Механизм действия гормонов
БЕЛКОВО-ПЕПТИДНЫЕ ГОРМОНЫ
Задача №1. В чем биологический смысл того, что межклеточные регуляторы действуют не прямо, а включают механизмы внутриклеточной регуляции? Почему для регуляции требуются небольшие концентрации регуляторов? Какие преимущества создает синтез гормонов в виде прогормонов и препрогормонов?
Задача №2. Почему Но-шпа снимает мышечный спазм? Для ответа опишите механизм действия гормонов через посредников.
Задача №3. Напишите схему регуляции выработки периферических гормонов через гипоталамус-гипофиз, используя ее, ответьте на следующие вопросы:
а) что такое прямая связь? Какое значение она имеет в регуляции?
б) что такое обратная связь? Виды обратных связей. Какое значение в регуляции они имеют?
в) к чему приведет поломка отрицательной обратной связи?
г) назовите причины усиления выработки периферических гормонов.
Задача №4. Почему снижение выработки соматостатина приводит к акромегалии? Для ответа вспомните: а) что такое акромегалия; б) где вырабатывается соматостатин; в) какое значение в регуляции он имеет?
Задача №5. Одним из осложнений акромегалии является сахарный диабет. Почему он возникает?
Задача №6. Ребенок отставал в росте от своих сверстников. Какие биохимические исследования необходимо провести, чтобы выяснить причины этого состояния?
Задача №7. Объясните, почему усиление секреции глюкагона может привести к истощению запасов инсулина?
Задача №8. Объясните, почему при введении глюкагона гипергликемия возникает быстро и длится недолго, а при введении кортизола она развивается через несколько часов и долго сохраняется.
Задача №9. Введение глюкагона вызывает увеличение количества фосфорилированной формы липазы жировой ткани. Опишите механизм фосфорилирования липазы. Как это отразится на концентрации жирных кислот в сыворотке крови?
Задача №10. Многие пептидные гормоны образуются из больших по величине пептидов в ходе протеолиза, протекающего иногда в два и более этапа. В чем могут заключаться преимущества такого пути образования гормонов для организма?
ИНСУЛИН. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
Задача №1. В клинику поступил больной с запахом ацетона изо рта? Какую патологию у него можно предположить? Какие биохимические анализы необходимо сделать?
Задача №2. Два больных сахарным диабетом в бессознательном состоянии доставлены в клинику. После инъекции глюкозы один их них пришел в сознание, другой остался без сознания. Каковы причины этих состояний?
Задача №3. Почему инсулин назначают больным сахарным диабетом в виде инъекций, а не в виде таблеток?
Задача №4. На приеме у врача больные сахарным диабетом. Один пациент пожилого возраста страдает ожирением, у другого – молодого вес тела существенно ниже нормы. Объясните, чем отличается направленность липидного обмена у этих больных?
Задача №5. У пациента в крови и моче резко повышено содержание ацетоацетата и β-гидроксибутирата. Где в организме образуются эти вещества? Какое значение они имеют? Что может быть причиной резкого повышения? Какие дополнительные биохимические исследования необходимо назначить для уточнения причины данного состояния?
Задача №6. У пациента опухоль поджелудочной железы. При этом повышен синтез инсулина и наблюдаются симптомы: дрожь, слабость и утомляемость, потливость, постоянное чувство голода. Как влияет избыток инсулина на обмен веществ? Почему развиваются вышеназванные симптомы? Почему это может привести к нарушению мозговой деятельности?
Задача №7. Больному сахарным диабетом назначены инъекции инсулина, но положительного эффекта не было, и концентрация глюкозы в крови оставалась высокой. Какой тип сахарного диабета можно предположить у больного? Ответ обоснуйте.
Задача №8. Существует выражение: «сахарный диабет – это голод среди изобилия». Объясните это выражение.
ГОРМОНЫ, ПРОИЗВОДНЫЕ АМИНОКИСЛОТ.
ЛИПИДНЫЕ ГОРМОНЫ
Задача №1. У двух больных с клиническими проявлениями тиреотоксикоза с помощью радиоиммуного анализа выявлены следующие сдвиги в концентрации гормонов:
Т3 и Т4 | ТТГ | Тиреолиберин | |
Больной «А» | выше нормы | выше нормы | ниже нормы |
Больной «Б» | выше нормы | ниже нормы | ниже нормы |
Какое можно сделать заключение о локализации патологического процесса?
Задача №2. Объясните, почему при гипофизарной карликовости наблюдается склонность к гипогликемическому состоянию, а при гигантизме и акромегалии толерантность к сахарной нагрузке, как правило, снижена?
Задача №3. Одним из перспективных путей разработки лекарственных препаратов для лечения атеросклероза признается синтез аналогов тиреоидных гормонов. Почему? Что мешает использовать для этих целей тироксин или трийодтиронин?
Задача №4. Что такое кретинизм и гипофизарная карликовость? Опишите сходство и различия между этими патологиями. Какова биохимическая причины основных симптомов при данных патологиях? Можно ли предотвратить развитие этих патологий?
Задача №5. Почему при приступах бронхиальной астмы нельзя часто использовать препараты, стимулирующие β-адренорецепторы? Что необходимо назначить, если прием этих средств не предупреждает развития астматического статуса?
Задача №6. При обследовании ребенка 5 лет отмечено значительное отставание умственного развития и роста. Ребенок мало активен. В крови повышено содержание холестерина. Основной обмен снижен. С нарушением каких гормонов можно связать выше названные изменения?
Задача №7. Дофамин ингибирует секрецию пролактина. Дайте характеристику дофамину и пролактину. К чему может привести недостаток дофамина?
Задача №8. Катехоламины и йодтиронины увеличивают потребление кислорода (калоригенный эффект). Но калоригенный эффект катехоламинов проявляется уже через несколько минут после введения гормона. Йодтиронины нужно вводить в организм в течение нескольких дней, чтобы получить аналогичный эффект. Объясните биохимическую сторону этих различий.
Задача №9. Изменится ли интенсивность синтеза АКТГ и кортикостероидов у больного, которому с лечебной целью вводят глюкокортикостероиды?
Задача №10. При обследовании больных с явлениями гиперкортицизма используют функциональную пробу с нагрузкой дексаметазоном (дексаметазон – структурный аналог кортизола). Как изменится концентрация 17-кетостероидов в моче пациентов после введения дексаметазона, если причиной является:
а) гиперпродукция кортикотропина;
б) гормонально-активная опухоль надпочечников.
10. ВОДНО-МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН
Задача №1. У ребенка, недавно оперированного по поводу зоба, уровень Са2+ в крови – 1,25 ммоль/л, судороги. В чем вероятная причина снижения уровня Са2+ в крови и появления судорог? Какие функции обеспечивают ионы кальция? Какова нормальная концентрация этих ионов в крови ребёнка и взрослого человека? Как поддерживается нормальный уровень кальция в плазме крови?
Задача №2. В клинику поступил ребенок с гипертонией и отеками. Содержание Na+ в крови – 170 ммоль/л, К+ - 2 ммоль/л. За сутки выделяется натрия 0,5 г, калия – 4 г. Назовите причины данных симптомов и вероятные методы лечения. Какие функции выполняют ионы калия в организме? Как будет проявляться недостаточность этих ионов? Как осуществляется поддержание нормального уровня натрия и калия в плазме крови?
Задача №3. О недостаточности каких гормонов может свидетельствовать обнаружение у больного устойчивого повышения экскреции ионов натрия и хлора? Какие функции выполняют эти ионы? Как распределяются они между клетками и плазмой? Как будет проявляться недостаточность этих ионов или их избыточность?
Задача №4. Суточный объем мочи 4,5 л, относительная плотность 1004 (норма 1020). Глюкоза в моче не обнаружена, кетоновые тела отсутствуют. Какому заболеванию могут соответствовать результаты анализов? Обоснуйте ответ, для этого:
а) назовите гормон, синтез и секреция которого нарушены в этом случае;
б) опишите механизмы действия этого гормона на клетки-мишени.
Задача №5. У больного при обследовании обнаружены гипертензия, пониженная концентрация калия в крови. Активность ренина снижена, уровень альдостерона в плазме крови выше нормы. При компьютерной томографии обнаружили опухоль левого надпочечника. Можно ли больному рекомендовать для лечения гипертонии препараты – ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ)?
Задача №6. У двух больных суточный диурез увеличен до 10—15 л. В чем вероятная причина такого увеличения диуреза? С помощью каких анализов можно различить этих больных, если увеличение диуреза является следствием разных причин?
Задача №7. Капотен и энам ингибируют ангиотензинпревращающий фермент (АПФ). Объясните механизм их гипотензивного действия. Для этого:
1) приведите схему образования и действия ангиотензина-II;
2) перечислите эффекты ангиотензина-II;
3) укажите роль АПФ.
Задача №8. Что такое гиперпаратиреоидизм? При этой патологии у больных отмечают мышечную слабость, остеопороз и деформацию костей, образование камней в почках. Объясните причины этих симптомов.