На кого попал солнечный луч?Как повел себя жаворонок?

Разберите и запишите по слогам слова гнездышко, встрепенулся.

Жаба.

Жила-поживала жаба. Каждый день она ловила много жу­ков. Она их не жевала, а прямо проглатывала. Жаба была жад­ная. Но вот надоело жабе жить в болотной жиже. Думает жаба:«Надо бежать в другие края». Подумала жаба и побежала. Уви­дел жабу журавль и проглотил.

Вопросы.Где жила жаба?Кого она ловила?Какая была жаба?Что надоело жабе?Что сделала жаба?Что случилось с жабой?

Тренировочные упражнения (на отработанные звуки)

Задание в. Запишите буквы в две строчки: в одну — на которые обо­значают звонкие согласные звуки; в другую — те, которые обозначают глухие согласные звуки,

б, т, г, п, д, в, ш, ф, ж, з, к, ф

Задание 7. Подберите к звонкому парному звуку глухой согласный звук. Запишите эти пары: Б, д, з, ж, в, г, п. т, с, ш, ф, к.

(Логопед дает звонкие и глухие согласные вперемежку.)

Задание 8. Назовите слова со звонкими согласными звуками.

Задание 9. Прослушайте слоги, запишите: а) начальную букву каж­дого слога;б) только звонкую согласную; в) только глухую согласную.

Ба, та, по, ду, зы, ши, жи, ве, фа, бу, сы, те, ку, ги; дру, тра, пло, зва, блу, шка, жмы, фла, вли, спа, клу, гра.

Задание 11. Произнесите отраженно слоги, заменив глухой звук ва звонкий и наоборот.

Методические указания. Логопед называет слог или звуковые соче­тания с начальным звонким, учащиеся пишут с глухим и наоборот.

Задание 12. Прослушайте слова: Запишите начальные буквы каждо­го слова: а) только звонкую согласную; б) только глухую согласную.

Дорога, букет, тетрадь, тропинка, клюшка, брусок, гвозди, три, флаг, крот, школа, кружка, гвоздь, плот, друг, кран, флот, ткань, здоровье, сказка.

Задание 13. Выделите слог из начала слова с парной звонкой соглас­ной — затем с глухой согласной. Запишите слоги.

Рыба, тара, жуки, шина, гора, кора, дома, туман, жара, дуга, голуби, фонарь, вата, зори, грязь, поздно, трудно, брови, кру­ги, грибы, травы, влага, стакан, груша, зрение, вратарь.

Задание 14. Вставьте в слова пропущенные слоги. Со...ка, ры..., ...лу..., ...ки.


На кого попал солнечный луч?Как повел себя жаворонок? - student2.ru  

На кого попал солнечный луч?Как повел себя жаворонок? - student2.ru  


Задание 15. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Жа...а, ...има, ду..., ...оро...а, ...ол, ...етка, за...ота, ...руг, ...рач, ...рат, ...о...ди, ...укет, ...е...ры, ...а...ста, ...рузы, ар...у...ы.

Слова для с п р а в о к: грузы, жаба, зима, душ, букет, борода, дожди, ветка, забота, гол,друг,врач, брат, ветры, газе­та, грузы.

Задание 16. Запишите только одни звонкие согласные в слове. Методические указания. Логопед произносит слово, учащиеся по­вторяют это слово, называют в нем звонкий согласный и записывают его

в тетрадь. На доске даны схемы слов.

Дом, бока, звезда, гудок, бусы, одежда, база, ваза, победа, ветка,звук.

Задание 17. Прослушайте слова. Запишите их по слогам, подчеркни­те парные согласные звуки.

Избушка, губы, гнездо, борода, брови, грузовик, заржал, бродить, грибок, здравствуй, благодарить, градусник, возмож­но, дрозд, жаворонок.

Задание 18. Замените глухие согласные звуки в словах на парные звонкие согласные.

Образец: том — дом.

Тачка — ..., точка — ..., том — ..., тело — ..., плоты — ..., тень—..., уточка—..., почка—..., палка— ...,пел— ...,пыль— ..., пил — ..., запирать — .... суп — .... роса — ..., соя — ..., кладь— ...,кот— ...,крот— ...,кора— ....икра—....корка— ..., фон — .... I

Задание 19. Словарный диктант.

Забор, вторник, зубы, рыба, грибок, дубы, дверь, голуби, Родина, заводы, бумага, задача.

Задание 20. Спишите слова, подберите к ним проверочные. Образец: дуб — дубы, кружка — кружечка.

Дрозд, зуб, суп, трап, стриж, малыш, грот, город, сад, склад, брат, плуг, луг, шарф, бровь, кровь, глаз, таз, куб, салют, граб, чиж, еж, нож, холод, голод, стружка, кружка, лодка, свекла, юбка, кадка, ватка, ветка, детка, ковка, сказка, вязка, сково­родка, селедка, чашка, ложка, коробка, книжка, варежка, блюдце, лодка, соседка, легкий, подружка, игрушка, хлопуш­ка, веревка.

Задание 21. Вставьте в предложения пропущенные слова.

Грачи строят прочные.... Из доски выдергивали ржавые .... Белка живет в .... После понедельника наступает .... В вазе ле­жали грозди.... Зазвенел.... Больному поставили.... Темпера­туру измеряют.... У Алеши есть младший....... побил огурцы.

Слова для справок: гнезда, гвозди, дупло, вторник, винограда, звонок, градусник. брат, град, градусником.

Задание 22. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Как на ...орке, на при...орке си...ят три...цать три Е...орки. Поля ...асеяли кукуру...ой.В сосе...нем са...у росла сморо...ина. В садах со...рели пло...ы. Все бо...ры ...обры для с...оих ...о...рят. В ...оопарке ...ети ви...ели ...у...ров и ти...ров. За ... верью ра... дался ре... кий ... вонок-.

Задание 23.

Самостоятельная работа.

Подбери к выделенным словам проверочные.

Обрати внимание, как пишется слово деревянные, запиши его по сло­гам.

Матрешки.

Дуйте вдудки, бейте вложки!В гости к нам пришлиматрешки.Ложки деревянные, Матрешки румяные.

К выделенным словам подбери проверочные.

Подружки.

Шлиподружки по дорожке,Было ихнемножко:

Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешка.

Подчеркни парные согласные.

Скороговорка.

У нас в реке живут бобры Бобры добры, добры бобры.

Задание 24. Подчеркните парные согласные.

Проверочные диктанты.

Пруд был широк. Низко над водой склонилась ива. На бере­гу рос большой дуб. Около дуба — беседка. У берега стояла лод­ка. Вдали был глубокий овраг. К лесу вела узкая дорожка.

Лето

Ребята бегут на пруд. На берегу большой луг. Там идет по­кос. Все взрослые на работе. Дед Иван кладет сено на воз. Петя влез на воз. Женя повел лошадь во двор.

Осень.

Целый день идет дождь. У крыльца грязь и лужи. С поля давно убрали хлеб и картофель. Медведь залез в берлогу. Скоро зима.

Пруд.

Около нашего лагеря пруд. От дома к нему ведет узкая до­рожка. По берегам пруда растут березки и дубки. На пруду мы часто катаемся на лодке. Вода в пруду чистая и гладкая. В ти­хой воде мелькают рыбки,

Задание 25. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы словами из тек­ста письменно.

Зима.

Пришла зима. Петя надел теплую шубку, шапку и вареж­ки. Вышел сад. В саду на дорожках лежал снег. У беседки на­мело сугроб. На пруду блестел гладкий лед. По льду мальчики катались на коньках. Петя сел в салазки и съехал с горки.

ВопросыКакое время года наступило?Как оделся Петя?Куда он вышел?Где лежал снег?Где намело сугроб?Что блестело на пруду?Что делали мальчики?

Что сделал Петя?

Дифференциация с— ш

Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первые звуки в словах сани, шапка. Охарактери­зуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции. Скажите, чем похожи эти звуки, в чемих различие.

286

Са. — ша ша — со аса - аша оша — оса со — шо шо — со осо — ошо аша — аса су — шу шу — су усу — ушу ашу — асу си — ши ши — сы иси — иши ашо — асо се — ше ше — се есе—еше аше — осе.

Наши рекомендации