Организация занятий по обучению игре на инструментах
Обучение детей игре на музыкальных инструментах - дело очень сложное, и успеха в нем можно достичь только при совместной работе музыкального руководителя и воспитателя. Помощь воспитателя музыкальному руководителю состоит в том, что он организует детей, сам помогает обучать детей игре, предварительно выучив репертуар и согласовав методику. Воспитатель вносит в группу обычно два металлофона - для себя и детей. (Большое количество звучащих в группе металлофонов утомляет слух детей и зачастую мешает воспроизведению мелодий.) Воспитатель может проводить индивидуальное обучение игре на металлофоне не только в помещении, но и на прогулке в теплое время года.
В «От рождения до школы» указано, что уже детей средней группы обучают игре на металлофоне простейших мелодий, построенных на 1-2 звуках, воспитывают у них интерес к музицированию.
Для этого в группе организуются музыкальные уголки, в которых находятся различные музыкальные игрушки, в том числе металлофон. Воспитатель привлекает внимание детей к звучанию металлофона, предлагает самим попробовать поиграть на нем, поправляет их, подбадривает.
В старшей группе дети уже должны играть на металлофоне несложные мелодии. Например, русскую народную песню «Андрей-воробей», песню Е. Тиличеевой «Небо синее». Они учатся играть по одному и небольшими группами.
В подготовительной к школе группе задача усложняется - дети учатся играть несложные мелодии на различных музыкальных инструментах (металлофоне, гармонике, цитре и др.), причем в ансамбле и оркестре.
В старшей и подготовительной к школе группах воспитатель помогает каждому ребенку индивидуально в процессе обучения, организует самостоятельные занятия детей. (Например, поправляет Валю, которая неверно держит молоточек, напоминает Вове, чтоон давно не играл, просит Розу помочь Коле выучить новую песню.) Музыкальный руководитель помогает воспитателю разучить новую мелодию, подсказывает, на кого из детей надо обратить особое внимание, а кто сам справится и другому поможет.
Формы работы музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах различны. Это и индивидуальное обучение, и занятия с ансамблем, оркестром. Начинается обучение в средней группе со второй половины года с самого доступного инструмента - металлофона.
Индивидуальное обучение проводить значительно легче, чем коллективное, где требуется согласованность действий. Индивидуальные занятия с детьми назначаются обычно утром до завтрака или во второй половине дня. Занятие с каждым ребенком длится 7-10 минут. Занятия с ансамблем, оркестром проводятся во второй половине дня раз в неделю, по мере надобности чаще или реже. Продолжительность занятий 25-30 минут в зависимости от репертуapa и степени подготовленности детей. Если в средней и старшей группах детей обучают игре на металлофоне, то в подготовительной - игре в ансамбле, оркестре на различных музыкальных инструментах, разумеется, по желанию того или иного ребенка, так как программой рекомендуется обучение всех детей игре на металлофоне и ударных инструментах.
Если дети музыкально продвинуты, ансамбль можно организовать и в старшей группе к концу года, а летом начать обучение на разных музыкальных инструментах.
Для удобного расположения инструментов следует использовать специальные подставки.
Обычно занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей: 1-я часть - разучивание мелодии произведения под руководством педагога; 2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Можно выделить время и для творческих заданий.
Прежде, чем начать обучение игре на музыкальных инструментах, необходимо познакомить детей с ними - рассмотреть их, нажать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии.
Для игры в ансамбле обычно привлекается не более десяти детей. Во избежание монотонности звучания не следует всем участникам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество вступающих в игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами выразительности музыкального произведения.
Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов в едином тоне. В начале работы исполняемое произведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям.
Возможны два варианта расположения инструментов в оркестре:
1. В первом ряду располагаются играющие на цитрах. Позади них в шахматном порядке - играющие на металлофонах, а в следующем ряду располагаются играющие на аккордеонах и инструментах ударной и духовой группы.
2. Играющие располагаются в шахматном порядке по группам инструментов. Например, в первом и втором ряду слева - металлофоны, в первом и втором ряду справа - цитры. Посередине можно расположить ксилофоны. В третьем ряду слева - аккордеоны и гармонику. Справа - группу ударных инструментов.
При выборе репертуара для оркестра необходимо руководствоваться следующими правилами:
¨ выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; тогда они играют не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение;
¨ учитывать строение мелодии; ее звуки должны располагаться близко друг от друга, так как большие интервалы трудны для детского исполнения. Примерами таких мелодий являются: «Корова», музыка М. Раухвергера; «Елка», музыка Т. Попатенко; русские народные мелодии «Во саду ли, в огороде», «На зеленом лугу», белорусская народная мелодия «Савка и Гришка» и др.
Работа с детьми по обучению их игре в оркестре проводится по трем направлениям:
1. Разучивание музыкального произведения и игра на инструментах под руководством педагога;
2. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведений по слуху;
3. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах (простейших песен на заданный текст, маршей, колыбельных, плясовых).
Как только ребенок овладевает каким-либо инструментом, он начинает пробовать подбирать по слуху все, что он знает, что когда-нибудь слышал: это и произведения, разучиваемые в детском саду, и произведения, услышанные в передаче по телевизору, радио, просто от взрослых. Но все произведение с начала до конца он еще не может подобрать, и если ему не помогут взрослые, то интерес к этой увлекательной и очень полезной деятельности пропадает.
Через некоторое время, после того, как ребенок начал подбирать по слуху, ему можно предложить и сочинять - «быть композитором», «сочинять музыку для своих игрушек». Например, досочинить песню: «Сначала получилось, а дальше - никак. Танечка, помоги, пожалуйста, может вместе у нас получится...?» Ребенок пробует, взрослый ему помогает. Через некоторое время ребенок уже может с помощью взрослого сочинить всю мелодию на заданный текст.
Значительно сложнее сочинять мелодию без текста в заданном жанре. Педагог предлагает: «Сочини колыбельную для куклы, марш для оловянных солдатиков, пляску для своих любимых игрушек». Но и с этим заданием дети отлично справляются, если рядом находится взрослый, с которым можно посоветоваться.