При работе в химической лаборатории

Т.А. Иванова, О.Л. Шепелюк

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО ХИМИИ

Часть 1

Для самостоятельной подготовки и выполнения лабораторных работ студентами нехимических специальностей

всех форм обучения и направления

Тюмень

ТюмГНГУ

Утверждено учебно-методической комиссией

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Сургутского института нефти и газа (филиала)

Тюменского государственного нефтегазового университета

УДК 540

ББК 24.1

 
Рецензенты:

доцент, кандидат химических наук Ю.Ю. Петрова

доцент, кандидат химических наук М.Ю. Гузняева

Т.А. Иванова, О.Л. Шепелюк

Лабораторный практикум по химии, часть 1. для студентов нехимических специальностей всех форм обучения и направления / Т.А. Иванова, О.Л. Шепелюк. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. – 80 с.

В учебном пособии содержатся описания лабораторных работ и методические указания по их выполнению. Порядок следования работ в практикуме соответствует очередности изложения тем в лекционном курсе и эффективно его дополняет. В описании каждой лабораторной работы представлен раздел «Вопросы для самоконтроля», позволяющий студентам самостоятельно подготовится к тесту по данной теме.

УДК 540

ББК 24.1

© Сургутский институт нефти и газа (филиал)

«Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ

Лабораторный практикум по химии является одной из составных частей программы базового образования бакалавров.

Методические указания к лабораторным работам предназначены для всех студентов нехимических специальностей, в учебные планы которых входит дисциплина «Химия». Основные цели, преследуемые при выполнении этих работ, состоят в том, чтобы помочь студентам приобрести навыки выполнения химического эксперимента, обработки результатов опытов, выполнения требований техники безопасности при работе в лаборатории.

В данном пособии представлены восемь лабораторных работ. Каждая работа включает теоретическую часть, решение типовых задач, вопросы для самоконтроля, которые позволяют подготовиться к тесту по данной теме, и описание лабораторного эксперимента.

Методика и условия проведения опытов, объекты исследований выбраны таким образом, чтобы обеспечить полную самостоятельность студентов при выполнении лабораторной работы.

Выполнение лабораторного практикума способствует формированию у студента компетенций прописанных в ФГОСах по данной дисциплине.

После проведения представленных лабораторных работ студент должен

- знать: химические свойства элементов и их соединений, термодинамические и кинетические условия протекания химических реакций, равновесие в гомогенных и гетерогенных системах, правила безопасной работы в учебно-научных лабораториях,

- уметь определять концентрации растворов различных соединений, термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ, скорость реакции и влияние различных факторов на неё, анализировать полученные данные, выявлять общую закономерность их изменения,

- владеть: навыками выполнения основных химических лабораторных операций.

После выполнения лабораторной работы студент должен отчет по следующей форме:

- номер, название, цель и ход лабораторной работы

- основные расчетные формулы (если они есть в методичке)

- схема установки (если она есть в методичке)

- таблицы и графики (если они есть в методичке)

- ответы на вопросы для самоконтроля

- выводы

Каждая лабораторная работа оценивается от 0 до 5 баллов, в зависимости от работы в лаборатории и оформления отчета. Баллы могут быть снижены если:

- при выполнении лабораторной работы был нарушен ход работы, повлекший за собой нарушение техники безопасности или порчу имущества

- не было приведено в порядок рабочее место по окончании работы

- отсутствуют необходимы разделы в предоставляемом отчете

- допущены ошибки в составлении уравнений.

Основные правила по технике безопасности

при работе в химической лаборатории

1. Не трогайте, не включайте без разрешения преподавателя рубильники и электрические приборы.

2. Не загромождайте свое рабочее место лишними предметами.

3. Нельзя брать вещества руками и пробовать их на вкус. При определении веществ по запаху, склянку следует держать на расстоянии и направлять движением руки воздух от отверстия склянки к носу.

4. При приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда, во избежание попадания брызг на лицо и одежду; наклоняться над нагреваемой жидкостью, так как ее может выбросить.

5. Разбавляя концентрированные кислоты, особенно серную, осторожно вливают кислоту в воду.

6. Опыты с ядовитыми и легковоспламеняющимися веществами надо проводить в вытяжном шкафу.

7. С легковоспламеняющимися веществами нельзя работать вблизи нагревательных приборов.

8. Нельзя сливать растворы, содержащие ядовитые соединения, в раковину. Остатки ядовитых реактивов сливать в специальные сосуды.

9. Если на склянке отсутствует этикетка, её следует отдать преподавателю.

10. При проведении нагревания спиртовку зажигают после того как в пробирку внесены все вещества, горящую спиртовку не передвигать.

11. В лабораторию запрещается приносить продукты питания.

Наши рекомендации