Организация обучения и проверки знаний по нормам и правиламработы в электроустановках

Вопросыподготовки и переподготовки персонала, постоянного повышения его квалификации,стажировки, инструктирования и проверки знаний диктуются развитиемнаучно-технического прогресса в стране и являются важной проблемой практическиво всех сферах промышленного производства.

Особенно остротакая проблема встает при подготовке и переподготовке кадров энергетики.

Вэлектрохозяйстве предприятий (организаций) знание основ рационального ибезопасного обслуживания электрооборудования электроустановок необходимо дляперсонала всех уровней - от производственного неэлектротехнического, включаяначальников технологических цехов и участков, до руководителей и специалистовэнергослужб, включая в ряде случаев и технических руководителей предприятий(организаций).

Именно с этойцелью действующими нормами и правилами работы в электроустановках предусмотренапятибальная дифференцированная шкала оценки знаний персонала от низшей группыI по электробезопасности до высшей группы V с соответствующими объемами требований и условий ихприсвоения.

В действующихнормах и правилах указано, что потребитель обязан обеспечить обучение ипроверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала.

Особое вниманиев нормах и правилах уделено действенным формам практического обучения нарабочих местах и профилактической работе с электроперсоналом, таким, какпервичный, периодические и целевые инструктажи, стажировка, дублирование и т.д.

Эти формы практическогообучения необходимы особенно для начинающих специалистов-электриков,электротехнологического и неэлектротехнического персонала, которые в процессетакого обучения должны осознать, что электротравматизм является одним изнаиболее опасных видов травматизма, нередко заканчивающийся летальным исходом.

Руководители испециалисты энергослужб предприятии, специалисты по охране труда,контролирующие электроустановки, а также специалисты-электрики высокого уровня(например, оперативный персонал, старшие мастера и мастера электроцехов и т.д.)обязаны проходить квалифицированную подготовку, переподготовку и проверкузнаний по нормам и правилам работы в специализированных учебных центрах(негосударственных образовательных учреждениях высшего профессиональногообразования, учебных комбинатах и т.д.).

В таких учебныхпрофессиональных центрах, благодаря квалифицированномупрофессорско-преподавательскому составу и специалистам из органовгосударственного энергетического надзора, принимающих активное участие в учебномпроцессе, а также внештатным преподавателям из проектных инаучно-исследовательских институтов, слушатели получают необходимый объемзнаний и повышают свои профессиональные навыки.

Особенно ценното, что при подготовке специалистов в таких учебных центрах учебные программыне ограничиваются лишь нормами и правилами, а включают в себя еще вопросыорганизации и планирования энергетического производства.

Например, вМосковском институте энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ) открыты новыекурсы профессиональной переподготовки по специальности менеджер поэнергосбережению (на базе высшего технического и высшего экономическогообразования) и менеджер по охране труда (на базе высшего технического и высшегоюридического образования).

Кроме того,такие учебные центры обеспечивают своих слушателей всей необходимойнормативной, справочной и технической литературой, знакомят их с новейшимиразработками в области энергетики, инструктивными материалами и методическимиразработками вышестоящих ведомств и органов надзора.

Программыподготовки остального электротехнического персонала с указанием необходимыхразделов правил и инструкций в соответствии с требованиями норм и правил работысоставляются руководителями (ответственными за электрохозяйство) предприятий.

Такая системаобучения позволяет выполнить основное требование действующих норм и правил:эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленныйэлектротехнический персонал.

В действующихПТЭЭП окончательно (после длительных обсуждений и уточнений) определено, чтопроверка знаний у ответственных за электрохозяйство, их заместителей, а такжеспециалистов по охране труда, контролирующих электроустановки, проводитсятолько в комиссии Госэнергонадзора.

Для проведенияпроверки знаний остального электротехнического и электротехнологическогоперсонала предприятия (организации) руководитель потребителя должен назначитькомиссию в составе не менее 5 человек, квалификация и группы поэлектробезопасности у которых должны соответствовать требованиям ПТЭЭП.

Обязательнымтребованием этих правил является наличие у всех членов комиссии группы поэлектробезопасности, которую они должны получить при проверке знаний в комиссииоргана Госэнергонадзора.

Допускаетсяпроверка знаний отдельных членов комиссии на месте при условии, чтопредседатель и не менее 2 членов комиссии прошли проверку знаний в комиссииорганов Госэнергонадзора.

В соответствии сПТЭЭП при проведении процедуры проверки знаний должно присутствовать не менее 3членов комиссии, в том числе обязательно председатель (заместительпредседателя) комиссии.

Если численностьработников потребителя не позволяет образовать комиссии по проверке знаний, тоона должна проводиться в комиссии органов Госэнергонадзора.

В настоящеевремя комиссии органов Госэнергонадзора, как правило, стали создаваться приспециализированных образовательных учреждениях (учебных центрах) и назначатьсяприказом руководителя органа Госэнергонадзора. Члены такой комиссии должныпройти проверку знаний в органе Госэнергонадзора, выдавшем разрешение насоздание такой комиссии. Председателем комиссии назначается старшийгосударственный инспектор (государственный инспектор) по энергетическомунадзору.

В данном случаепо мнению автора возникает некоторое несоответствие с тем, что по требованиюПТЭЭП проверка знаний норм и правил работы в электроустановках с последующейвыдачей удостоверения является допуском к работам и обслуживаниюэлектроустановок, а также к их контролю. Большинство же членов комиссии вобразовательных учреждениях являются преподавателями, а не персоналом,требующим такого допуска к обслуживанию электроустановок, и поэтому им нетнеобходимости проходить проверку знаний норм и правил работы.

Правилами [5, 6] допускаются, а в учебных специализированныхучреждениях успешно применяются контрольно-обучающие машины на базеперсональных, электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) для всех видов проверки,кроме первичной.

Если прииспользовании ПЭВМ проверяемый получил неудовлетворительную оценку, что вполнеможет иметь место, то комиссия задает ему дополнительные вопросы и порезультатам такого опроса происходит окончательная оценка знаний.

Вэлектроэнергетике имеется значительное число специальностей, кадры для которыхдолжны проходить узкопрофильное обучение и повышение своей квалификации поособым программам. К таким специальностям относятся, например, обслуживаниеустройств релейной защиты и автоматики [14], наладка и испытание электротехническихустройств, работа с информационно-измерительными автоматизированными системамиконтроля и управления и т.д.

В таких кадрахощущается острая потребность практически во всех отраслях промышленности какпри проектировании, так и при монтаже, наладке, испытаниях и эксплуатацииэлектроустановок.

Более того,уровень квалификации, например, специалистов по устройствам РЗАиТ, ихспособность правильно рассчитать уставки аппаратов защиты и автоматики позволятповысить уровень эксплуатационной надежности этих аппаратов, снизитьвозможность возникновения аварийных ситуаций в электроустановках, улучшитькачество потребляемой электроэнергии и т.д.

Поэтомуэкономический эффект от обучения, переподготовки и проверки знаний такихкадров, безусловно, перекроет затраты на эти статьи расхода. Таким образом,полученные знания становятся самым ценным товаром.

Объем знаний понормам и правилам работы в электроустановках на предприятиях (в организациях),который требуется для получения той или иной группы по электробезопасности,устанавливается ответственным за электрохозяйство с учетом местных условий идолжностных положений.

Необходимыйобъем знаний для руководителей и специалистов энергослужб предприятий(организаций), а также для специалистов по охране труда, контролирующихэлектроустановки, регламентируется учебными программами в образовательныхпрофессиональных учреждениях.

Представляютинтерес разработанные в МИЭЭ учебные программы для указанного контингентаслушателей, в которые дополнительно по каждому разделу учебной программывключены вопросы для их подготовки к проверке знаний норм и правил работы.

С цельюоблегчения усвоения учебного материала по каждому вопросу указано, в какомнормативном документе и в каком из его разделов излагается данный материал [15]. Таким образом значительноповышается эффективность процесса обучения и проверки знаний слушателей.

Что же касаетсяучебных программ по нормам и правилам работы в электроустановках для обучения ипроверки знаний остального электротехнического и электротехнологическогоперсонала непосредственно на предприятиях (организациях), то они должныразрабатываться с учетом специфики конкретного производства и утверждаться ворганах Госэнергонадзора.

В качествепримера ниже приводится такая учебная программа для электротехнического иэлектротехнологического персонала на предприятиях текстильной и легкойпромышленности, которая утверждена в Центргосэнергонадзоре.

Программасостоит из введения, в котором показана специфика работы электроустановок напредприятиях указанных отраслей промышленности, и восьми разделов, отражающихосновные требования действующих норм и правил работы в электроустановках(МПБЭЭ, ПТЭЭП, ПУЭи др.).

Учебнаяпрограмма

«Нормы и правилаработы в электроустановках»

для электротехнического и электротехнологического персоналапа предприятиях текстильной илегкой промышленности

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечениерациональной и безопасной эксплуатации электроустановок на предприятияхтекстильной и легкой промышленности является острой проблемой, котораяобусловлена спецификой работы электрооборудования и недостаточной высокойпрофессиональной квалификацией электротехнического и электротехнологическогоперсонала на предприятиях данных отраслей, в том числе:

наличием особоопасных помещений (например, красильных, сушильных, гладильных и производств схимически активной средой);

большимразнообразием видов ручных электрических машин, электроинструмента(электроутюги, электрорезаки, электродрели и т.п.) и светильников местногоосвещения (подсветки на машинах и станках);

скученностьюпроизводственного оборудования и наличием доступных к прикосновению токоведущихчастей для производственного персонала;

отсутствием набольшинстве предприятий обученного и аттестованного электроперсонала иработников на электротехнологических установках, что усугубляет проблемуэлектробезопасности.

Если дляответственных за электрохозяйство, их заместителей и специалистов по охранетруда, контролирующих электроустановки, созданы и функционируют учебные центрыпо обучению и аттестации в комиссиях Госэнергонадзора, то для электриков,электрослесарей, бригадиров и электротехнологических работников такие возможностиотсутствуют.

Настоящаяпрограмма предназначена для электротехнического и электротехнологическогоперсонала при проведении обучения непосредственно в условиях производства.

Содержаниепрограммы

Раздел 1. Действующие нормы и правила Госэнергонадзорапри работах вэлектроустановках.

Межотраслевыеправила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатацииэлектроустановок (МПБЭЭ).

Правилатехнической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

Правилаустройства электроустановок (ПУЭ) с включением разделов 1, 6и 7 седьмого издания.

Правила примененияи испытания средств защиты, используемых в электроустановках (ППИСЗ).

Нормы и правилаработы как система организации рациональной и безопасной эксплуатацииэлектроустановок.

Раздел 2. Общие положения действующих норм иправил при работах вэлектроустановках.

Область ипорядок применения МПБЭЭ, ПТЭЭП, ПУЭ и ППИСЗ. Общие требованиянорм и правил работы в электроустановках. Общие положения по устройству иэксплуатации электроустановок.

Термины иопределения, применяемые в нормах и правилах Госэнергонадзора.

Обеспечениевыполнения норм и правил работы в электроустановках.

Раздел 3. Требования к персоналу и его подготовке.

Задачиперсонала, ответственность и надзор за выполнением норм и правил работы вэлектроустановках.

Характеристикаадминистративно-технического, оперативного, ремонтного, оперативно-ремонтногоэлектротехнического персонала. Характеристика электротехнологическогоперсонала.

Группы поэлектробезопасности и условия их присвоения.

Раздел 4. Оперативное управление электрохозяйством.

Система иорганизация оперативного управления электрохозяйством предприятия.

Оперативноеобслуживание и осмотры электрохозяйства.

Оперативныепереключения. Порядок переключений вэлектроустановках.

Раздел 5. Порядок и условия безопасного производстваработ в электроустановках.

Категория работв электроустановках, их характеристика.

Организационныемероприятия, обеспечивающие безопасность работ. Ответственные за безопасностьпроведения работ, их права и обязанности. Порядок организации работ по наряду,распоряжению или выполняемых в порядке текущей эксплуатации согласно перечню.Состав бригады.

Техническиемероприятия, обеспечивающие безопасность работ со снятием напряжения.

Мерыбезопасности при выполнении отдельных работ (при работах с ручнымэлектроинструментом и электрическими машинами, переносными светильниками, наэлектродвигателях, коммутационных аппаратах, трансформаторах, на кабельных ивоздушных линиях электропередачи, конденсаторах и т.д.).

Раздел 6. Заземление и защитные меры электробезопасности.

Видыпромышленных электросетей в отношении мер электробезопасности. Способывыполнения заземления.

Общие требованияПУЭ к мерамзащиты от поражения электрическим током. Виды и способы защит от прямого икосвенного прикосновения в электроустановках напряжением до 1 кВ.

Заземляющиеустройства электроустановок напряжением до 1 кВ в сетях с глухозаземленнойнейтралью.

Изоляцияэлектроустановок. Основные меры по обеспечению электробезопасности:

заземлениеэлектроустановок;

устройствазащитного отключения (УЗО);

применениедвойной или усиленной изоляции;

выравниваниепотенциалов;

уравниваниепотенциалов;

защитноеэлектрическое разделение цепей с применениемразделительныхтрансформаторов;

использованиемалых напряжений и др.

Раздел 7. Правила применения и испытания средствзащиты, используемых вэлектроустановках.

Областьприменения Правил. Порядок, классификация и Правила применения и испытаниясредств защиты. Порядок их содержания.

Контроль засостоянием средств защиты и их учет.

Техническиетребования к отдельным видам средств защиты. Нормы и сроки эксплуатационных иприемо-сдаточных испытаний средств защиты.

Раздел 8. Правила освобождения пострадавших от электрическоготока и оказания импервой медицинскойпомощи.

Практическиеусловия возникновения электропоражений. Действие электрического тока наорганизм человека. Порядок освобождения пострадавшего от токоведущих частей,находящихся под напряжением.

Правила оказанияпострадавшему первой медицинской помощи.

Несколькоспецифичными являются программа и процесс подготовки руководителей оперативногоперсонала и работников из числа оперативного, оперативно-ремонтного иремонтного персонала, которые должны предусматривать стажировку и проверкузнаний, а для руководителей оперативного персонала, работников из числаоперативного и оперативно-ремонтного персонала еще и дублирование.

В действующихПТЭЭП достаточно подробно регламентированы требования к порядку оформлениядопуска к стажировке и дублированию, к их продолжительности и объему споследующим допуском к самостоятельной работе в электроустановках.

Ответственностьза правильность действий обучаемого во время прохождения дублирования несут каксам обучаемый, так и обучающий его работник. Такое положение ПТЭЭП достаточносерьезно, поскольку во время прохождения дублирования обучаемому разрешенопроизводить оперативные переключения, осмотры и другие работы вэлектроустановках под надзором обучающего.

Практикапоказала, что рассмотренная система обучения и проверки знаний норм и правилработы в электроустановках достаточно эффективна и охватывает весь контингентспециалистов, осуществляющих все виды работ в электроустановках и проводящихнадзор за рациональным и безопасным их обслуживанием.

ГЛАВА6

Наши рекомендации