Уроки совершенствования применения теоретических знаний и умений

Лекция 6

УРОК – ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Общие понятия

В современной школе применяют многообразные формы обучения - уроки, учебные экскурсии, консультации, дополнительные задания, домашнюю работу учащихся, зачеты, экзамены, факультативные (элективные) и внеурочные занятия. Однако из всех форм организации обучения первостепенное значение имеет урок.

Урок - основная организационная форма классно-урочной системы обучения. Особенность этой системы заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объединяются в постоянные учебные группы (классы); занятия проводятся преимущественно в специальных классах (химкабинетах). Учебный материал каждого предмета распределяется по классам с учетом возраста и подготовленности учащихся (химия с VIII по XI класс), а в каждом классе разбивается на отдельные порции - уроки, расположенные в определенной логической последовательности. Все ученики класса обучаются по одной программе.

Важнейшие характеристики урока следующие:

1. Каждый урок включается в расписание и регламентирован
временем и объемом программного учебного материала.

2. Урок - постоянная форма организации, обеспечивающая систематическое усвоение всеми обучаемыми программных знаний, умений и других компонентов содержания обучения.

3. Посещение уроков для всех учащихся обязательно.

Урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую в себя приобретение знаний учащимися, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, формирование отношений и т. д.

Классификация уроков

В основе классификации уроков применяются разные признаки:

а) Этапы учебного процесса. В соответствии с этим критерием, уроки делят на вводные, первичного ознакомления с материалом, формирования новых понятий, тренировочные, проверочные и др.

б) Основной способ проведения уроков: с разнообразными видами занятий, в виде лекций, или беседы, или самостоятельной работы, киноуроки и др.

в) Основная образовательная цель (или главная дидактическая задача): изучение нового материала, закрепление и повторение знаний и умений, контрольно-учетные и др. Эта классификация признана в теории и практике обучения как основная.

Некоторые авторы в основу классификации уроков берут два и более признаков, что значительно усложняет классификацию, делая ее менее определенной: урок-беседа, урок-упражнение, урок-лекция и т. д.

В дальнейшем мы будем придерживаться классификации на основе главной дидактической задачи урока.

Исходя из этого, можно выделить следующие типы уроков.

а) Уроки усвоения новых знаний и умений (изучение нового материала).

б) Уроки совершенствования и применения теоретических знаний и умений.

в) Уроки обобщения и систематизации знаний.

г) Контрольно-учетные уроки.

д) Комбинированные (смешанные) уроки.

е) Уроки «Практические работы».

Уроки усвоения новых знаний и умений (изучения нового материала)

Новый материал можно изучать также на уроках других типов (например, на комбинированном), но на уроках усвоения новых знаний и умений изучению нового отводят весь урок и по цели, по своему объему и по затрачиваемому на усвоение времени, оно занимает главное место.

Методы и средства изучения учебного материала различны: объяснение, рассказ, лекция, беседа, лабораторный опыт, учебник, программированное пособие, компьютер и т. д. Главная цель остается постоянной - учащиеся должны усвоить определенный объем учебной информации, приобрести необходимые умения. На уроках этого типа главное внимание учителя и учащихся направлено на изучение нового, что не исключает небольшие элементы проверки, закрепления и совершенст­вования знаний и умений.

Урок усвоения новых знаний и умений начинается с краткой вводной части (подготовка учащихся к восприятию новых знаний, заключающаяся в постановке познавательных задач, в ознакомлении с планом изложения; может быть проведена краткая вводная беседа, связывающая ранее изученный материал с темой урока). Основную часть урока занимает изучение (усвоение) новых знаний, формирование новых умений. В конце урока делают краткое обобщение. Учитель отвечает на вопросы учащихся и дает домашнее задание.

Уроки совершенствования применения теоретических знаний и умений

Главная дидактическая задача этих уроков - углубление, закрепление и совершенствование знаний химических законов, теорий, понятий, а также практических умений учащихся.

Уроки данного типа можно провести по плану.

1. Вводная часть. Постановка задач урока, подготовка учащихся к работе.

2. Краткое повторение теоретического материала (методом беседы или заслушиванием ответов учащихся или специально подготовленных сообщений по заданию учителя).

3. Самостоятельная работа учащихся. Выполнение заданий.

4. Проверка результатов самостоятельной работы (беседа).

5. Обобщение учителя по уроку. Анализ достижений учащихся. Выставление оценок за работу.

6. Задание на дом.

7. Организованное окончание урока.

На этих уроках необходимо совершенствовать практические умения: составлять химические формулы и уравнения, решать вычислительные и экспериментальные задачи, выполнять опыты и т.д.

Наши рекомендации