Схема анализа смеси катионов первой

ФГОС 2009 года

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060301 « ФАРМАЦИЯ»

ПРЕДМЕТ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

РАЗДЕЛ IIКАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к лабораторно-практическому занятию №3

Тема: 2.3. « КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА КАТИОНЫ III, IV АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП: БАРИЯ, КАЛЬЦИЯ, АЛЮМИНИЯ, ЦИНКА. АНАЛИЗ СМЕСИ КАТИОНОВ I-III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

-Научиться выполнять качественные реакции на катионы:бария, кальция, цинка, алюминия;

-Научиться грамотно оформлять анализ полученных результатов (написание уравнение реакций);

- Совершенствовать навык организации рабочего места;

- Изучить анализ смеси катионов I-III аналитических групп

- Научиться анализировать смесь катионов I-III аналитических групп

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лаборатория химии.

ОСНАЩЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ:

растворы солей: BaCl2, CaCl2, ZnSO4, Al2(SO)4)3, NaCl, КС1, NH4CI, AgNO3, Pb(CH3СОО)2, контрольные задачи на смесь катионов I-II группы,

реактивы: ализарин, спирт, NH4OH, HNO3, H2SO4, HCl, K2CrO4, NaOH,

K4[Fe(CN)6], Na2S, CH3COOH, (NH4)C2O4, Co(NO3)2, реактив

Несслера, Na3[Со(NO2)6], NaHC4H4O6, KI, Na2S2O3, красный лакмус.

ОБОРУДОВАНИЕ: спиртовки, спички, держатели, пробирки, микроскоп,

стеклянные палочки, центрифуга, электрическая плитка,

тигли, тигельные щипцы.

3 Стандарт 2009 года -2-

К занятию студенты должны ЗНАТЬ:

1. Свойства катионов бария, кальция. Общая характеристика.

2. Групповой реактив. Его действие.

3. Реактивы на катионы бария, кальция.

4. Значение соединений катионов III группы в медицине.

5. Понятие о произведении растворимости (ПР)

(см.практическое занятие №1) .

6. Условия осаждения и растворения малорастворимых соединений в соответствие с величинами ПР (см.практическое занятие №1) .

7. Свойства катионов алюминия, цинка. Общая характеристика.

8. Значение и применение гидролиза и амфотерности в открытии и

отделении катионов IV группы.

9. Групповой реактив. Реактивы на катионы алюминия, цинка.

10. Применение соединений алюминия, цинка в медицине.

11. Свойства катионов натрия, калия, аммония. Реактивы.

12. Условия осаждения ионов калия и натрия в зависимости от концентрации, реакции среды и температуры.

13. Свойства катионов серебра, свинца (II). Групповой реактив. Его действие.

14. Реактивы на катионы серебра, свинца (II).

3 Стандарт 2009 года -3-

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Какие катионы относят к первой аналитической группе?
  2. Какие реакции используются для открытия ионов аммония?
  3. Какая из них является специфической?
  4. Как открыть катион аммония при помощи гидроксида натрия?
  5. Какие реакции используют для открытия катиона калия?
  6. Как называется осадок, полученный от действия на соль калия гексанитрокобальтата (III) натрия?
  7. Почему ион аммония мешает открытию катиона калия?
  8. Как удалить аммонийные соли из раствора?
  9. Как убедиться, что катион аммония удален?
  10. Какие катионы относятся ко второй аналитической группе?
  11. Какой реактив является групповым на вторую аналитическую группу?
  12. Какая реакция используется для обнаружения катиона серебра?
  13. В чем растворяется осадок хлорида серебра? Назовите продукт этой реак­ции?
  14. В чем растворяется осадок хлорида свинца?
  15. Какая реакция используется для обнаружения катиона свинца?
  16. Как отделить ионы свинца II от ионов серебра?
  17. Какие катионы входят в состав III аналитической группы?
  18. Какова сравнительная растворимость сульфатов катионов III группы?
  19. Какая реакция наиболее характерна для катионов бария?
  20. Какими свойствами обладает осадок хромата бария?
  21. Какая реакция наиболее характерна для катиона кальция?
  22. Какими свойствами обладает осадок оксалата кальция?

3 Стандарт 2009 года -4-

  1. В какой цвет окрашивается бесцветное пламя летучими солями бария? кальция?
  2. Как выполняется микрокристаллоскопическая реакция на ион кальция?
  3. Какие катионы входят в состав IV аналитической группы?
  4. Почему IV аналитическая группа называется группой амфотерных гидроксидов?
  5. Какие соединения образуют катионы IV аналитической группы от дейст­вия избытка щелочи?
  6. Как обнаружить присутствие катионов цинка в растворе?

Какими свойствами обладает осадок гексоцианоферрата (II) цинка-калия?

29. Что называют зеленью Ринмана?

30. Какие реакции используют для обнаружения катиона алюминия?

31. Как проводят реакцию получения «Тенаровой сини»?

  1. Как выполняют реакцию открытия катиона алюминия с ализарином?

3 Стандарт 2009 года -5-

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1. Подготовить сообщения:

а) биологическая роль кальция и бария;

б) биологическая роль алюминия и цинка;

в) применение соединений кальция и бария в медицине;

г) применение соединений алюминия и цинка в медицине;

2. В тетрадях для самоподготовки написать в молекулярном и ионном виде:

а) фармакопейные реакции на катионы кальция и цинка;

б) реакцию взаимодействия хлорида бария с серной кислотой;

в) реакцию взаимодействия сульфата алюминия с нитратом кобальта.

Назвать основные продукты реакций, их свойства. Указать внешний эффект, условия выполнения реакций.

3.Написать уравнения реакций, лежащих в основе систематического хода анализа смеси катионов I-III аналитических групп.

3 Стандарт 2009 года -6-

СХЕМА АНАЛИЗА СМЕСИ КАТИОНОВ ПЕРВОЙ,

Наши рекомендации