Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Методы обучения можно считать активными, если они возбуждают у учащихся «внутреннее» умственное напряжение, приводят их в деятельное состояние. Активность мышления характеризуется также проявлением устойчивого интереса к изучаемой теме, возникшей проблеме, задаче, направленностью внимания и мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и противопоставление, обобщение) на понимание изучаемого материала. Выделяют три уровня активности познавательной деятельности.
Репродуктивно-подражательная деятельность.
Степень самостоятельности ученика минимальна. Опыт деятельности ученика формируется через наставника. Например, учитель показывает, как решить данный тип расчетной задачи или, как собрать прибор и осуществить в нем реакцию. Ученики вслед за учителем повторяют решение или проводят опыт.
Поисково-исполнительская деятельность. Степень самостоятельности большая. Ученику нужно осознать задачу и самому отыскать пути ее выполнения. В качестве примера может быть самостоятельное решение любой готовой расчетной или экспериментальной задачи.
Творческая деятельность. Степень самостоятельности ученика и активность наибольшие. Задачу ставит сам ученик и затем определяет путь ее решения. Например, учащимся предлагают осуществить синтез одного из органических соединений. Известны исходные данные и конечный результат. Чтобы получить конечный результат, ученик должен сформулировать для себя ряд задач и решить их: каким будет путь синтеза, как сконструировать прибор. Затем практически осуществить этот синтез, применив оригинальный способ.
Приемы активизации деятельности учащихся осуществляются через мотивацию деятельности ученика к изучению предмета. Мотивы могут быть самыми различными. Для учителя наиболее действенным и реальным является возбуждение у ученика интереса к предмету, что достигается различными приемами и методами:
1. Проблемное изложение материала. В лекции, рассказе, объяснении можно ставить познавательные задачи, вопросы, которые вызовут учащихся на дискуссию или раскроют сущность научной проблемы, покажут борьбу научных идей.
2. Интересное, живое, эмоциональное изложение, включающее занимательные факты и подчеркивающие значение химии в жизни общества.
3. Сочетание словесных методов с химическими опытами, различными средствами наглядности, таблицами, моделями, коллекциями, а также разумное применение новых информационных педагогических технологий.
4. Интерес ученика к предмету часто формируется под влиянием личности учителя, егонаучных и педагогических знаний, умений и навыков.
Планирование учебной работы
Важное звено в подготовке урока - планирование учебного материала. Планирование - творческая деятельность учителя, состоящая из разработки годового тематического планов, а также планов и конспектов отдельных уроков.
Годовой тематический план.
Годовой тематический календарный план охватывает весь учебный материал по курсу с учетом распределения его времени. В годовом плане намечаются общие задачи обучения химии в школе, предусматривается вся совокупность учебной работы в системе с учетом особенностей класса и уровня подготовки учащихся, определяется место учебных экскурсий, примерное направление внеклассной работы, участие школьников в трудовой практике, в оборудовании кабинета химии. В годовом плане отражено тематическое планирование - это разработка планов изучения программных тем. Материал курса разбивается на отдельные темы и уроки, особо выделяются приактические, контрольно-учетные, уроки обобщения и систематизации знаний.
Основными пунктами тематического плана являются: а) номер урока; б) тема урока; в) основные цели урока; г) эксперимент, решение задач, наглядность; д) внутрикурсовые, межкурсовые и межпредметные связи; е) домашнее задание.
Форма тематического плана устанавливается школой. Работа над составлением плана идет в следующей последовательности:
1. Ознакомление с учебной программой.
2. Ознакомление с содержанием учебника.
3. Подбор и просмотр дополнительной литературы.
4. Осмысление связей материала темы с другими темами курса и с другими предметами.
5. Разбивка каждой темы на уроки.
6. Выделение в плане практических занятий, контрольных работ, уроков обобщения и систематизации знаний, экскурсий.
7. Составление перечня учебно-наглядных пособий к теме.
8. Текстовое оформление плана.
Примерные тематические планы периодически публикуются в журнале «Химия в школе» и в авторских учебно-методических комплектах. Годовой тематический план должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Годовой план визируется заместителем директора по учебной части и утверждается директором школы.
План-конспект урока учителя.
Форма плана урока составляется по усмотрению учителя. Независимо от выбранной формы записи в плане необходимо отразить: а) тему урока; б) цели урока и перечень средств обучения; в) вопросы, которые будут предложены учащимся; г) тексты или номера задач заданий, упражнений для проверки или закрепления знаний и умений; д) тезисное содержание нового материала по пунктам (вопросам); е) даты, константы, термины, определения, формулы, уравнения реакций, фамилии ученых - все то, что учитель не надеется удержать в памяти; ж) перечень химических опытов или иной наглядности с указанием их места на уроке; з) содержание домашнего задания.
Конспект урока — наиболее подробное и полное изложение урока. Конспекты составляются студентами педагогических вузов на практике в школе, начинающими учителями, а также во время подготовки открытых уроков, при проведении экспериментальной работы по методике обучения предмету, в случае введения новых программ. В конспекте должен быть изложен весь учебно-воспитательный процесс, осуществляемый на уроке (прогнозируемый по минутам): организация класса, постановка задач, вопросы учителя и предполагаемые ответы учащихся (при постановке проблемных вопросов), тексты задач с решениями, содержание нового материала, подробное описание химических опытов, содержание самостоятельной работы учащихся и способы ее организации.
В конспекте отражается, весь ход урока, деятельность учителя (что записывается на доске, какие указания даются ученикам и т.д.) и учащихся. Чтобы конспектом было удобно пользоваться, рекомендуется при его написании оставлять широкие поля, на которые следует выносить различные замечания по ходу урока (отмечать длительность отдельных элементов урока, даты, термины, константы и т.д.). Полезно при написании конспекта пользоваться цветными фломастерами, маркерами или ручками (например, красным цветом выделять вопросы, которые будут задавать учащимся по ходу урока; зеленым – записи на доске). В Приложении даны образцы конспектов уроков для студентов.