Дифференциация ч—ц в словах. Тренировочные упражнения
Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц словах. Запишите их.
а) в начале слова:
Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит;
Слова для объяснения: чтит, цукаты.
б) в середине слова.
Пчелка, огурцы,печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцветает, цикады;
Слово для объяснения: цикады.
а) в конце слова.
Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, матрац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.
Задание 2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц вспомните, как пишутся ча, чу:
Чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки;
б) из конца слова.
Грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кружевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница;
в) из середины слова.
Кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оцепили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отечество.
Задание 3. Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами разного цвета.
Рис.46 Задание 4. Закончите слова, вставляя в них слог ча или ца.
Задание 4. Закончите слова, вставляя в них слог ча или ца.
Ули... | столи... | кру... |
да... | уда... | кори... |
мельни... пугови... | ку... пти... | ту... больни... |
зада... | горли... |
Заданно 5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слове третьего столбика разделите на слоги.
Огур... паль... красави... кала... вра... москви... умель... уда... стрель... ту... щип... рукодельни... гра... от... сквор...
Задание 6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.
Образец: улица — уличный, овца — овечка.
рукавица—... луковица—... страница—... кольцо—... крыльцо—... птица—... огурец—... лицо—... синица—... пуговица—... водица—... теплица—... цветок — ... улица — ... щипцы — ... .
Задание 7. Измените слова по образцу.
Образец: лиса — ли-сич-ка, ли-си-ца.
сестра — ... — ... коса —... — ... вода—...—... . куры—...—... земля—...—... лук—...—... лик—...—... лиса—...—...
Задание 8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквыч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Разделите слова на слоги.
Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, ученица, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточ-ки, чесночница, чертежница, .летчица, пулеметчица.
Задание 9. Спишите слова, вста.аляя пропущенную букву ч илиц:
...ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., то..ка, ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка...иха, ножни...ы, ветре...ный, но...ная, мечтатель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка , пере...ни...а, ...ирка..., ...ти...а, ...емодн...ик, за...епо...ка, ...е...еви...ная, пе...енр..„ный, ...ыплято...ки, вол…и...а, буфет...и...а, ...епо...ка,...вето...ек.
322
Дифференциация ч — ц в предложениях
Тренировочные упражнения
Задание 1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.
Проточная водица; узорчатое полотенце;
черная курица; четырнадцатое число;
крошечная царапина; отличная оценка.
Задание 2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и запишите предложение.
а)Горячая,разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чуткое;
б), бабочки яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.
Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова первой и второй строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. Запишите их:
а) Кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, колокольчики;
б) печет, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются.
Задание 4. Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквыч, ц разными карандашами.
Снесла курочка.... Летом целый день печет .... лисица охотилась на .... Куница утащила ... .Среди колокольчиков стрекочут ... .... Аленушка печалится о ... Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет ..., а послезавтра будет ...число. Из маленького цыпленка вырастет большая ....
Задание 5. Составьте предложения из данных слов. Запишитеих Подчеркните буквы ч,ц
Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цапля, переходить, кочки, с, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное, на, поле; пчелы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, Птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.
323
Дифференциация ч — ц в связных текстах Тренировочные упражнения
Задание I. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными карандашами.
Гнездо.
На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птенцу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.
Пчелы.
Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветочный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.
Задание 2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы ч или ц. Подчеркнитеих разными карандашами.
Пти...ьи гнезда.
Гра...и вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птен...ов. Гра...и приносят птен...ам ...ервей. ...ервя..ки — это добы...-ей. Не разоряйте пти...ьих гнезд! Пти...ы — наши друзья. Они уничтожают ...ервяков и гусени... . Берегите пти.,.1
Кури...а.
Двад.. .ать один день сидела кури.. .а на яй.. .ах. Наконе... из яи... стали появляться ...ыплята. Их было двенад...ать. ...етыре ...ыпленка ...ерненьих. Восемь ...ыплят пестрых. Кури...а повела .. .ыплят на ули.. .у.Там она их у.. .ила искать.. .ервя.. .ков.
Весной.
Весной первыми прилетают гра...и и сквор...ы. Гра...и собираются ...елыми стаями и на...инают вить гнезда. Для сквор...ов готовы скворе.. .ники. Скоро гра.. .и и сквор.. .ы на.. .нут выводить птен...ов.
Поговорка—...вето...ек, послови...а—ягодка.
Не разбивши яй. ..а; не сделаешь яи.. .ни.. .у.
324
Задание 9. Зашифруйте слова.
Доброта, бледный, дряблый, блуждать, дудочка, добыча, бодает, будет, добавка, дубина, дождик, долбить, барабан, победа, дубрава, дублёр.
Задание 10. Зашифруйте самостоятельно десять слов с буквами б и д.
Задание 11. К данным словам добавьте приставку до. Напишите слова парами.
О б р а з е ц: брать — добрать,
Бежать, бывал, брёл, бросил, был, брил, дал, думал.
Задание 12, Спишите предложения, дописывая недостающие элементы букв б и д.
Задание 13. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквыбид:
Бравыйсолоат. Соооная оулочка.
.елые ле.еди; ры.ное .лю.о; .о.рая .а.ушка; по..ерёзовый гри.ок; се.ая .оро.а; .о.рый моло.ец;
.рига.ный коман.ир; заве.и .у.дильник.
Задание 14. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквыб и в.
Лю.а ела .улку. Лю.а .ыла на .аче. Вокруг .ома .линный забор. Все лю.и ра.овались по.е.е. У Лю.ы .рови .угой. По. окном растет .елая.ереза. Не за.у.ь, заве.и .у.ильник. Не .роеай .умагу на пол. Най.ешь .елую поганку, ищи .елые гри.ы.
Задание 15. Диктанты.
Зрительно-предупр едите л ь н ы и д и к т а н т I
Методические указания. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание на выделенные буквы.
Бабочка.
Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Прибежала Лида. Она просила Володю отпустить бабочку.Володя отпустил бабочку. Бабочка села на дерево, а потом полетела дальше. Лидаи Володя долго любовались бабочкой.
Задание 16.
Письмо по памяти
Жили-были дед и баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дифференциация букв п- т
Торопыжка.
Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Царице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», — жалуется она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой то, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п», — ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п.
Тренировочные упражнения
Задание 1. а) Запишите названное логопедом количество палочек. Образец. Логопед: «Две... три... три... две... три» и т. д. (запись: III II III II II III )
б) По палочкам пропишите соответствующие буквы.
О б р а з е ц: п, т, п, п, т.
Задание 2. а) запишите цифры (под диктовку логопеда).
О бр аз е ц: Логопед: «Два...три;..три...два» и т.д.
(запись: 2, 3, 3, 2ит.д.)
б) Под цифрами запишите соответствующие буквы.
Задание 3. Игра «Шифровка». Расшифруйте слоги (вместо цифр ученики пишут буквы п или т).
2а—3а Зу—2у—3у и2—и3 о3—о2—о3
и —Зи 2е — Зе — 2е 3у – 2у – 3у
3а—2а—За За — 2а1—За аЗ — а2 а2 — аЗ—а2
2о—3о 2о—Зо — 2о о2 — оЗ о3—о2—о3 Зу—2у Зу—2у—3у у3—у2 у2—у3—у2 2и—3и 2и—3и—2и и2—и3 и3—-и2—и3 Зе — 2е Зе — 2е — Зе еЗ — е2 е2 — еЗ — е2
Расшифруйте звуковые сочетания.
ЗиЗ 2е2 ЗуЗ 2у2 Зу2 2у3 ЗоЗ
За2 2а3 2и3 Зо2 Зе2 Зё2 Зю2
2е3 2я3 Зя2 Зи2
Расшифруйте слова.
Занец лоЗок 2авлин желЗок 2альма сЗанок Зворог глоЗка |
салюЗ кру2а закаЗ сиро2 | Зе2ло За2ки Зро2инка с2у3ал | 2е3ля 2ла3ок 2у3ник а23ека. |
Задание 4. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные буквы п или т.
.или | .оляна | .уговица |
.ело .уфли | .арелка .орошок . | .елевизор .роллейбус |
.аракан | .арус | .рограмма |
Задание 5. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные буквы п или т.
ка.ок са.ог ле.о ле.ка |
с.елый коро.кий кре.кий с.екло |
салфе.ка ко.ейка сала. с.ройка |
Задание 6. Спишите слова. Вместо точек вставьте проп: вы п. или т. .ор.фель, .о.емнел, .ос.авил, .ома.ный, .ос.ель .оро.ил .о.росил .о.ешный .о.онул .рочи.ал .о.росил .ё.ленький .е.ух ки.я.ил .о.ешил .ер.еливый |
Задание 7. Зрительный диктант.
331
Спина, моток, спички, катушка, капля, материя, молот, перец, повар, тулуп, путник, тапочки, попугай, тетерев, степная, хлопоты.
Слуховой диктант
Методические указания. Логопед называет сразу три или четыре слова. Слова произносит так, как они пишутся.
Стул, спал, артист, стальной, постель, вторник, плывут, запутал, переплыл, потемнел, перепёлка, топот, пепел, проторенная, попутный, попутный.
Задание 9. Из данных слов составьте словосочетания
а) Тяжёлая, старая, пустая, танцевальная;
б) Тачка, пачка, тара, пара
Задание 10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы п или т.
Мо...ок ни...ок …ус…ой ...акет час...ь.. .оля ...лохой … ос…у…ок ...ачка ва...ы ...равый бо...инок мес...о ку...ания ...лохая...огода ...ошёл ...огуля...ь ...омахала ...ла..ком на...исал на лис...ке ...янули се...и
Задание 11. Спишите словосочетания, затем предложения. В словосочетаниях подчеркните букву п, в предложениях — букву т.
Отпустил погулять; плетёные лапти; топтал траву.
Улетают птицы. Лампа Коптила. Поезд отправился.
Задание 13. Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы п и т.
...етрова ...аня. ...онева ... олина. ...ле...нёва ...а…ьяна. ...ихонов ...оля. ...имошенко ...авел ...етухова ...амара ...ихомиров ...оля ...ре...ьяков Вик...ор ...о...ова ...олина
Задание 14. Из данных слов составьте и напишите предложения, изменив слова по смыслу.
Паучок, плести, паутина; пирожки, лежать, на, тарелка;
Катя, стелить, постель; листья, лететь по, ветер;
Толя, посылать, телеграмма; Петя, писать, на, листок.
Подчеркните букву т.
Задание 15. Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Методические указания. Объяснить слово полати.
Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Дедушка (стал, спал) на полатях. Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (торт, порт).
Задание 16. Спишите предложения. Подчеркните букву т.
Темная туча повисла над полем. На поляну прилетела стая тетеревов. Ветер треплет на кустах последние листья. Терпение и труд все перетрут. Пелена тумана окутала болото. Стая птиц пролетала над полем.
Задание 17. Спишите стихотворение, подчеркните букву т
На крапиве, как на плитке, ...Дайте осинке Вскипятили чай улитки. Пальто и ботинки. Заходи чайку напиться. Надо погреться Кто крапивы не боится. Тонкой осинке.
(В. Степанов) (И.Токмакова)
Задание 18. Спишите предложения, вставляя букву п или т.
Нас...у...ила ...ра ...цве...ения ли...ы. Де...и долго буду... вс...омина...ь своего ...ервого учи...еля. Лас...очки —...ере-лё...ные ...ицы. П...енец вс...орхнул и с...ря...ался за кус...ик. Над полями с...ели...ся гус...ой ...уман.
Задание 19. Прочитайте стихотворение. Спишите, вставляя пропущенные буквы п или т.
Дерево ...ряче... корни в земле,
Искры ...ая.ся в ...ё...лой золе.
В жёлуде с...елом с...ря...ан дубок.
В ...онкой скорлу...ке с...ря...ан жел...ок.
(О.Дриз)
...ушки с ...рис...ани ...аля..., Кораблю.. .рис.. .а.. .ь веля.... ...рис...аю… к зас...аве го...и, Царь Сал...ан зове... их в гос.-.ти.
(А. Пушкин)
Задание 20. Прослушайте предложения. Назовите, а затем запишите слова с буквой п в одну строчку, с буквой т — в другую, с буквами п и т — в третью.
Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве ядовитые пауки. Снуют по веткам потешные обезьяны.
Задание 21. Слуховой диктант. Методические указания. Логопед читает предложение один раз.
В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру решить трудную задачу. Потухло пламя костра. Потолок потемнел от сырости. Летят перелетные птицы. Темные тучи плывут по небу. По тропинке протопал отряд малышей. Тетерева падали в снег и прятались там от мороза.
Задание 22. Письмо по памяти.
Прочитайте предложения. Напишите его как запомнили. Методические указания. Предложение написано на доске. Ученики читают его один раз. Затем пишут, не глядя на доску. Аналогично работают с другими предложениями.
Труд кормит, а лень портит.
Не спеть ли нам про степь.
От топота копыт пыль по полю летит.
Потянул ветерок, воду морщит, рябит.
Задание 23. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Запишите текст как запомнили.Методические указания. Логопед пишет на доске слова приготовиться, пластмассовую с пропущенными буквами; пит. После того как дети прочтут текст и ответят на вопросы, логопед проситих списать с доски слова по слогам, вставляя пропущенные буквы. Далее ученики пишут текст по памяти.
Утром в класс пришел доктор и сказал, что завтра будут делать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться.
На другой день Виталик принес с собой пластмассовую лопатку.
Вопросы:
Правильно ли Виталик понял доктора?
Почему вы думаете, что малыш не понял доктора?