Определение состава специализированного звена
Мастера-наладчика
Загрузку звена планируют так, чтобы затраты труда на техническое обслуживание и ремонт за месяц были примерно равны месячному фонду рабочего времени всех членов звена. Для этого следует определить месячный фонд времени одного рабочего
, (4.9)
где – число рабочих дней за месяц (в среднем 25,2);
– длительность смены, 8 ч;
– коэффициент использования времени смены; на стационар- ном ПТО он равен 0,95; при использовании передвижных агрегатов – 0,75 [10]
Число рабочих в звене определяют по формуле
(4.10)
где – средние месячные затраты труда на техническое обслужи- вание и ремонт машин, ч.
В зависимости от результатов вычислений выбирают состав звена мастера-наладчика с учётом его равномерной загрузки в течение года.
Пример. Определить состав звена мастера-наладчика, используя вышеприведённые данные.
Фонд времени одного рабочего при выполнении технических обслуживаний передвижными агрегатами равен
По графику (см. рисунок 4.2) средние месячные затраты труда на проведение ТО составляют 446,8 ч. Тогда число рабочих в звене будет равно
Принимаем состав звена из трёх человек: мастер-наладчик, водитель и слесарь-сварщик. При этом все члены звена участвуют в проведении технических обслуживаний и ремонтов машинно-тракторного парка.
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МАШИНОИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В курсовом проекте приводятся основные показатели для характеристики состава машинно-тракторного парка и уровня его использования (см. таблицу 3.1):
а) Наибольшая годовая потребность тракторов, комбайнов (гр. 14) и сельскохозяйственных машин (гр. 15).
б) Отработано часов за год машиной данной марки
, (5.1)
где – число календарных дней (гр. 9);
– коэффициент, учитывающий простои агрегатов по метеоусловиям;
– продолжительность рабочего дня, ч (гр. 10).
в) Годовая наработка в у.э.га по маркам тракторов определяется суммированием объёмов работ (гр. 3).
г) Годовая наработка в гектарах по маркам сельскохозяйственных машин определяется суммированием объёмов работ (гр. 2).
д) Средний коэффициент сменности по маркам тракторов
(5.2)
где – сумма коэффициентов сменности по маркам тракторов при выполнении данных видов с.-х. работ (гр. 11);
– суммарное количество тракторов, выполняющих данные виды с.-х. работ (гр. 14) шт.
ж) Расход топлива по маркам тракторов
(5.3)
где – суммарный расход топлива на выполнение сельскохозяйственных работ тракторами –й марки, л (гр. 19);
– суммарный объём сельскохозяйственных работ, выполненный тракторами –й марки, у.э.га (гр. 3).
Полученные показатели заносятся в таблицу 5.1.
Таблица 5.1 – Показатели использования тракторов
Марка | Наибольшая годовая потребность тракторов, шт. | Отработано часов | Годовая наработка, у.э.га | Средний коэффициент сменности | |||
всего | на один трактор | всего | на один трактор | ||||
Для анализа и оценки эффективности использования МТП полученные фактические показатели сопоставляются с нормативными данными за соответствующий период времени. Уровень выполнения нормативного показателя определяется по формуле
(5.4)
где – значение показателя по проекту;
– нормативное значение показателя (таблица 5.2).
Таблица 5.2 – Нормативные показатели [15, 16]
Марка трактора | Годовая загрузка | Расход топлива, л/у.э.га | |
часы | у.э.га | ||
К-701 | 10,09 | ||
Т-150К | 9,12 | ||
Т-30А | 8,50 | ||
МТЗ-80 | 8,70 | ||
ЮМЗ-6М | 8,52 | ||
Т-40М | 7,64 | ||
Т-25А | 8,43 |
Окончание таблицы 5.2
ЛТЗ-155 | 8,90 | ||
Т-150 | 9,12 | ||
Т130 | 9,60 | ||
Т-4А | 10,04 | ||
ДТ-175С | 9,50 | ||
ДТ-75М | 9,49 | ||
К-701М | 10,20 | ||
ЛТЗ-60А | 8,75 |
Результаты расчётов сводятся в таблицу 5.3.
Таблица 5.3 – Показатели использования МТП
Наименование показателя | Значение показателей | Уровень выполнения нормативного показателя, % | |
по проекту | нормативные | ||
Объём работ по маркам тракторов, у.э.га: | |||
К-701 | |||
Т-150 | |||
и др. | |||
Количество часов работы тракторов за год, ч: | |||
К-701 | |||
Т-150 | |||
и др. | |||
Расход топлива по маркам тракторов, : | |||
К-701 | |||
Т-150 | |||
и др. |
На основе полученных данных проводится анализ показателей и предлагаются пути улучшения использования машинно-тракторного парка.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Даётся краткое изложение всех разделов пояснительной записки. С учётом современных достижений науки и передового опыта предлагаются пути улучшения эксплуатации машинно-тракторного парка в условном или конкретном хозяйстве.
ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Защита проекта студентом проводится перед комиссией из трёх преподавателей кафедры, включая руководителя. Защита состоит из доклада студента (5…7 мин) и ответов его на вопросы членов комиссии, а также преподавателей кафедры.
Комиссия выносит решение о дифференцированной оценке с занесением её в ведомость и в зачетную книжку.
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Работа над дипломным проектом – это завершающий этап подготовки студента к самостоятельной практической деятельности на производстве.
Целью дипломного проектирования являются:
– систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по выбранной специальности и применение их при решении конкретных научных, технических, технологических и экономических задач;
– овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых вопросов;
– развитие навыков самостоятельной работы в условиях современного сложного сельскохозяйственного производства.
В процессе дипломного проектирования студент выявляет свой уровень знаний по общеобразовательным и специальным дисциплинам, способность самостоятельно решать инженерные задачи сельскохозяйственного производства, анализировать различные варианты решений с точки зрения их технической, технологической и экономической целесообразности.
Работу над дипломным проектом студент выполняет под руководством преподавателей университета. Однако ответственность за принятые в проекте решения, за правильность расчётов и своевременное выполнение задания несёт персонально студент, который является единоличным автором дипломного проекта.
6.1 Выбор темы дипломного проекта
Дипломный проект – это творческая работа студента, на основе которой члены Государственной аттестационной комиссии (ГАК) дают оценку о его подготовленности к самостоятельной работе и решают вопрос о присвоении ему соответствующей квалификации специалиста сельскохозяйственного производства.
Своевременному и качественному дипломному проектированию способствует правильный выбор темы. Она должна быть актуальной и соответствовать современному состоянию развития сельскохозяйственного производства на основе научных исследований и передового опыта. Дипломный проект должен разрабатываться для конкретных сельскохозяйственных предприятий и желательно по их заявкам.
Опыт показывает, что разработка и защита дипломных проектов успешно осуществляется студентами, которые со второго или третьего курсов занимаются научно-исследовательской работой в кружках студенческого научного общества (СНО). Дипломные проекты у этих студентов решают различные проблемы, интересны, с элементами исследований. Иногда эти студенты в соавторстве с руководителями дипломных проектов подготавливают и публикуют статьи в периодической печати или являются соавторами заявок на предполагаемые изобретения. Некоторые студенты предлагают и обосновывают свою тему дипломного проекта, разработка и внедрение которой позволяет решить актуальные вопросы в сельскохозяйственном производстве.
Трудоёмкая тема может разрабатываться группой студентов, в этом случае работа носит название комплексного проекта. Комплексные проекты, объединенные общей темой, могут выполняться не только по одной кафедре, но и быть межкафедральными. Однако при этом каждый студент должен выполнять комплекс своих чётко разграниченных вопросов в соответствии с индивидуальным заданием, оформленных отдельной пояснительной запиской и иллюстрированных графическими материалами в объёмах обычного дипломного проекта.
В связи с развитием многоукладности в сельском хозяйстве, стремлением некоторых руководителей сохранять коммерческую тайну своей деятельности и отказом в ознакомлении с показателями развития предприятия возможно выполнение дипломных проектов на базе условных (типовых для зоны) сельскохозяйственных предприятий. Исходные данные для проектирования такого предприятия даются руководителем дипломного проекта.
Ниже приведены примерные темы дипломных проектов:
1. Возделывание сельскохозяйственных культур по минимальной (нулевой) технологии.
2. Комплексная механизация возделывания зерновых культур (кукурузы на силос, картофеля, лука и др.).
3. Возделывание зерновых культур (картофеля и др.) по индустриальной технологии.
4. Рациональная организация эксплуатации машинно-тракторного парка.
5. Рациональная организация эксплуатации автомобилей.
6. Рациональная организация инженерно-технической службы.
7. Рациональная организация уборки зерновых культур (картофеля или другой культуры).
8. Рациональная организация хранения сельскохозяйственной техники.
9. Рациональная организация технического обслуживания тракторов (автомобилей, комбайнов).
10. Рациональная организация использования тракторов (автомобилей) в зимнее время.
11. Комплексная механизация внесения удобрений.
12. Комплексная механизация заготовки грубых кормов.
13. Рациональное использование транспортных средств.
14. Рациональная организация нефтехозяйства и заправки машин.
15. Рациональная организация использования машинных комплексов в полеводстве (на основной обработке почвы, посеве и уборке зерновых культур, посадке и уборке картофеля, заготовке грубых и сочных кормов).
16. Разработка индустриальной технологии уборки зерновых культур (семенников трав) с обработкой массы на стационаре.
17. Определение оптимального состава машинно-тракторного (автомобильного) парка хозяйства, машинно-технологической станции.
18. Проект станции (пункта) технического обслуживания тракторов (автомобилей, сложных сельскохозяйственных машин).
19. Рациональная технология переработки сельскохозяйственных продуктов (зерна, картофеля и др. культур).
20. Определение оптимального состава уборочно-транспортного комплекса (на уборке картофеля, зерновых и силосных культур).