Задания для самостоятельного решения. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ
УЧАЩЕГОСЯ ГРУППЫ __________________
__________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Саяпина Н.В.
Мозырь
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
№ ПР | ДАТА | ОТМЕТКА | ПОДПИСЬ |
Общие правила безопасного поведения в кабинете химии
1. Прежде чем приступить к выполнению практических работ, необходимо подробно изучить порядок их проведения и далее при выполнении строго следовать указаниям, приведенным при описании опытов.
2. Следует строго соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с приборами и реактивами.
3. В кабинете химии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Fпринимать пищу и напитки;
Fпробовать реактивы на вкус;
Fиспользовать химическую посуду не по назначению;
Fбрать руками твердые сыпучие реактивы (для этого используются специальные ложечки, совочки и шпатели);
Fоставлять открытыми склянки с реактивами;
Fвыливать и высыпать избыток реактивов обратно в сосуд с основным количеством реактива;
Fвыливать содержимое пробирок в раковину после проведения эксперимента;
Fсамостоятельно проводить опыты, не предусмотренные практической работой;
Fпри нагревании жидкостей направлять отверстие сосуда на себя или на соседа;
Fзажигать спиртовку от зажигалки или другой спиртовки (для этого используют зажженную лучину или спички);
Fзадувать пламя спиртовки (гашение пламени спиртовки производится с помощью специального колпачка);
Fрезко вдыхать пары вещества при обнаружении его по запаху (для этого необходимо осторожно направит поток газа от отверстия пробирки к себе);
Fвыбрасывать в урну использованные фильтры, реактивы, битое стекло, обрывки бумаги и т.п. (перечисленные материалы собираются в специально отведенные емкости).
4. Если вы случайно разлили (рассыпали) реактивы, или реактив попал на кожу или одежду, необходимо об этом сразу сообщить преподавателю или лаборанту и далее следовать их указаниям.
5. По окончании опытов рабочее место необходимо привести в порядок и вымыть руки с мылом.
Практическая работа № 1 «____» ____________________ 20_____ г.
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Цель: закрепить знания о классификации, условиях протекания химических реакций, развивать умения практически осуществлять химические реакции.
Оборудование: пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, газоотводная трубка, ложка для сжигания веществ.
Реактивы: цинк, медь (проволока), углерод (уголь), растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, серной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), железный гвоздь, фенолфталеин.
G Соблюдайте правила техники безопасности!
Ход работы
1. Проведите возможные химические реакции между веществами.
2. Составьте уравнения проведенных химических реакций, дайте им характеристику по следующему плану:
1) Соотношение числа и состава исходных веществ и продуктов реакции (соединения, разложения, замещения, обмена);
2) Изменение степени окисления атомов (окислительно-восстановительная (ОВР), без изменения степени окисления);
3) По выделению или поглощению энергии (экзотермическая, эндотермическая);
4) Направлению протекания реакции (обратимая, необратимая);
5) Участию катализатора (каталитическая, некаталитическая);
6) Наличию раздела фаз в реакционной среде (гомогенная, гетерогенная).
3. Для уравнений окислительно-восстановительных реакций составьте электронный баланс.
4. Результаты опытов занесите в таблицу.
Задание | Наблюдения | Уравнение химической реакции |
1. Прокалите в пламени спиртовки зачищенную медную проволоку. | Проволока покрывается черным налетом | 2Cu0 (тв.)+ (г.) 2Cu+2O‒2(тв.) Сu0 – 2ē → Cu+2 4 2 + 2∙2ē → 2O‒2 2 1 |
2. Проведите реакцию взаимодействия цинка с соляной кислотой. | ||
3. Проведите реакцию взаимодействия хлорида бария с серной кислотой. | ||
4. В ложечке для сжигания веществ подожгите измельченный уголь. | ||
5. Проведите реакцию нейтрализации гидроксида натрия (предварительно добавьте 2–3 капли фенолфталеина) серной кислотой. | ||
6. В пробирку с сульфатом меди (II) поместите железный гвоздь. | ||
7. Поместите в пробирку немного оксида кальция, прилейте к нему раствор соляной кислоты. |
(в молекулярном, ионном виде или электронный баланс) | Характеристика реакции |
восстановитель окислитель | 1) соединения 2) ОВР 3) экзотермическая 4) необратимая 5) некаталитическая 6) гетерогенная |
1) 2) 3) 4) 5) 6) | |
1) 2) 3) 4) 5) 6) | |
1) 2) 3) 4) 5) 6) | |
1) 2) 3) 4) 5) 6) | |
1) 2) 3) 4) 5) 6) | |
1) 2) 3) 4) 5) 6) |
5. Сделайте вывод.
____________________________
Задания для самостоятельного решения
1. Укажите агрегатное состояние при комнатной температуре следующих веществ:
H2O (______), CO2 (______), CaCO3 (____), Zn (____), Cu (_____), C (_____), Na2CO3(___), H2SO4(_____).
2. Определите степени окисления атомов в следующих веществах:
HCl, H2SO4, Zn, ZnSO4, ZnCl2, CO2, H2O, CuO, Na2CO3, Na2SO4, CuSO4.
3. В уравнении реакции H2SO4 (…) + Zn(…) → ZnSO4(…) + H2(…)↑+Q укажите агрегатное состояние веществ, степени окисления атомов и дайте полную характеристику реакции по всем признакам классификации.
________
Практическая работа № 2 «____» ___________________ 20____ г.