Демографическая характеристика
По состоянию на конец 2014 года, население Турции составляло 76 770 446 человек. Из них 70.5 % проживает в городах и 29,5% – в сельской местности. Высокая степень урбанизации является следствием процессов механизации сельского хозяйства, а также ростом промышленного сектора. На территории Турции находятся 15 городов с населением более одного миллиона жителей. Наиболее крупные из них: Стамбул (12 573 836 млн. жителей), Анкара (4 466 756), Измир (3 739 353).
Половина населения Турции младше 28 лет. Средняя рождаемость в Турции в среднем 3 771 ребёнок в день (157.13 в час) Средняя смертность – 1 283 человека в день (53.46 в час). Таким образом, прирост населения в среднем 107 человек в день (4.47 в час). В целом по демографической характеристике Турция может быть описана как молодая страна с растущим населением. Уровень грамотности составляет 95.3% у мужчин и 79,6% у женщин.
Основной религией в Турции является ислам (99 процентов исповедания среди жителей). Несмотря на то, что Турция является светским государством, религия накладывает определенный отпечаток на экономическую культуру страны. Необходимо отметить, что на наш взгляд религия является важным фактором экономического роста Турции. Наиболее ярким примером положительного влияния ислама на экономику страны может быть высокая степень взаимосвязи между финансовым и реальным сектором. Причиной высокой степени взаимосвязи является запрет Кораном ростовщичества как вида деятельности.
Согласно опубликованному в среду, 29 января докладу Турецкого института статистики, население страны увеличилось более чем на один миллион человек с 2012 по 2013 года. По состоянию на сегодняшний день она является одним из наиболее густонаселенных государств Европы, в котором сейчас проживает примерно 76 миллионов 668 тысяч человек. Как свидетельствуют статистические данные, это на 1 миллион 40.5 тысяч человек больше, чем было зарегистрировано по итогам прошлого года (тогда в Турецкой республике жили 75 миллионов 628 тысяч человек).
Эти результаты были получены на основании материалов недавно проведенной в стране всеобщей переписи населения.
Самыми крупными турецкими городами сегодня являются столица страны Анкара (здесь сейчас проживает 4 миллиона 64 тысячи человек) и Стамбул, численность населения которого достигла 14 миллионов 161 тысячи жителей.
При этом соотношение мужской и женской части населения Турции относится друг к другу как 50.2 процента (мужчины) к 49.8 процента (женщины).
В отчете также было отмечено, что темпы прироста населения страны за последний год увеличились. Если в 2012 году прирост составил 12 процентов, то в 2013 году – уже 13.7 процента.
Интересно, что доля населения, которое проживает в районных центрах и сельской местности, в 2012 году составляла 77.3 процента, а в 2013 году – уже 91.3 процента. Причиной столь резкого одномоментного изменения стало создание в 14 провинциях новых городских муниципалитетов, а также расширение муниципальных округов в 30 крупных городах.
Средний возраст граждан Турции составляет 30.4 года, а плотность населения увеличилась с 98 до 100 человек на один квадратный километр. При этом, самым густонаселенным городом Турции является Стамбул - тут данный показатель достигает 2 725 человек на квадратный километр.
Промышленность
Промышленность Турции — один из ведущих секторов турецкой экономики.
По числу занятых и доле в общем экспорте ключевую роль играет производство текстиля и готовой одежды. Продолжают сохранять важное значение первичная переработка продукции сельского хозяйства и пищевая промышленность. Увеличивается значение машиностроения (особенно автомобилестроения) и химической промышленности. В последние два десятилетия благодаря широкой программе приватизации существенно сократилось присутствие государственного капитала в промышленности, а общая либерализация экономики привлекла в промышленный сектор иностранный капитал и передовые зарубежные технологии. Зарубежные компании привлекают, прежде всего, ёмкость быстрорастущего турецкого рынка, некоторые сектора которого остаются ещё далёкими от насыщения и имеют большой потенциал, хороший инвестиционный климат, высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила, а также близость к соседним рынкам, особенно европейскому, привлекательным с точки зрения экспорта.
Однако во многих секторах промышленности Турции продолжают доминировать мелкие и средние (часто семейные), компании, сохраняется большая зависимость от импортных комплектующих и технологий, а также слабое развитие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы. Также сохраняется региональная диспропорция в развитии промышленности и продолжает увеличиваться отставание восточной Турции от западной, особенно от развитых промышленных районов вокруг Стамбула, Измита и Измира.
Промышленность страны с 1980 г. обогнала сельское хозяйство в доле национального продукта. Основу промышленности составляет обрабатывающая, на долю которой приходится 80-82% стоимости всей продукции, затем идет добывающая (10%) и энергетика (8%). Страна не удовлетворяет свои потребности в топливно-энергетических ресурсах и импортирует нефть. Половину электроэнергии дают ТЭС, работающие на импортных нефтепродуктах и частично на своем угле. ГЭС построены на реках Евфрат, Ешиль-Ирмак, Кызыл-Ирмак. Добывающая промышленность кроме топлива (уголь, нефть) дает железную, медную, свинцово-цинковую и марганцевую руды, пириты, вольфрамовые и молибденовые руды, серу. Довольно интенсивно разрабатываются богатейшие месторождения хромитов. Ведутся разработки каменной, озерной и морской соли, асбеста, ртути, сурьмы, селитры. Наиболее развитые отрасли обрабатывающей промышленности: пищевкусовая, текстильная, химическая и производство строительных материалов. Создана черная и цветная металлургия. Основные металлургические заводы расположены в Карабюке, Измире, Эрегли и Искендеруне. Предприятия цветной металлургии: свинцово-цинковый комбинат в Кайсери, алюминиевый комбинат в Сейдишехире, медеплавильные заводы в Самсуне, Эргани и Мургуле. Выпускается небольшое количество токарных, фрезерных, строгальных и ткацких станков, аппаратов для электрогазовой сварки, паровых котлов, различных прессов и электрооборудования (аккумуляторов, батарей, силовых трансформаторов, моторов, кабеля). 17 автосборочных заводов производят (но лицензиям западноевропейских и американских компаний) грузовые и легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы. Электротехнические и электронные предприятия выпускают радиоприемники, телевизоры и другую технику. В стране свыше 10 судоремонтных и судостроительных заводов; находятся они в г. Стамбуле (бухта Золотой Рог), Измите (пролив Босфор). Железнодорожный подвижной состав выпускают на заводах Адапазары и Эскишехире. Шесть заводов сельскохозяйственных машин собирают тракторы. Один из них в Мерсине — изготовляет плуги и собирает зерноуборочные комбайны. Химическая промышленность Турции представлена семью заводами химических удобрений в Кютахье, Мерсине, Самсу-не, Ярымдже, Измите, Искендеруне, Элязыге, мыловаренными заводами в окрестностях Айвалыка и Измира (поблизости от заводов оливкового масла, служащего сырьем для изготовления мыла), шинными и резиновыми предприятиями в Стамбуле, Измите, Анкаре и Адапазаре. Промышленность стройматериалов состоит из небольших цементных заводов, крупных стекольных заводов в Пашабахче, Чайирова (район Стамбула), а также сети мелких кирпичных предприятий.
Сельское хозяйство
Основа сельского хозяйства страны — растениеводство, которое дает 2/3 продукции. Обрабатывается 28,5 млн. га, из них 3,8 млн. орошаемых земель. Используется 24 млн. га пастбищ. Главные культуры — пшеница (сбор ее составляет 20 млн. тонн), рис, рожь, овес, просо, кукуруза и ячмень. Важное место занимают технические культуры: сахарная свекла, табак, хлопок, чай, подсолнечник, а также виноград, инжир (фиги), цитрусовые, маслины, грецкий орех, фундук. Животноводство экстенсивное, развито в центральной и восточной Анатолии. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз, которые дают ангорскую шерсть (мохер); тутовый шелкопряд. Хозяйство Турции постепенно переходит к модели экспортного ориентирования, которое экономически активно входит в мировой рынок. Основу составляет экспорт продукции легкой промышленности (особенно швейной), пищевой промышленности и сельского хозяйства. Турция вывозит ткани, одежду, изделия из кожи, пшеницу, изюм, инжир, сухофрукты, орехи, табак, хлопок, мохер, хромитовую руду. Ввозит жидкое топливо, машины и оборудование. Негативный торговый баланс компенсируется денежными переводами эмигрантов (несколько миллионов турков работает за границей), доходами от туризма, иностранными инвесторами. Главные торговые партнеры Турции — страны ЕС, особенно ФРГ, арабские страны, США, Япония, Украина, Россия.
Благоприятное географическое расположение Турции и ее климат дают ей возможность считаться одной из лидирующих стран в области сельского хозяйства и продовольствия.
Первые попытки реструктуризировать отрасль имели место в начале восьмидесятых годов – была проведена серия таких реформ, как приватизация и уменьшение торговых ограничений в сельскохозяйственной отрасли, что способствовало развитию внутреннего рынка и его интеграции в мировую экономику.
Сельскохозяйственная отрасль Турции уже имеет значительные объемы и продолжает расти, она дает стране 9 % валовой добавочной стоимости и 25 % рабочих мест в стране.
Сильные стороны отрасли – размеры рынка относительно объема молодого населения страны, динамическая экономика частного сектора, значительный доход от туризма и благоприятный климат.
Население Турции достигло 76 миллионов человек и продолжает расти, доходы населения увеличиваются. Это делает Турцию одним из самых крупных рынков в регионе, а изменяющиеся потребительские привычки молодого населения значительно увеличивают потребление внутри страны.
Вследствие этого пищевая отрасль Турции отметила свой значительный рост за последние годы. Под влиянием широкого выбора, предлагаемого множеством точек розничной продажи продуктов питания, потребители становятся все более требовательными. Рост доходов, которыми можно распоряжаться и смена шаблонов потребительского поведения, вместе с ростом количества женщин, работающих полный рабочий день, привели к увеличению спроса на упакованные и переработанные продукты питания, например, на замороженные продукты и готовую к употреблению пищу.
Турция – мировой лидер по производству сушеного инжира, фундука, изюма и кураги. Также у нее самое крупное производство молока и молочных продуктов в регионе. Кроме того, в Турции произрастает около 11 000 видов растений, тогда как общее количество видов растений в Европе составляет примерно 11 500.
Турция становится одним из крупнейших рынков выпечки, благодаря хлебу – важному элементу рациона в Турции, в то же время подотрасль молочной промышленности, включающая молоко, йогурт, сыр, кефир и айран (напиток из воды и йогурта), формирует другую часть традиционного рациона в Турции. Традиционно деревенские, нерасфасованные молочные продукты преобладали на рынке Турции, сдерживая распространение роста, но и предлагая потенциал для инвесторов.
Этот потенциал делает Турцию одним из ключевых вариантов в выборе региональной штаб-квартиры и центра поставок для игроков мирового уровня. В своем регионе Турция занимает лидирующую позицию в производстве и экспорте многих сельскохозяйственных продуктов, таких как фундук, курага, изюм и сушеный инжир. Кроме того, продовольственная отрасль Турции развита гораздо сильнее, чем в соседних странах. Благодаря этим факторам Турция – один из крупнейших экспортеров сельскохозяйственных продуктов в Восточной Европе, Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке (EMEA), ее внешнеторговый баланс положителен и достигает значительных сумм. С ростом экспорта отрасль сельскохозяйственной продукции Турции получила 5 миллиардов долларов торговой прибыли.
Турция предлагает ряд факторов содействия потенциальным инвесторам в агропродовольственный сектор; механизм поддержки от властей Турции включает благоприятствующее законодательство, структуру налогов, конкурентоспособную и недорогую рабочую силу и стимулирование инвесторов.
Согласно McKinsey and Co., Турция предлагает значительные возможности инвестирования, особенно в подсекторах обработки овощей и фруктов, кормов для животных, скотоводства, молочных и функциональных продуктов, рыбоводных хозяйств и сопутствующих (в частности, холодильных цепей, парников, ирригации и удобрения).
Одна из целей, установленных для агропромышленного сектора к 2023 – войти в пятерку лидирующих мировых производителей. Амбициозное видение Турцией ситуации 2023 года предусматривает следующие грандиозные цели:
· Производство сельскохозяйственной продукции общим валовым объемом 150 млрд. долларов США
· Экспорт сельскохозяйственной продукции на сумму 40 млрд. долларов США
· Вхождение в пятерку стран-лидеров производства сельскохозяйственной продукции
· Увеличение площади орошаемых земель с 5,4 млн. гектар до 8,5 млн. гектар
· Первенство в развитии рыбного хозяйства в сравнении с Европой.
Заключение
В ходе написания курсовой работы нами были раскрыты физико-географические и социально-экономические ресурсы Турции. В результате анализа в данной работе делается вывод о том, что на сегодняшний день эта страна является одной из самых посещаемых стран мира, а именно занимает 3 место в мире по посещаемости.
Мы выявили что, Турция по характеру рельефа — горная страна с характерным континентальным климатом. Природные ресурсы Турции еще недостаточно изучены, тем не менее, там обнаружены большие запасы разнообразных полезных ископаемых. В недрах страны залегают около 100 видов полезных ископаемых: каменный и бурый уголь, нефть, различные рудные ископаемые, железо, свинец, цинк, марганец, ртуть, сурьма, молибден.
Нами также, была изучена характерная географическая особенность Турции: расположение на перекрёстке важных дорог, соединяющих Европу с Азией и черноморские страны со странами Средиземноморья. Данная особенность влияет на Турцию с геополитической точки зрения, так как Турция контролирует важные транспортные и торговые пути между Европой и Азией. Турция также полностью контролирует вход в Черное море.
Рассматривая, социально-экономическую картину страны мы видим что, Турецкая Республика – является унитарным государством со смешанной формой правления.
Также, изучая, экономическую характеристику государства мы наблюдаем, что она обладает развитой индустрией туризма, способной удовлетворить потребности туриста в отдыхе, лечении, досуге и других видах рекреационной деятельности.
При написании курсового проекта, мы выяснили, что Турция имеет все предпосылки для развития туризма: она омывается четырьмя морями; побережье страны имеет субтропический средиземноморский климат; занимает второе место в Европе и седьмое в мире по количеству термальных источников; имеет большое количество достопримечательностей. В туризме в Турции заняты около двух миллионов человек.
Это позволяет стране пополнять бюджет иностранной валютой, развивать инфраструктуру туризма, поддерживать связи с другими государствами и тем самым развивать экономику страны.
Список использованной литературы
1. Воскресенский В.Ю., Международный туризм: учебник/В.Ю. Воскресенский/ - М.: Юнити-дана, 2006. - 255 с.
2. Данилов В. Турция 20 – 30 –е годы: путь к демократии // Восток. – 1997. - №2. – 58 – 67 с.
3. Дергачев В.А. Вардомский Л.Б. Религиоведение. М.: Юнити-Дана, 2010. – 89 с.
4. Йилмаз Б. Туреччина: Турция сейчас // ЧАС. – 1997. - № 31. – 9 с.
5. Карицкий А. Турецкие зарисовки // Азия и Африка сегодня. – 1999. - № 1. – 40 – 41 с.
6. Каспрук В. Анкара: можливості ісламської реверанси // українське слово. – 2002. - №46. – 7 с.
7. Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - № 6. – 17 – 23 с.
8. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. М.: Флинта, 2005. – 165 с.
9. Медведенко М.Ю., Технологии выездного туризма: учебное пособие/М.Ю. Медведенко. – Южно-Сахалинск: ГОУ ВПО Сахалинский Государственный Университет, 2009. – 43 с.
10. Мойсеев П. Чему учит турецкий опыт // Азия и Африка сегодня. – 1994.- № 2. – 24 – 28 с.
11. Озал Т. Турция в Европе // Простор. – 1993. - №1. – 186 с.
12. Розалиева Ю. Экономическая история Турции. – М., 1980.
13. Романов А.А., Саакянц Р.В., География туризма: учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2002. - 464 с.
14. Самойленко А.А., География туризма: учебник/А.А. Самойленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 368 с.
15. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма. М.: Академия, 2008. – 60 с.
16. Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география современного мира. М.: Академия, 2010. – 187 с.
17. http://www.turzona.ru
18. http://www.wikipedia.org
19. http://www.turcia.ru/
20. http://www.travel.ru/
21. http://www.prof-guide.com/