Понятийно-терминологическая карта

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические указания являются частью методического обеспечения лабораторных занятий по дисциплине "Методика обучения химии".

Издание построено по тематическому принципу. Указания к освоению каждой темы изложены в едином стиле. В структуре каждой темы представлены: цели ее изучения (в виде требований к знаниям и умениям студентов), задания для подготовки к занятию, источники литературы, блок заданий для самостоятельного выполнения, в том числе экспериментальная часть. Значительную помощь в подготовке к занятиям и их проведении должны оказать представленные в издании приложения. При освоении некоторых тем студентам рекомендуется подготовить сообщения по определенной тематике.

В первой части методических указаний представлены общие вопросы методики обучения химии и некоторые вопросы частной методики, а именно: методика изучения важнейших теоретических концепций курса химии средней школы.

В содержании методических указаний нашли отражение современные нормативные документы, призванные регламентировать общественные отношения в сфере образования и стандартизировать требования к его результатам (Закон РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ и стандарты второго поколения).

Предложенные задания для самостоятельного выполнения являются избыточными. Не обязательно, чтобы каждый студент выполнил все задания. Но в группе все задания по возможности должны быть обсуждены. Избыточность заданий также позволяет преподавателю более детально прорабатывать те вопросы, которые у студентов вызывают наибольшие затруднения.

На освоение тем отводится различное число часов. Они не указаны, что дает возможность преподавателю варьировать в пределах общего числа часов, отведенных на изучение курса.

В процессе освоения дисциплины студентам рекомендуется изготавливать дидактические материалы (карточки) по каждому типу расчетных задач, а также по каждому химическому опыту (демонстрационному, лабораторному).

Самостоятельную работу по проведению методического анализа химических опытов, предусмотренных современными программами по химии для средней школы, студенты осуществляют систематически после каждого лабораторного занятия, где обсуждается методика и отрабатывается техника постановки эксперимента по теме. Обобщенный анализ познавательных возможностей программных опытов по теме целесообразно проводить по определённому плану:

1) Название опыта.

2) Место опыта в школьном курсе химии (класс, тема, раздел, где предполагается использование – на уроках или во внеклассной работе, форма постановки опыта).

3) Схемы приборов или стадий опыта, рисунок установки.

4) Перечень оборудования и реактивов, приёмы приготовления специальных препаратов для данного опыта, необходимые расчёты.

5) Описание техники и результатов опыта (этапы выполнения операций, наблюдения, объяснения; возможность использования технических средств обучения при постановке опыта или при объяснении сущности наблюдаемого процесса).

6) Правила техники безопасности при выполнении данного опыта.

7) Условия удачи опыта, возможные неполадки, пути их устранения, уборка рабочего места.

8) Указание на литературные источники, в которых имеется описание данного опыта.

Освоение каждой темы заканчивается индивидуальным отчетом студента в виде демонстрации преподавателю комплекта выполненных заданий, показа накопленных методических материалов (методической копилки, портфолио).

Тема 1. Методика обучения химии как наука и учебный предмет. Содержание и построение школьного курса химии.

Изучив тему, вы должны

ЗНАТЬ:

· как шло становление и развитие методики обучения химии;

· как шло становление учебного предмета химия в отечественной школе;

· основные компоненты содержания учебного предмета;

· структуру современного предметного содержания в виде набора дидактических единиц;

· классификации курсов химии;

· содержание и построение различных курсов химии.

УМЕТЬ:

· характеризовать вклад отечественных и зарубежных ученых в теорию и практику химического образования;

· анализировать и обосновывать содержание школьного курса химии в целом и отдельных его тем;

· определять наличие конкретных дидактических единиц и основных видов содержания;

· определять и обосновывать тип построения курса.

Задания для подготовки к занятию (входной контроль):

1) Становление и развитие методики обучения химии (МОХ) как науки.

2) Цели и задачи школьного курса химии.

3) Отбор содержания для школьного курса химии; его построение.

4) Ведущие идеи школьного курса химии.

5) Основные дидактические единицы в школьном курсе химии.

6) Классификация курсов химии, используемых в школе.

Литература:

1. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе.- М.: Владос, 2000, с. 12-37.

Подготовка сообщения: "В.Н. Верховский, его жизнь и деятельность. Вклад в МОХ".

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Опишите, как шло становление и развитие МОХ. Охарактеризуйте вклад в МОХ нашего земляка В.Н. Верховского.

2. Опишите историю становления химии как самостоятельного учебного предмета и историю развития содержания школьного курса химии.

3. Познакомьтесь с понятийно-терминологической картой по теме "Химическое образование как дидактическая система" (Приложение 1). Какие группы компонентов принято выделять в педагогической системе? Какие структурные и функциональные компоненты отражены в дидактической модели процесса обучения химии? Охарактеризуйте важность целевого компонента.

4. Перечислите и раскройте дидактические требования к содержанию школьного предмета химии.

5. Назовите основные компоненты содержания учебного предмета химии; перечислите набор дидактических единиц, составляющих структуру курса, покажите взаимосвязь между ними.

6. Приведите примеры формулировок образовательных целей уроков.

Приложение 1

Понятийно-терминологическая карта

по теме

«Химическое образование как дидактическая система»

Система – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Педагогическая система – направлена на выполнение образовательных функций (обучение, воспитание и развитие учащихся).

Дидактическая система – реализует образовательную функцию в определенной предметной области.

Система химического образования – реализует триединую функцию при обучении химии.

Химическое образование – процесс и результат усвоения систематизированных научных знаний (о химических объектах окружающего мира), предметных умений и ценностных отношений.

Таблица 1

Наши рекомендации