Контроль за рациональной и безопасной эксплуатациейэлектроустановок

Контроль зарациональной и безопасной эксплуатацией электроустановок осуществляется как состороны органов государственного энергетического надзора, энергоснабжающих,организаций (Энергосбыта, служб распределительных сетей), пожарной,административной, технической инспекцией Федерации независимых профсоюзовРоссии, так и со стороны руководства и специалистов по охране труда предприятий(организаций).

Наиболее тесныевзаимоотношения энергослужбы предприятий (организаций) имеют с органамиГосэнергонадзора, которые осуществляют контроль через действующие правила инормативно-технические документы (МПБЭЭ, ПТЭЭП, ПУЭ, ППИСЗ и др.),инструктивные материалы, методические рекомендации, информационные письма, атакже через плановые и внеплановые проверки технического состоянияэнергохозяйства и допуск новых или реконструированных энергетических установокв эксплуатацию.

Во всех развитыхстранах государство уделяет большое внимание вопросам охраны труда,безопасности и энергосбережения.

Именно решениемПравительства (Постановление Правительства РФ от 12.08.1998 № 938) дляреализации государственной политики в области энергосбережения и обеспечениябезопасной эксплуатации энергетических установок создан орган государственногоэнергетического надзора (Госэнергонадзор).

Госэнергонадзорвходит в систему Минэнерго России и представляет собой иерархическуювертикально объединенную структуру, во главе которой находится Департаментгосударственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности.Нижестоящая ступень этой структуры состоит из семи региональных управлений вфедеральных округах страны, которые управляют 74 территориальными управлениямив субъектах Российской Федерации [16].

Основная задачаГосэнергонадзора определена Положением о государственном энергетическом надзорев Российской Федерации и заключается «...в осуществлении контроля затехническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и тепловыхустановок потребителей электрической и тепловой энергии...».

В периодобразования коммерческого рынка производства сбыта и потребленияэлектроэнергии, реструктуризации всей электроэнергетики страны и создания в еемасштабе РАО «ЕЭС России» значительно возросла роль Госэнергонадзора в частирешения поставленных перед ним задач, в том числе:

по сбережениютопливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции(работ, услуг);

по соблюдениюпредприятиями (организациями) норм и правил работы, в том числе ПУЭ, ПТЭЭП,МПБЭЭ и др.;

по организацииучета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов и др.

ПрактическиГосэнергонадзор контролирует все сферы деятельности энергохозяйства предприятий(организаций), тесно взаимодействуя с проектными и научно-исследовательскимиинститутами в области энергетики, с монтажными и наладочнымиспециализированными организациями.

Ни одна изназванных организаций не может являться работоспособной и выдавать свойконечный продукт (проекты и схемы электроснабжения, технические отчеты в видепротоколов измерений сопротивления изоляции проводов и кабелей, проверкиустройств защитного заземления и т.д.) без лицензии и согласования с органамиГосэнергонадзора.

Госэнергонадзорс успехом привлекает к разработке норм и правил ведущие коллективы и специалистов-энергетиков,тесно взаимодействуя при этом со смежными структурами: Госстандартом России,Министерством труда и социального развития РФ, Минюстом России и др.

Энергосбыт вотличие от Госэнергонадзора является коммерческой структурой и входит в состав акционерногообщества - энергоснабжающей организации. Отсюда и вытекают основные задачиЭнергосбыта по осуществлению контроля за своевременной и полной оплатойэлектроэнергии, потребляемой абонентом, правильностью ее учета и другиханалогичных задач, оговоренных в договоре энергоснабжения.

В крупныхнаселенных пунктах (например, в городах), как правило, помимо центральногоуправления Энергосбыта имеются его отделения в каждом административном округе.Если центральный орган Энергосбыта обслуживает и контролирует промышленныепредприятия с энергоемким производством, то территориальные отделенияЭнергосбыта, распределенные по административному принципу (например поокругам), обслуживают население, мелкие фирмы и коммунально-обобществленныеорганизации (жилищный комплекс, детсады, поликлиники, магазины и т.п.).

Для решениясвоих задач Энергосбыт имеет соответствующие структурные подразделения, в томчисле инспекцию, абонентскую службу, отдел замены счетчиков и т.д.

При обследованииэлектрохозяйства потребителя представители Энергосбыта уделяют вниманиепроверке его установленной и единовременной мощностей и их соответствиеразрешению энергоснабжающей организации на присоединение этих мощностей сучетом мощностей субабонентов, техническому состоянию приборов учета,измерительных трансформаторов тока и трансформаторов напряжения, наличиюжурнала учета потребления электроэнергии, а также соответствию защитныхустройств расчетным параметрам.

При обнаруженииошибок в учете электрической энергии Энергосбыт производит перерасчет за годили за период со дня предыдущей проверки электросчетчиков в данном году.

При нарушениирасчетного учета электрической энергии по вине потребителя в первом месяцерасчет ведется по среднесуточному расходу электроэнергии за предыдущий месяц [2]. В дальнейшем (пока не будетвосстановлен учет) расход электрической энергии определяется Энергосбытом поприсоединенной мощности электроустановок и числу часов работы предприятия(организации).

Если же расчетныйучет нарушен не по вине потребителя, то до его восстановления оплата запотребленную электроэнергию производится по среднесуточному расходу предыдущегорасчетного периода (можно производить расчет и по соответствующему периодупрошлого года).

Указанныйпорядок расчетов должен быть отражен в договоре энергоснабжения. Также вдоговоре энергоснабжения должно быть отражено, что при непредставлениипоказаний расчетных электросчетчиков расчет за истекший (прошедший) расчетныйпериод производится по среднесуточному расходу электроэнергии за предыдущийрасчетный период, умноженный на число дней, когда эти показания отсутствовали.

В дальнейшем досообщения показаний расчетных электросчетчиков Энергосбыт определяет расходэлектроэнергии по присоединенной мощности и числу часов работы принедопустимости различного рода перерасчетов.

Внутренний(ведомственный) контроль за техническим и безопасным состояниемэлектроустановок проводится местными отделами охраны труда предприятий(организаций) и вышестоящими организациями.

Начальники испециалисты отделов охраны труда, контролирующие электроустановки, основныеусилия направляют на разработку местных должностных и производственныхинструкций и контроль за их соблюдением, на своевременное и качественноепроведение всех видов инструктажей электротехнического и другого персонала, такили иначе связанного с работами в электроустановках, на осуществление контроляза наличием и ведением журналов и другой НТД в электрохозяйстве.

Кроме того, этиспециалисты принимают участие в расследовании аварий и несчастных случаев вэлектроустановках, проводят анализ и выявляют причины их возникновения,участвуют в разработке мероприятий по их устранению и предупреждению,осуществляют контроль за выполнением предписаний органов энергонадзора и другихконтролирующих организаций в части электробезопасности вплоть до запрещениявсех видов работ в электроустановках при невыполнении соответствующих указанийорганов надзора.

Активное участиеспециалисты по охране труда с группой IV по электробезопасностипринимают в работе комиссий по проверке знаний по нормам и правилам работы.

Их многограннаядеятельность не кончается перечисленными формами работы и включает в себя, какправило, обеспечение электротехнического и электротехнологического персонала средствамизащиты от поражения электрическим током, а также необходимой НТД, справочной итехнической литературой, наглядными пособиями (плакатами и знакамибезопасности, стендами, макетами и плакатами по приемам освобожденияпострадавших от электрического тока и мерам оказания им первой медицинскойпомощи) и т.д.

При наличииудостоверения с группой IV поэлектробезопасности специалисты по охране труда правомочны осуществлятьвнутренний ведомственный надзор за обеспечением безопасности вэлектрохозяйстве.

Таким образом,существующая в стране система внешнего и внутреннего контроля за рациональной ибезопасной эксплуатацией электроустановок является одним из действенных средствпо обеспечению надлежащего уровня эксплуатации электрохозяйства, надежной,экономичной и безопасной работы электроприемников, повышения качестваподаваемой и потребляемой электроэнергии и снижения электротравматизма.

ГЛАВА7

Наши рекомендации