Схема анализа смеси катионов первой
ФГОС 2009 года
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060301 « ФАРМАЦИЯ»
ПРЕДМЕТ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
РАЗДЕЛ IIКАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к лабораторно-практическому занятию №3
Тема: 2.3. « КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ III, IV АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП: БАРИЯ, КАЛЬЦИЯ, АЛЮМИНИЯ, ЦИНКА. АНАЛИЗ СМЕСИ КАТИОНОВ I-III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
-Научиться выполнять качественные реакции на катионы:бария, кальция, цинка, алюминия;
-Научиться грамотно оформлять анализ полученных результатов (написание уравнение реакций);
- Совершенствовать навык организации рабочего места;
- Изучить анализ смеси катионов I-III аналитических групп
- Научиться анализировать смесь катионов I-III аналитических групп
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лаборатория химии.
ОСНАЩЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ:
растворы солей: BaCl2, CaCl2, ZnSO4, Al2(SO)4)3, NaCl, КС1, NH4CI, AgNO3, Pb(CH3СОО)2, контрольные задачи на смесь катионов I-II группы,
реактивы: ализарин, спирт, NH4OH, HNO3, H2SO4, HCl, K2CrO4, NaOH,
K4[Fe(CN)6], Na2S, CH3COOH, (NH4)C2O4, Co(NO3)2, реактив
Несслера, Na3[Со(NO2)6], NaHC4H4O6, KI, Na2S2O3, красный лакмус.
ОБОРУДОВАНИЕ: спиртовки, спички, держатели, пробирки, микроскоп,
стеклянные палочки, центрифуга, электрическая плитка,
тигли, тигельные щипцы.
3 Стандарт 2009 года -2-
К занятию студенты должны ЗНАТЬ:
1. Свойства катионов бария, кальция. Общая характеристика.
2. Групповой реактив. Его действие.
3. Реактивы на катионы бария, кальция.
4. Значение соединений катионов III группы в медицине.
5. Понятие о произведении растворимости (ПР)
(см.практическое занятие №1) .
6. Условия осаждения и растворения малорастворимых соединений в соответствие с величинами ПР (см.практическое занятие №1) .
7. Свойства катионов алюминия, цинка. Общая характеристика.
8. Значение и применение гидролиза и амфотерности в открытии и
отделении катионов IV группы.
9. Групповой реактив. Реактивы на катионы алюминия, цинка.
10. Применение соединений алюминия, цинка в медицине.
11. Свойства катионов натрия, калия, аммония. Реактивы.
12. Условия осаждения ионов калия и натрия в зависимости от концентрации, реакции среды и температуры.
13. Свойства катионов серебра, свинца (II). Групповой реактив. Его действие.
14. Реактивы на катионы серебра, свинца (II).
3 Стандарт 2009 года -3-
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
- Какие катионы относят к первой аналитической группе?
- Какие реакции используются для открытия ионов аммония?
- Какая из них является специфической?
- Как открыть катион аммония при помощи гидроксида натрия?
- Какие реакции используют для открытия катиона калия?
- Как называется осадок, полученный от действия на соль калия гексанитрокобальтата (III) натрия?
- Почему ион аммония мешает открытию катиона калия?
- Как удалить аммонийные соли из раствора?
- Как убедиться, что катион аммония удален?
- Какие катионы относятся ко второй аналитической группе?
- Какой реактив является групповым на вторую аналитическую группу?
- Какая реакция используется для обнаружения катиона серебра?
- В чем растворяется осадок хлорида серебра? Назовите продукт этой реакции?
- В чем растворяется осадок хлорида свинца?
- Какая реакция используется для обнаружения катиона свинца?
- Как отделить ионы свинца II от ионов серебра?
- Какие катионы входят в состав III аналитической группы?
- Какова сравнительная растворимость сульфатов катионов III группы?
- Какая реакция наиболее характерна для катионов бария?
- Какими свойствами обладает осадок хромата бария?
- Какая реакция наиболее характерна для катиона кальция?
- Какими свойствами обладает осадок оксалата кальция?
3 Стандарт 2009 года -4-
- В какой цвет окрашивается бесцветное пламя летучими солями бария? кальция?
- Как выполняется микрокристаллоскопическая реакция на ион кальция?
- Какие катионы входят в состав IV аналитической группы?
- Почему IV аналитическая группа называется группой амфотерных гидроксидов?
- Какие соединения образуют катионы IV аналитической группы от действия избытка щелочи?
- Как обнаружить присутствие катионов цинка в растворе?
Какими свойствами обладает осадок гексоцианоферрата (II) цинка-калия?
29. Что называют зеленью Ринмана?
30. Какие реакции используют для обнаружения катиона алюминия?
31. Как проводят реакцию получения «Тенаровой сини»?
- Как выполняют реакцию открытия катиона алюминия с ализарином?
3 Стандарт 2009 года -5-
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. Подготовить сообщения:
а) биологическая роль кальция и бария;
б) биологическая роль алюминия и цинка;
в) применение соединений кальция и бария в медицине;
г) применение соединений алюминия и цинка в медицине;
2. В тетрадях для самоподготовки написать в молекулярном и ионном виде:
а) фармакопейные реакции на катионы кальция и цинка;
б) реакцию взаимодействия хлорида бария с серной кислотой;
в) реакцию взаимодействия сульфата алюминия с нитратом кобальта.
Назвать основные продукты реакций, их свойства. Указать внешний эффект, условия выполнения реакций.
3.Написать уравнения реакций, лежащих в основе систематического хода анализа смеси катионов I-III аналитических групп.
3 Стандарт 2009 года -6-
СХЕМА АНАЛИЗА СМЕСИ КАТИОНОВ ПЕРВОЙ,