Продолжение о размножении. Быстрое улучшение человеческой породы
Сельский президент на другой день читал:
– Сейчас мы страшно нуждаемся в населении, так как громадные площади Земли пустуют, не заселены сухие пустыни и не использованы океаны. Вследствие этого человек не может себя пока считать полным хозяином земного шара. Совладать же с большою его поверхностью сейчас не по силам земножителю. Масса зла ещё царствует на Земле и это горько сознательному человечеству. Хищные звери и рыбы терзают слабых животных в диких лесах, пустынях и морях. Человек же не может защитить слабых вследствие своей малочисленности. Это не шутка! В сущности он не может даже оградить самого себя. В самом деле, атомы, составляющие человеческое тело, после его распадения имеют некоторое вероятие попасть в тела терзаемых или терзающих существ. И то и другое не желательно, в особенности первое. Теперь размножение идет благоприятным темпом и через какие-нибудь 300 лет, а может быть и скорее, Земля будет достаточно заселена. Человек сделается её господином – господином не только настоящей своей жизни, но и будущей – посмертной. Далее размножение пойдёт также быстро, даже быстрее, потому что условия жизни улучшатся. Придёт ещё на помощь наука, новые открытия. Поселение должно бы прогрессивно увеличиваться в тысячи, миллионы и миллиарды раз. Места на Земле уже было бы совсем недостаточно.
Не станет ли тогда эта способность размножения карою, бедствием человечества?.. Ни в коем случае!.. Чем потенциальная способность размножения выше, тем более возможности будет усовершенствовать человеческую породу. Если бы не было способности размножения, если бы человек, умирая, оставлял одно дитя, если бы население не увеличивалось, то люди лишились бы возможности улучшать свой род. Ведь тогда бы пришлось дозволять размножаться всем без различия: и худшим и лучшим. Возможно бы даже было вырождение – превращение человека в низшую, малосознательную породу существ, возвращение в дикое состояние, даже в животное. И тогда начались бы взаимные терзания, возвратился бы ад для всего живущего на Земле. Могло быть и так: при непрерывном уменьшении численности высшей породы, человек не в силах будет оставаться хозяином Земли. Понемногу ей завладеют низшие существа и наступят взаимные мучения.
Способность размножения не только будет высоко цениться и всячески поощряться, но даже многие силы высочайших людей будут направлены к тому, чтобы её ещё увеличить. Вы скажете: но куда же вы будете девать родившихся, если дальнейшее увеличение населения будет невыгодно ему самому? А дело просто! менее даровитые родители, живя в браке, будут лишены возможности производить потомство. Чем ближе будет население к пределу, дозволяемому величиною поверхности Земли, тем строже будет искусственный подбор родителей. Почти все будут рождать детей, кроме разве преступников, но в разных количествах. Больше всего будет поощряться размножение в верховном обществе, менее в окружных и т. д. Всего менее будет размножение не общественных и преступных элементов.
После достижения предела и полного заселения Земли начнётся особенно быстрое улучшение природных свойств человека и движения его к совершенству. Будут добиваться гениальности, нравственного совершенства, безболезненности и даже бессмертия. Это бы совершенствование было невозможно, если бы не драгоценное качество размножения. Не будут пренебрегать и усилением этой способности размножаться. Народятся бесплодные, хотя и гениальные люди. Они будут вымирать. Такое бесплодие надо устранить.
Ещё эта способность имеет другое назначение: расселение усовершенствованного бессмертного человека и вне Земли…
Слушая чтение, один из юношей, пользуясь паузой, воскликнул: есть бесчисленное множество планет, следовательно, и бесчисленное множество существ. Мы только начинаем жить, и от совершенства далеки. Достигнем ли его, как и когда? Это для меня вопрос. Может быть и при успехе придется не мало дожидаться. Что если земным шаром овладеют более совершенные существа, уже достигшие некоторого совершенства. Не воспользуются ли они им и своею силою, чтобы уничтожить человечество и самим заселить Землю?
– Это возможно, подтвердил учитель. – Но раз они совершенны, они отнесутся к нам лучше, чем мы к животным. Мы уже дошли до необходимости милосердного к ним отношения. Тем более нужно того же ждать от наших победителей. Они милосердно ликвидируют население, которое радостно, в счастье, вымрет. Оно будет сознавать, что скоро воскреснет в высшей форме своих властителей. Это очень выгодно людям и не причинит им страданий. Подобно этому низшие существа Земли, т. е. теперешние животные, если бы могли сознавать, то радовались бы своему ликвидированию и своему будущему возникновению в сознательной и более совершенной форме высшего человека.
– Впрочем, продолжал учитель, – хотя межпланетные путешествия вполне возможны, но едва ли случится то, о чём мы говорим. Оно желательно, но как нежные существа небес приспособятся к нашей планете и её ужасам? А оставлять её нельзя, раз они пришли завладеть Землей. Им придётся регрессировать в своем теле и разуме, т. е. спуститься до менее совершенного чем они человека. Положим, что мы позавидовали бы рыбам и захотели бы жить в воде. Для этого нам пришлось бы потерять свои человеческие качества и спуститься до уровня рыб. Так было бы и с высшими существами. Значит, у них нет оснований завладевать Землей.
Пространство неба и солнечной энергии так бесконечны! Зачем им наша несчастная планетка! Разве только, чтобы сократить её страдания! Но и человек уже близок к тому… Во всяком случае будущее неизвестно. Если что и случится подобное, то только к лучшему.
Пути сообщения
В нашем мире, т. е. на Земле, совершается непрерывный обмен продуктов. Также совершается непрерывное движение людей: во время сельских работ, при переселениях, при движении президентов в уездные, губернские, окружные, верховные посёлки и обратно, при отбывании фабричной и других повинностей, при путешествиях для брачных целей и ознакомления с природой Земли и её населением. Если нет этого перемещения, то высокая и счастливая жизнь человека невозможна. Если бы даже каждый посёлок производил все, что ему нужно, то и тогда нельзя бы избежать передвижения людей. Единение, организация того требует. Продукты же земли так разнообразны. Многие потребности возможно удовлетворить только при сложных и многочисленных комбинациях машин и людей. Поэтому неизбежно движение орудий, продуктов и населения.
В сёлах, где расстояние до границ соседнего села не превышало 3 верст, а среднее расстояние от дома до места земледельческих работ было вдвое меньше, ограничивались пешим хождением по хорошим дорогам, никогда не дававшим грязи или пыли. При перевозке плодов и грузов употребляли тележки с уменьшенным трением. Были и велосипеды, если надо было спешить. Животных для работ не употребляли.
Кое-где были проложены стальные рельсы для больших тележек и главных путей. Были и механические двигатели. Но чаще, для движения по горизонтальным рельсам, пользовались ветром. Паруса позволяли двигаться, во многих случаях, туда и обратно.
Впрочем, сложность приспособлений для передвижения зависела от условий местности и разряда посёлка. В высших посёлках была сложнее деятельность, были и многочисленные средства передвижения. Посёлки также соединялись между собой узкоколейным легким путём с механическими двигателями.
Между уездными посёлками были более тяжёлые дороги. Между губернскими – ещё прочнее и массивнее. Также и между окружными. Наибольшее движение было по окружным путям, меньше – по губернским и т. д.
Было и механическое судовое движение по каналам и рекам. То же – по морям и океанам. Там для дешёвых грузов пользовались и ветром и течением.
По воздуху носились аэропланы и дирижабли. Аэропланы были подобны большим искусственным птицам и перемещали очень дорогие товары, редких путешественников и высших президентов. В тысячи раз больше употреблялись дирижабли. Но дирижабли были разных сортов. Одни перевозили средних пассажиров и средней ценности грузы. Они двигались со скоростью 50 и более верст в час, смотря по силе и благоприятности ветра. Другие двигались быстрее, их было менее. Они перевозили меньшее число пассажиров и более дорогие грузы. Наконец, были дирижабли, двигаемые более ветром, чем собственными силами. Они перевозили самые дешёвые грузы, которые не брались перевозить даже парусные суда, – также и путешественников, которые никуда не спешили и путешествовали более для развлечения, изучения земного шара и т. д. Все дирижабли были сделаны из металла, и каждый поднимал тысячи пассажиров и ещё больше груза. Это был самый дешёвый и самый распространённый способ транспорта для грузов и людей на дальние расстояния. Главное назначение всех дорог – грузовое движение, которое было выгоднее всего при малой скорости. Другие более быстрые способы перемещения назначались для людей.
Были и другие способы перемещения, известные и 100 лет тому назад или бывшие тогда в зачаточном состоянии. Были некоторые горизонтальные магистральные пути – совсем оригинальные, дававшие поразительную скорость движения. Но они встречались местами, где ровное место и вообще природа им благоприятствовала. Тут получалась громадная скорость, чрезвычайная экономия работы, так как трение и сопротивление воздуха почти уничтожались. То применялось электричество, и поезд летел, не касаясь рельс, то между рельсами и полозьями было давление воздуха и воды, которые облегчали трение. Поезд двигался порою в особой гигантской трубе, из которой выкачивался воздух, в вагонах же воздух был и замыкался герметически.
Ординарные железные дороги старались проводить как можно горизонтальнее: делались, конечно, насыпи, помосты, а больше всего старались выбирать направление наиболее горизонтальное. Поэтому железные дороги извивались довольно прихотливо. Каждый поезд имел великолепную форму, смыкаясь в одно тело, как бы тело змеи или рыбы, легко рассекающей воздух, и поэтому двигался с такою скоростью, о которой не имели понятие сто лет тому назад. Горизонтальность пути уменьшала расходы на топливо и увеличивала скорость и дешевизну движения. Кроме того, и самые рельсы смыкались в одно целое, не давали никакой тряски, были широки и очень правильной формы, колеса были строго круглые, большого размера. Трение в осях было сильно уменьшено. Скорость поездов много превышала скорость движения водных судов, дирижаблей и даже аэропланов. Для дешёвых грузов, при горизонтальном пути, пользовались и ветром, но скорость тогда была очень незначительной. Пешеходные и тележные дороги (для автомобилей и прочего) в сёлах были обсажены с двух сторон густою стеною фруктовых деревьев и совершенно защищали велосипедистов от действия противного ветра. Катание, при таких условиях, было восхитительно. Против ветра все ехали в непроницаемой для него аллее. А по ветру – по открытой дороге, по которой вас уже несло без всяких усилий с вашей стороны. Да, были и открытые дороги, весело освещённые солнцем. Были и закрытые, дававшие в жару чудесную тень и прохладу. Деревья же были плодовые и могли подкрепить катающихся и трудящихся. Разумеется, дорогами пользовались все трудящиеся, кому нужно, кто посылался или получал разрешение. Только больные, слабые и старые пользовались особыми, специальными помещениями в поездах, так же женщины и дети. На дорогах распоряжались назначенные для того люди, отбывавшие дорожную повинность. Телеграфная, проволочная сеть строилась по плану железнодорожной системы. От верховного посёлка звездой шла на округа, из окружных посёлков тоже звездой на губернии и т. д. Беспроводные телефоны и телеграфы также играли большую роль.
Двигатели. Источники работы
Двигатели нужны были не только для транспорта, но и для работы в мастерских и на фабриках. Больше всего пользовались ветром, в особенности в местностях открытых и возвышенных, пользовались падением и движением воды (преимущественно в быстринах), разностью электрических потенциалов, углём, дровами, разностью температур в глубинах Земли, воды и воздуха, много – солнечным теплом. Водопады, ветры и течение воды приводили в движение турбины, которые вращали динамо, откуда электрический ток распространял работу, свет, тепло и химическую энергию на много верст кругом.
В холодных и умеренных странах, в особенности зимой, чаще употребляли уголь и дрова. В больших общежитиях топки давали упругость пара или взрывы газов. Так получалась работа. Отработавшие пары или газы проводились по трубам в дома и служили для нагревания ради теплоты, стирки и других хозяйственных и промышленных целей. В жарких странах, или летом в умеренных пользовались и солнечными лучами.
С помощью привязанных дирижаблей, газовых гигантов, собирали энергию падающего дождя или быстроты воздушного потока. Ветром вращаемые крылья приводили в движение динамо, которые давали электрических ток, проводимый вниз, на Землю. Иногда пользовались и давлением ветра на боковину дирижабля, который таким образом влачил тяжести как слон и одолевал сопротивления. Так иногда пахали. Пользовались и волнением океана и его приливами.
Жизнь юноши в селе
Нашему юноше уже было около 15 лет. Летом вставали рано, с восходом солнца. Накануне ещё президент распределял работы между жителями посёлка. Некоторых из них не было на месте. Они отбывали разные повинности. Одни были в шахтах, другие на фабриках, третьи служили в колониях больных, глухих, слепых, хромых и т. д. Хоть и было увечных и больных немного, и повинность эта была кратковременной, но всё же была.
Распределение работ изменялось только медленно, было делом чересчур обычным, шаблонным и не затрудняло, списки прошлого года изменялись лишь незначительно.
Была весна, и юноша назначался на пахотные работы. Отец учительствовал, мать была дежурной в детском саду. Меньшие братья отправились смотреть, слушать и делать – в школу. Один из братьев, по способностям, жил в уезде и посещал высшее училище. Грудных младенцев в семье не было. Солнце ярко светило, но было прохладно. Вместе с другими юноша отправился в хранилище машин. Привёл в движение мотор и покатил к данной для распашки местности. 4 часа разъезжал взад и вперед на своем автоплуге. Юноша взрывал землю. Надо было тщательно следить и за работой машины и за разрыхлением земли. Труд не особенно утомительный. Он был прекрасен утренней свежестью, окружающим простором, благоустройством, безмятежностью души селянина и более всего его юностью. Солнце поднялось высоко, время шло незаметно, много земли было вскопано. Послышался громкий сигнал к прекращению работы. Подняв ножи, юноша покатил обратно в село. Хотелось есть. Машина была очищена от земли и прибрана. Юноша отправился в общую столовую. Там сошлось уже несколько десятков человек. Завтрак был готов, посуда расставлена. Стояли на столах холодные блюда, вода, множество овощей и фруктов, молоко и другие не вредные напитки.
Хотя свежих фруктов и не было в данной местности ранней весной, но не надо забывать, что в других местах земли была осень. Плоды доставлялись и оттуда, и с экватора. Были и запасы-консервы. Подавалось и горячее.
Прислуживали отбывающие столовую повинность юноши и девушки. Бывал и наш юноша в такой же роли, когда приходила его очередь.
Насытившись и отдохнувши, часа через два, юноша отправился на садовые работы: опиливать сухие сучья, обирать червей, рассаживать молодые деревья и делать прививки. В этом прошло ещё 4 часа.
Часа в два собрались там же обедать. Обед был обильнее. После него, часа в 3 дня, юноша мог считать себя свободным от обязательных работ. Он шёл в собрания, на лекции, на свои личные добровольные труды: для себя или для пользы общества. После обязательной работы, свобода была особенно приятна.
Распределение работ менялось сообразно погоде, времени года, состоянию людей и т. д. Так, в холодную погоду предпочитался мускульный труд, в жаркую – надзор за работою машин.
15-и летний юноша уже заглядывался на девушек и находил удовольствие в общих собраниях молодых людей обоего пола. Но все женщины ему казались прекрасны, и половая жизнь ещё не очень его занимала…
Женитьба
Шли годы, завязывалась дружба теснее. Взор юноши останавливался на немногих и, наконец, притянулся к одной. Он был счастлив взаимной симпатиею и скоро женился. Оба осматривались врачами. Получено, как обычно, разрешение президента.