Проверяемые безударные гласные.

Чтобы правильно написать безударные гласные о-а, е-и-я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Например: река – реки.

ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, НАПИШИ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА, ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММУ. ЕСЛИ В СЛОВЕ ДВЕ ПРОВЕРЯМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ТО НУЖНО ПОДОБРАТЬ ДВА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВА.
ЗАКР…ПИЛИ - СЛ…ДЫ З..РНО- ГН..ЗДО- ПЛ…ЧО- Л…ЦО- Ч…СЛО- П…ЛА- ПЕРЕДВ…ГАЕТ- СКР…ПИТ- П…ТНО- ГР…ДА- ОБЪ…СНИЛ- ПОДТ…НУЛИ- РАЗГЛ…ДЕТЬ- СТР…НА- ОХР…НЯТЬ- ЖУР…ВЛИНЫЙ- ХР…БРЕЦ- ЗАП…Х- СК…ЛЬЗИТЬ- К…ЛЮЧИЕ- ОП…ЗДАТЬ- ХЛ…ПОЧУТ- Д…ЧУРКА- Г…Л…СИСТЫЙ- Х…Л…ДОК- М…Л…ДЕЕТ- З…Л…ТАЯ- Б…Р…ДАТЫЙ- В…С…ЛИТЬСЯ- Д…Р…ВЯННЫЙ- З…Л…НЕТЬ- Л…Б…ДИНЫЙ- Б…Р…ГОВОЙ- ЕСЛИ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ УДАРЕНИЕМ, ТО СЛОВО НУЖНО ЗАПОМНИТЬ ИЛИ ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ:   Т…РЕЛКА М…РОЗ Р…БЯТА СП…СИБО ЯГ…ДА ВЕТ…Р Л…МОН П…СУДА П…НАЛ Ф…МИЛИЯ …ДЕЖДА …ЗЫК К…Р…НДАШ Л…ПАТА МЕС…Ц  

1.Вставь пропущенные буквы А, О.

Г…лодный, пом…зок, д…р…жить, гл…ва, д…зировка, прил…скать, др…жание, выг…нять, прик…тила, ск…сить, перем…хнули, в…лчище, в…л…сенки, б…льница, вр…ждовать,зерк…льце, восхв..лять, бр…дячие, огр…ничить, т…йник, л…ш…диные, …сленок, за…стрить, в…здушный.

2.Вставь пропущенные буквы Е, И, Я.

Дер..вце, вы…влять, в…зание, ст…на, щ…левой, вып…чка, гр…бник, штр…ховка, в…селые, к…словатый, л…сток, гн…здовой, л…тучий, изм…льчить, б…дняжка, б…лизна, ум…ньшить, з…мляк, запр…тить, ед…ница, д…шевенький, вр…дитель, п…вица, м…сной.

Проверяемые согласные

парные непроизносимые
б в г д ж з п ф к т ш с Чтобы проверить парный согласный звук нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного звука оказался гласный или сонорный согласный. Сочетания звуков сн и зн в середине слова опасное место. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый звук стал произносимым.
Подчеркни парные согласные в слабой позиции, напиши проверочные слова проверочные слова. Обозначь орфограмму. голубь -____________________________ дубки - _____________________________ суп - _______________________________ липки-______________________________ клюв -______________________________ шкаф -_____________________________ ночлег -____________________________ сливки-_____________________________ ромашка -___________________________ завод -______________________________ походка -____________________________ камыш –_____________________________ пирожки –___________________________ арбуз –______________________________   Подчеркни непроизносимый согласный, напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму. завистливый –__________________________ доблестный –___________________________ горестный –____________________________ солнце –_______________________________ бессовестный –_________________________ наездник –_____________________________ ненастный –____________________________ капустный –____________________________ гигантский –____________________________ «ЗН» без «Д» и «СН» без «Т». Напиши проверочные слова. Небесный –_____________________________ алмазный –_____________________________ ежечасный –____________________________ серьезный -____________________________
Есть непроверяемые парные согласные, их нужно запомнить: автобус, автомобиль, вдруг, космонавт Запомни непроверяемые непроизносимые согласные: праздник, лестница, чувство, здравствуй


1. Раскрой скобки. Проверь. Обозначь орфорамму. До сере(д, т)ки кру(ш,ж)ка, ланды(ш,ж), ро(б,п)кий звере(к,г), кре(п,б)кая вере(ф,в)ка, мя(х,г)кая поду(ш,ж)ка, сла(т,д)кая ре(п,б)ка, ло(ф,в)ко прячет ко(х,г)ти, пас(т,д)бище.

2. Напиши слова в два столбика. В левый столбик - слова с непроизносимыми согласными, в правый – «ЗН» без «Д» и«СН» без «Т».Колес(т)ный, облас(т)ной, чес(т)ный, ярос(т)ный, праз(д)ничный, напрас(т)ный, колхоз(д)ный,опас(т)ный, сер(д)це, хрус(т)нуть, свис(т)нуть, прекрас(т)ный, навес(т)ной, чудес(т)ный, поз(д)ний, страс(т)ный, бессловес(т)ный, тягос(т)ный, окрес(т)ный, жалос(т)ливый, тес(т)ный, интерес(т)ный, сверс(т)ники, ровес(т)ник, соглас(т)ный, чу(в)ство, парус(т)ный, лес(т)ница, грус(т)ный, ужас(т)ный, ус(т)ный.

Гласные после шипящих.

После шипящих Ж, Ш, Ч, Щ не пишутся ы, ю, я, а пишутся И, У, А. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно подобрать однокоренное слово с Ё. После шипящих под ударением пишется буква О в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. Без ударения в тех же случаях пишется Е.
ЖИ - ШИ пиши с буквой И. Машина жирафы ландыши лыжи ЧА - ЩА пиши с буквой А. чаща печать площадь печаль ЧУ - ЩУ пиши с буквой У. щука грущу кричу чищу   желтый - желтеть шепот - шепчет черточка - черта черный - чернеть шел - шедший Приведи свои примеры.     В суффиксах: снежок, но овражек пятачок, но песочек медвежонок, но доченька зайчонок, но дороженька мышонок, но грушевый В окончаниях: ножом, свечой, но товарищем, тучей, большого, но хорошего…
Запомни исключения: Брошюра, жюри, парашют. Запомни буква О пишется в словах: крыжовник, обжора, трущоба, шов, шорох, чопорный, шоссе, шоколад, жокей, шофер, капюшон. Запомни: в окончаниях имен существительных после буквы Ц под ударением тоже пишется буква О, а без ударения в этих же случаях пишется буква Е. Борцом – пальцем огурцом - зайце м

1.Вставь пропущенные буквы.

Ж…раф, ш…рина, тиш…на, расш…ряют, ж…тели, щ…ренок, ч…жой, щ…рится, доч…рка, ч…сы, обещ…ние, площ…дь, перч…тки, уч…сток, щ…вель, ч…совой, параш...т, ж…ри, брош…ра.

2. Напиши слова в два столбика: в левый слова с буквой Е, в правый - с буквой О. Ч…рный, крыж…вник, ж…луди, ш…фер, капюш…н, ш…лк, ш…л, ш…колад, ш…рох, ж…лтый, ноч…вка.

3.Слова с буквой О подчеркни синим карандашом, с Е - зелёным.

Сыроеж…к, струж…к, морж…нок, мыш…нок, похож…го, прыж…к, лесоч…к, за дач…й, борщ…м, свеж…го хлеба, бельч…нок, сыноч…к кореш…к, флаж…к, бумаж…чка, пригож…го, больш…го, камыш…м, пшениц…й, учениц…й, кольц…м, конц…м, певиц…й, сердц…м, лапш…й.

Гласные буквы после Ц.

В корнях слов после Ц звук ы обозначается буквой и. В окончаниях после Ц пишется буква ы. В словах на -ция пишется буква и.
цирк циркуль цифра циклон цилиндр Исключение составляют слова: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках. Выдели в словах окончание: куницы синицы рукавицы зайцы огурцы певицы лестницы Подчеркни -ЦИЯи запомни правописание: коллекция станция акация милиция полиция традиция

Учись применять правило.

1) Определи, в какой части слова орфограмма.

2) Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если слово не исключение - пиши и , если исключение - пиши ы.Если звукы безударный, перед записью обязательно проверь его.

3) Если слово на -ция , после цпиши букву и.

4) Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.

Рассуждай так:

ц [ы] фра

Орфограмма в корне.

Это не слово-исключение, пишем букву и - цифра.

Улиц ы

Орфограмма в окончании.

Пишем букву ы - улицы.

Вставьте, рассуждая, пропущенные буквы и, ы.Выделите часть слова, в котором пропущена буква.

Ц…ркач, спиц…, нарц…сс, конц…, ц…ганский, ц…тата, ц…плятки, ц…кнуть, ц…ркачка, ц…ганка, ц…плячий, ц…стерна.

Слова с двумя корнями

При образовании сложных слов используются соединительные

гласные О, Е.

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная О А после мягких согласных, шипящих и Ц - соединительная Е
Выдели в словах корни. Подчеркни букву, которая соединяет корни.   снегопад ледокол мясорубка миролюбивый домохозяйка     Выдели в словах корни. Подчеркни букву, которая соединяет корни.   мышеловка очевидец землетрясение чужестранец птицеферма

1. Спиши, вставляя соединительные гласные О или Е. Объясни условие выбора нужной буквы: под буквой, которая обозначает твердый согласный звук поставь синюю точку; под буквой, которая обозначает мягкий согласный – зеленую точку; шипящие и Ц подчеркните.

Хлопк…уборка, басн…писец, солнц..пек, снег..уборка, девяност..летие, велик…душный, дальн…восточный, мир…любивый, кон…водство, камен…тес, пар…ходство, сорок…ножка, зме…видный, древн…русский, ча…питие, рыб…лов, волн…рез, друж….любие, утк…нос, овощ…вод.

2. Составь и запиши сложные слова со словами:

Конь, вода, гром, пища, хранилище, хлеб, лед, рыба, зверь, чай, машина, огонь, лов, солнце, мир, нефть.

3. Составь и запиши слова, состоящие из двух корней. Выдели корни, подчеркни соединительные гласные.

Носит оружие, мух ловит, овец разводит, звезды падают, землю копает, волны режет, хранит воду, варит кашу.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Составь и запиши сложные слова с корнем лес.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Удвоенные согласные

в корне слова (нужно запомнить) на стыке приставки и корня на стыке корня и суффикса
Выдели корень слова: суббота аппликация аллея группа суффикс иллюстрация коллектив коллекция миллион металл телеграмма сумма килограмм тонна антенна касса бассейн искусство ссора   Выдели приставку и корень: рассветет рассказывает поддержать рассольник оттаять безземельный беззвучный оттащил рассвет оттепель поддувать оттеснить бессмертник рассекретить оттолкнуть рассказ беззаботный Выдели корень и суффикс: сонный весенний лимонный осенний длинный ранний телефонный оконный туманный каменный пустынный карманный картинная манная осинник машинная балконная  

1. Из слов «сбежали» гласные. Восстанови слова.

ПП - …пп…р…т, …пп…т…т, Ф…л…пп, гр…пп.

КК - х…кк…й, …кк…р…тн…й, …кк…рд.

ЖЖ - др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…вельник.

ЛЛ - К…р…лл, …лл…, тр…лл…йб…с, к…лл…ктив.

ММ - гр…мм…т…к…, гр…мм, …мм…, Р…мм… .

НН - т…нн…, в…нн…, т…нн…с, …нн…, р…нн…й, дл…нн…й.

СС - м…сс…, ш…сс…, п…сс…ж…р, к…м…сс… …, кр…сс, пр…ф…сс…р,

р…сск…й, кл…сс, н…рц…сс, Р…сс… …, Од…сс… .

РР - т…рр…т…р… …, п…рр…н, т…рр…с… .

2. Раскрой скобки. Объясни написание одной и двух букв.

Поддался сестре - подался в горы, поддержать друга - подержать молоток, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею.

О( т, тт )енок, ( с, сс )ода, по( д, дд )ельный, ра( с, сс )пад, ра( з, зз )адорить, бе( с, сс )корыстный, бе( с, сс )рочный, бе(з , зз )дна, ( с, сс )ора.

Наши рекомендации