Происшествие в подводном краю
Однажды после сильных дождей поднялась большая вода, и рыба,спасаясь, из маленького ручья, перебралась в оросительный канал. В поисках пищи злобная и страшная черепахи тоже оказалась в оросительном канале. Обнаружив двух маленьких жирных рыбешек, она решила съесть их.И хотя в глотке у нее так и зудело, она сразу не могла найти повод, чтобы наброситься на них. Подумала она и крикнула: «Ах вы,бесстыжие, замутили воду, решили погубить старуху?»
Рыбка Бала и рыбка Шибиотвечают: «Почтенная черепаха, ты плаваешь в верхнем течении, а мы - в нижнем, какой вред тебе может принести мутная вода»? Черепаха всё не унимается:«Почему в прошлом году вы за моей спиной сплетничали обо мне»? Бала и Шиби отвечали: «Нас в прошлом году еще на свете-то не было»!
Черепаха без тени стыда и смущения им в ответ:«Не вы, так ваши старики». С этими словами она свирепо набросилась на них. Рыба Бала и рыба Шиби бросились спасаться бегством. Из длинного-предлинного канала они поплыли прямо к выходу на рисовое поле. К несчастью, там стояла мережа. Рыбкизаметались, не зная, что делать, вдруг Бала говорит:
«Живо! Давай потремся обо что-нибудь и проскользнём сквозь сетку». С этими словами она начала тереться своим толстым-претолстым брюшком о береговые камни, потерлась правым боком, затем левым, стала совсем тоненькой и выскользнула из мережи. Затем просунув голову, крикнула рыбке Шиби: «Скорей трись! Быстрее выбирайся»!
Шиби испуганно отвечает: "Брат Бала, я почти стерла свой живот, но никак не могу пролезть!"
Посмотрела на неё рыбка Бала и говорит:«Ты неправильно трешься, почему ты не трешься боком»?
Тут подплыла разъяренная черепаха. Рыба Шиби быстро сообразила, что надо делать. Она увидела трубу водяного колеса, которое наводнение вынесло на поле, и мгновенно юркнула в эту трубу, Черепаха не нашла ни Бала; на Шиби, а увидела лишь легкомысленную рыбу Бао.
РыбаБао заметила вовсю расходившуюся черепаху, любезнопоклонилась ей и сказала: «Почтенная черепаха, эти две чертовки, за которыми вы гнались, попрятались: одна проскользнула через мережу, а другая залезла в трубу от водяного колеса, я хотела помочь вам задержать их, но не смогла...»
Черепаха просунула голову в мережу, но рыбы Бала уже как не бывало, тогда она развернулась и сунула голову в трубу от водяного колеса.Она во всю тянула шею, но пролезть никак не могла; вот она увидела рыбу Шиби на другом конце трубы, еще вытянула шею, но так и не смогла до неё дотянуться, пришлось ей уйти не солоно хлебавши.
После того как черепаха убралась, приплыли все рыбы.Рыбка Бала с тонким телом вновь проскользнула через мережу, рыбка Шиби вылезла из трубы от водяного колеса, и они обе набросились на рыбу Бао: «Твой рот слишком болтлив, придется его порвать!»Обе рыбы, помогая друг другу, навалились на рыбу Бао и разорвали ей рот, чтобы неболтала и не вредила другим.
Вот почему у черепахи длинная шея, у рыбы Бала тонкое тело, у рыбы Шиби худой живот, а у рыбы Бао огромный рот.
ТИГРИЦА ВЫХОДИТ ЗАМУЖ
Давным давно жили два друга Гуаньгун и Ечан. Они всегда всё делали вместе и помогали друг другу. Гуаньгун был парнем открытым, но обличьем черен и некрасив,потомуещё не был женат. Ечан же был хорош собой, умел петь красивые песни и уже имел семью. Ечан очень переживал за друга, который никак не мог найти себе пару.
Однажды Ечан сказал:«Брат Гуаньгун, восковниксозрел, пора тебе выбрать подругу. Пойдем с тобой в соседнюю деревню, познакомимся с хорошими девушками».Гуаньгун был признателен другу за заботу и они, взяв с собой лушэны[2], отправились в путь.
Шли они целых два дня,пока не дошли до подножья высокой и крутой горы, возле которой журчал чистый ручей. Они прошли сквозь густую завесу из водяной пыли и увидели девушку, набиравшую воду из источника. Молодые люди заиграли налушэнах и двинулись к ней навстречу. Подошлиближе и видят: до чего же красиваяи приятная девушка!
«Доброе утро, гости, пришедшие издалека. Я долго ждала вас здесь, куда вы путь держите»? - поздоровалась она, глядя во все глаза на пригожегоЕчана.Простак Гуаньгун вышел вперед, поклонился и рассказал девушке, что они идут в селение. Девушка стала еще радушнее и пригласила их к себе домой в гости. Они обрадовались и пошли за ней.
На высокой, отвесной, как стена, и покрытой зарослями колючего терновника круче была скалистая пещера, тами был дом девушки. Гуаньгун и Ечан никак не могли забраться наверх,вдруг девушка громко вскрикнула и превратилась в тигра. Это была молодая тигрица, она, махнула хвостом и забросила обоих друзей в пещеру.
Какой огромной была эта пещера! В ней стояли каменный стол, каменная скамья, плетеная кровать. Внутри было темно и мрачно, на полу как попало были разбросаны белые кости, в воздухе стоял тяжелый смрадныйзапах. Гуаньгун и Ечанужасно перепугались. С лица девушки исчезла доброжелательная улыбка, она зло сказала: «Скажу правду! Красивый и отважный юноша Ечан, ты должен стать моим мужем, я принесу тебе счастье. УродГуаньгун, ты будешь нашим свидетелем! Я ничего тебе плохого несделаю, ты будешь получать добрые куски баранины и зайчатины».
О, небо! Как такое могло случиться! Как можно жениться на такой жестокой и кровожадной твари? Ечан взмолился: «Девушка, у меня уже есть жена, я не могу стать твоим мужем!"
«Ао-кун»!громко зарычала от гнева тигрица, так, что со стен пещеры – «шуа-шуа-шуа» - посыпался песок. «Не хочешь - захочешь! Даю тебе три дня сроку на размышление! УродГуаньгун, ты уж постарайся уговорить его, а не то я съем вас обоих»! С этими словами она большим камнем загородила выход из пещеры, а сама спустилась с горы в поисках добычи.
Гуаньгун сказал Ечану: «Ах, братЕчан, прости, что ты из-за меня попал в лапы тигра»!
Ечан ответил: «Старший брат Гуаньгун, не говори глупостей, а лучше придумай, как убежать отсюда»!
Долго они думали, но не могли ничего придумать, и горько заплакали. Горный ветер донес их рыдания до вершины горы, где росло гигантское камфарное дерево, а на нём жил коршун. Он услышал плач, распахнул два своих крыла, описывая круги, подлетел к пещере и спросил: « Кто вы, откуда пришли? Почему так горько плачете»?Гуаньгун и Ечан обо всём ему поведали. Это был очень мудрый коршун, и он решил помочь им. Подумав, он предложил молодым людям свой план, а потом расправил крылья и улетел.
На другой день Ечан притворился, что у него болит животи начал стонать. Тигрица испугалась, что болезнь нарушит все её планы и торопливо спросила: «Ечан, что у тебя болит»?Гуаньгунответил: «Опять у моего друга приступ старой болезни! Вылечить её можно только, съев желчный пузырь коршуна».
Чтобы понравитьсяЕчану и быстрее выйти за него замуж, девушка-тигр решила добыть желчный пузырь коршуна и вылечить любимого. Она забралась на вершину горы, где коршун делал вид, что спит в своем гнезде на дереве! Тигрица полезла на дерево, она быстро добралась до гнезда коршуна. Вдруг коршун своим твердым клювом так ударил её, что чуть не выбил глаз. «У-у», - завыла она от боли, и «хуа-ла-ла» - упала с дерева и изранилась об острый терновник. Коршун думал погубить тигрицу, но он не знал, что шкура у неё такая толстая и упругая, и она не разобьётся о камни.
С тех пор коршун уже больше не осмеливается витьгнездо на дереве, свой дом он устраивает в каменныхрасщелинах, куда не может добраться тигр. А тигр после паденияуже не осмеливается лазать по деревьям. Когда раны у тигрицы зажили, на теле все-таки остались полосы шрамов.
Но продолжим наш рассказ. Прошло два дня, насталсрок, когда нужно было жениться на тигрице. В тот день, воспользовавшись тем, что она вышла из пещеры за лекарством, что бы залечить свои раны, Гуаньгун и Ечан мучительно думали, как им вырваться на свободу. Думали они долго, но так ничегои не смогли придумать, тогда они взяли свои лушэны и принялись играть печальную мелодию. Горный ветер донес звуки их лушэнов до подножья горы. Там рос огромный восковник, а в его дупле жила дикая пчела. Услышала она звук лушэнов, расправила крылья и полетела к пещере, чтобы узнать, кто играет такую грустную мелодию
Гуаньгун и Ечан рассказали ей обо всём, идобрая пчела решила им помочь.
Натерев свои раны бальзамом, девушка - тигр вернулась в пещеру и сказала Ечану: «Завтра хороший день для свадьбы, ты решился»?
Гуаньгун притворно ответил: «Я уговорил его, он согласен,вот только» …
Услышав, что Ечансогласен, тигрица обрадовалась и зарычала: «Юноша Ечан, ты только согласись стать моиммужем, вели мне звезды с неба достать, я все сделаю»!
«Младший брат Ечан, - заговорил Гуаньгун, -сказал, что когда играют свадьбу,всегда приглашают родственников и друзей повеселиться! Завтра иди на вершину горы и позови гостей»! «Так это совсем не трудно, - обрадовалась тигрица, я один раз кликну - и все придут», ионавесело замахала хвостом.
На следующий день тигрица широко раскрыла дверь пещеры, готовясь к свадьбе. Она забралась на вершину горы –«ао-кун, ао- кун»! - громко прорычала два раза: «Слушайте звери! Сегодня я выхожу замуж, несите подарки и приходите поздравить меня, кто ослушается, того я проглочу живьем»!
Кто ж из зверей, обитавших в горах, захочет рисковать и приходить, чтобы угодить в лапы тигру? Долго она кричала, но даже самый трусливый заяц и тот исчез без следа. Тигрица разъярилась и «ао-кун, ао-кун», - отправилась собирать гостей.Пока тигрица созывала гостей, в пещеру залетела пчела. Она великодушно отдала две пары своих крыльев Гуаньгунуи Ечану, сказав: «Вы не покорились кровожадной тигрице, я преклоняюсь перед вами. Надевайте мои крылья, и можете свободно лететь».
В благодарность за бескорыстную помощь Ечан и Гуаньгун подвязали два своих лушена под ее оставшимися двумя крылышками. Пчела приняла их подарок. Теперь, когда она раскрывает крылья и летит, раздается гудение, напоминающее звучание лушэна. С тех пор у ЕчанаиГуаньгуна тоже появились крылья, и они могут летать.
Гуаньгун и Ечан вылетели из тигриной пещеры вслед за пчелой и на полпути повстречались с коршуном. Он свободно кружил над вершиной горы. А тигрица в это время все звала:«ао-кун, «ао-кун»! Коршун подлетел к ней и говорит: «Не трать попусту силы! Жестокостьне поможетобрести настоящих друзей, доброе сердце никогда не породнится созлым!»
Тигрица пришла в ярость, и, зарычав громоподобным рыком, бросилась за беглецами. Но приятели, хлопая крыльями, взмыли в небо, полное пестрых облаков, а кровожадная тигрица кувырком полетела со скалы вниз.
Получив крылья и вырвавшись из пещеры тигрицы,Ечан был очень доволен,он целыми днями пел и танцевал, и люди назвали его счастливой птицей - «сорокой». Гуаньгун же остался черен с ног до головы, и люди прозвали его «вороном».
ТРОСТНИК И БАТАТ
Когда-то люди не знали, чем полезны дикие растения. Как-то весной один крестьянин решил попробовать посадить на одной грядке несколько ростков батата и несколько корней тростника.
Через какое-то время молодой побег тростника с желтой сердцевиной и зеленой кожицей, как шило, проткнул землю и вылез на поверхность. И видит он, что растущие рядом ростки батата совсем слабенькие, даже стебель не могут прямо держать, и подумал, какие они жалкие! И тростник говорит: «Старший брат батат! Не помочь ли тебе? Не смотри, что сейчас я не выше тебя, через несколько дней я тебя перерасту».
Услышал росток батата эти слова и скромно отвечает: «Спасибо тебе за заботу. Я непременно постараюсь догнать тебя».
Через полмесяца тростник вырос больше, чем на один чи[3]. Батат хотя и подрос немного, но так как плотно прижимался к земле, казался гораздо ниже тростника. На тростнике появились листья, он еще больше возгордился и, глядя на ростки батата, больше не желал называть его старшим братом. Подул слабый ветерок, тростник наклонил стебель и говорит: «Батат, посмотри, какой я высокий! А ты,сколько не растешь, все без толку!»
Батат смиренно отвечал: «Младший брат тростник! Мы должны искать правду, а не ложь. Стремиться отдать себя людям. Ты еще так молод, так молод, а уже зазнаешься, какая же от тебя будет польза!»
Но тростник не прислушивался к советам батата, наоборот, все больше зазнавался. К шести месяцам он уже достиг 5-6 чи, а листья его выросли длиной в 1чи. Подул прохладный ветерок, и он с самодовольным видом стал издеваться над бататом: «Старик, посмотри, какой у меня внушительный вид: и листья, и цвет, а ты что же все растешь и сгибаешься?»
Батат, который умел сносить обиды и уступать, лишь говорит в ответ:
«Не будем спорить, кто выше, а кто ниже,поживем- увидим. Кто понравится людям, тот и будет молодец!»
Пришла осень. Тростник вырос в целыйчжан,[4] на конце стебля распустилось несколько легких колыхающихся цветов, он, самодовольно улыбаясь, опять сказал батату: « Старик, неужели ты всю жизнь будешь таким горемыкой? У тебя даже цветов нет, как я терплю такое соседство?»Батат в душе упрекал его, но больше не обращал на него внимания.
Тростник становился все выше и выше, его большие листья были густыми, а кисточки цветов фиолетово-пурпурные. Проходили мимо люди и все время расхваливали его: «До чего красив!» Шли по дороге дети, они ломали его стебли и, положив на плечо, строились в колонны; а некоторые обрывали его листья и делали из них свистки, сворачивая их в трубочки и дули «ду-у».
От этого тростник еще больше возгордился, глядя на батат, он злился на него. Батат с ним говорил, а он только качал головой и не обращал внимания. Вот так, чем выше он рос, тем более пустой становилась его душа, его цветы распускались всё больше и больше, затем отцветали, а его стебель начинал все ниже клониться к земле.
А что же батат? На него там и тут наступали дети, и хотя на душе у него было тяжело, он не падал духом. Он говорил себе: «Я должен расти несмотря ни на что, люди не могут обращать внимание только на внешний вид и не видеть плодов!»Поэтому, сидя в глине, он рос и рос.
Глубокой осенью люди стали копать землю, они выкопали корень тростника, он остался такой же маленький, как и раньше, когда его сажали, затем посмотрели на стебель тростника полый и согнутый; потрогали кисточку тростника –«ай-ай»! - кто же знал, что это пух! Люди рассердились: «Целый год потратили зря, впредь больше не будем сажать тростник». С этими словами они выбросили тростник в зловонную яму.
Втыкая в землю лопаты, люди стали выкапывать батат.Хэй! Большие крупные клубни батата им понравились, они были белыми, нежными и вкусными. Людизаулыбались и говорили:« Батат можно есть, впредь каждый год будем сажать его!»
С тех пор люди каждый год сажают батат. А что же тростник? Ему осталось только самому по себе расти в зловонных ямах.
ХРАБРЫЕ СВЕРЧКИ
Мартышки жили на скалах, а ниже в горной долине поселились их соседи – сверчки.
Каждый жил по-своему на своей территории, растили детей и внуков. Близко они не общались и в гости друг к другу не хаживали, но и не ссорились, в общем, мирно жили.
Год от года мартышек становилось всё больше, вот тогда-то и начались неприятности. Если раньше злаков и фруктов, что росли на горных склонах, в избытке всем хватало, то теперь всё изменилось, порой мартышкам даже воды из горных ручьёв было мало. Вот и стали они по одному или группами спускаться в долину, где жили сверчки,в поисках пищи. Тут-то всё и началось.
Спускаяськаждый день в долину мартышки не обращали ни на кого внимания, топтали траву и цветы, разрушали гнёзда сверчков, попадавшиеся им на пути. Много-много сверчков, больших и маленьких, было затоптано их грубыми лапами.
Беда пришла в дома сверчков, и решили они послать к мартышкам переговорщиков. Пришли те к обезьянам и слёзно их стали просить: «Добрые наши соседи, вы живёте на скалах, а мы у подножия гор, за что же вы так жестоко с нами поступаете, не жалеете наших жизней, лезете напролом через наши дома, топчете наших деток, рушите наши гнёзда, не даёте нам жить спокойно? Поставьте себя на наше место, если бы мы вели себя так же по отношению к вам, что бы вы сделали? У вас ведь тоже есть дети, разве вам не хочется увидеть, как они вырастут? Просим вас больше так не поступать, наше терпение не безгранично».
Если бы мартышки были повежливее, ссоры удалось бы избежать. Но обезьяны в упор не желали видеть сверчков, им казалось, что и говорить-то с такой мелочью ниже их достоинства. Пока сверчки держали свою речь, они не обращали на них никакого внимания, а затем высокомерно заявили: «Такой уж у нас характер, ничего с этим не поделаешь,а если вам не нравится, что мы давим ваши гнезда, убирайтесь отсюда, и нечего нас в чем-то винить»!
Услышав эти бессовестные речи, сверчки решительно заявили: «Ах вот как! Вы наши жизни ни во что не ставите. Мы всегда со всеми жили в мире, никогда никому не строили козней, но раз вы так себя ведёте, сумеем вам ответить, вы ещё пожалеете!» Так вот и был разорван мир между сверчками и мартышками.
Наглость обезьян очень рассердила сверчков. Стали они между собой совещаться и говорить, что обезьяны намеренно хотят их всех погубить, а потому им ни в коем случае нельзя показать свою слабость. А лучше всего немедленно бросить обезьянам вызов и биться с ними ни на жизнь, а насмерть!
Были и такие, кто говорил, что обезьяны такие большие, одним взмахом могут прибить тысячу сверчков, где уж одержать над ними победу!
Но кто-то сказал: «Если говорить о размерах, то, конечно же, обезьяны и крупнее и сильнее нас, но когда мы посмотрим на количество, то тут мы в выигрыше, нас то ведь гораздо больше! Если мы будем смелы и решительны, будем действовать сообща и не побоимся смерти, разве устоят мартышки против нас!»
И,посовещавшись, сверчки решили вызвать обезьян на бой.
В тот день обезьяны, как и прежде с палками в лапах с подчёркнутым превосходством спустились со скал. Когда они, ничего не подозревая, двинулись вперёд, неожиданно со всех сторон из травы на них налетелимириады сверчков. Подобно отважным воинам на поле боя, они со стрёкотом наскакивали на мартышек, били их по глазам, хватали за носы. Внезапное нападение сверчков очень напугало мартышек, они даже не поняли, что случилось, а им продолжали наносить удары по носу и опухшим глазам.
Спасаясь, обезьяны с закрытыми глазами отмахивались от насекомых палками, но, увы, они наносили удары не по врагу, а друг по другу. С визгом и воплями мартышки калечили друг друга, не понимая, что происходит. В итоге, напуганные до смерти, многие из них получили ранения и даже были убиты. Сверчки же праздновали победу.
С тех пор мартышки больше не осмеливаются обижать сверчков. Они по-прежнему селятся в горах, но играют и резвятся только на скалах, не спускаясь в те места, где живут сверчки. И по сей день мартышки часто – часто моргают глазами, говорят это от того, что когда-то их покусали сверчки.
[1] Перечное дерево или ясень колючий, его круглые плоды красно-коричневого цвета используются как пряность.
[2]Лушэн – национальный духовой инструмент, губной орга́н. Изготавливается из бамбуковых или тростниковых трубок различной длины, вмонтированных в чашеобразный корпус с мундштуком.
[3]Чи — традиционная китайская мера длины, около 30 см
[4]Чжан— китайская мера длины, около 3 м