При работе в химической лаборатории
Т.А. Иванова, О.Л. Шепелюк
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
ПО ХИМИИ
Часть 1
Для самостоятельной подготовки и выполнения лабораторных работ студентами нехимических специальностей
всех форм обучения и направления
Тюмень
ТюмГНГУ
Утверждено учебно-методической комиссией
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Сургутского института нефти и газа (филиала)
Тюменского государственного нефтегазового университета
УДК 540
ББК 24.1
|
доцент, кандидат химических наук Ю.Ю. Петрова
доцент, кандидат химических наук М.Ю. Гузняева
Т.А. Иванова, О.Л. Шепелюк
Лабораторный практикум по химии, часть 1. для студентов нехимических специальностей всех форм обучения и направления / Т.А. Иванова, О.Л. Шепелюк. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. – 80 с.
В учебном пособии содержатся описания лабораторных работ и методические указания по их выполнению. Порядок следования работ в практикуме соответствует очередности изложения тем в лекционном курсе и эффективно его дополняет. В описании каждой лабораторной работы представлен раздел «Вопросы для самоконтроля», позволяющий студентам самостоятельно подготовится к тесту по данной теме.
УДК 540
ББК 24.1
© Сургутский институт нефти и газа (филиал)
«Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2013 г.
ВВЕДЕНИЕ
Лабораторный практикум по химии является одной из составных частей программы базового образования бакалавров.
Методические указания к лабораторным работам предназначены для всех студентов нехимических специальностей, в учебные планы которых входит дисциплина «Химия». Основные цели, преследуемые при выполнении этих работ, состоят в том, чтобы помочь студентам приобрести навыки выполнения химического эксперимента, обработки результатов опытов, выполнения требований техники безопасности при работе в лаборатории.
В данном пособии представлены восемь лабораторных работ. Каждая работа включает теоретическую часть, решение типовых задач, вопросы для самоконтроля, которые позволяют подготовиться к тесту по данной теме, и описание лабораторного эксперимента.
Методика и условия проведения опытов, объекты исследований выбраны таким образом, чтобы обеспечить полную самостоятельность студентов при выполнении лабораторной работы.
Выполнение лабораторного практикума способствует формированию у студента компетенций прописанных в ФГОСах по данной дисциплине.
После проведения представленных лабораторных работ студент должен
- знать: химические свойства элементов и их соединений, термодинамические и кинетические условия протекания химических реакций, равновесие в гомогенных и гетерогенных системах, правила безопасной работы в учебно-научных лабораториях,
- уметь определять концентрации растворов различных соединений, термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ, скорость реакции и влияние различных факторов на неё, анализировать полученные данные, выявлять общую закономерность их изменения,
- владеть: навыками выполнения основных химических лабораторных операций.
После выполнения лабораторной работы студент должен отчет по следующей форме:
- номер, название, цель и ход лабораторной работы
- основные расчетные формулы (если они есть в методичке)
- схема установки (если она есть в методичке)
- таблицы и графики (если они есть в методичке)
- ответы на вопросы для самоконтроля
- выводы
Каждая лабораторная работа оценивается от 0 до 5 баллов, в зависимости от работы в лаборатории и оформления отчета. Баллы могут быть снижены если:
- при выполнении лабораторной работы был нарушен ход работы, повлекший за собой нарушение техники безопасности или порчу имущества
- не было приведено в порядок рабочее место по окончании работы
- отсутствуют необходимы разделы в предоставляемом отчете
- допущены ошибки в составлении уравнений.
Основные правила по технике безопасности
при работе в химической лаборатории
1. Не трогайте, не включайте без разрешения преподавателя рубильники и электрические приборы.
2. Не загромождайте свое рабочее место лишними предметами.
3. Нельзя брать вещества руками и пробовать их на вкус. При определении веществ по запаху, склянку следует держать на расстоянии и направлять движением руки воздух от отверстия склянки к носу.
4. При приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда, во избежание попадания брызг на лицо и одежду; наклоняться над нагреваемой жидкостью, так как ее может выбросить.
5. Разбавляя концентрированные кислоты, особенно серную, осторожно вливают кислоту в воду.
6. Опыты с ядовитыми и легковоспламеняющимися веществами надо проводить в вытяжном шкафу.
7. С легковоспламеняющимися веществами нельзя работать вблизи нагревательных приборов.
8. Нельзя сливать растворы, содержащие ядовитые соединения, в раковину. Остатки ядовитых реактивов сливать в специальные сосуды.
9. Если на склянке отсутствует этикетка, её следует отдать преподавателю.
10. При проведении нагревания спиртовку зажигают после того как в пробирку внесены все вещества, горящую спиртовку не передвигать.
11. В лабораторию запрещается приносить продукты питания.