вчера вечером, потом четверг, чёрный автомо­биль, назад к машине, коллективное хозяйство, вме­сте с пассажиром, здесь морозно, жёлтое поле, живи и здравствуй, прекрасное утро, липовая аллея, город­ская библиотека, дальняя дорога.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Глаза боятся, а руки делают.

У ленивого всегда праздник.

Белые ручки чужие труды любят.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Спаситель

Маша проснулась рано. Девочка оделась и пошла в лес. В лесу на пригорке краснела душистая земля­ника. Маша быстро набрала корзиночку и побежала назад к дому. Она весело прыгала с кочки на кочку.

Но вдруг нога поскользнулась. Машенька громко вскрикнула от боли. Она до крови укололась о ка- кие-то острые колючки. Под кочкой сидел ёж. Он сей­час же свернулся в клубок и зафыркал. Маша плакала и платьем вытирала кровь с ноги.

В это время из кустов прямо к девочке поползла серая змея с чёрными зигзагами на спине. Это была гадюка. От страха у Маши ноги отнялись.

Тут ёж развернулся и быстро засеменил к змее. Гадюка кинулась на ежа. Но ёж ловко подставлял ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Настойчивый ёж бросился за змеёй.

Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой. Она мысленно благодарила своего спасителя.

{По В. Бианки)

Грамматическое задание

При написании работы используй не менее трёх предложений с однородными членами.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тундра

Равнина седая унылая и серая. И небо над ней серое скучное сырое. Всюду только мох кочки лужи на тысячи вёрст вокруг.

Если и встретишь лес - то высотой по колено! Ивы берёзы толщиной с карандаш. Зато грибов ягод - видимо-невидимо!

Приползёт туча - накроет тундру холодная тень. Следующая спрыснет частым дождём. Третья про­барабанит крупой ледяной. Четвёртая снегом за­сыплет.

Ярче всего тундра летом. На лужах пёстрые бе­лые чёрные рыжие птицы. На кочках синеют, краснеют, желтеют яркие цветы.

Грамматическое задание

Спиши, расставляя запятые в предложениях с од­нородными членами.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В лесу

В этом лесу всегда стоит шум. Это старый, дрему­чий бор. Высокие сосны с красными стволами стоят плотной ратью. Сквозь сосновые иглы из почвы проби­ваются яркие папоротники. Пышные, причудливые, ве­личавые, раскинули они свои крупные, резные листья.

Я узнаю тонкий, острый свист синиц, тревожные крики сорок. Но самые нежные, самые мелодичные голоса остаются неизвестными. Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается на весь лес.

В нос бьёт запах грибов, воды и хвои. В такие ми­нуты человек ощущает себя частью природы.

(83 слова)

Тема 6. Имя существительное

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Роза

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растёт на кустах. Корни у розового ку­ста длинные, крепкие. Коричневый ствол и зелёные молодые побеги покрыты колючими шипами. Листок на кусте розы кругловатый, с острыми зубчиками. Цве­ты розы бывают белые, пунцовые, розовые, жёлтые.

(По К. Ушинскому)

Грамматическое задание

1. Определи падеж имён существительных в пред­ложениях.

2. Найди и обозначь безударные гласные в кор­не слов.

3. Найди предложения с однородными членами, охарактеризуй их.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Старый Полкан

Жили в доме старый пёс Полкан и кошка Мурка. У Мурки были маленькие котята. Кошка иногда уходи­ла на улицу, а Полкан оставался с котятами. Уляжется пёс на пол, а малыши ползают по его спине, пищат. Полкан доволен.

(По П. Седугину)

Грамматическое задание

1. Объясни все знакомые орфограммы.

2. Определи падеж выделенных имён существи­тельных.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Мы с ребятами решили слепить ... . Долго мы тру­дились. И наконец у нас получился великолепный ... .

На голове торчал клок рыжих .... В руках снеговик сжимал ... . Он будто подмигивал нам угольками ... . Нам очень понравился наш ... .

Грамматическое задание

1. Вставь подходящие по смыслу существительные в нужном числе и падеже.

2. Определи падеж выбранных слов.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Восемь учеников, килограмм яблок, директор мага­зина, работа инженера, столичный вокзал, адрес това­рища, шестнадцатый год, гость издалека, лунный кален­дарь, около огорода, яркое горение, молодой агроном, уютное жилище, крыло самолёта, шли по шоссе.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Великая радость - работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта, -

Всё счастье земли - за трудом!

В. Брюсов

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. Следует провести подробную работу с выделенными словами, выписать их на доске.

Негасимое пламя

Этот огонь полыхает днём и ночью. Пламя его от­ражается на тёмном граните. Пляшущие языки ведут разговор с живыми цветами, которые лежат на кам­не. Воинской клятвой звучат высеченные на граните названия городов-героев: Москва, Ленинград, Брест, Севастополь.

Пламя, цветы и гранит несут вечный караул у Мо­гилы Неизвестного Солдата. Это могила тех, кто погиб на Волге, под Москвой, на Днепре, под Бер­лином и в Варшаве.

Здесь всегда бывает много людей. Люди несут сюда живые цветы, долго молча стоят и смотрят на огонь. Многое можно увидеть в пламени, которое никогда не гаснет у кремлёвских стен.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

К веч..ру пошёл сне.. . М..хнатые сн..жинки з..кру- жилис.. в воздух.. . В один миг ступен..ки л..сной сторожк.. сделались белыми. Сне.. ноч..ю п..р..стал. Я ш..л по тр..пинк.. к лесу и оглядывался по ст..р..нам. По лёгкой порош., к ел., тянется еле., белк.. . А вот на л..сной полянк.. в..днеются сл..ды ря..чика. Из ело­вой чащ., п..слышался стук дятла. В густом ел..ник.. попискивали хл..п..тливые синицы.

Д..рев..я украсились кружевными хлоп..ями. Старые пни п..м..лодели, надев на гол..вы снежные ша..ки.

Люди р..зв..селились. Мал..чишки ..грали в сне.жи, к..тались на лыжах.

Грамматическое задание

1. Озаглавь рассказ.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Определи падеж выделенных имён существи­тельных.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Кто где живёт?

Гнездо иволги прячется среди буйной летней зеле­ни. Оно похоже на гамак и крепко привязано к раз­вилке ветки. Легко узнать гнездо сороки. Массивный шар висит в густом колючем кустарнике, на ветке ели, сосны, в зарослях ивняка.

Дрозд вьёт гнездо на прочной основе: то в сере­дине пенька, то в развилке толстых стволов, а иногда и на земле.

На опушке леса, в парке может гнездиться пеночка.

Изучение птичьих гнёзд требует наблюдательности, осторожности и любви к создателям этих искусных сооружений.

(79 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Разбери по составу слова ДОЖДЕВЫЕ, ПОХВАЛА.

2. Определи падеж всех существительных в пред­ложении.

Под лучами яркого солнца затейливо вьётся си­няя река.

3. Запиши ответ на вопрос, используя слово в скобках.

Где спит ребёнок? (Кровать.)

Вариант 2

1. Разбери по составу слова ВЫТЯЖКА, ЛЕНИВЫЙ.

2. Определи падеж всех существительных в пред­ложении.

Волки спокойно скрылись в ольховых кустах сосед­ней рощи.

3. Запиши ответ на вопрос, используя слово в скобках.

В чём пишут ученики? (Тетрадь.)

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1. Запиши существительные в три столбика

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Кудрявый можжевельник осыпан чёрными бусами. Между жёлтыми листьями видна красная головка под­осиновика. Белка запасла в тёплом дупле орехов - на подбор, ядрёные! Колхозники убрали с полей по­следний картофель. Яркими бусами алеют на огороде горькие ягоды калины. Луна, как жёлтый цыплёнок, гуляет по тёмному небу. Лёд пока тонкий, похож на прозрачное стекло.

Грамматическое задание

1. Распознай имена прилагательные.

2. Выдели окончания прилагательных.

3. Объясни все знакомые орфограммы.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Пеликан

На чёрной воде плавала громадная птица. Опере­ние её переливалось лимонным и розовым цветом. Головы не было видно, - она вся, по длинную шею, была под водой. Птица вытащила из воды маленькую голову, величиною с яйцо, с курчавым пухом. К голове был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание

1. Объясни все знакомые орфограммы.

2. Укажи схематично словосочетания: существи­тельное + прилагательное.

3. Выдели окончания имён прилагательных.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Первый яблоневый сад на Руси заложил Ярослав Мудрый. В старой Москве было принято окружать дом яблоневым садом. Наливное, восковое, румяное, золо­тое яблочко нередко упоминается в сказках. В русской сказке яблоко наделено чудесной волшебной силой.

Грамматическое задание

1. Выпиши словосочетания: существительное + при­лагательное.

2. Разбери по составу имена прилагательные ЯБ­ЛОНЕВЫЙ, ВОСКОВОЕ. /;

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Направо в деревню, шофёр в кабине, двенадцать вагонов, машинист электровоза, дальнее расстояние, одиннадцать километров, моя Россия, медленный подъ­ём, электрическая лампочка, атомная электростанция, восемь килограммов, директор школы, вчера вечером.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Крутыми тропинками в горы,

Вдоль быстрых и медленных рек,

Минуя большие озёра,

Весёлый шагал человек.

С. Михалков

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Какие бывают библиотеки

В нашей стране широкая сеть библиотек. Все биб­лиотеки делятся на массовые и научные.

Массовые библиотеки есть всюду. Это городские, сельские, районные, областные, заводские.

Молодое поколение страны обслуживают детские и юношеские библиотеки. В массовой библиотеке можно получить художественную литературу, газеты, журналы.

В научной библиотеке хранится литература по всем отраслям знаний. Здесь работают учёные, специа­листы, студенты.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Кому что по вкусу

Природа пом..гла животным добывать необходимую им пищ.. . Узк..ю мордоч.жу и липкий ..зык она дала мурав..еду. У..кую мордочку можно просунут., в любую щель.

Дли..ую шею ж..раф имеет потому, что п..тается верхними побегами кустов и д..рев..ев.

Крохотн..я птич..ка колибри питается нектаром. Че­рез тонк..ю трубоч..ку-клю.. она с..сёт цветочные соки.

Верблю.. любит сухую к..лючую тр..ву. Но её не всегда можно найти (в)пустын.. . Вот и (обклады­вает верблюд запасы ж..ра в г..рбы, чтобы хв..тило их на дальн..ю дорогу.

Грамматическое задание

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскры­вая скобки.

2. Первое предложение разбери по частям речи.

3. Во втором предложении укажи падеж имён при­лагательных.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Гималайский медведь

В лесах Азии живёт гималайский медведь. Он весь чёрный, а на грудке белое треугольное пятно. Этот треугольник похож на салфетку.

У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазает по деревьям. Медведь любит яблоки, ягоды, орехи. Заберётся хитрый мишка на черёмуху, наломает ветвей и объедает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева.

Был интересный случай. Спилили в тайге огромный кедр, привезли в далёкий посёлок. А из пустого вну­три ствола сонный медведь вылез.

(77 слов) (По Г. Снегирёву)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. В первом абзаце определи падеж прилагатель­ных мужского рода. Выдели окончания.

2. Выпиши из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.

3. Выпиши из диктанта предложение с однород­ными сказуемыми.

Вариант 2

1. В третьем абзаце определи падеж прилагатель­ных мужского рода. Выдели окончания.

2. Выпиши из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.

3. Выпиши из диктанта предложение с однород­ными второстепенными членами.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1. Запиши (по своему выбору) по три прилагатель­ных мужского, женского и среднего рода.

2. Напиши прилагательные, противоположные по значению приведённым.

Широкий, ясный, громкий.

3. Напиши прилагательные, близкие по значению приведённым.

Известный, застенчивый, красный.

4. Просклоняй словосочетание СВЕЖИЙ ВОЗДУХ.

5. Поставь прилагательное в том же роде и числе, что и имя существительное. Запиши получившиеся словосочетания.

(Интересный) книга, (маленький) мышь, (прозрач­ная) стекло, (стройный) берёзы.

6. От данных прилагательных образуй и запиши прилагательные в единственном числе в указанном в скобках падеже.

Белый (Т. п.), мелкое (П. п.), сухая (Д. п.).

7. Стрелкой укажи в предложениях связь при­лагательного с существительным. Определи их род и падеж.

На острове Шри-Ланка растёт интересное дерево.

Мы замерли в лесном полумраке.

Под старой липой было прохладно и спокойно.

8. Составь и запиши предложения, в которых сло­восочетание ВЫСОКАЯ СОСНА будет стоять в роди­тельном, предложном и дательном падеже.

Вариант 2

1. Напиши (по своему выбору) по три прилагатель­ных мужского, женского и среднего рода.

2. Напиши прилагательные, противоположные по значению приведённым.

Щедрый, бедный, долгий.

Наши рекомендации