Претензионное производство- понятие, правовое регулирование.
Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» от 10.01.2011 установлен обязательный претензионный порядок урегулирования спора.
Согласно части второй пункта второго статьи 10 ГК до обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями устанавливается общее правило – обязательное предъявление претензии. Данное правило установлено в отношении хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в порядке искового производства. Исключения могут быть предусмотрены законодательными актами либо договором. При этом в договоре стороны могут как отказаться от применения претензионного порядка по спору, так и предусмотреть иной досудебный порядок (проведение переговоров, обращение к примирителю).
Цели введения данного порядка:
- возможность самостоятельно договориться на взаимовыгодных условиях, и, как следствие, сохранение партнерских деловых отношений и связей;
- возможность обращения в суд в упрощенном порядке (приказное производство) в случае признания должником претензии либо достижения согласованности для обращения к примирителю.
- содействие пониманию и оценке сторонами юридической обоснованности заявленных требований и возражений, выработке позиций сторон по спору;
- формирование доказательственной базы для обращения в суд с иском, более полная подготовка к судебному разбирательству.
Не требуется соблюдение обязательного претензионного порядка:
1) в случае обращения с иском прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в части первой статья 6 ХПК (часть четвертая статьи 6 ХПК);
2) при обращении в хозяйственный суд в порядке приказного производства (статья 220 ХПК);
3) в случае перехода из приказного в исковое производство в соответствии с частью четвертой статьи 224 ХПК;
4) при предъявлении встречного иска, если стороны ходатайствуют о проведении примирительной процедуры;
5) по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом;
6) если это предусмотрено договором;
7) в случаях, когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор. Например, исключение участника из общества (часть третья статьи 103 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»); признание сделки недействительной (статья 167 ГК); признание торгов недействительными (статья 419 ГК, статья 34 Кодекса Республики Беларусь о недрах); признание недействительным решения общего собрания участников хозяйственного общества (статья 45 Закона «О хозяйственных обществах»); признание недействительной государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»); ликвидация юридических лиц (ГК, Декрет от 16.01.2009 № 1); о преимущественном праве покупки доли (статья 253 ГК); о преимущественном праве покупки отчуждаемой доли (части доли) в уставном фонде общества (статья 98 Закона «О хозяйственных обществах»); об обращении взыскания на заложенное имущество (пункт 1.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах залога имущества»), и др.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, хозяйственный суд в каждом конкретном случае с учетом требований законодательных актов и сущности спора должен решать вопрос о необходимости соблюдении сторонами претензионного порядка.
При решении вопроса о распределении судебных расходов (статья 133 ХПК) и уменьшении неустойки (статья 314 ГК) суду следует учитывать условия договоров, предусматривающих отказ от претензионного порядке, а также учитывать все предпринимаемые сторонами действия по добровольному урегулированию спора (направление и рассмотрение претензии, проведение переговоров, обращение к примирителю и т.д.).
Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором (статья 10 ГК, приложение к ХПК).
В соответствии с Приложением к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь «Претензионный порядок урегулирования спора» лицо, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов обязано предъявить ему претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законодательными актами или договором.
В претензии указываются:
- фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
- дата предъявления претензии;
- обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
- доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
- сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
- банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
- перечень документов, прилагаемых к претензии.
К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них.
Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем и направляется получателю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.
При рассмотрении претензии стороны при необходимости сверяют расчеты, проводят экспертизу или совершают другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.
Получатель претензии в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не установлен законодательством или договором, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии. Ответ на претензию подписывается получателем претензии или его представителем и направляется заявителю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.
При частичном или полном отклонении претензии к ответу прилагаются копии документов, обосновывающие отклонение претензии.
Неполучение ответа на претензию в установленный срок не препятствует обращению заявителя претензии в хозяйственный суд с иском в порядке, установленном ХПК.
С учетом диспозитивности норм закона в случае установления в договоре иного порядка направления претензии, ее содержания, сроков рассмотрения и др., суд оценивает соблюдение претензионного порядка с учетом условий договора.
Составление претензии по утвержденной форме и содержанию позволит субъектам хозяйствования при осуществлении досудебного урегулирования спора более конкретно выявить суть и предмет предъявляемых требований.
Не допускается применение абзаца пятого статьи 151 ХПК (истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором) по формальным основаниям, в частности:
- несоблюдение формы и содержания претензии (пункт 2 приложения к ХПК);
- если ответчик указывает, что к претензии были приложены не все требуемые законодательством документы, при наличии у него оригиналов этих документов. Указание в претензии, что все документы, подтверждающие требования одной стороны (оригиналы договоров, актов, накладные), имеются у другой стороны, может быть достаточным для соблюдения пункта 3 приложения к ХПК с учетом иных доказательств направления претензии;
- претензия (либо ответ на нее) направлена иным способом, нежели установлено договором либо законодательством, при наличии доказательств ее получения другой стороной;
- не получение претензии, направленной в установленном порядке, в случае уклонения ответчика от ее получения, и др.
При решении вопроса об истечении срока исковой давности суду необходимо учитывать, что направление претензии приостанавливает течение данного срока (статья 203 ГК). Срок исковой давности приостанавливается со дня направления претензии до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором.