На кого попал солнечный луч?Как повел себя жаворонок?
Разберите и запишите по слогам слова гнездышко, встрепенулся.
Жаба.
Жила-поживала жаба. Каждый день она ловила много жуков. Она их не жевала, а прямо проглатывала. Жаба была жадная. Но вот надоело жабе жить в болотной жиже. Думает жаба:«Надо бежать в другие края». Подумала жаба и побежала. Увидел жабу журавль и проглотил.
Вопросы.Где жила жаба?Кого она ловила?Какая была жаба?Что надоело жабе?Что сделала жаба?Что случилось с жабой?
Тренировочные упражнения (на отработанные звуки)
Задание в. Запишите буквы в две строчки: в одну — на которые обозначают звонкие согласные звуки; в другую — те, которые обозначают глухие согласные звуки,
б, т, г, п, д, в, ш, ф, ж, з, к, ф
Задание 7. Подберите к звонкому парному звуку глухой согласный звук. Запишите эти пары: Б, д, з, ж, в, г, п. т, с, ш, ф, к.
(Логопед дает звонкие и глухие согласные вперемежку.)
Задание 8. Назовите слова со звонкими согласными звуками.
Задание 9. Прослушайте слоги, запишите: а) начальную букву каждого слога;б) только звонкую согласную; в) только глухую согласную.
Ба, та, по, ду, зы, ши, жи, ве, фа, бу, сы, те, ку, ги; дру, тра, пло, зва, блу, шка, жмы, фла, вли, спа, клу, гра.
Задание 11. Произнесите отраженно слоги, заменив глухой звук ва звонкий и наоборот.
Методические указания. Логопед называет слог или звуковые сочетания с начальным звонким, учащиеся пишут с глухим и наоборот.
Задание 12. Прослушайте слова: Запишите начальные буквы каждого слова: а) только звонкую согласную; б) только глухую согласную.
Дорога, букет, тетрадь, тропинка, клюшка, брусок, гвозди, три, флаг, крот, школа, кружка, гвоздь, плот, друг, кран, флот, ткань, здоровье, сказка.
Задание 13. Выделите слог из начала слова с парной звонкой согласной — затем с глухой согласной. Запишите слоги.
Рыба, тара, жуки, шина, гора, кора, дома, туман, жара, дуга, голуби, фонарь, вата, зори, грязь, поздно, трудно, брови, круги, грибы, травы, влага, стакан, груша, зрение, вратарь.
Задание 14. Вставьте в слова пропущенные слоги. Со...ка, ры..., ...лу..., ...ки.
Задание 15. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Жа...а, ...има, ду..., ...оро...а, ...ол, ...етка, за...ота, ...руг, ...рач, ...рат, ...о...ди, ...укет, ...е...ры, ...а...ста, ...рузы, ар...у...ы.
Слова для с п р а в о к: грузы, жаба, зима, душ, букет, борода, дожди, ветка, забота, гол,друг,врач, брат, ветры, газета, грузы.
Задание 16. Запишите только одни звонкие согласные в слове. Методические указания. Логопед произносит слово, учащиеся повторяют это слово, называют в нем звонкий согласный и записывают его
в тетрадь. На доске даны схемы слов.
Дом, бока, звезда, гудок, бусы, одежда, база, ваза, победа, ветка,звук.
Задание 17. Прослушайте слова. Запишите их по слогам, подчеркните парные согласные звуки.
Избушка, губы, гнездо, борода, брови, грузовик, заржал, бродить, грибок, здравствуй, благодарить, градусник, возможно, дрозд, жаворонок.
Задание 18. Замените глухие согласные звуки в словах на парные звонкие согласные.
Образец: том — дом.
Тачка — ..., точка — ..., том — ..., тело — ..., плоты — ..., тень—..., уточка—..., почка—..., палка— ...,пел— ...,пыль— ..., пил — ..., запирать — .... суп — .... роса — ..., соя — ..., кладь— ...,кот— ...,крот— ...,кора— ....икра—....корка— ..., фон — .... I
Задание 19. Словарный диктант.
Забор, вторник, зубы, рыба, грибок, дубы, дверь, голуби, Родина, заводы, бумага, задача.
Задание 20. Спишите слова, подберите к ним проверочные. Образец: дуб — дубы, кружка — кружечка.
Дрозд, зуб, суп, трап, стриж, малыш, грот, город, сад, склад, брат, плуг, луг, шарф, бровь, кровь, глаз, таз, куб, салют, граб, чиж, еж, нож, холод, голод, стружка, кружка, лодка, свекла, юбка, кадка, ватка, ветка, детка, ковка, сказка, вязка, сковородка, селедка, чашка, ложка, коробка, книжка, варежка, блюдце, лодка, соседка, легкий, подружка, игрушка, хлопушка, веревка.
Задание 21. Вставьте в предложения пропущенные слова.
Грачи строят прочные.... Из доски выдергивали ржавые .... Белка живет в .... После понедельника наступает .... В вазе лежали грозди.... Зазвенел.... Больному поставили.... Температуру измеряют.... У Алеши есть младший....... побил огурцы.
Слова для справок: гнезда, гвозди, дупло, вторник, винограда, звонок, градусник. брат, град, градусником.
Задание 22. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Как на ...орке, на при...орке си...ят три...цать три Е...орки. Поля ...асеяли кукуру...ой.В сосе...нем са...у росла сморо...ина. В садах со...рели пло...ы. Все бо...ры ...обры для с...оих ...о...рят. В ...оопарке ...ети ви...ели ...у...ров и ти...ров. За ... верью ра... дался ре... кий ... вонок-.
Задание 23.
Самостоятельная работа.
Подбери к выделенным словам проверочные.
Обрати внимание, как пишется слово деревянные, запиши его по слогам.
Матрешки.
Дуйте вдудки, бейте вложки!В гости к нам пришлиматрешки.Ложки деревянные, Матрешки румяные.
К выделенным словам подбери проверочные.
Подружки.
Шлиподружки по дорожке,Было ихнемножко:
Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешка.
Подчеркни парные согласные.
Скороговорка.
У нас в реке живут бобры Бобры добры, добры бобры.
Задание 24. Подчеркните парные согласные.
Проверочные диктанты.
Пруд был широк. Низко над водой склонилась ива. На берегу рос большой дуб. Около дуба — беседка. У берега стояла лодка. Вдали был глубокий овраг. К лесу вела узкая дорожка.
Лето
Ребята бегут на пруд. На берегу большой луг. Там идет покос. Все взрослые на работе. Дед Иван кладет сено на воз. Петя влез на воз. Женя повел лошадь во двор.
Осень.
Целый день идет дождь. У крыльца грязь и лужи. С поля давно убрали хлеб и картофель. Медведь залез в берлогу. Скоро зима.
Пруд.
Около нашего лагеря пруд. От дома к нему ведет узкая дорожка. По берегам пруда растут березки и дубки. На пруду мы часто катаемся на лодке. Вода в пруду чистая и гладкая. В тихой воде мелькают рыбки,
Задание 25. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы словами из текста письменно.
Зима.
Пришла зима. Петя надел теплую шубку, шапку и варежки. Вышел сад. В саду на дорожках лежал снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестел гладкий лед. По льду мальчики катались на коньках. Петя сел в салазки и съехал с горки.
ВопросыКакое время года наступило?Как оделся Петя?Куда он вышел?Где лежал снег?Где намело сугроб?Что блестело на пруду?Что делали мальчики?
Что сделал Петя?
Дифференциация с— ш
Тренировочные упражнения
Задание 1. Назовите первые звуки в словах сани, шапка. Охарактеризуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции. Скажите, чем похожи эти звуки, в чемих различие.
286
Са. — ша ша — со аса - аша оша — оса со — шо шо — со осо — ошо аша — аса су — шу шу — су усу — ушу ашу — асу си — ши ши — сы иси — иши ашо — асо се — ше ше — се есе—еше аше — осе.