Для уборочно-транспортного комплекса

В рассмотренном примере для обслуживания зерноуборочных комбайнов при заданных природно-климатических условиях требуется 6 автомобилей ГАЗ-САЗ-53Б. Однако при таком соотношении комбайнов и автомобилей не известно, будет ли достигнута эффективная работа уборочно-транспортного комплекса, т.е. комбайны будут наполнять бункеры зерном, а автомобили своевременно транспортировать зерно на ток или склады хозяйства.

На практике согласованная работа комбайнов и автомобилей зависит от многих факторов. На производительность комбайна влияет урожайность убираемой культуры, влажность зерна и соломы, остановки по технологическим и техническим причинам и т.д. Также и производительность транспортных средств зависит от их технического состояния, квалификации водителя, средней скорости движения, дорожных условий и др. факторов. Поэтому достичь полной согласованности работы комбайнов и автомобилей, чтобы не было простоев комбайнов в ожидании транспорта и наоборот, практически невозможно.

По данным [32] денежные потери за час простоя комбайна в 3…4 раза больше, чем у автомобиля. Следовательно, чтобы исключить или хотя бы уменьшить простои комбайнов в ожидании автомобилей, необходимо увеличить их количество. Однако нельзя увеличивать их беспредельно. Необходимо найти такое соотношение машин, при котором сумма ущерба (S) от простоев комбайнов и затраты на содержание автомобилей будет наименьшая. Это можно выразить целевой функцией [11]

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.11)

где ск – ущерб за один час простоя комбайна в ожидании обслуживания, руб.;

λ – среднее число наполненных бункеров (заявок на обслужива- ние) в 1 ч;

tож – среднее время ожидания каждой заявки, ч;

са – затраты на содержание автомобиля (амортизационные отчис-ления, заработная плата водителю, стоимость горюче-смазочных материалов), руб/ч;

nа – количество автомобилей в уборочно-транспортном комплексе.

При определении количества транспортных средств по формуле (14.10) для обслуживания уборочно-транспортного комплекса невозможно определить среднее число комбайнов, простаивающих в очереди для разгрузки бункеров, и среднюю продолжительность времени ожидания автомобилей. Поэтому оценить ущерб от простоев комбайнов при таком соотношении их с автомобилями в уборочно-транспортном комплексе не представляется возможным.

­Рассмотрим уборочно-транспортный комплекс как систему массового обслуживания.

При работе комбайнов в комплексе постоянно возникают заявки на обслуживание (разгрузку наполненных зерном бункеров). После разгрузки бункера (удовлетворения заявки на обслуживание) комбайн продолжает работу и возникают новые заявки. Поэтому систему «комбайны-автомобили» следует рассматривать как замкнутую систему массового обслуживания, в которой возникает λ заявок на обслуживание в единицу времени. При этом каждый автомобиль (канал обслуживания) способен удовлетворить в единицу времени μ заявок.

В системе массового обслуживания наиболее распространён пуассоновский поток заявок, который характеризуется ординарностью, стационарностью и отсутствием последствия.

Ординарность означает, что одновременное поступление на обслуживание двух и более заявок считается маловероятным событием.

Стационарность потока определяется постоянством вероятности возникновения заявок на обслуживание в течение рассматриваемого времени.

Отсутствие последствия проявляется в том, что вероятность поступления определенного числа заявок не зависит от числа предшествующих заявок.

Для пуансоновского потока заявок параметры системы массового обслуживания определяют по формулам.

Интенсивность потока заявок

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.12)

где t – математическое ожидание между двумя соседними заявками (среднее время наполнения бункера комбайна зерном), ч.

Пропускная способность канала обслуживания

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.13)

где tобс – среднее время обслуживания одной заявки, ч.

nз – количество заявок.

В сельскохозяйственном производстве наибольшее распространение получили системы массового обслуживания с ожиданием. Это такие системы, в которых заявка, поступившая в момент времени (все каналы обслуживания заняты), становится в очередь и ожидает, пока не освободится какой-либо канал. Так, комбайн с наполненным бункером не покидает систему и ожидает очередного автомобиля для выгрузки зерна.

Вероятности состояний для системы с ожиданием описываются нижеприведёнными формулами [33, 35].

Вероятность того, что все каналы обслуживания (автомобили) простаивают, т.е. в системе отсутствуют заявки на обслуживание (ни один комбайн не готов к выгрузке зерна)

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.14)

где n – число всех каналов обслуживания в системе (число автомобилей в уборочно-транспортном комплексе);

ψ – приведённая плотность потока заявок, или коэффициент загрузки системы – это отношение среднего числа заявок, поступающих в единицу, к среднему числу заявок, которое система в состоянии обслужить

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.15)

Вероятность того, что обслуживанием заняты ровно К каналов ( Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru )

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.16)

Подставив значения из формулы (14.13) в формулу (14.15), найдём

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru . (14.17)

Коэффициент загрузки ψ для одноканальной системы соответствует времени, при котором система занята обслуживанием заявок. Разность (1- ψ) соответствует времени простаивания системы.

Для многоканальной системы параметр ψ равен среднему числу постоянно занятых обслуживанием каналов, а разность (n­a-ψ)= Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru среднему числу простаивающих каналов.

Величина ψ не может быть произвольной. Установившийся режим существует только при ψ < Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru , а при Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru система не справится с обслуживанием и очередь будет расти неограниченно.

Вероятность простоев автомобилей в ожидании разгрузки бункеров комбайнами равна

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.18)

где Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru – среднее число простаивающих каналов (обслуживающих автомобилей), шт.;

na – количество автомобилей в уборочно-транспортном комплексе.

Средняя длина очереди (число заявок, ожидающих обслуживания)

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.19)

Вероятность очереди комбайнов

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.20)

где Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru – сумма вероятностей того, что не занято ни одного канала (в системе нет заявок на обслуживание).

Среднее время ожидания заявок начала обслуживания равно отношению среднего числа заявок, ожидающих в очереди, к интенсивности потока заявок

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru (14.21)

Исследуем для нашего примера эффективность системы “Комбайны-автомобили” методами теории массового обслуживания.

На наполнение и выгрузку одного бункера комбайна затрачивается 26 мин (tн=21 мин, а tв=5 мин). На поле же работают 6,87 комбайнов и в течение 1 ч будет наполняться

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Таким образом, на обслуживание будет поступать 15,85 бункеров в 1ч, т.е. Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

В кузов автомобиля помещается один бункер зерна, следовательно, за один рейс будет удовлетворяться одна заявка на обслуживание.

Тогда пропускная способность одного канала обслуживания (при Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru ) будет равна (14.13)

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Значит в течение 1ч один канал обслуживания (автомобиль) будет удовлетворять 1,79 заявки.

Приведённая плотность потока заявок составит

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Рассмотрим уборочно-транспортный комплекс, включающий 7 комбайнов и 9 автомобилей. Определим вероятные состояния системы.

Так как 7 < 9, то устойчивый режим функционирования системы массового обслуживания существует.

Вероятность того, что в системе нет заявок на обслуживание, т.е. все автомобили простаивают в ожидании наполнения бункеров комбайна зерном, определим по формуле (14.14)

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Определим вероятность того, что обслуживанием занято 1…9 автомобилей (14.16).

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Вероятность простоев автомобилей в ожидании разгрузки бункеров комбайнами (14.18)

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Средняя длина очереди (количество комбайнов, ожидающих разгрузку бункеров) (14.19)

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Вероятность наличия очереди (простоев) комбайнов определим по формуле (14.20).

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

По формуле (14.21) определим среднее время ожидания комбайна, ставшего в очередь на начало обслуживания,

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru

Стоимость часа простоя зерноуборочного комбайна Ск=375 руб/ч, а автомобиля Са=112 руб/ч [35].

Величина ущерба от вынужденных простоев комбайнов и затрат на содержание автомобилей (14.11) составит

Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru руб/ч.

Анализ результатов расчёта показывает, что при данном соотношении комбайнов и автомобилей в уборочно-транспортном комплексе вероятность простоев комбайнов в ожидании автомобилей составляет 55,7%, а автомобилей –11,9% от рабочего времени. Ущерб от простоев комбайнов из-за несвоевременного прибытия к ним автомобилей составляет 766,7 руб/ч, а затраты на содержание 9 автомобилей равны 1008 руб/ч.

В таблице 14.7 приведены результаты расчёта для различного количества автомобилей в составе уборочно-транспортного комплекса, включающего 7 комбайнов “Енисей-1200-1М”.

Таблица 14.7 – Результаты расчёта оптимизации уборочно- транспортного комплекса

Показатель Количество автомобилей
Вероятность простоев комбайнов в ожидании автомобилей Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru 0,557 0,314 0,032 0,020 0,016
Вероятность простоев автомобилей, в ожидании разгрузки бункеров комбайнами Для уборочно-транспортного комплекса - student2.ru 0,119 0,207 0,279 0,339 0,390
Средняя длина очереди комбайнов на разгрузку бункеров ms, шт. 2,040 1,506 0,707 0,266 0,108
Средняя время ожидания комбайнов на разгрузку бункеров tож, ч 0,129 0,095 0,049 0,017 0,007
Затраты от простоев комбайнами в ожидании автомобилей Sк, руб/ч 766,7 564,7 290,1 99,7 16,6
Затраты от простоев автомобилей в ожидании разгрузки бункеров Sа, руб/ч 1008,0 1120,0 1232,0 1344,0 1456,0
Суммарные затраты от простоев комбайнов и автомобилей S, руб/ч 1774,7 1684,7 1522,1 1443,7 1472,6

Из таблицы видно, что с увеличением количества автомобилей суммарные затраты от простоев комбайнов и автомобилей сначала снижаются, а затем возрастают. Минимальные суммарные затраты получены при 12 автомобилей. Для рассматриваемого уборочно-транспортного комплекса это количество автомобилей и является оптимальным.

Сравним оптимальный вариант (12 автомобилей) с вариантом уборочно-транспортного комплекса, включающего 9 автомобилей. Снижение суммарных затрат от простоев комбайнов и автомобилей составляет 331 руб/ч. При продолжительности рабочего дня 10 ч эти затраты за 15-дневный период уборки составят 49650 руб.


Наши рекомендации