Экспериментальная часть
Лабораторная работа
«Ионные равновесия в растворах электролитов»
Опыт 1.Влияние природы растворителя на степень диссоциации
1. Налейте в пробирку из капельницы 8…10 капель спиртового раствора хлорида меди (CuCl2) и прибавьте несколько капель воды до изменения окраски раствора.
Объясните это явление. Какую окраску вызывают ассоциированные ионы, а какую – гидратированные ионы меди?
2. Напишите уравнение диссоциации CuCl2 с учетом установившегося равновесия. Укажите, в какую сторону сместится ионное равновесие при разбавлении.
Сделайте вывод о том, как влияет природа растворителя на степень диссоциации электролита.
Опыт 2.Влияние одноименного иона на степень диссоциации электролита
1. Возьмите пробирку с водным раствором CuCl2 и прибавьте к нему из капельницы концентрированной соляной кислоты до изменения окраски раствора. Чем вызвано это изменение?
2. Учитывая результаты первого опыта, определите, как влияет добавление HCl на ионное равновесие в растворе хлорида меди.
Покажите на уравнении диссоциации, в какую сторону смещается равновесие между свободными и ассоциированными ионами в растворе при введении в него одноименного иона.
Сделайте вывод о том, как изменяется степень диссоциации электролита при введении в его раствор одноименного иона.
Опыт 3.Уменьшение степени диссоциации основания при добавлении одноименного катиона
1. Налейте 1/4 объема пробирки дистиллированной воды, прибавьте 1-2 капли индикатора – фенолфталеина и 1 каплю раствора гидроксида аммония NH4OH.
Что наблюдается? Какие ионы вызывают окрашивание раствора?
Напишите уравнение диссоциации NH4OH с учетом установившегося равновесия и выражение константы его диссоциации.
2. Прибавляйте кристаллики соли NH4Cl до обесцвечивания раствора.
Покажите на уравнении диссоциации NH4OH, в какую сторону смещается равновесие между ионами и молекулами в растворе NH4OH при введении одноименного иона NH4+.
Опыт 4.Влияние одноименного иона на растворимость соли
1. Налейте 1/4 объема пробирки насыщенного раствора поваренной соли NaCl (нас.р-р), прибавьте из капельницы концентрированной соляной кислоты. Что наблюдается?
2. Составьте уравнение диссоциации хлорида натрия в насыщенном растворе. Укажите, как смещается ионное равновесие в присутствии одноименных ионов в гетерогенной системе.
Опыт 5.Амфотерные свойства гидроксида алюминия Al(OH)3
1. Налейте 1/3 пробирки раствора соли алюминия – Al2(SO4)3 и прибавьте несколько капель раствора NH4OH.
Какое вещество выпадает в осадок? Приведите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
2. Половину содержимого пробирки перелейте в другую пробирку. После этого в первую пробирку прилейте кислоты (HNO3), а во вторую – щелочи (NaOH) до растворения осадка.
Приведите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
3. Напишите уравнение диссоциации гидроксида алюминия Al(OH)3 по щелочному и кислотному типу и составьте выражения соответствующих констант диссоциации.
Определите, как влияет на установившееся в растворе равновесие прибавление кислоты, щелочи. Как изменяется при этом степень диссоциации Al(OH)3 по кислотному и щелочному типам?
Опыт 7.Определение рН сильной и слабой кислот
1. С помощью универсальной индикаторной бумаги определите рН раствора соляной кислоты (Сэк = 0,1 моль экв/л) и раствора уксусной кислоты (Сэк = 0,1 моль экв/л).
2. Рассчитайте концентрацию ионов [Н+]. Результаты запишите в таблицу:
Концентрация, моль экв/л | Сэк НCl = 0,1 | Сэк СH3COOH = 0,1 |
pH | ||
[H+] |
Сделайте вывод о величинах степеней диссоциации в растворах соляной и уксусной кислот.
Напишите уравнения электролитической диссоциации этих кислот.
Опыт 8.Гидролиз солей
Определите рН растворов следующих солей: NaCl, Na2CO3, Al2(SO4)3, CH3COONH4. Результаты занесите в таблицу:
Соль | рН | Соль | рН |
NaCl | Al2(SO4)3 | ||
Na2CO3 | CH3COONH4 |
Напишите в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения гидролиза указанных солей.
Сделайте вывод о том, какие соли подвергаются гидролизу.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Коррозия и защита металлов»
Опыт 1. Влияние образования гальванических элементов на коррозию металлов
1. В пробирку с разбавленной серной кислотой поместите кусочек цинка. Наблюдайте скорость выделения водорода.
2. Прикоснитесь к цинку, находящемуся в пробирке с H2SO4, медной палочкой. Объясните, почему интенсивность выделения водорода при контакте с медью больше, чем в отсутствии меди.
Укажите место выделения водорода. Приведите схему образующегося гальванического элемента.
На основании проделанного опыта сделайте вывод о том, какое влияние на коррозию металла оказывает его контакт с другими металлами.
3. В две пробирки налейте одинаковое количество разбавленной серной кислоты и в одну из них добавьте 1-2 капли раствора CuSO4. В обе пробирки поместите по таблетке цинка.
Укажите, в каком случае наблюдается наиболее интенсивное выделение водорода?
При помещении Zn в сложный электролит (H2SO4+CuSO4) происходит образование микрогальванических элементов Zn/ZnSO4½H2SO4½2H+/H2 (Cu).
Эксперимент | |||
Металлы | Zn | Zn/Cu | Zn |
Электролиты | H2SO4 | H2SO4 | H2SO4+CuSО4 |
Наблюдаемые явления | |||
Ионно-электронные схемы процесса |
Укажите, какая химическая реакция приводит к образованию меди во второй пробирке?
Приведите схемы образующихся микрогальванических элементов.
Результаты опыта оформите в виде таблицы и ответов на вопросы.
Опыт 2. Коррозия луженого и оцинкованного железа
1. Качественная реакция на ион [Fe2+]. В пробирку налейте несколько капель раствора сульфата железа (II) и добавить 1-2 капли раствора К3[Fe(CN)6].
Появление синего окрашивания обусловлено реакцией:
3Fe2+ + 2Fe [(CN)6]3- = Fe3[ Fe(CN)6]2, | |
турнбуллева синь |
с образованием образуется турнбуллевой сини.
2. Налейте в химический стакан 100 мл воды, добавьте 3-4 капли разбавленной серной кислоты и такое же количество раствора К3[Fe(CN)6]. Раствор перемешайте и разлейте поровну в две фарфоровые чашки. В одну из них поместите пластинку оцинкованного железа (Fe/Zn), в другую – железную пластинку с наплавленным кусочком олова (Fe/Sn).
Заметьте время от погружения пластинок до появления синего окрашивания.
Результаты опыта оформите в виде таблицы и ответов на вопросы.
Электролит | H2SO4 | |
Fe/ металл покрытия | Fe/Zn | Fe/Sn |
Наблюдаемые явления | ||
Ионно-электронные схемы процессов |
Объясните, почему при контакте железа с цинком скорость коррозии ниже, чем при его контакте с оловом.
Укажите направление перехода электронов в парах Fe/Zn и Fe/Sn. На каком металле в обоих случаях происходит выделение водорода?
Приведите схемы образующихся гальванических элементов. Укажите, какое покрытие для железа является анодным, а какое –катодным?
На основании проделанных опытов сделайте вывод о том, что происходит с металлом (Fe) после нарушения анодного и катодного покрытий.
Опыт 3. Коррозия железа в результате различного доступа кислорода
На обезжиренную сухую железную пластинку поместите каплю специального реактива, содержащего 3%-ный раствор NaCl, к которому добавлен K3 [Fe(CN)6] и фенолфталеин.
Раствор NaCl – среда, в которой протекает коррозия железа; K3 [Fe(CN)6] – реактив на ион [Fe2+]; фенолфталеин – индикатор, цвет которого меняется на малиновый в щелочной среде.
Изучите изменение окраски в центре капли и по ее окружности. Коррозия железа вызвана неоднородностью коррозионной среды, обусловленной в данном случае неравномерной аэрацией капли (неодинаковым доступом воздуха к ее различным слоям).
В образующемся коррозионном микрогальваническом элементе центральная часть смоченной поверхности металла является анодным участком, а периферическая (в виде кольца малинового цвета) – катодным.
Анодные участки подвергаются разрушению (появление синего окрашивания обусловлено образованием турнбуллевой сини).
На катодных участках протекает процесс восстановления растворенного кислорода.
Приведите уравнения реакций электродных процессов и схему образующегося коррозионного микрогальванического элемента.
Опыт 4. Влияние хлорид - ионов на коррозию алюминия
1. В две пробирки поместите 1-2 кусочка алюминия и добавьте в одну из пробирок 2-3 мл раствора CuSO4, в другую – CuCl2 той же концентрации.
Убедитесь в том, что отношение Al к растворам взятых солей различно.
2. В пробирку, содержащую CuSO4, добавьте небольшое количество кристаллической соли NaCl. Что наблюдается?
Результаты опыта оформите в виде таблицы и ответов на вопросы.
Металл | Al | ||
Электролит | CuSO4 | CuCl2 | CuSO4 + NaClкр. |
Наблюдаемые явления | |||
Ионно-электронные схемы процесса |
На основании значений стандартных электродных потенциалов Al и Cu определите возможность протекания реакции:
Al + CuSO4 .
Объясните, почему результаты опыта не согласуются с теоретическими выводами?
Учитывая, что анион Cl- является активатором и способствует разрушению оксидных пленок, объясните, в результате образования каких микрогальванических элементов происходит коррозия Al. Приведите ионно-электронные уравнения окислительно-восстановительных процессов и схемы образующихся при коррозии Al микрогальванических элементов (коррозия протекает с выделением водорода на катодных участках, объясните почему?).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ