Нежный – ласковый, нежный – грубый, злой – жестокий, радость – восхищение, тихий – бесшумный, тихий – громкий, сладкая – горькая.

Омонимы- это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению:

Девичья косо - острая коса, мыла посуду – нет мыла.

Найди омонимы и запиши их в таблицу.

Слова, не связанные по смыслу.

Одинаково звучат и пишутся Одинаково звучат, пишутся по-разному Одинаково пишутся, звучат по-разному
     

Уж наступал вечер. Уж питается лягушками.

Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

Сложный код. Пушистый кот.

Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов.

Как две капли воды - очень похожи, не путайтесь под ногами - не мешайте, со всех концов (страны)- отовсюду.

Рядом с фразеологизмами запиши их значение.

Ни свет ни заря -

Пускать пыль в глаза -

Рукой подать -

Однозначныминазывают слова, которые имеют одно значение.

Многозначныминазываются слова, которые имеют два и более значений. Например: корень дерева, корень зуба, корень слова.

Заимствованнымисловами называют слова, которые пришли в наш язык из других языков. Например: афиша, карусель, сюрприз - французские слова; фокус, фейерверк - немецкие слова.

Исконныминазываются незаимствованные слова. Например, слова огород, берег, молоко, корова, веретено – исконные.

Орфографический словарик

Автобус, абзац, абрикос, август, автор, акварель, аквариум, аккуратно, актёр, активный, аллея, алфавит, альбом, ананас, аннотация, апельсин, аппетит, аппликация, аптека, аромат, артист, асфальт, афиша, аэропорт, автомобиль, агроном, адрес, аллея, апрель, аптека, арбуз, арифметика.

Багаж,баран, бензин, береза, берег, беречь, беседа, библиотека, билет, болото, борона, ботинки, бригадир, бабочка, балкон, банан, барабан, барсук, барьер, бассейн, батон, биография, богатство, бутерброд, быстро.

Вагон, валенки, везде, велеть, верблюд, ветер, вместе, вокзал, вокруг, воробей, воскресенье, восток, ворона, вперед, всегда, вторник, вчера, ванна, варежки, василёк, вблизи, вверх, вглубь, вдруг, ведь, вежливый, велосипед, вермишель, весело, влево, вниз, волейбол, волноваться, ворона, ворота, восемь, вправо, вратарь, вскачь, вчера.

Газета, галерея, герой, гигант, голубой, гость, горячий, горизонт, город, горох, государство, готов, граница, гражданин, газон, гараж, гвоздика, гербарий, голубой, гореть, грамм, грамматика, грипп, группа.

Двенадцать, дежурный, деревня, директор, дорога, до свидания, дятел, двадцать, девочка, декабрь, деликатный, деревянный, диалог, диван, дирижёр, доктор, долго, дрожжи.

Енот, еще.

Жаворонок, железо, женщина, жеребенок, желтый, желать, жжёт, живопись, жираф, жужжит.

Забота, завод, завтра, завтрак, запад, заяц, земляника, здесь, знамя, забавный, загар, задача, занавес, заповедник, заря, здание, здоровье, здравствуй, знакомить.

Инженер, иней, инструмент, интересный, июль, июнь, идти, извините, изложение, изображение, инициатива, иногда, интерес, интонация, искусный, искусство, источник.

Йод, йогурт, йог.

Календарь, карандаш, капуста, картина, картофель, кастрюля, квартира, керосин, килограмм, километр, класс, клевер, коллективный, колхоз, командир, комбайн, коммунист, комната, компас, коньки, корабль, корзина, коричневый, корова, костер, костюм, который, кровать, кабинет, какао, каллиграфия, камыш, канарейка, каникулы, капитан, карман, картон, касса, каталог, кафе, кефир, кисель, ковш, колбаса, колесо, коллекция, колодец, колокольчик, колонна, команда, комар, компания, компот, конверт, конституция, контроль, конфета, коридор, кремль, кровать, кросс, кроссворд, кроссовки, курица.

Лагерь, ладонь, лапша, лаять, легенда, легко, лестница, лиловый, лишь, лопата, лягушка.

Магазин, малина, матрос, машина, мебель, медаль, медведь, медленно, месяц, металл, метро, мешок, минута, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, мужчина, майонез, макароны, мало, мальчик, маляр, мандарин, маршрут, масса, матч, мелодия, мечта, микстура, мимоза, много, морозить, мотылёк.

Надо, назад, налево, направо, народ, наряд, ноябрь, навзничь, наотмашь, натюрморт, национальность, нация, невзначай, неделя, нельзя, ненавидеть.

Обед, обезьяна, облако, общество, обычный, огород, огромный, огурец, одежда, одиннадцать, около, олицетворение, опять, орден, орех, осина, остров, отец, откуда, отсюда, оттуда, очень, обида, овёс, овощи, овраг, овца, огонь, одеяло, однажды, озорник, океан, октябрь, оладьи, оранжевый, орнамент, орфограмма, отдых, отечество, отчизна, охотник, ошибка.

Пассажир, пальто, пенал, песок, платок, победа, погода, полотенце, помидор, понедельник, поросенок, портрет, после, посуда, правительство, праздник, пятница, памятник, патриот, пейзаж, перрон, петух, пиджак, пирог, подсолнух, пожалуйста, пойти, попугай, портфель, поскользнуться, потолок, потом, потому что, почерк, почтальон, председатель, прекрасный, привет, прийти, природа, приятно, происшествие, профессия, прощай, прямо, путешествие, пшеница.

Работа, радио, район, растение, расстояние, республика, решаю, рисунок, родина, Россия, русский, ракета, рано, ребёнок, ребята, ровесник, ромашка, росток, рюкзак, рядом.

Салют, сапоги, сахар, сверкать, свинец, свобода, север, сегодня, сейчас, серебро, сеялка, сзади, сирень, скатерть, слева, смородина, собака, солдат, соловей, солома, сорока, сочинение, спасибо, справа, стакан, станок, стебель, стеречь, столица, суббота, счастье, считать, самолёт, сверстник, сверху, секрет, секунда, семена, сентябрь, серебряный, ситуация, сковорода, скоро, сметана, сначала, снегирь, снизу, снова, совсем, сосед, союз, спокойно, среда, ссора, статья, сувенир.

Тарелка, телевизор, телефон, телеграмма, телега, теленок, территория, теперь, тетрадь, товарищ, тополь, топор, трактор, трамвай, таблетка, театр, торжественный, тревожить, троллейбус.

Ужин, улица, урожай, ученик, учитель, ураган.

Фабрика, фамилия, флюгер, футбол, фантазия, февраль, федерация, финиш, фиолетовый, фойе, фонтан.

Хлопок, хозяйство, хорошо, хозяин, хоккей.

Цемент, цилиндр, цистерна, цитата, цыган, цыплёнок, цыпочки.

Человек, четверг, что, чувствовать, часто, чемодан, чернила, честно, четыре, чёрный, чувство.

Шелест, шёл, шоколад, шофер, шествовать, шефствовать, шоссе.

Щавель, щенок.

Экскурсия, экипаж, экран, экскаватор, экспресс, электричество, эскалатор, этаж.

Яблоко, ягода, ягненок, язык, ястреб, ячмень, ящерица, яичница, якорь, январь.

Слова, которые я обязательно выучу

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание

Стр.

1.Русский алфавит……………………………………………………………3

2. Как выполнить фонетический анализ слова……………………………4

3. Проверяемые безударные гласные………………………………………..5

4. Проверяемые согласные……………………………………………………6

5. Гласные после шипящих………………………………………………….7

6. Гласные буквы после Ц …………………………………………………..8

7. Слова с двумя корнями……………………………………………………9

8. Удвоенные согласные……………………………………………………..10

9. Мягкий знак - показатель мягкости……………………………………11

10. Разделительный Ъ и Ь…………………………………………………...12

11. Ь после шипящих ………………………………………………………...13

12. Правописание суффиксов имен существительных……………………14

13. Правописание приставок………………………………………………….15

14. Части слова…………………………………………………………………16

15. Слова для разбора по составу…………………………………………..19

16. Имя существительное……………………………………………………..18

17. Правописание безударных окончаний имён существительных……...19

18.Учимся писать окончания имён существительных……………………….20

19. Имя прилагательное………………………………………………………..21

20. Безударные окончания имён прилагательных………………………….22

21 .Учимся писать окончания имён прилагательных………………………..23

22. Качественные имена прилагательные…………………………………….24

23. Глагол……………………………………………………………………… ..25

24 . Учимся писать безударные личные окончания глаголов……………….26

25. Наречие……………………………………………………………………….27

26. Главные и второстепенные члены предложения……………………….28

27. Лексика……………………………………………………………………….29

28. «Орфографический» словарик ………………………………………….30-31

29. Слова, которые я обязательно выучу…………………………………….32

30. Содержание…………………………………………………………………..33

Уважаемые учителя!

Данное пособие используется в сочетании с учебником «Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса(4 класса) общеобразовательных учреждений» (авт.: С. В.Иванов, А. О. Евдокимова и др.). Справочник-тренажер поможет ученикам осмыслить теоретический материал, а также научит применять на практике орфографические правила. Будет незаменимым помощником во время работы над ошибками.

Вы прекрасно помните такую особенность детей, как необходимость постоянной актуализации имеющихся у них знаний. После продолжительных летних каникул это особенно важно.

В основе справочника-тренажера лежит принцип отработки навыка грамотного письма, путем многократной тренировки с помощью довольно объемного словарного материала на отдельно взятую орфограмму. Исследователи доказали, что если необходимо выработать автоматизм какого-то навыка, то упражнения с большим количеством однотипных примеров просто незаменимы. Именно автоматизма не хватает нашим ученикам при решении задач, связанных с правописанием.

Теоретический материал и тренинговые задания по теме выстроены в определенном порядке. Ребятам последовательно предлагается вспомнить весь материал по теме «Фонетика». Даются упражнения, направленные на активизацию и систематизацию знаний в области фонетики. Этот раздел заканчивается фонетическим анализом слов.

Следующая группа упражнений позволяет повторить материал раздела «Состав слова» и орфографические правила, связанные с этим разделом.

Правописание безударных гласных является слабым местом в работах многих детей. Поэтому много упражнений связано с отработкой безошибочного обозначения буквами безударных гласных звуков. Принцип работы вам знаком: сначала ребята вспоминают правило, изученное во втором классе, а потом тренируются в его применении.

В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов: обнаружить безударный гласный, определить часть слова, в которой он находится, выбрать способ проверки в зависимости от части слова, в которой звук стоит.

Аналогично строится повторение знаний о согласных звуках .

В этом же блоке ребятам предлагается группы слов с непроверяемыми гласными и согласными.

В справочник-тренажер включены все орфограммы, изучаемые в начальных классах, предоставлен богатый справочный материал.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на ряд особенностей организации работы с учащимися, требующими Вашего особого контроля при выполнении ими упражнений.

1. Тренировка в выполнении определенных орфографических действий принесет желаемые результаты только в том случае, если эти действия совершаются детьми не механически, а осознанно. Тренинг, основанный на сознательном применении правила, - это в первую очередь регулярное подтверждение учеником собственной правоты в совершении действий, связанных с выбором правильного написания.

2. Для повышения степени осознанности необходимо постоянно использовать работу с подробным комментированием всего хода решения орфографических задач.

3. Учить детей орфографическому чтению. Все слова в данном пособии, слова с непроверяемыми гласными и согласными («Орфографический словарик») являются тренажерами для запоминания. Дети, умеющие хорошо читать орфографически, пишут быстрее и свободнее, без сомнений, без опасений.

4. Темы в блоке «Орфограмма приставки, корня, суффикса» даны в обобщающих и сравнительных таблицах. Такие таблицы помогают быстро систематизировать знания по теме, избежать ошибок и запоминания неправильной информации. Полезно будет такие таблицы сначала заполнять коллективно в рабочих тетрадях.

5. С первых дней изучения орфограммы необходимо вместе со всем классом отработать способ обозначения орфограммы в слове. Особенно важно обозначать ту часть слова, в которой находится орфограмма. Приучите ребят обозначать и условия выбора той или иной буквы. Например: если в существительном написан ь после шипящего на конце слова, то кроме подчеркивания орфограммы, нужно в скобках указать род имени существительного.

6. Очень важна специально организованная работа над ошибками. Во-первых, нужно ввести в действие ученика осознанность: ребенок должен определить, на какую орфограмму сделана ошибка, в какой части слова она находится.

В пособии отведена специальная страничка «Слова, которые я обязательно выучу», ребенок будет записывать те слова, в которых он ошибся. Эти слова следует включать в последующие диктанты. Если ребенок не будет допускать в них ошибок, слова вычеркиваются.

Названные выше формы работы направлены на формирование осознанности в процессе письма. Упражнения в пособии нацелены на формирование орфографической зоркости.

Я считаю, что этот справочник-тренажер можно использовать с любым учебником по курсу «Русский язык» для 3, 4 классов, так как весь подобранный материал соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования по русскому языку.

Надеюсь, что пособие поможет учителям разнообразить свою работу…Ученики смогут осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научатся применять на практике орфографические правила.

Наши рекомендации