Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития

Для детей II уровня речевого развития характерно следующее: аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из общеупотребительных слов, в основном это существительные, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги дети не всегда употребляют. Произношение многих слов искажено.

Работа на этом этапе, так же как и на предыдущем, ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.

Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием.

Обогащается словарь антонимами. С этой целью логопед может использовать коротенькие рассказы, которые носят нравоучительный характер. Они должны быть по содержанию увлекательными, понятными детям. Эти рассказы логопед (воспитатель) может включать в любой этап работы. Вначале от детей требуется, чтобы они уловили смысл рассказа, могли сказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый.

Расширение пассивного и активного словаря детей предусматривается программой дошкольного воспитания. Следовательно, эту работу может осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.

Основной работой на данном этапе является формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа Мама шьет. Птица летит.) к распространенному.

Распространение двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей: Лена шьёт платье. Хлеб режут ножом. Траву дам козе. Затем вводится определение: Маленькая девочка собирает ягоды. И наконец, в предложение вводится косвенное дополнение в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежей с предлогом: Дети смотрели на слона. Чай пьет она с конфетами. Лодка плывет к берегу. И потом вводится обстоятельство: Дети гуляли в лесу.

Параллельно с формированием у детей распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Винительный падеж без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: Вижу маму; Вижу папу; творительный падеж орудийности — Рубить топором; дательный косвенного объекта — Дать удочку рыболову; родительный принадлежности — Книга брата.

После отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи, затем можно перейти к работе по усвоению предложно-падежных конструкций.

Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т. д.

Параллельно с работой над структурой предложения ведется работа над интонацией. Логопед формирует у детей представления о повествовательной и вопросительной интонации.

После такой работы дети чувствуют себя увереннее, словарный запас у них к этому времени значительно обогащен, они правильно оформляют свою мысль. Речевая активность повышается. Она побуждает их к общению с детьми и взрослыми. На этом этапе большое значение имеет своевременная помощь логопеда ребенку в установлении речевого общения. Эта помощь может носить различный характер, например: поощрение за правильно построенную фразу, сочетание речевой активности с различными формами деятельности (игры, труд, рисование, лепка и т. д.), постановка перед детьми посильной речевой задачи.

На этом же этапе продолжается формирование диалогической речи. Работу над диалогом лучше всего проводить во время игр, где воспитатель или логопед могут вести диалог с детьми в процессе любой игровой деятельности (со строительным материалом, «Конструктором», мозаикой, пластилином, при инсценировании рассказов, сказок)- Для закрепления повествовательной и вопросительной интонации можно дать детям заучивание небольших, понятных по содержанию диалогов. Задания по формированию диалогической речи можно включать в текущие занятия и в свободное от занятий время. Это могут делать воспитатели во время прогулок. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.

Работа над словом

Словоизменение

Наши рекомендации