Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………………..2

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития…………………….4

Конспект занятия по теме «Семья»………………………………………………7

Конспект занятия по теме «Игрушки»…………………………………………...8

Конспекты занятий по сказке «Репка»…………………………………………...9

Дидактические игры с куклой……………………………………………………12

Игры и занятия по теме «Домашние животные»……………………………….13

Игры………………………………………………………………………………..17

Конспекты занятий по теме «Дикие животные»………………………………..19

Фрагмент занятия по сказке «Три медведя»……………………………………..22

Конспекты занятий по теме «Овощи»……………………………………………23

Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития…………………….27

Игры «Магазин»……………………………………………………………………28

Игра «Ласковые имена»……………………………………………………………30

Игра «Два медведя»………………………………………………………………..31

Занятие. Тема «Словообразование»………………………………………………31

Игра «Что мы делаем»……………………………………………………………..32

Конспект занятия. Тема «Словообразование»………………………....................32

Конспекты занятий. Тема «Слово»………………………………………………..33

Работа над предложением и его грамматическим оформлением……………….35

Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе…………………………………………………………………………………………….35

Согласование существительного с прилагательным в роде……………………..38

Конспекты занятий…………………………………………………………………39

Работа над простым распространённым предложением…………………………41

Конспект занятия……………………………………………………………………44

Конспекты занятий. Тема «Предложение»………………………………………..47

Конспекты занятий. Тема «Зима»………………………………………………….50

Конспект занятия. Тема «Предлоги»………………………………………………51

Конспект занятия. Тема «Овощи»…………………………………………………54

Работа над интонационной законченностью предложений……………………...58

Составление описательных рассказов……………………………………………..59

Конспекты занятий………………………………………………………………….60

Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития…………………….62

Конспекты занятий. Тема «Слово»………………………………………………..63

Деление слов на слоги……………………………………………………………...71

Работа над предложением и его грамматическим оформлением.

Конспект занятия. Тема «Предложение»………………………………………….72

Конспект занятия. Тема «Согласование числительного прилагательным и существительным»……………………………………………………………………………..75

Составление сложных предложений по демонстрируемому действию………...76

Конспект занятия. Тема «Союз потому что»……………………………………...77

Конспект занятия. Тема «Предложения с союзом потому что»…………………78

Конспекты занятий и тексты для последовательных пересказов………………..79

Конспект занятия. Тема «Пересказ рассказа «Гадюка»»…………………………90

Тексты и рассказы для творческих пересказов……………………………………93

Устные сочинения. Конспекты занятий…………………………………………..94

Обследование речи детей…………………………………………………………...99

Приёмы фронтального обследования понимания речи…………………………..99

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.

Предисловие

В основу пособия «Формирование речи у дошкольников» положен многолетний опыт работы автора с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Книга предназначена для логопедов и воспитателей, работающих в специальных детских садах, а также для логопедов, работающих на логопедических пунктах.

Формирование устной речи у детей с недоразвитием речи вызывает трудности у логопедов-практиков, поэтому основная задача книги — познакомить логопедов и воспитателей с методическими приемами по формированию фразовой и связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, показать приемы обследования речи детей I уровня, грамматического строя и связной речи детей II и III уровня.

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития (СНОСКА: См, Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1967.) В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе Проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Так, например, работа с детьми, имеющими I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности; основной работой первого этапабудет формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Здесь же необходимо отработать простое распространенное предложение. Отработанную фразу можно включать в диалог или небольшой рассказ.

На втором этапеглавное — формирование фразовой речи. Логопед учит детей распространять предложение, грамматически и интонационно оформлять его, а также ведет работу по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова. Таким образом дети постепенно учатся образовывать новые слова. Так же как и на первом этапе, отработанную фразу необходимо включать в диалог и рассказ описательного характера.

Ведущим в работе третьего этапаявляется формирование связной речи. Связная речь — это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления. Для примера приведем пересказ.

Ребенку был прочитан следующий рассказ:

«Жили-были петух, хохлатка и их детки — пушистые цыплятки. Около дома все ходили-кружили хорек и хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела хохлатка цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала хохлатка: «Кудах-тах-тах! Ко мне, детки, ко мне!» Все цыплятки подбежали и спрятались под маминым крылом, только самый маленький не успел. Его схватил хорек. Но тут подлетел папа-петух, закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хищник, бросил цыпленка, скок за кустик — и нет его. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»

Пересказ ребенка: «Пошла курочка свои детки... чтобы гулять. А птенчики пошли гулять. А навстречу хомяки. А ребятишки спрятались. А уже летели птенчики... Папа и крыльями махает... Клювал его, а сами в кустики, а птенчик убежал. А курочка закудахтала: «Ку-ка-ре-ку!»

Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четкой систематической коррекционной работы логопеда. Уделяя внимание работе над словом, путем практических упражнений логопед подводит детей к пониманию связи слов в предложении и отрабатывает наиболее сложные грамматические формы.

Таким образом, на каждом этапе логопедической работы формируются все стороны речевой деятельности.

Объем речевых заданий первого, второго и третьего этапов работы дается условно в зависимости от речевой динамики этих детей. Логопед может использовать задания из предыдущих и последующих этапов работы.

В связи с тем что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста, особенно на первых этапах работы. В дальнейшем работа будет усложняться за счет возрастных требований к словарю детей, определяемых «Программой дошкольного воспитания».

Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание для проведения игр с детьми различного уровня развития.

В разделе «Обследование речи детей...» даны приемы для обследования речи детей I уровня речевого развития, а также грамматического строя и связной речи детей II и III уровня. Обследование речи у детей I, II, III уровня можно проводить фронтально.

Применяется и индивидуальная форма обследования, но, как показала практика, фронтальная форма обследования является наиболее эффективной, так как она обеспечивает более глубокое изучение речевых возможностей ребенка. Игровая ситуация, непринужденная обстановка освобождают ребенка от скованности, побуждают его к общению, способствуют быстрому контакту с логопедом. Кроме того, фронтальная форма значительно сокращает сроки обследования. Если индивидуальное обследование занимает две-три недели, то фронтальное— два-три занятия. Фронтальная форма обследования не исключает индивидуальной. Ответы детей заносятся в протокол, который ведется одновременно с обследованием. Полученные результаты помогают логопеду лучше сгруппировать детей по подгруппам и спланировать индивидуальную работу.

Назови игрушку

Цель. Активизировать словарь по теме «Игрушки». Обучение употреблению формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительной памяти.

Оборудование. Игрушки те же, что и на предыдущем занятии, к ним добавляют две новые. Картинки, изображающие игрушки.

Ход игры.

Дети садятся вокруг стола логопеда. Логопед предлагает запомнить им игрушки, лежащие на столе. Затем логопед предлагает детям отвернуться или зажмурить глаза и подкладывает новую игрушку. Дети поворачиваются по команде к столу и отвечают на вопрос: «Посмотри внимательно и скажи, что изменилось».

Игра повторяется снова, только теперь логопед убирает со стола любую игрушку, а дети должны ответить: «Посмотри внимательно и скажи, какой игрушки нет».

При ответе детей логопед следит за правильным окончанием имен существительных в родительном падеже.

Такую же игру можно провести, используя картинки.

«Послушная Катя»

Цель. Активизация глагольного словаря, упражнение в составлении простого предложения.

Оборудование. Кукла, мишка, заяц.

Логопед. Наша кукла Катя послушная. Она будет делать все, что я ей скажу. Катя, сиди. Что делает Катя? (Сидит.) Скажем все про Катю: Катя сидит.

Дети повторяют за логопедом. Затем им раздают игрушки. Дети поочередно дают команду своей игрушке, например: «Миша, сиди», «Зайка, сиди», «Ляля, сиди» и т. д.

Следующий этап работы — ответы на вопросы:

Что делает Миша? (Миша сидит.) Что делает Ляля? (Ляля сидит.) Что делает зайка? (Зайка сидит.)

На следующем занятии с помощью этой же игры можно отработать тему «Употребление глаголов в повелительном наклонении». Количество игрушек, в данном случае кукол, должно быть по количеству детей, присутствующих на занятии.

Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Мою куклу зовут Катя. Как зовут твою куклу?» (Обращается к одному из детей.) Ребенок отвечает.

—Моя Катя послушная, — говорит логопед и дает команду кукле: «Катя, иди».

Затем логопед предлагает детям поучить ходить своих кукол. Каждый ребенок сначала вместе с логопедом, а потом самостоятельно говорит своей кукле: «Тата, иди», «Вова, иди» и т. д.

— А теперь поучим кукол сидеть, — говорит логопед и обращается к кукле: «Катя, сиди». То же самое он предлагает сделать детям. Они самостоятельно дают своим куклам команды: Тата, сиди; Вова, сиди и т. д.

«Семья»

Приблизительный пассивный и активный словарь по теме «Семья». Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый.

Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Обучение построению простого нераспространенного предложения.

Оборудование. Сюжетная картинка, изображающая семью; кукла Катя.

Ход занятия.

Логопед знакомит детей с куклой Катей, говорит, что у Кати есть своя семья. Рассматривается сюжетная картинка.

Логопед. Это Катина семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку еще раз и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

Логопед предлагает детям дать имя мальчику (сыну) и девочке (дочке), а также ответить на вопросы: кто это? Где папа, где мама?

«Твоя семья»

Цель. Активизация словаря по теме «Семья».

Логопед предлагает детям рассказать, кто у них есть в семье. Если ребенок затрудняется, то логопед может задать ему вопрос: «У тебя есть брат, бабушка, дедушка?»

Затем можно выяснить, знают ли дети, как зовут их маму, папу, бабушку и т. д.

Игры с мячами

Оборудование. Два мяча (большой и маленький). Ход игры.

1.У логопеда один мяч. Он предлагает детям попросить его, например: «Тетя, дай мяч».

Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Лови!» Ребенок перебрасывает мяч логопеду. Игра продолжается.

2.У логопеда два мяча: большой и маленький. Он предлагает детямпопросить любой мяч.

Образец: Тетя, дай большой мяч. Тетя, дай маленький мяч.

В дальнейшем дети передают мяч друг другу. Речь носит форму диалога.

Образец: Лена, дай мяч. Коля, на мяч. Лена, дай большой мяч. Коля, на большой мяч.

«Играем с игрушками»

Цель. Активизация отработанной структуры предложения. Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры.

Логопед предлагает детям попросить друг у друга игрушки, дает им образец просьбы: «Петя, дай мне большой мяч».

Игра усложняется. Логопед объясняет им, что все вежливые люди употребляют при просьбах вежливые слова, такие, как спасибо, пожалуйста, И дает им образец просьбы: «Коля, дай, пожалуйста, мишку». «Спасибо». Эти слова вводят в активную речь детей. Логопед следит за тем, чтобы дети не забывали вежливые слова.

Занятие 1

Цель. Знакомство со сказкой «Репка». Воспитание зрительного внимания и памяти.

Оборудование. Персонажи сказки.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед. Наши глаза... (внимательно смотрят). Наши уши... (внимательно слушают). Наши ноги нам не мешают. Наши руки нам не мешают, а помогают.

2.Логопед рассказывает детям сказку «Репка» в доступной форме:

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-большая. Стал дед репку тянуть: тянет-тянет, вытянуть не может. Позвал бабку: «Бабка, иди репку тянуть». Пришла бабка. Тянут-тянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку Машу: «Маша, иди репку тянуть!» Пришла Маша. Тянут-тянут, вытянуть не могут. Позвала Маша собаку Жучку: «Жучка, иди репку тянуть!» Прибежала Жучка. Тянут-тянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку: «Кошка, иди репку тянуть?» Прибежала кошка. Тянут-тянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку: «Мышка, иди репку тянуть!» Прибежала мышка. Тянут-тянут, вытянули репку!» (Если дети затрудняются в произнесении слов: репка, Жучка, кошка, их можно заменить словами: репа, Авка, киса.)

3.Ответить на вопросы с опорой на персонажи сказки:

Кто пошел репку тянуть? (Дед.) Дед вытянул репку? (Нет.) Кто помогал деду тянуть репку? (Дети поочередно перечисляют персонажей сказки.) Кто вытянул репку? (Все.)

Занятие 2

Цель. Упражнять детей в составлении простого распространенного предложения. Уметь правильно употреблять форму винительного падежа имен существительных без предлога. Воспитывать зрительное внимание и память.

Оборудование. Персонажи сказки, выпиленные из дерева.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед. Наши глаза... (внимательно смотрят). Наши уши... (внимательно слушают). Наши руки ... (не мешают), а ... (помогают).

2.Закрепление изученного словаря.

Логопед предлагает детям вспомнить всех персонажей сказки. Если ребенок ответил правильно, логопед выставляет фигурку персонажа. Например, кто посадил репку? (Дед.) Логопед выставляет фигурку деда.

3.Работа над предложением.

Логопед. Вспомним, как дед звал бабку. Давайте вместе позовем бабку. (Дети вместе с логопедом: «Бабка, иди репку тянуть!» Как бабка звала Машу? (Маша, иди репку тянуть!)

4.Самостоятельное составление предложений.

Логопед показывает две фигурки и задает вопрос: «Кто кого позвал?» Дети составляют предложения (Дед позвал бабку. Бабка позвала Машу и т. д.).

5.«Отгадай, кто кого позвал».

Логопед. Бабка, иди репку тянуть!.. (Дети. Дед позвал бабку.) Маша, иди репку тянуть!.. (Дети. Бабка позвала Машу.)

Занятие 3

Цель. Обучение правильному употреблению формы родительного падежа имен существительных без предлога. Оборудование. Персонажи сказки «Репка».

Ход занятия.

1. Организационный момент (см. предыдущее занятие).

2. Закрепление изученного словаря. (Последовательности персонажей сказки.)

Логопед. Я проверю, запомнили ли вы, кто тянул репку. Кто первый пришел? (Дед.) Выставляется фигурка деда. А кого еще нет? (Бабки.) Выставляется фигурка бабки. И т. д.

Логопед выделяет голосом окончания имен существительных и требует правильного произнесения от детей.

3.Работа над предложением.

Логопед выставляет поочередно фигурки персонажей и задает детям вопросы «Кто пришел репку тянуть? Кого еще нет?»

Образец ответа: Дед пришел. Нет бабки. (Пришел дед. Нет бабки.)

4. Закрепление материала. Игра «Прятки»

Логопед предлагает детям закрыть глаза. В это время кто-то из детей встает за спину логопеда. По команде дети открывают глаза. Логопед. Кого нет? (Нет Лены.) Дети поочередно прячутся. Игра продолжается.

Занятие 4

Цель. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Умение употреблять форму дательного падежа существительного без предлога.

Ответить на вопрос: кто кому помогал?

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития - student2.ru

Логопед. Правильно, все помогали друг другу и вытянули такую большую репку. А кому помогают наши дети? (Маме, папе, тете Даше и т. д.)

Занятие 5

Цель. Учить детей пересказывать сказку с опорой на зрительные образы.

Дети сидят за столом. У каждого персонаж сказки. Логопед рассказывает сказку: «Посадил дед репку... Позвал дед бабку». (Ребенок, у которого фигурка деда, говорит за деда: «Бабка, иди репку тянуть!») Игра продолжается. После того как дети запомнили содержание сказки и последовательность появления персонажей, можно перейти к драматизации сказки.

Сценарий сказки «Репка»

Ведущий. Посадил дед репку. Выросла репка большая, большая. Пошел дед репку тянуть...

Выходит дед. Обходит вокруг репки. Разводит руками. «Ой, какая репка большая!» Пытается тянуть репку.

Ведущий. Тянет-тянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Дед поворачивается в сторону сидящих детей: «Баба-ааа, иди репку тянуть!» Бабка подходит к репке. Обходит вокруг. Разводит руками: «Ой, какая репка большая!» Держится за деда.

Ведущий вместе с детьми нараспев произносит фразу: «Тянут, тянут, вытянуть не могут!» Игра продолжается. Когда репку вытянут, все персонажи сказки встают в кружок и вместе произносят: «Ой, какая репка большая!» Ребенок-репка в середине круга может потанцевать, дети хлопают в ладоши, затем все вместе танцуют.

Дидактические игры с куклой

«Одеваем куклу»

Цель. Выявление пассивного и активного словаря по теме «Одежда». Активизация пассивного словаря.

Оборудование. Кукла и одежда для нее.

Ход игры.

Логопед знакомит детей с куклой, предлагает дать ей имя и помочь одеться. Предлагает найти рубашку, платье, колготки, фартук, туфли. (Дети находят одежду, логопед одевает куклу.)

Логопед. Какая красивая одежда у Кати! Что мы надели на куклу? (Дети поочередно называют одежду.)

Затем можно предложить детям рассмотреть свою одежду и рассказать, что на них надето.

«У куклы Кати новая квартира»

Цель. Выявление пассивного и активного словаря по теме «Мебель». Активизация пассивного словаря. Закрепление умения в составлении простого распространенного предложения.

Оборудование. Набор игрушек мебели.

Ход игры.

Логопед. Наша Катя получила новую квартиру. Ей привезли мебель. Давайте рассмотрим эту мебель. (Дети рассматривают мебель.)

Логопед обращается поочередно к каждому ребенку и просит показать кровать, стол, стул и т. д.

Логопед. Давайте расставим мебель. (Обращается поочередно к каждому ребенку.) Что ты поставишь, Миша? (Стол, стул.)

Логопед. Вы хорошо помогли Кате. (Обращается к детям.) Как ты помог Кате? (Я поставил стол.) А ты, Лена? (Я поставила стул.)

«У куклы гости»

Цель. Выявление пассивного и активного словаря по теме «Посуда». Активизация словаря по теме «Игрушки».

Оборудование. Чайная посуда, тарелки, вилки, ножи, ложки, кукла, зайка, мишка, собачка, стол, стул.

Логопед. Сегодня у куклы Кати гости. Поможем ей накрыть на стол. (Дети под руководством логопеда ставят на стол посуду.)

Что мы поставили на стол? (Дети называют посуду. Логопед обобщает ответы.)

Вот пришли гости. Кто пришел к Кате? (Логопед показывает поочередно игрушки. Дети называют их.)

Гости попили чай, повеселились и ушли. Надо убрать посуду.

Задание. Убери чашку, блюдце, тарелку и т. д.

Логопед. Вы помогли Кате убрать... (посуду).

Саша, что ты убрал? (Чашку.) Лена, а ты что убрала? (Блюдце.) Рита, что ты убрала? (Тарелку.) Допускаются ответы в одно слово.

«Домашние животные»

Дети учатся различать и называть домашних животных и их детенышей. Знакомятся с внешним видом животных, узнают, что едят домашние животные, какую пользу получает от них человек.

Примерный пассивный и активный словарь по теме «Домашние животные»: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза, козел, овца, баран, стадо, теленок, котенок, щенок, жеребенок, поросенок, козленок, ягненок, рога, копыта, хвост, грива; ржет, мычит, мяукает, лает, хрюкает, жует, грызет, мурлыкает, лакает; короткий, длинный, мягкий.

Конспект занятия I

Цель. Усвоение детьми словаря по теме «Домашние животные». Закрепление формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительного и слухового внимания.

Оборудование. Картинки, изображающие домашних животных.

Ход занятия.

1. Логопед рассказывает детям о домашних животных, демонстрируя по ходу рассказа картинки.

Логопед. Пришли животные к человеку и сказали: «Возьми нас, человек, к себе». «А что вы умеете делать?» — спросил человек. «Я умею ловить мышек», — сказала кошка. «Я буду сторожить твой дом», — сказала собака. «Я буду тебе давать молоко», — промычала корова. «Я буду давать тебе щетинку», — сказала свинья. «Я буду возить тяжелые вещи», — сказала лошадь. Человек согласился, и животные стали жить возле него. А чтобы им было тепло и удобно, человек построил для них жилье (сарай). С тех пор эти животные стали называться домашними.

2. Работа с картинками. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и назвать их.

Образец: Это корова.

«Кто пришел?»

Логопед раскладывает на столе картинки и предлагает детям внимательно их рассмотреть и запомнить (например, картинку собаки и кошки). Затем дети по команде логопеда отворачиваются, и логопед кладет на стол еще одну картинку (с изображением коровы), просит детей повернуться к столу, посмотреть снова и ответить на вопрос: кто пришел? (Корова.) И т. д. Количество предлагаемых картинок можно увеличить до 5—6.

Логопед выставляет пять картинок, изображающих домашних животных, и предлагает детям рассмотреть и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку. По команде логопеда дети открывают глаза и отвечают на вопрос: кого нет? (Нет коровы.)

3. Закрепление отработанного словаря «Какое животное я не назвала».

Логопед вначале называет всех животных, картинки с изображением которых лежат у него на столе. Затем снова называет их и не называет какое-нибудь животное. Дети должны назвать пропущенное животное.

Игры

«Помоги детенышам найти свою маму»

Оборудование. Картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.

Логопед. На лужайке гуляли детеныши домашних животных и потерялись. Испугались малыши и стали звать своих мам. «Му-у», — замычали телята. «Муу-у», — ответила им мама.

— Кто мама у телят? (Корова.)

«И-го-го», — заржали жеребята. «И-го-го», — ответила им мама.

— Кто мама у жеребят? (Лошадь.)

«Хрю-хрю», — захрюкали поросята. «Хрю-хрю», — ответила мама.

— Кто мама у поросят? (Свинья.)

В дальнейшем можно поиграть в «животных» с детьми. Одна часть детей — детеныши, другая—-их мамы.

«Кто у кого?»

Цель. Закрепление словаря по теме «Домашние животные». Усвоение формы родительного падежа имен существительных.

I вариант.На наборном полотне выставляются предметные картинки, изображающие домашних животных и их детенышей. Предлагается подобрать картинки парами, например: теленок и корова. Ответить на вопрос: кто у кого?

Образец ответа: У коровы теленок.

II вариант. То же, но без опорных картинок.

Задание. Рассказать о животном (свинье, козе, корове): а) по вопросам; б) самостоятельно.

Вопросы. 1. Свинья какое животное (домашнее или дикое)? 2. Чем покрыто тело свиньи? 3. Что свинья ест? 4. Как называются детеныши свиньи? Или: Кто есть у свиньи?

Стихи для прослушивания

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития - student2.ru

Овса поела — Рогами помахивает,

И снова за дело. Бородой потряхивает,

Козел Копытами постукивает,

Идет козел мохнатый, Идет блеет,

Идет козел бородатый. Коз и козлят зовет.

После прочтения стихотворения проводится словарная работа.

«Дикие животные»

Работа по теме «Дикие животные» строится аналогично работе по теме «Домашние животные».

На первых занятиях логопед (воспитатель) знакомит детей с жителями наших лесов (белкой, зайцем, волком, медведем, лисой, ежом, лосем). Рассматривают этих животных на картинках. Отмечают характерные черты внешнего вида. Усваивают словосочетания: длинные уши, короткий хвост, длинный хвост, короткие уши, пушистый хвост, теплая шкурка.

При прохождении данной темы можно использовать русские народные сказки «Колобок», «Теремок».

Примерный словарь: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, лосенок, ежонок, берлога, нора, логово, дупло, пушистый, рыжий, злой, хитрый, трусливый, косолапый, прыгает, бродит, воет.

Занятие

Цель. Активизация словаря по теме «Дикие животные». Усвоение словосочетаний: короткий хвост, короткие уши, длинный хвост, длинные уши, теплая шкурка.

Оборудование. Картинки, изображающие зайца, белку.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Кошка и мышки». Все дети — мышки, а логопед — кошка. Мышки тихо пробираются в свои норки. Норки — стульчики. Дети тихо рассаживаются на стульчиках.

2.Рассматривание зайчика. (Вносится игрушка или картинка, изображающая зайчика.) Дети рассматривают зайчика, отмечают характерные особенности: уши, хвост, усы, лапы.

Вопросы. Какие у зайца уши? (Длинные уши.) Какой хвост? (Короткий хвост.) На что похоже тело зайчика? (На комок.) Логопед добавляет: у зайца мягкая, теплая шкурка.

3.Рассматривание белки.

Вопросы. Какие у белки уши? (Короткие уши.) Какой хвост? (Пушистый хвост.) Какая шкурка у белки? (Теплая, мягкая шкурка.)

Где живут заяц и белка? (Заяц и белка живут в лесу.) Логопед добавляет: заяц и белка — дикие животные.

4. Отгадывание загадок.

«Длинные ушки, короткий хвост. Кто это?» (Заяц.)

— Как ты догадался? (У зайца длинные уши. У зайца короткий хвост.)

«Короткие ушки. Пушистый хвост. Кто это?» (Это белка.)

— Как ты догадался? (У белки короткие ушки. У белки пушистый хвост.)

Задание 1. Закончить предложения.

Короткие уши у ... (белки). Короткий хвостик у ... (зайца). Длинные уши у ... (зайца). Пушистый хвост у ... (белки).

Задание 2. Закончить предложения с опорой на предметные картинки.

Логопед начинает предложение. Дети заканчивают по картинкам, затем повторяют предложение целиком.

У зайца ... (длинные уши.) (У зайца длинные уши.) У зайца ... (короткий хвост.) (У зайца короткий хвост.) У белки ... (короткие уши.) (У белки короткие уши.)

3. Прослушать рассказ «Кто где спит?».

«Собрались однажды вечером на лесной поляне звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Лиса — в норку. Белка — в дупло. Волк — в логово. Медведь — в берлогу, а зайчик под кустиком устроился. И все крепко уснули. А утром всех сорока разбудила».

Вопросы. Где спит лисица? Где спит белка? Где спит зайчик? Где спит волк? Где спит медведь?

Задания.

1. Найти детенышей диких животных. (Дети находят детенышей по опорным картинкам.)

2. Ответить на вопрос: у кого кто?

Образец ответа: У лисы лисята. У волка волчата.

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития - student2.ru Фрагменты занятий по сказке «Теремок»

Занятие 1

Цель. Знакомство с содержанием сказки и со словосочетаниями: лягушка-квакушка; зайчик-попрыгайчик; лисичка-сестричка; серый волк — зубами щелк; мишка-топтыжка.

Оборудование. Фигурки персонажей сказки, картинка, изображающая теремок.

Логопед рассказывает сказку, показывая персонажей. Рассказывая сказку, логопед объясняет, что теремок — это сказочный, необыкновенный домик; мышка-норушка названа так потому, что ее домик — норка и т. д.

Занятие 2

Цель. Обучение последовательности изложения. Активизация лексики из сказки: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, серый волк — зубами щелк, мишка-топтыжка.

Как только дети запомнят названия персонажей сказки и кто за кем приходит к теремку, им предлагается ответить на вопрос: кто пришел к теремку?

Образец ответа: Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т. д

Занятие 3

Цель. Научить детей узнавать персонажей сказки по характерному движению.

Логопед. Все зверушки бегают по-своему. Мышка бегает очень тихо (бег на носочках). Лягушка передвигается большими прыжками (прыжки на согнутых ногах). Зайчик тоже прыгает (прыжки на двух ногах). Лисичка бегает — хвостиком виляет, следы заметает. Волк передвигается большими прыжками. Медведь ходит вперевалку (ходьба вперевалку, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую). Все движения показывает логопед, потом каждое движение отрабатывает со всеми детьми.

Игры

«Узнай по движению, кто это»

Логопед или ребенок показывает характерные движения каждого животного. Дети отгадывают, кто это.

«Мы мышки-норушки»

Логопед объявляет, что все дети — мышки. Дети двигаются, подражая мышкам.

«Мы лягушки-квакушки» .

Дети подражают движениям лягушки. И т. д.

Занятие 4

Цель. Воспитание слухового внимания.

Оборудование. То же, что и на предыдущих занятиях. Логопед демонстрирует поочередно каждого зверушку, подносит его к теремку и произносит одну и ту же фразу: «Терем-теремок, кто в теремочке живет?», но с разной интонацией. Дети должны угадать, кто пришел.

Занятие 5

Цель. Формирование диалогической речи.

Оборудование. Персонажи сказки.

Логопед рассказывает детям сказку: «Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит».

Ребенок (на мышку). Кто в теремочке живет? (Кто тут живет?)

Логопед. Никто не отвечает. Вошла мышка и стала жить. (Мышка-выпиловка ставится за теремок. Ребенок остается на своем месте.)

Логопед. Вот по полю лягушка бежит. У дверей остановилась и стучит.

Ребенок (за лягушку). Кто в теремочке живет?

Ребенок (за мышку). Я мышка-норушка. Кто ты?

Ребенок (за лягушку). Я лягушка-квакушка. А ты кто?

Ребенок (за мышку). Я мышка-норушка. Иди ко мне жить. (Иди ко мне.)

Если дети затрудняются в ведении диалога, включается логопед, фраза произносится сопряженно. Игра продолжается.

После того как дети запомнят порядок персонажей и диалог зверушек, можно перейти к драматизации сказки. Роль ведущего остается за логопедом.

Занятие 1

Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Воспитание слухового и зрительного внимания и памяти.

Оборудование. Корзина с овощами; картинки, изображающие разные овощи.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Знакомство с овощами и их названиями.

Логопед. Я была на огороде, набрала много разных овощей.

Вынимает из корзины по одному овощу, показывает и называет их: «Это капуста. Это огурец».

Задания детям. Показать огурец, капусту, лук, помидор, морковь и т. д. Сказать, что это. (Дети поочередно называют овощи, опираясь на натуральные овощи или муляжи.)

3.Называние овощей по памяти.

Логопед. У меня картинки, на которых нарисованы разные овощи. Догадайтесь, какие у меня овощи. (Дети не видят изображения картинок, а называют овощи по памяти. Логопед выставляет на наборном полотне названные овощи.)

Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития - student2.ru

Будь внимателен»

Назови овощ, которого нет на картинках.

На наборное полотно выставляются три картинки с изображением овощей, например: лук, огурец, капуста. Логопед называет овощи, изображенные на картинках, и овощ, которого нет, например помидор.

«Назови овощ, который я не назвала»

На наборное полотно выставляются картинки, изображающие овощи: лук, помидор, морковь, огурец. Три из них логопед называет (лук, помидор, огурец). Дети называют пропущенный овощ (морковь).

Занятие 2

Цель. Совершенствование словаря по теме «Овощи». Учить детей правильно согласовывать существительное с прилагательным в роде.

Оборудование. Натуральные овощи, картинки, картонный круг, треугольник, цветные полоски.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети рассаживаются на свои места.

2. Сравнение овощей по форме. Логопед демонстрирует детям круг и треугольник, затем предлагает рассмотреть овощи и выбрать те из них, которые похожи по форме на круг (помидор и репу).

Логопед. Правильно, репа и помидор круглые. На какую фигуру похожа морковь? (Дети показывают треугольник.) Морковь удлиненная, продолговатая.

3.Ответить на вопросы. (Логопед выделяет голосом окончания прилагательных мужского и женского рода, требуя этого и от детей.)

Репа какая? (Репа кр

Наши рекомендации