Конспекты занятий по теме «Дикие животные»
Занятие
Цель. Активизация словаря по теме «Дикие животные». Усвоение словосочетаний: короткий хвост, короткие уши, длинный хвост, длинные уши, теплая шкурка.
Оборудование. Картинки, изображающие зайца, белку.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Кошка и мышки». Все дети — мышки, а логопед — кошка. Мышки тихо пробираются в свои норки. Норки — стульчики. Дети тихо рассаживаются на стульчиках.
2.Рассматривание зайчика. (Вносится игрушка или картинка, изображающая зайчика.) Дети рассматривают зайчика, отмечают характерные особенности: уши, хвост, усы, лапы.
Вопросы. Какие у зайца уши? (Длинные уши.) Какой хвост? (Короткий хвост.) На что похоже тело зайчика? (На комок.) Логопед добавляет: у зайца мягкая, теплая шкурка.
3.Рассматривание белки.
Вопросы. Какие у белки уши? (Короткие уши.) Какой хвост? (Пушистый хвост.) Какая шкурка у белки? (Теплая, мягкая шкурка.)
Где живут заяц и белка? (Заяц и белка живут в лесу.) Логопед добавляет: заяц и белка — дикие животные.
4. Отгадывание загадок.
«Длинные ушки, короткий хвост. Кто это?» (Заяц.)
— Как ты догадался? (У зайца длинные уши. У зайца короткий хвост.)
«Короткие ушки. Пушистый хвост. Кто это?» (Это белка.)
— Как ты догадался? (У белки короткие ушки. У белки пушистый хвост.)
Задание 1. Закончить предложения.
Короткие уши у ... (белки). Короткий хвостик у ... (зайца). Длинные уши у ... (зайца). Пушистый хвост у ... (белки).
Задание 2. Закончить предложения с опорой на предметные картинки.
Логопед начинает предложение. Дети заканчивают по картинкам, затем повторяют предложение целиком.
У зайца ... (длинные уши.) (У зайца длинные уши.) У зайца ... (короткий хвост.) (У зайца короткий хвост.) У белки ... (короткие уши.) (У белки короткие уши.)
3. Прослушать рассказ «Кто где спит?».
«Собрались однажды вечером на лесной поляне звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Лиса — в норку. Белка — в дупло. Волк — в логово. Медведь — в берлогу, а зайчик под кустиком устроился. И все крепко уснули. А утром всех сорока разбудила».
Вопросы. Где спит лисица? Где спит белка? Где спит зайчик? Где спит волк? Где спит медведь?
Задания.
1. Найти детенышей диких животных. (Дети находят детенышей по опорным картинкам.)
2. Ответить на вопрос: у кого кто?
Образец ответа: У лисы лисята. У волка волчата.
Фрагменты занятий по сказке «Теремок»
Занятие 1
Цель. Знакомство с содержанием сказки и со словосочетаниями: лягушка-квакушка; зайчик-попрыгайчик; лисичка-сестричка; серый волк — зубами щелк; мишка-топтыжка.
Оборудование. Фигурки персонажей сказки, картинка, изображающая теремок.
Логопед рассказывает сказку, показывая персонажей. Рассказывая сказку, логопед объясняет, что теремок — это сказочный, необыкновенный домик; мышка-норушка названа так потому, что ее домик — норка и т. д.
Занятие 2
Цель. Обучение последовательности изложения. Активизация лексики из сказки: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, серый волк — зубами щелк, мишка-топтыжка.
Как только дети запомнят названия персонажей сказки и кто за кем приходит к теремку, им предлагается ответить на вопрос: кто пришел к теремку?
Образец ответа: Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т. д
Занятие 3
Цель. Научить детей узнавать персонажей сказки по характерному движению.
Логопед. Все зверушки бегают по-своему. Мышка бегает очень тихо (бег на носочках). Лягушка передвигается большими прыжками (прыжки на согнутых ногах). Зайчик тоже прыгает (прыжки на двух ногах). Лисичка бегает — хвостиком виляет, следы заметает. Волк передвигается большими прыжками. Медведь ходит вперевалку (ходьба вперевалку, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую). Все движения показывает логопед, потом каждое движение отрабатывает со всеми детьми.
Игры
«Узнай по движению, кто это»
Логопед или ребенок показывает характерные движения каждого животного. Дети отгадывают, кто это.
«Мы мышки-норушки»
Логопед объявляет, что все дети — мышки. Дети двигаются, подражая мышкам.
«Мы лягушки-квакушки» .
Дети подражают движениям лягушки. И т. д.
Занятие 4
Цель. Воспитание слухового внимания.
Оборудование. То же, что и на предыдущих занятиях. Логопед демонстрирует поочередно каждого зверушку, подносит его к теремку и произносит одну и ту же фразу: «Терем-теремок, кто в теремочке живет?», но с разной интонацией. Дети должны угадать, кто пришел.
Занятие 5
Цель. Формирование диалогической речи.
Оборудование. Персонажи сказки.
Логопед рассказывает детям сказку: «Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит».
Ребенок (на мышку). Кто в теремочке живет? (Кто тут живет?)
Логопед. Никто не отвечает. Вошла мышка и стала жить. (Мышка-выпиловка ставится за теремок. Ребенок остается на своем месте.)
Логопед. Вот по полю лягушка бежит. У дверей остановилась и стучит.
Ребенок (за лягушку). Кто в теремочке живет?
Ребенок (за мышку). Я мышка-норушка. Кто ты?
Ребенок (за лягушку). Я лягушка-квакушка. А ты кто?
Ребенок (за мышку). Я мышка-норушка. Иди ко мне жить. (Иди ко мне.)
Если дети затрудняются в ведении диалога, включается логопед, фраза произносится сопряженно. Игра продолжается.
После того как дети запомнят порядок персонажей и диалог зверушек, можно перейти к драматизации сказки. Роль ведущего остается за логопедом.