Тема 2. Химическая связь и строение молекул
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Паничев С.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой органической и экологической химии
© Тюменский государственный университет, 2015.
©Т.П. Котова, Н.Н. Фефилов, 2015.
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: повышение профессионального уровня выпускников, расширение их общенаучного кругозора, арсенала теоретических методов и практических умений в результате освоения основных идей, теоретических моделей и методов современной химии.
Основная задача дисциплины состоит в изучении следующих вопросов:
· предмет химии, ее основные понятия и законы, основные классы химических веществ;
· реакционная способность веществ: периодическая система элементов, химическая связь, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ;
· теория химических процессов: химическая термодинамика и кинетика, скорость реакции и методы ее регулирования, химическое равновесие;
· химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы;
· идентификация химических систем: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Химия» входит в базовую часть естественнонаучного цикла учебного плана по направлению 49.03.01 «Физическая культура».
В информационном и логическом планах дисциплина «Химия» основывается на химических знаниях, полученных в средней школе. Приобретаемые знания и практические навыки используются при изучении основных и специальных дисциплин ООП.
Таблица 1
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||
Основы экологии | + | + | + | ||
Безопасность жизнедеятельности | + | + | |||
Биохимия человека | + | + | + | + |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные понятия и теоретические модели современной химии, различные химические системы, основные закономерности химических реакций, реакционную способность веществ на основе знания о строении атомов, периодической системы элементов и химической связи.
Уметь:использовать основные понятия химии и их закономерности, решать практические задачи.
Владеть:методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности.
Структура и трудоемкость дисциплины
Дисциплина преподается в 1 семестре в виде лекционного курса (4 часов) и практических занятий (4 часов). Форма промежуточной аттестации – экзамен, иные виды работ -2,85 часа и самостоятельная работа - 61,15 часа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
3. Тематический план
Таблица 2
№ | Тема | Недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | Из них в интерактивной форме | Формы контроля | ||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||||
Предмет и основные понятия химии. Строение атома, периодический закон и периодическая система элементов | Контрольная работа | |||||||
Химическая связь и строение молекул | Тест | |||||||
Теория химических процессов | Тест | |||||||
Химические системы и идентификация химических веществ | Контрольная работа | |||||||
Итого часов | ||||||||
Из них в интерактивной форме | - | - |
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет и основные понятия химии. Строение атома, периодический закон и периодическая система элементов
Предмет химии. Основные понятия химии. Химические системы. Химические и физические процессы.
Атомно-молекулярное учение в химии. Стехиометрические законы химии. Атомные и молекулярные массы. Моль. Эквивалент. Валентность. Химические формулы. Структурные формулы.
Атомное ядро, его характеристики. Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип неопределенности Гейзенберга. Волновая функция. Электронные облака и их характеристики. Квантовые числа. Принцип Паули. Энергетические диаграммы (электронно-графические структуры) атомов. Квантовые ячейки. Порядок заполнения энергетических уровней атомов: принцип наименьшей энергии, правило Хунда, правила Клечковского. Электронные семейства элементов. Валентные электроны. Понятие возбужденного и невозбужденного состояния атома.
Химия и периодическая система элементов. Современная трактовка периодического закона. Структура периодической системы. Связь периодической системы и электронного строения атома. Периодичность изменения химических свойств элементов.
Тема 2. Химическая связь и строение молекул
Природа химической связи. Условия образования химической связи. Характеристики химической связи: энергия, длина, валентный угол, пространственная форма химических молекул. Виды химической связи.
Ковалентная связь (КС). Метод валентных связей. Способы образования КС: за счет неспаренных электронов и донорно-акцепторный механизм. Правило октета. Неполярная и полярная КС. Диполь. Дипольный момент двухатомной молекулы. Направленность КС. s- и p- перекрывание электронных облаков. Насыщаемость КС. Гибридизация атомных орбиталей. Виды гибридизации.
Ионная связь, ее свойства. Водородная связь (межмолекулярная и внутримолекулярная), ее особое положение и значение. Межмолекулярное взаимодействие.
Пространственные характеристики молекул, комплементарность.