Pilocarpini hydrocloridum.
лекционного открытого занятия по фармацевтической химии .
Тема: «Гетероциклические соединения».
«Производные имидазола».
Разработана преподавателем
Гордеевой В. Ф.
Рассмотрена и утверждена на
заседании ЦМК химических
дисциплин
Протокол № _____ от _______
Председатель ЦМК
Александрова Л.А._________
г. Ульяновск
г.
Методическая разработка лекционного открытого занятия по фармацевтической химии для преподавателя.
Тема: «Гетероциклические соединения».
«Производные имидазола».
Цели занятия:
В соответствии с требованиями ГОС по специальности 0405 «Фармация».
1. Учебные:
- Иметь представления о контрольно-разрешительной системе качества лекарственных средств и форм;
- Знать классификацию и основные характеристики лекарственных средств;
- Знать основы фармацевтического анализа;
- Знать внутриаптечный контроль лекарственных средств, изготовляемых в аптеках;
- Уметь проверять простейшими методами качество лекарственных форм в соответствии с действующей нормативно – технической документацией;
- Обеспечить усвоение материала студентами по данной теме.
Познакомить с химическими структурами пилокарпина г/хл и дибазола, нахождением в природе, методами выделения из растительного сырья, способом синтеза дибазола, физическими и химическими свойствами, методами анализа, условиями хранения, физиологическим действием на организм.
2. Развивающие:
Развивать у студентов познавательный интерес к изучаемой теме,
логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать с ранее изученным
материалом.
3. Воспитательные:
Воспитывать профессиональную ответственность за качество лекарственных средств.
Правовое – применяя приказ №214 и №305.
Нравственное, патриотическое – указывается на роль отечественных ученых в синтезе лекарственных средств.
Время занятия – 90 минут.
Тип занятия – усвоение новых знаний.
Вид занятия – лекция-беседа.
Метод обучения – объяснительно – иллюстративный с элементами проблемного обучения.
Прием работы преподавателя:
Мотивация, актуализация, объяснение с использованием ТСО (мультимедиа).
Создание проблемной ситуации во время изложения нового материала, обобщение.
Прием работы студентов:
Восприятие материала, констатирование, наблюдение, участие в беседе, разрешение проблемы, обобщение.
Интеграция с предметами:
1. Фармакогнозией: «Алкалоидосодержащие растения».
2. Органической химией: «Гетероциклы».
3. Аналитической химией: «Качественные реакции на анионы 2 –ой аналитической группы, методы осаждения».
4. ОЭФ: Приказы №№214, 305.
5. Фарм.технологией. «Приготовление лекарственных форм, содержащих ядовитые, сильнодействующие вещества».
6. Фармакологией: «Спазмолитические средства».
Внутрипредметная связь с темами:
«Лекарственные средства элементов VII, VI групп п.с. Д. И. Менделеева».
ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент – 1 мин.
Поверка внешнего вида студентов, второй обуви, отметка отсутствующих.
2. Знакомство с целями занятия – 1 мин.
3. Мотивация занятия – 2 мин.
Лекарственные средства, в состав структуры молекулы которых входит имидазоловый гетероцикл имеют большое значение для медицины.
Ценнейший алкалоид пилокарпин, который в медицине применяется в виде соли хлороводородной кислоты как антиглаукомное средство (понижает внутриглазное давление). В настоящее время больных глаукомой очень много, почти каждый второй в пожилом возрасте и даже в среднем возрасте, т.е. болезнь молодая.
Дибазол – спазмолитическое, сосудорасширяющее средство – он является синтетическим аналогом алкалоида папаверина гидрохлорида и применяется часто при гипертонии, коронарной недостаточности, при спазмах желудка и кишечника, а в последнее время для повышения иммунитета при гриппе. Спросить у студентов – много ли больных с повышенным давлением? Используют ли они дибазол для профилактики гриппа?
4. Дать характеристику гетероциклу имидазола.
5. Изложение нового материала (лекция).
ЛЕКЦИЯ №10.
ПРОИЗВОДНЫЕ ИМИДАЗОЛА
PILOCARPINI HYDROCLORIDUM.
ПИЛОКАРПИНА ГИДРОХЛОРИД.
H5C2 CH2 N – CH3
· HCl
О О N
метиленовая
группа