Тема 4: Азотсодержащие соединения
Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Демонстрации
1. Образцы аминокислот.
2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
3. Растворение белков в воде.
4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
5. Обнаружение белка в молоке.
Лабораторные опыты
Качественные реакции на белки.
Практическая работа
Решение экспериментальных задач.
Тема 5: Высокомолекулярные соединения
Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Демонстрации
1. Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них
Практическая работа
Волокна и полимеры.
Тема 6: Химия и жизнь
В программе предусмотрено:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Лабораторные опыты | ||||
Практические работы | ||||
Контрольные работы |
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Дата | Наименование раздела и урока | Тип урока | Демонстрации и опыты | Основные понятия | Пр. и котр. Раб. | д\з |
Тема 1: Введение в органическую химию Предмет органической химии Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова | вводный | Демонстрация: образцы органических веществ | Определение неорганическая химия, что изучает, различия между органическими и неорганическими веществами | Стр.5-9 | |||
Электронная структура химических связей в органических соединениях | комбинированный | Шаростержне-вые модели молекул | Электронная структура химических связей, прочность | Упр. 1-5 | |||
Классификация органических соединений | комбинированный | Таблица «Классификация органических соединений» | Классификация органических соединений | ||||
Геометрия молекул органических соединений | комбинированный | Шаростержневые модели молекул | Положение атомов в органических соединениях | таблицы | |||
Тема 2: Углеводороды Электронное и пространственное строение предельных углеводородов (алканов) | Изучение нового материала | Таблицы «Метан», «Этан и бутан» Схема строения предельных углеводородов | Алканы, гомологи, гомологическая разность, характер химической связи в молекуле метана, уметь записывать молекулярную, структурную, электронную формулы | 5,6 | |||
Физические и химические свойства алканов | комбинированный | Таблицы «Метан», «Этан и бутан» | Гомолог и изомер, химические свойства алканов | 33.2 33.3 карточки | |||
Гомологи и изомеры алканов | Урок практикум | Лабораторный опыт: Изготовление моделей молекул углеводородов | Гомолог, изомер | карточки | |||
Циклоалканы. Свойства, строение, применение, получение алканов и циклоалканов | Изучение нового материала | Таблица «Циклоалканы» «получение алканов, циклоалканов» | Циклические углеводороды, физические и химические свойства циклоалканов, их применение | 33.4 33.5 Упр.3 | |||
Качественный состав углеводородов | Урок практикум | Практическая работа стр.32 | Качественное определение углерода, водорода, кислорода в органических веществах | П.Р. № 1 | Стр.32-33 | ||
10-11 | Решение расчетных задач | Урок практикум | Уметь находить молекулярную формулу органических вещества по массе, объему, продуктов сгорания | Зад.6-7 Подготовка к контрольной работе | |||
Контрольно-обобщающий урок по теме «Алканы» | Контроль знаний | К.р. | |||||
Электронное и пространственное строение алкенов. Гомология и изомерия алкенов. Номенклатура алкенов. | Изучение нового материала | Шаростержневые модели молекул Таблица «Этилен» | Алкены, гомологический ряд, пи и сигма связи, изомеры алкенов | Упр.5-7 Стр.43 | |||
Свойства, получение и применение алкенов. | комбинированный | Правило Марковникова, реакции гидрогенирования, окисления, полимеризации | Упр.16 Зад.3-4 | ||||
Получение этилена и изучение его свойств | Урок практикум | Практическая работа стр. 56 | П.Р. № 2 | ||||
Алкадиены. Строение и химические свойства. Природный каучук | Изучение нового материала | Демонстрация коллекции каучуков, образцов резины Шаростержневые модели молекул | Диеновые углеводороды, общая формула, химические свойства, область применения, структурные формулы, формулы изомеров, уравнения реакций | 11,12 Зад.2 Стр.49 Упр.4,8 | |||
Алкины. Ацетилен и его гомологи. Строение, свойства и применение | комбинированный | Таблица «Ацетилен» Демонстрации видеоопытов: - получение ацетилена карбидным способом; - горение ацетилена; - реакция с перманганатом калия. | Алкины, строение, физические и химические свойства, получение ацетилена и области применения, уравнения получения ацетилена из карбида | Упр.8,9 Стр 55 1,3,5,6 | |||
Получение и применение ацетилена | комбинированный | Промышленное получение ацетилена, получение ацетилена в лаборатории | |||||
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура | Изучение нового материала | Таблица «Бензол» Схема бензола | Формула Кекуле, единое Пи облачко | Упр.4-7 Стр.66-67 | |||
Свойства аренов. Физические и химические свойства бензола | комбинированный | Демонстрации видеоопытов - отношение бензола к бромной воде; - бензол как растворитель. | Уравнения химических реакций, характерные для бензола | Упр.11-13 Стр.67 | |||
Гомологи бензола. Свойства. применение | комбинированный | Сравнение свойства бензола и его гомологов, взаимное влияние атомов | |||||
Природный и попутный нефтяные газы, их состав и использование. | Изучение нового материала | Видео 12 «Уголь» Видео 15 «Нефть» Лаб. опыт 2 стр.79 «Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки и коксования каменного угля» | Состав и использование попутных газов в России | ||||
Нефть и нефтепродукты, перегонка нефти, крекинг нефти | Изучение нового материала | Таблицы « нефтепродукты, перегонка нефти, крекинг нефти» Образцы нефтепродуктов | Состав нефти, способы перегонки, состав и применение нефтепродуктов, виды крекинга: термический и каталитический | Упр 7-8, 10-14 | |||
Коксохимическое производство | комбинированный | Процесс коксования угля | 18,19 | ||||
Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов | комбинированный | Уравнения химических реакций генетической связи | 14-15 | ||||
Решение задач на определение массовой доли и объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | Урок практикум | Решение расчетных задач | Стр 79 | ||||
Обобщение по теме «Углеводороды». | обобщающий | Основные понятия | Подготовка к контрольной работе | ||||
Контрольная работа по теме «Углеводороды». | Контроль знаний | К.Р. № 1 | |||||
Тема 3: Кислородсодержащие органические вещества Строение предельных Одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура | Изучение нового материала | Таблица «Спирты и альдегиды» | Строение и номенклатура одноатомных спиртов | Упр.5-7 Стр.88 | |||
свойства одноатомных спиртов | Изучение нового материала | Демонстрации: - горение этанола; - взаимодействие этанола с натрием; - качественная реакция на этанол. | Свойства спиртов, водородная связь, физиологическое воздействие спиртов на организм человека | Упр 12-14 Стр.88 | |||
Получение, и применение одноатомных спиртов | комбинированный | Область применения спиртов, способы получения в промышленности | Упр.1-2 | ||||
Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами | комбинированный | Уравнения химических реакций, осуществление превращений, решение задач по химическим уравнениям при условии., что одно вещество взято в избытке | Стр.87-88 | ||||
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин, свойства, применения | Изучение нового материала | Презентация «Кислородсодержащие органические вещества» Лаб. опыт 3 стр. 98 «Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II) | Особенности строения многоатомных спиртов, их свойства и применение | Упр 1-6 зад.1-3 | |||
Фенолы. Строение, свойства и применение | комбинированный | Демонстрации: - растворимость фенола; - взаимодействие с хлоридом железа (II) Опыт 4 стр.99 «Взаимодействие фенола с раствором гидроксида натрия» | Строение, свойства, взаимное влияние атомов в молекуле | 23,24 Вопр.1-2 Стр.98 | |||
Карбонильные соединения. Альдегиды, строение молекулы формальдегида, изомерия, номенклатура | Изучение нового материала | Лаб.опыт 5,6 стр. 118-119 «Получение этаналя окислением этанола», «Окисление этаналя» Таблица «Спирты и альдегиды» Демонстрации видеоопытов: качественные реакции на альдегиды | Особенности строения альдегидов, номенклатура | Упр 3-5 Зад.2 стр.106 | |||
Свойства, получение и применение альдегидов | комбинированный | Презентация «Кислородсодержащие органические вещества» | Способы получения и свойства альдегидов | ||||
Карбоновые кислоты. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение, изомерия, номенклатура | Изучение нового материала | Демонстрации: - общие свойства кислот | Строение карбоксильной группы, номенклатура, изомерия | ||||
Свойства, получение и применение карбоновых кислот | комбинированный | Презентация «Карбоновые кислоты» | Свойства карбоновых кислот | ||||
Получение и свойства карбоновых кислот | Урок практикум | Практическая работа стр. 119 | П.Р. № 3 | Стр.119 | |||
Непредельные карбоновые кислоты. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений | комбинированный | Опыт 8 стр.130 «Сравнение свойств мыла и СМС» | Непредельные карбоновые кислоты, свойства, применение | Упр.15,17,18 Стр.117, 118 | |||
Распознавание органических веществ | Урок практикум | Практическая работа Стр.120 | П.Р. № 4 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ | Стр.120 Подготовка к контр.раб. | |||
Контрольная работа по темам «спирты, альдегиды, карбоновые кислоты» | Контроль знаний | Конр.раб. | |||||
Сложные эфиры. Строение, свойства, применение | Изучение нового материала | Видеоопыты: - получение эфира | Особенности строения сложных эфиров, свойства и области применения | 30 упр.1-8 Стр.129 | |||
Жиры , их строение, свойства, применение | комбинированный | Лаб. опыт 7 стр.129 «Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров» Дополнительная литература | Состав, свойства, области применения | ||||
Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы, физические свойства, нахождение в природе | Изучение нового материала | Презентация «Углеводы» Опыт 9 стр. 147 «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) | Состав, строение, физические свойства, функциональные группы: карбонильная, гидроксильная | ||||
Сахароза. Нахождение в природе, свойства, применение | комбинированный | Опыт 10 стр. 147 «Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция» | Отличие сахарозы от глюкозы по строению и свойствам | Упр.13-14 Стр.147 | |||
Крахмал. Строение, химические свойства, применение | комбинированный | Опыт 11 стр. 148 «Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала» | Строение, свойства, применение | Упр.15-17 | |||
Целлюлоза. Ее строение и химические свойства | комбинированный | Видео 14 «Целлюлоза» | Состав, строение, свойства | ||||
Решение экспериментальных задач | Урок практикум | Практическая работа стр. 149 | П.Р. № 5 | Стр. 149 | |||
Обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие органические вещества» | обобщение | Деловая игра «Кислородсодержащие органические вещества» | Основные понятия | Подготовка к контр. Раб. | |||
Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические вещества» | Контроль знаний | К.Р. № 2 | |||||
Тема 4: Азотсодержащие соединения Амины. Строение и свойства. Анилин как представитель ароматических аминов | Изучение нового материала | Видеоопыты: - 28,29,30,31 свойства аминов | Строение функциональной группы аминов, свойства анилина, аминов | Зад.1-3 Стр.158 | |||
Аминокислоты. Строение, изомерия, свойства | комбинированный | Видеоопыт: - амфотерность аминокислот 36 - 34 взаимодействие с оксидом меди Диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия» | Строение и свойства аминокислот, сравнение с карбоновыми кислотами | 37, упр.10-14 | |||
Белки. Структуры белков | Изучение нового материала | Презентация «Белки» Опыт 13 стр. 169 «Цветные реакции на белки» | Строение и состав белков | ||||
Свойства белков, превращение белков в организме. | комбинированный | Демонстрации: - растворение белков; - осаждение белка; - денатурация. | Свойства белков | Часть 2 | |||
Гетероциклы. Нуклеиновые кислоты | Изучение нового материала | Модели молекул ДНК, РНК | Гетероциклические азотсодержащие соединения, ДНК, РНК | 39, 40 | |||
Химия и здоровье человека | комбинированный | Презентация «О пище с точки зрения химика» | Влияние химии на здоровье человека | ||||
Тема 5: Высокомолекулярные соединения Полимеры | Изучение нового материала | Презентация «Полимеры» Опыт 15 стр. 184 «Определение хлора в поливинилхлориде» | Свойства, применение | ||||
Пластмассы | комбинированный | Опыт 14 стр. 183 «Изучение свойств термопластичных полимеров | Классификация, свойства полиэтилена, полипропилена | ||||
Синтетические каучуки | комбинированный | Видеоопыт 24 «Полимеризация стирола» | Состав, свойства | ||||
Синтетические волокна: капрон, лавсан | комбинированный | Опыт 12 стр. 148 «Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон» Опыт 16 стр.184 «Изучение свойств синтетических волокон» | Свойства капрона и лавсана | ||||
Распознавание волокон и пластмасс | Урок практикум | Практическая работа стр. 184 | П.р. № 6 | Стр.185 | |||
Обобщающий урок по темам 4 и 5 | обобщение | Презентация «Основные классы органических веществ. Охотники за электронами» | Подготовка к контр.раб. | ||||
Азотсодержащие и ВМС | Контроль знаний | К.Р. № 3 | |||||
Тема 6: Химия и жизнь Химическое загрязнение окружающей среды | Изучение нового материала | Видео: 44 «Парниковый эффект», 60 «Загрязнение атмосферы», 104 «Промышленные сточные воды» | |||||
Значение химии в жизни человека | комбинированный | Презентация «Урок-игра «Умницы и умники»» | |||||
Повторение Повторение. Углеводороды. | |||||||
Повторение. Кислородсодержащие органические соединения. | |||||||
Повторение. Азотсодержащие органические соединения. (ИКТ) | Презентация «Урок-игра «Крестики-нолики» по курсу органической химии | ||||||
Повторение. ВМС | Коллекции волокон и пластмасс. | ||||||
Обобщение по курсу органической химии | |||||||
Итоговая тестовая работа | Итоговая тестовая работа |