Обследование связной речи детей
При обследовании связной речи логопед выявляет умение ребенка:
1) Пересказывать: а) ранее знакомый текст; б) незнакомый текст.
2) Составлять рассказ: а) по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа; б) по сюжетной картинке; в) по представлению детей.
При обследовании связной речи вспомогательные вопросы задавать не следует, так как преследуется определенная цель. Если ребенок не может справиться без наводящих вопросов, то это фиксируется в протоколе, и перечисляются вопросы, которые задавал логопед, и ответы детей.
Все рассказы и пересказы детей записываются так, как их передают дети, т. е. стенографируются. После обследования связной речи детей логопед составляет план работы с детьми по подгруппам.
1) Обследование умения пересказать ранее знакомый текст. Прослушать сказку «Теремок». Пересказать, как запомнил.
2) Обследование умения пересказать незнакомый текст.
Прослушать рассказ «Дружные зайцы». Рассмотреть картинку. Пересказать, как запомнил. Ребенку предъявляется сюжетная картинка.
Текст рассказа: «Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя...
— Вот что, братцы! — сказал старый заяц. — Нас много, а лисица одна. Давайте ее напугаем.
Спрятались зайцы в кустах и ждут, когда появится лисч. Видят зайцы, на опушке леса появилась лисица. Идет осторожно, вынюхивает. Тут как закричат зайцы хором: «Уходи отсюда!»
Испугалась лисица: «Ох! Конец мне пришел! Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой громкий!»
С тех пор лисица в этот лес не ходила».
3) Обследование умения пересказать незнакомый текст.
Прослушать рассказ «Победитель». Рассказать, как запомнил.
Текст рассказа: «Жили-были петух, хохлатка и их детки — пушистые цыплятки. Около дома все ходили-кружили хорек и хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела хохлатка цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала хохлатка: «Кудах-тах-тах! Ко мне, детки, ко мне!»
Все цыплятки подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек. Но тут подлетел папа-петух, закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил цыпленка, скок за кустик — и нет его. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»
4) Обследование умения составить рассказ по серии сюжетных картинок «Жадина».
Логопед предлагает детям серию картинок. Нужно рассмотреть картинки. Разложить их по порядку. Составить рассказ.
5) Обследование умения составить рассказ по сюжетной картинке (СНОСКА: Для обследования можно использовать дидактический материал Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой.).
Детям предлагается сюжетная картинка. Нужно рассмотреть ее и составить рассказ.
6) Обследование умения составить рассказ по ранее виденному.
Логопед выясняет, видел ли ребенок, как строится дом, или был ли он в лесу, в зоопарке и т. д., и просит ребенка рассказать о том, что он видел (любой сюжет).
Примерный конспект занятий по обследованию грамматического строя речи у детей II уровня речевого развития
Цель. Выявить у детей умение правильно употреблять в речи имя существительное единственного числа: в винительном, дательном, родительном, творительном падежах без предлога и с предлогом.
Оборудование. Протокол обследования, предметные картинки (по ходу занятия).
Организация. Логопед обследует пять детей, вопросы и задания даются всем детям, ответы детей фиксируются в протоколе. Правильный ответ отмечается знаком «плюс», неправильный — «минус». Допускаются ответы в одно слово.
I. Обследование умения правильно употреблять форму винительного падежа без предлога и с предлогом на.
У логопеда на наборном полотне в два ряда 10 предметных картинок. В первом ряду —повар, учительница, садовник, плотник. Во втором — трубка, ложка, указка, лопата, пила.
Задание. Внимательно рассмотреть картинки первого ряда и ответить на вопросы:
1. Кого ты видишь?(Повара. Врача и т. д.) 2. Что ты видишь? (Ложку. Лопату и т. д.) 3. На кого ты смотришь? ( На повара. На врача и т. д.) 4. На что ты смотришь? (На ложку. На лопату. И т.д.)
Задавая вопрос, логопед указывает на картинки. Называет ребенка, от которого ответ.
II. Обследование умения правильно употреблять форму дательного падежа без предлога и с предлогом к. Картинки можно использовать из первого задания.
Логопед задает детям вопросы. 1. Кому нужны эти орудия труда? (Повару. Или: Ложка — повару) И т. д.
Далее логопед берет указку и касается ею картинки и спрашивает. К чему я прикоснулась? (К ложке. К лопате) К кому я прикоснулась? (К учительнице. К врачу ) И т. д.
III. Обследование умения правильно употреблять форму родительного падежа без предлога и с предлогом без, винительного — с предлогом у. Картинки те же, что и для первого задания.
Вопросы:У кого чего нет? (У повара нет ложки и т. д.) 2. Кто без чего? (Повар без ложки.) И т. д.
IV. Обследование умения правильно употреблять форму творительного падежа без предлога и с предлогом с
Вопросы: I. Кто чем работает? (Плотник пилой.) 2. Кто с чем приходит на работу? (Плотник приходит на работу с пилой.)
V. Обследование умения правильно употреблять форму предложного падежа с предлогом в.
Оборудование. Детям раздаются картинки с изображением леса, болота, реки, огорода, сада; берлоги, скворечника, норы, гнезда, конуры. Логопед называет слова и ставит к ним вопрос. Например: вишня, капуста, грибы, кувшинки. Что где растет? (Вишни в саду. Капуста в огороде. Грибы в лесу. И т. д.) Медведь, скворец, собака. Кто где живет? (Медведь в берлоге. Скворец в скворечнике. Собака в конуре.)
Обследование-занятие рассчитано на 20 мин. Аналогично проводится обследование и других грамматических форм. В конце обследования логопед подводит итог (делает вывод). Согласно сделанных выводов логопед группирует детей по подгруппам с учетом идентичных нарушений. В дальнейшем работа ведется по плану, составленному с учетом нарушений, зафиксированных в протоколе обследования.