Методология геохимии и биогеохимии
Современные геохимия и биогеохимия включают в себя ряд самостоятельных наук, в связи, с чем их следует рассматривать как систему наук, часть еще более крупной системы - системы геологических наук.
В основе методологии геохимии и биогеохимии лежат общие положения диалектического материализма, философии естествознания и науковедения. Приложение этих принципов к конкретным проблемам геохимии и биогеохимии и составляет ее собственную методологию.
Главная особенность методологии геохимии и биогеохимии, установленная В. И. Вернадским и А. Е. Ферсманом, - изучение геологических процессов на атомарном уровне, с точки зрения судьбы атома в данной системе. Поэтому основная задача геохимии и биогеохимии - изучение миграции атомов в земной коре и по возможности в Земле в целом. В результате миграции происходит концентрация элементов, в частности образование месторождений полезных ископаемых. Миграция приводит и к рассеянию элементов, уменьшению их содержания в данной системе. Изучение противоположных сторон миграции - концентрации и рассеяния химических элементов - и является одной из важных особенностей методологии геохимии и биогеохимии.
Учение о процессах концентрации - одна из теоретических основ науки о рудных месторождениях. Изучение рассеяния приобрело наибольшее значение при геохимических поисках полезных ископаемых, в борьбе с загрязнением окружающей среды.
Перельман предложил выделять четыре основных вида миграции химических элементов в соответствии с формами движения материи: 1) механическую, 2) физико-химическую, 3) биогенную (связанную с деятельностью живых организмов) и 4) техногенную (связанную с социальными процессами).
В первой половине XX столетия при анализе каждого процесса выяснялось, как изменяется вещество, т. е. как перемещаются химические элементы и как изменяется энергия, иными словами - изучение миграции велось на вещественно-энергетическом уровне, а в последние годы выявился третий аспект изучения миграции - информационный. Информация ныне трактуется как одно из фундаментальных научных понятий того же ранга, что и вещество, энергия, пространство, время.
Понятие информации распространяется не только на социальную область, но и на явления жизни (например, ядра клеток - хранители наследственной информации) и на неорганическую природу. Анализ биогеохимических процессов с информационных позиций приобретает большое значение.
Миграция происходит под влиянием большого числа противоречивых факторов, нередко носящих случайный характер. Таково, например, распределение химических элементов в гранитах и других изверженных породах. Это дает основание рассматривать процессы миграции как вероятностные и широко использовать при их изучении теорию вероятности и математическую статистику. В то же время многие явления миграции, особенно ведущие к концентрации элементов, являются детерминированными и при их количественном анализе необходимо использовать другой математический аппарат, например, дифференциальные уравнения. Правильнее будет сказать, что в любом процессе имеется как вероятностная, так и детерминированная составляющая, однако в одних случаях преобладает первая («вероятностные процессы»), а в других - вторая («детерминированные процессы»).
Совокупность сведений о процессах миграции рационально выделить в особый раздел геохимии - геохимию процессов миграции (геохимию процессов),который состоит из самостоятельных направлений - геохимии магматических, гидротермальных, гипергенных и других процессов.
Миграция может изучаться и в системном аспекте. Хорошо известно, что земная кора и Земля в целом резко неоднородны. Они расчленяются на системы различного ранга. Поэтому для методологии геохимии важное значение имеют системный подход и общая теория систем. К системам относятся и Земля в целом, и земная кора, гидросфера, атмосфера, артезианский бассейн, почва, кора выветривания и т. д. Характерная особенность систем заключается в наличии противоположных процессов, связывающих отдельные их части в единое целое.
Однако биогеохимия изучает не особые «геохимические системы», а те же системы, что и другие науки о Земле. Специфика геохимического подхода состоит в изучении систем на атомарном уровне. Эта задача составляет содержание второго крупного раздела нашей науки, который можно назвать геохимией систем. И в этом разделе обособились самостоятельные научные направления - биогеохимия океана, биогеохимия ландшафта, биогеохимия минералов и др.
При изучении систем, как и при изучении процессов, необходимо исследовать их вещество, энергетику, информацию. Информационный подход приобретает здесь особенно большое значение, так как с ним связаны такие чрезвычайно важные показатели, как сложность, упорядоченность, структурная устойчивость, самоорганизация, обратная связь, центр и др.
Одной из основных характеристик систем является структура, т. е. совокупность их составных частей и способ связи между ними. Связи можно классифицировать по среде, в которой они осуществляются (водные, воздушные, биотические и прочие), и по характеру взаимодействия между телами. В последнем случае различают прямые и обратные связи [1,2,8].
Прямая связьшироко распространена в системах земной коры, ее примером служит влияние солнечного излучения на процессы земной поверхности, состава сульфидных руд на формирование зоны окисления сульфидных месторождений (обратное влияние процессов окисления на формирование первичных руд, понятно, исключается), радиоактивного распада на концентрацию в земной коре свинца, аргона и других продуктов распада (последние не влияют на радиоактивность).
Глубокому анализу понятия «обратная связь», а главное его широкому использованию наука обязана кибернетике, которая под обратной связьюпонимает воздействие управляемого процесса на управляющий орган, или, влияние выходного сигнала системы на ее рабочие параметры.
Обратная связь положительна,когда результат процесса усиливает его и система удаляется от исходного состояния. Например, появление ледников увеличивает лучеиспускание с земной поверхности и способствует дальнейшему охлаждению, увеличению площади оледенения. Здесь часто действует экспоненциальный «закон лавины».
Обратная связь отрицательна, когда результат процесса ослабляет его и стабилизирует систему, восстанавливает ее исходное состояние. Так, в эпохи вулканизма в атмосферу выделяется огромное количество С02, благоприятствующего потеплению климата и улучшающего воздушное питание растений - фотосинтез. Это усиливает углеобразование и карбонатообразование в морях, приводит к изъятию значительной части избыточной С02 из атмосферы и восстановлению исходного состояния. Отрицательная обратная связь определяет явление саморегулирования:всякое отклонение от стационарного состояния вызывает такие процессы, которые возвращают систему в исходное состояние. В физической химии это положение обосновывается законами термодинамики и носит названиепринципа тормозящего противодействия Ле-Шателье. Общая теория систем распространяет его на любые системы, именуя «обобщенным принципом Ле-Шателье»:всякая система подвижного равновесия стремится измениться таким образом, чтобы эффект внешнего воздействия был минимальным».
Во многих системах можно выделить так называемый структурный центр,т. е. часть, определяющую своеобразие системы. Подобные системы именуются централизованными, например, солнечная система (центр - Солнце), разрушающиеся на земной поверхности рудные месторождения (центр - первичные руды), горнообогатительный комбинат (центр - управление ГОКа) и т. д. В земной коре существуют и нецентрализованные системы, а также бицентрические и полицентрические.С изучения центра должно начинаться исследование системы. Это одна из существенных особенностей методологии геохимии («принцип централизации»).
Следовательно, при изучении геохимии систем необходимо выявлять характерные для них прямые и обратные связи (положительные и отрицательные), анализировать явления саморегуляции, оценивать целостность, упорядоченность, централизацию и другие информационные показатели.
По уровню организации материи системы располагаются в ряд - от более простых к более сложным, причем критерием сложности являются формы движения материи. В результате системы, изучаемые в геохимии, разделяются на три основных типа.
1. Абиогенные системы, в которых протекают только процессы механической и физико-химической миграции. Это магматические очаги в земной коре и мантии, гидротермальные системы, многолетнемерзлые толщи пород, отдельные минералы и многие другие.
2. Биокосные системы, для которых характерны биогенная миграция, тесное взаимопроникновение живых организмов и неорганической («косной») материи. В этих системах развиваются явления механической и физико-химической миграции, но определяющее значение имеет биогенная миграция. Примерами биокосных систем служат почва, кора выветривания, природный ландшафт, мировой океан, река и т. д. Самая крупная биокосная система - биосфера, т. е. вся область, населенная живыми организмами. Она включает в себя тропосферу, мировой океан, ландшафты суши и верхнюю часть литосферы мощностью в сотни и тысячи метров.
3. Техногенные системыс ведущим значением техногенной миграции (хотя в них имеют место и все остальные виды миграции). К техногенным системам относятся промышленные предприятия, города, транспортные артерии, колхозы с закрепленной за ними землей.
В результате миграции в системах наблюдается закономерное изменение содержания химических элементов, формируется геохимическая зональность:система расчленяется на химически различные части - геохимические зоны, подзоны, горизонты и т. д. Зональность бывает разных порядков: от грандиозной вертикальной зональности Земли как планеты (металлическое ядро - силикатная кора) до зональности в пределах рудного месторождения, коры выветривания, почвы и еще более мелкой «микрозональности» в пределах отдельного минерала, конкреции и т. д. Различают латеральную (субгоризонтальную)зональность, примером которой может служить зональность осадков в водоеме в направлении от берега к его центру, зональность околорудного изменения пород в гидротермальных системах, широтные геохимические зоны на земной поверхности и т. д., и вертикальную зональность, связанную с изменением химического состава свойств в субвертикальном направлении (характерна для рудных жил коры выветривания, почв, илов, артезианских бассейнов, озер, морей, океанов и т. д.). Изучение геохимическое зональности - важная задача геохимии систем, один из ведущих методологических принципов этого раздела геохимии.
Помимо изучения отдельных процессов и систем существует и третий аспект геохимического исследования - это геохимия отдельных элементов,объектом исследования которое служит конкретный химический элемент, его миграция в разных процессах и системах. Данный раздел геохимии включает в себя несколько направлений: геохимию редких элементов, геохимию газов и др.
В былые геологические эпохи миграция протекала не так, как сейчас (большая роль вулканизма, иной состав атмосферы и гидросферы в докембрии и т. д.). Поэтому историзм является важнейшим методологическим принципом геохимии. Важность подобного подхода подчеркивали В. И. Вернадский и А. Е. Ферсман, а А.А. Сауков предложил выделить «историческую геохимию» в самостоятельный раздел науки. Историко-геохимический анализ необходим при изучении большинства проблем геохимии. Можно говорить об исторической геохимии определенных процессов (особенности миграции в прошлые эпохи), об исторической геохимии систем (геохимия океана в докембрии, геохимия древней коры выветривания и т. д.), исторической геохимии элементов (особенности миграции фосфора в нижнем палеозое, своеобразие геохимии калия в пермском периоде и т. д.). Иначе говоря, историзм - руководящий принцип геохимических исследований.
Не менее важно изучение пространственных геохимических закономерностей, которыми занимается региональная геохимия. Региональный аспект возникает при изучении любых процессов и систем, поэтому региональная геохимия является составной частью различных разделов и направлений геохимии. Это не исключает развития региональной геохимии как самостоятельного научного направления, занимающегося геохимическим изучением всех процессов и систем определенной части земной коры (геохимия материков, провинций, стран и т. д.) [1,2].
Огромное разнообразие процессов и систем, изучаемых геохимией, естественно выдвигает задачу их классификации. Большое значение приобрели геохимические классификации химических элементов, природных вод, рудных месторождений и т. д. Решение вопросов классификации связано с философским подходом и понятием о прерывности (дискретности) и непрерывности. Прерывность (дискретность) характерна для главных объектов изучения геохимии - атомов, химических элементов. Так, элемент может быть или кальцием, или натрием, и никакие промежуточные формы, переходные между Са и Na, невозможны. Систематика и классификация подобных объектов также имеет дискретный характер, и в этом случае принцип систематики вполне адекватен природе классифицируемого объекта. Именно в данной области классификация достигла наибольших успехов, примером чему служит периодическая система Д. И. Менделеева.
Однако для земной коры очень характерна и непрерывность - существование между объектами исследования постепенных плавных переходов. Примерами могут служить содержание Са и Na в плагиоклазах, рН и другие параметры вод (возможны любые значения, образующие непрерывный ряд), «типы» почв, горных пород, вод, ландшафтов и т. д., для которых характерны постепенные переходы в пространстве, промежуточные представители. Непрерывность также характерна для электрического, магнитного и других геофизических полей. Лучшее представление о распределении параметров данных полей дает их изображение с помощью изолиний. Иногда говорят и о «геохимическом поле». Геохимическое поле обычно получают при опробовании по определенной сетке какой-либо части пространства (планшета съемки и т. д.). В этом случае так же, как и при изучении геофизических полей, возможно проведение изолиний (содержания элементов в почвах, породах, водах, растениях и т.д.). Для систем с непрерывным распределением элементов использование дискретных понятий и терминов при классификации, т. е. выделение типов, классов, видов и т. д., содержит элемент условности. Лишь крайние члены непрерывного ряда могут быть отнесены к определенному таксону классификации (типу, классу ит. д.). Поэтому при изучении систем с непрерывным распределением признаков возникают затруднения с их классификацией – невозможностью отнесения к определенному виду, типу и т. д. Приходится выделять промежуточные единицы классификации, вводить условные границы (не вытекающие из природы явления). Так, при классификации природных вод по минерализации пресными считаются воды, содержащие до 1,0 г ионов на 1 кг воды, солоноватыми – 1-25 г и т. д. Следует подчеркнуть, что причина затруднений связана не с субъективным фактором - несовершенством классификации, а с объективной причиной - природой объектов, непрерывностью их распределения. Иначе говоря, принцип классификации, исходящий из существования дискретных единиц, здесь не адекватен природе классифицируемого объекта, для которого характерно непрерывное распределение.