Разработан учителем химии Рахимовой Резедой Ильгизовной

Учитель-практикант:Рахимова Резеда Ильгизовна.

Учебное заведение:МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани

Класс: 9 А.

Тема урока: §18 "Кислород" и §19 "Озон. Аллотропия".

Программа: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2008.

Цель: познакомить с новым химическим элементом и простым веществом – кислородом и изучить методы получения, способы собирания, аллотропные видоизменения, физические и химические свойства кислорода.

Задачи:

а) образовательные: сформировать представление понятий: «кислород – химический элемент», «кислород – простое вещество», «аллотропия» и «аллотропные видоизменения» кислорода; изучить методы получения кислорода в лаборатории и способы его собирания, рассмотреть физические и химические свойства и применение кислорода; познакомить учащихся со свойствами озона и его влиянии на существование всего живого на земле.

б) Развивающие: развивать способность к анализу, умения использовать изученный материал для познания нового; памяти, внимания, логического мышления. развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; активизировать мышление учащихся с помощью беседы.

в) Воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению и культуры поведения, общения и умственного труда; воспитание умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля; показать связь изучаемой темы с жизнью; воспитание научного мировоззрения на основе взаимосвязи свойств и строения кислорода.

Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Опорные знания: экзотермические реакции, термохимическое уравнение, эндотермические реакции,относительная молекулярная масса, строение электронной оболочки атома, вещество, элемент.

Новые знания: реакция горения, медленное окисление, озон, аллотропия, аллотропные видоизменения, озонатор.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Кислород», видеофрагменты.

Литература: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2008.

Электронные ресурсы:

· Конспект урока по теме: "Кислород. Оксиды. Горение" http://pandia.ru/text/77/465/842.php

· Урок по химии в 9 классе: «Кислород» http://apruo.ru/razrabotki-urokov/konspekti-urokov-chimii/977-urok-po-chimii-v-9-klasse-kislorod.html

· wallit студенту школьнику (Конспект урока по химии в 8 классе Кислород Физические и химические свойства) http://wallit.ru/studentu/1-kurs/konspekt-uroka-po-khimii-v-8-klasse-kislorod-fizicheskie-i-khimicheskie-svoistva/\

· Методика проведения урока по теме "Аллотропия веществ" http://revolution.allbest.ru/pedagogics/d00251862.html

· Инфоурок (Конспект урока по химии на тему "Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли. Горение веществ в воздухе" (8 класс)) http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_himii_na_temu_allotropiya_kisloroda._ozon_i_znachenie_ozonovogo_sloya_zemli.-376551.htm

· фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Урок по химии по теме "Озон") http://festival.1september.ru/articles/578866/

Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует. Готовятся к уроку. Приветствуют.
Актуализация Проверка домашнего задания: задание 1 на странице 86 (на доске выполняют 4 ученика).     Самостоятельная работа (приложение 1.) CuO + H2 = Cu + H2O Это реакция: 7. Замещения; 8. Окислительно-восстановительная; 9. Необратимая; 10. Экзотермическая; 11. Каталитическая; 12. Гетерогенная. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O + Q Это реакция: 7. замещения; 8. Окислительно-восстановительная; 9. необратимая; 10. Экзотермическая; 11. каталитическая; 12. Гомогенная.
Мотивация Сегодня мы с вами будем говорить о веществе, которое можно охарактеризовать так: вездесущий, всемогущий, невидимый. На первый взгляд может показаться, что его вообще не существует. Это самый распространенный химический элемент периодической системы Менделеева. Он входит в состав воды (89%), которая покрывает 2/3 поверхности земного шара, образуя его водную оболочку – гидросферу, в состав воздуха (21%), который образует воздушную оболочку земли – атмосферу. Как вы считаете, о каком химическом элементе идет речь? Правильно, это кислород.     Кислород.
Сообщение темы и задач урока Тема сегодняшнего урока «Кислород. Озон.». открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока . Задача урока: изучить методы получения кислорода в лаборатории, рассмотреть физические и химические свойства и применение кислорода; познакомить учащихся со свойствами озона и его влиянии на существование всего живого на земле. Записывают дату и тему урока.
Изучение нового материала Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию. Кислород может быть в двух видах: 1.кислород- как химический элемент 2. кислород как простое вещество Ребята, а теперь, помогите мне разобраться, все ли ребята понимают различие в понятиях «вещество» и «элемент». Я прочту предложения, вы определите, в каких из них говорится о кислороде как об элементе, а в каких из них говорится о кислороде как простом веществе. Если речь идет об элементе, то поднимите одну руку, а если о простом веществе, то обе руки. 1. В составе воды есть кислород. 2. В состав воздуха входит кислород. 3. Кислород растворен в воде. 4. Кислород входит с состав ржавчины. 5. Кислород обязательный участник процесса горения. 6. Кислород, водород и углерод входят в состав сахара. Составьте и запишите в тетради характеристику химического элемента по плану (в тетради): 1. Название химического элемента, его символ. 2. Атомный номер. 3. Номер периода и группы. 4. подгруппа (главная или побочная). 5. Заряд ядра атома, число протонов и нейтронов в ядре атома. 6. Общее число электронов. 7. Число занятых электронами энергетических уровней; 8. Число электронов на внешнем уровне; 9. Схема строения электронной оболочки атома.     Кислород – самый распространенный элемент на нашей планете. Как же его открыли? В начале XVII веке выделен газ К. Дреббелем, который установил его способность поддерживать дыхание. В 1750 году М. В.Ломоносов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл. В 1771 году – это вещество было получено шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле. В 1774 году независимо от него кислород был получен также английским химиком и философом Джозефом Пристли. В 1775 году Антуан Лоран Лавуазье он установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах. Дал название «кислород». Как вы думаете чего в природе больше – простых веществ или химических элементов? Оказывается, простых веществ существует гораздо больше, чем химических элементов. Это связано с явлением аллотропии– существованием химического элемента в виде нескольких простых веществ. Запишите определение термина. Разные простые вещества, образованные одним и тем же элементом, называют аллотропными видоизменениями. Существование аллотропных видоизменений связано с разным строением простых веществ или с различным числом атомов, входящих в состав молекул этих веществ. Запишите определение термина.   Кислород кроме двухатомной молекулы кислорода (О2), образует еще одно простое вещество, которое состоит из трех атомов кислорода. Таким образом, кислород и озон- это аллотропные видоизменения одного и того же химического элемента- кислорода. Внимательно слушайте рассказ и заполните таблицу. (приложение 2) Физические свойства кислорода. О2 – газообразное вещество, не имеет цвета, вкуса, запаха. малорастворим в воде. О2 – сжижается при очень низкой температуре: - 183 °С, а при температуре -219 °С он затвердевает. Плотность 1,43 г/л. Физические свойства озона Озон – газ голубого цвета с резким запахом. Каждый, кто обратил внимание на то, как пахнет воздух после грозы или вблизи источника электрического разряда, знает запах этого газа очень хорошо. Малорастворимый в воде. Ткип = -1120С, Тпл = -1970С. Плотность 2,14 г/л. Сжижается озон легче, чем кислород, и потому их несложно разделить. Химические свойства кислорода. Кислород взаимодействует с простыми веществами (металлами и неметаллами) и сложными веществами при нагревании при этом выделяется теплота и свет. Запишите новые понятия: медленное окисление – реакция окисления, которая идёт медленно, с постепенным выделением теплоты, и не сопровождается выделением света. Горение – это реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света. Практически во всех реакциях кислород-окислитель. Рассмотрите как реагирует кислород с простыми веществами. взаимодействие кислорода с железом (видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=ePFd70GeqCk ) как горит железо в кислороде?   Напишите уравнения реакции в тетради.     Посмотрите видео взаимодействие кислорода с серой и скажите есть ли различия горения вещества в воздухе и в кислороде или они одинаковые? взаимодействие кислорода с серой (видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=QKDS39c8UF4 ) в какой цвет окрасилось пламя в воздухе и в кислороде? Есть ли различия?     Напишите уравнение реакции взаимодействия кислорода с серой.     взаимодействие кислорода с фосфором (видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=s3V8SPy0ip0 ). как горит фосфор в кислороде?     Напишите уравнение реакции взаимодействия кислорода с фосфором.   Окисление сопровождается выделением теплоты. Например: 2Сu + O2 = 2CuO + Q Как называются реакции, протекающие с выделением теплоты и реакции с поглощением теплоты?     Правильно. Примером эндотермической реакцией является взаимодействие кислорода с азотом. Напишите уравнение в тетради.     Химические свойства озона Озон — мощный окислитель, намного более реакционноспособный, чем двухатомный кислород. Окисляет почти все металлы (за исключением золота, платины и иридия) до их высших степеней окисления. Окисляет многие неметаллы. Продуктом реакции в основном является кислород. Получения О2 в лаборатории. 1. Чаще всего кислород получают нагреванием перманганат калия ( видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=m_4hLiJso-Y) 2KMnO4→K2MnO4 +MnO2 +O2 Напишите уравнение реакции в тетрадь.   2. Удобно получать кислород в лаборатории из пероксида водорода: (видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=-kem8rOavEo) Напишите самостоятельно уравнение реакции разложения пероксида водорода под действием катализатора.   3. На современных атомных подводных лодках, где имеется мощный и почти неисчерпаемый источник электрической энергии, есть возможность получать кислород разложением воды под действием электрического тока (электролизом воды): ( видео с сайта http://www.youtube.com/watch?v=Le3Jxjx7ABs ) Напишите уравнение реакции разложения воды в тетради.     О каких способах получения кислорода в лаборатории вы узнали?   Получение О2 в промышленности. В промышленности О2 получают из воздуха. Сжимая воздух и давая ему быстро расшириться, вызывают его сильное охлаждение. Воздух становиться жидким. При температуре – 196°С кипит и испаряется азот. О2 при этой температуре жидкий. О2 кипит и испаряется при Т – 183 °С. Его хранят под давлением 15МПА в стальных баллонах, на баллонах- синяя полоса. В природе кислород образуется вследствие фотосинтеза в зеленых листьях растений. Упрощенная схема этого процесса такова: 6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2↑   В лаборатории озон получают в специальных приборах-озонаторах-при пропускании слабого электрического разряда через кислород: 3О2=2О3 Посмотрите строение озонатора в учебнике на рисунке 26 на странице 93.     Да.   1. элемент 2. вещество 3. вещество 4. элемент 5. вещество 6. элемент   Записывают в тетради. 1 ученик записывает у доски. 1. Кислород, химический знак – O; 2. атомный номер-8; 3. период – 2 ,группа – VI; 4. подгруппа – главная; 5. заряд атома+8, 8 протонов и 8 нейтронов; 6. 8 электронов; 7. 2 уровня; 8. 6 электронов; 9. Разработан учителем химии Рахимовой Резедой Ильгизовной - student2.ru   Разработан учителем химии Рахимовой Резедой Ильгизовной - student2.ru   1s22s22p4     Записывают в тетрадь.   Записывают в тетрадь определение термина.     Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу.   Записывают определения терминов: «медленное окисление», «горение».     разбрасывая яркие искры окалины 2О2 + 3Fe = Fe3O4 Один ученик записывает на доске.   В воздухе сера горит еле заметным голубым пламенем, в кислороде- ярким синим пламенем. S + O2 = SO2 + Q Один ученик записывает на доске.     ослепительно ярким пламенем. Цилиндр наполняется густым белым дымом 5O2 + 4P = 2P2O5 Один ученик записывает уравнения у доски.     Экзотермические реакции (выделение теплоты); Эндотермические реакции (поглощение теплоты)     N2 + O2 = 2NO – Q (у доски записывает один ученик)   Записывают уравнение реакции в тетрадь.     Записывают в тетради. 1 ученик записывает на доске. MnO2 2H2O2 = 2H2O +O2     Эл.ток 2H2O = H2↑+O2↑ Получение кислорода: 1. Разложением перманганата калия; 2. Разложением пероксида водорода; 3. Разложением воды под действием электрического тока.   Записывают.     Записывают.     Записывают и работают с изображением в учебнике.
Закрепление изученного материала   Выберите правильные суждения: 1. Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией. 2. Озон - это аллотропная модификация кислорода. 3. Кислород химически активнее озона. 4. Озон тяжелее воздуха. 5. Озоновый слой предохраняет поверхность земли от перегрева. 6. Кислород и озон - это единственные аллотропные видоизменения.   1. +   2. + 3. – 4. + 5. +   6. –  
Подведение итогов урока и оценивание Сегодня вы узнали о распространенности кислорода в природе, о способах его получения, физических и химических свойствах кислорода, аллотропных модификациях, а также об учёных, которые совершили открытие кислорода.  
Домашнее задание §17 изучить. Выполнить задание 5 на странице 92 письменно в тетради (объяснение). Записывают домашнее задание в дневниках.

Проверил учитель химии

Разработан учителем химии Рахимовой Резедой Ильгизовной - student2.ru Самохина Татьяна Александровна:

Разработан учителем химии Рахимовой Резедой Ильгизовной - student2.ru Дата:

Приложение 1.

Самостоятельная работа.

На основе классификации химических реакций охарактеризуйте реакции:


1 вариант:

CaO + H2O = Ca (OH)2 + Q

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 — Q

2 вариант

C + O2 = CO2 + Q

2NH3 ↔ N2 +3H2 — Q

3 вариант

2SO2 + O2 = 2SO3 + Q

2О = 2Н2 + О2 — Q

4 вариант

H2O + C = CO + H2 + Q

Zn(OH)2 = ZnO + H2O - Q

Приложение 2.

Разработан учителем химии Рахимовой Резедой Ильгизовной - student2.ru

Наши рекомендации