Структурно-содержательный тест для повторения и задания. 7.1. Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека в глобальном масштабе опирается на двухстороннее взаимодействие антропного принципа (1)
К разделу 7
7.1. Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека в глобальном масштабе опирается на двухстороннее взаимодействие антропного принципа (1) и принципа глобального эволюционизма (2). Поставьте в соответствие данным принципам их краткие характеристики, приведенные ниже.
А. Даже незначительное отклонение значения любой из фундаментальных (мировых) констант приводит к невозможности появления во Вселенной высокоупорядоченных структур, в том числе, и человека.
Б. Распространяет развитие на все сферы бытия, устанавливая связь между неживой, живой и социальной материей. Принцип, провозглашающий единство эволюционирующего Космоса.
7.2. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания включает в себя «понятийную сетку» истинного предназначения ноосферы – коэволюции человека и биосферы, а также синергетики как совокупности наук о взаимопроникновении Порядка и Хаоса и изучении общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых неравновесных системах. Основным идеям синергетики в рамках предложенного Г. Хакеном понимания термина «синергетика» (1) и включенных в нее неравновесной термодинамики диссипативных систем (2) И. Пригожина и нелинейной динамики (3) поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные ниже.
А. Обозначает «коллективное действие» и акцентирует внимание на кооперативности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Декларирует идею сотрудничества различных дисциплин (наук) в рамках совершающегося в естествознании и в общем научном познании глобального эволюционного синтеза.
Б. Неустойчивость и неравновесность определяют развитие систем, т.е. последние непрестанно флуктуируют. В особой точке бифуркации (критическое состояние) флуктуации достигают такой силы, что организация системы разрушается. Разрешением кризисной ситуации является быстрый переход диссипативной системы на новый, более высокий уровень упорядоченности, который получил название диссипативной структуры. Это и есть акт самоорганизации системы.
В. Эволюция большинства систем носит нелинейный характер, т.е. для такого типа систем всегда существует несколько возможных вариантов развития. Возникновение структур нарастающей сложности в рамках нелинейной динамики не случайность, а закономерность. Необратимость, неопределенность и нелинейность встроены в механизм эволюции.
7.3. Научное направление под названием синергетика…
А. …рассматривает пути выхода цивилизации их энергетического кризиса.
Б. …то же самое, что биологический эволюционизм.
В. …сформировалось во второй половине ХХ в.
Г. …рассматривает общие закономерности самоорганизации в живой и неживой природе.
7.4. Самоорганизация в системе возможна только в том случае, если система…
А. …изолирована. Б. …неравновесна. В. …нелинейна. Г. …линейна.
7.5. В теории самоорганизации существует понятие о точке бифуркации. В точке бифуркации…
А. …плавно осуществляется переход в новое устойчивое состояние.
Б. …система пребывает в критическом состоянии, переход из которого осуществляется скачком.
В. …неоднозначен выбор пути дальнейшего развития.
Г. …у системы есть единственный выбор дальнейшего пути развития.
7.6. Среди указанных ниже направлений развития цивилизации отберите направления, характерные для информационно-образовательной цивилизации.
А. Среди трудовых навыков умение обрабатывать информацию становится первостепенным. Повышается значимость фундаментального образования.
Б. Среди трудовых навыков важную роль играет специализированное знание, умение выполнять определенную операцию в трудовом конвейере.
В. Формируется целостная культура человеческого общества в рамках триады: «целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности» как перспектива духовного совершенствования человечества.
Г. Профориентированное обучение создает техносферу, которая, создавая «комфортные условия» одному виду “homo sapiens”, губит всё живое.
Д. Возрастает роль интеллекта человеческой цивилизации на основе непрерывного образования и самообразования интеллектуальной культуры разумной личности.
Ответы к тестам.
1.1. 1В, 2А, 3Д, 4Б, 5Г; 1.2. 1А, 2В, 3Д, 4Г, 5Б;1.3. 1А, 2В, 3Д, 4Г, 5Б;1.4. А, Б; 1.5. 1А, В, Г, З, И, К, О, П, Р; 2Б, Д, Е, Ж, Л, М, Н, С;1.6.1З, 2Б, 3А, 4В, 5Г, 6Ж, 7Е, 8Д; 1.7. 1А, 2Б; 1.8. А, В, Б, Г; 1.9. 1В, 2А, 3Г, 4Б, 5Д, 6Е;1.10. 1А, В, Д, Ж; 2Б, Г, Е, Ж;1.11. 1А, Б, Д, Е; 2В, Г, Ж, З, И, К, Л; 1.12. 1А, Б, Г, Е; 2В, Д, Ж, З, И; 1.13.1Б, 2А, 3В; 1.14. 1А, 2Г, 3В, 4Б, 5Д; 1.15.1А, Б; 2В, Г, Д; 1.16. 1А, 2Б, В, Г; 1.17. 1А, 2В, 3Б, 4Г;1.18. 1Б, 2А, 3Г, 4В, 5Д, 6Е,7Ж;1.19. 1Б, 2В, 3А;1.20. 1А, Г, З; 2Б, Д, Е; 3в, Ж;1.21. 1а, 2б; 1.22. 1Б, 2А, 3В; 2.1. 1Г, 2Б, ЗВ, 4А; 2.2. 1В, 2Б, 3А, 4Г; 2.3. 1Б, 2А, 3Д, 4Г, 5В; 2.4. 1(А-Г-Д-Б-Н); 2(Л-Е-Ж-М); 3(З-И-К-В); 2.5. 1В, 2А, 3Б, 4Г; 2.6. 1А, Б, Г, Е, Ж, З, М; 2Д,Н; 3В,И,К,Л; 2.7. 1А, 2Г,Б; 3В,Д; 2.8. 1Г, 2А, 3Б, 4В; 2.9. 1Б, 2А, 3В; 2.10. 1Б, 2А, 3В; 2.11. 1А, Б, Г; 2В, Д, Е; 2.12.1Б, 2А; 2.13. Б, В, Д, Е, Ж; 2.14. 1Б, В; 2А,Г; 2.15. Б, В, Д, Е; 2.16. 2А; 2.17. 1А, 2Г, 3Д, 4Б, 5В; 2.18. 1А, Б, В, Г; 2Д; 2.19. 1Б, 2А; 2.20. 1Б, 2В, 3А; 2.21. 1Б, 2А, 3Г, 4В; 2.22. 1В, 2А, 3Б, 4Д, 5Г; 2.23.Б; 2.24. А,В; 2.25. 1Б,2А; 2.26. 1А, В, Д; 2Б, Г, Е; 2.27. 1В, 2Б, 3А; 2.28. 1А, 2В, 3Г, 4Б; 2.29.Г; 2.30. 1Б, 2А, 3В, 4Г, 5Д; 2.31. 1А, Г, Д, З, И, К, М; 2Б, В, Е, Ж, Л; 2.32. В, Г, Б, Д, А; 2.33. В; 2.34. 1А, 2Б, 3В; 2.35. 1А, 2Г, 3Б, 4Д, 5Е, 6В, 7Ж; 2.36. Б, Г; 2.37. А, В; 2.38. 1; 2.39. 1Б, 2В, 3А; 3.1. Б, Г, А, В; 3.2. А, Г, Б, В, Д; 3.3. Б, А, Д, В, Г, Е, З; 3.4. 1 Б, В, Г, Ж, З, И, К, Л; 2 А, Д, Е; 3.5. 1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В; 3.6. А,Г; 3.7. Б; 3.8.А, Г; 3.9. 1А, 2В, 3Д, 4Б, 5Г; 3.10. 1Б, 2В, 3Д, 4Г, 5А; 3.11. 1Б, 2А; 3.12. 1В, 2Б, 3Г, 4А; 3.13.А; 3.14. 1А, 2В, 3Б, 4Д, 5Г; 3.15. В; 3.16. 1А, 2Б; 3.17. А, Б; 4.1. 1А, 2Б, 3В, 4Г, 5Е, 6Д; 4.2. 1Б, 2А; 4.3. 1Б, 2А, 3Г, 4В, 5Д; 4.4. А, Б, Г, Д, В, Ж, З, Е; 4.5. Б; 4.6. Б; 4.7. Б; 4.8. А, В, Е, Г, Б, Д, Ж, З; 4.9. 1А, Б, Е, З; 2В, Г, Д, Ж, И, К, Л, М; 4.10. Б, А, В, Г; 5.1. 1Б, 2А, 3В; 5.2. 1Б, 2Е, 3В, 4Д, 5Г, 6З, 7Ж, 8Л, 9И, 10К, 11А; 5.3. 1А, Б, В, Г, Д, Е; 2Г, Д, Е; 3Г, Д, Е; 4Г, Д; 5Г, Д; 6Г, Д (Б); 7А, Б (В); 8А, Б, В; 9А, Б (В); 10А, Б, В; 5.4. 1Г, 2В, 3А, 4Б; 5.5. 1А, Б, Г, В; 2Б, А; 3А, Б, Г, В; 4А, Б, В, Г, Д; 5.6. 1В, 2Г, 3Б; 5.7. Б; 5.8. 1А, 2В, 3Б; 5.9. 1А, 2В, 3Б, 4Д, 5Г; 5.10. А, В, Г, Б; 5.11. Г, В, А, Б; 5.12. Г; 5.13. 1А, 2Б; 5.14. 1Б, 2А, 3Г, 4В; 5.15. 1А, 2В, 3Г, 4Б, 5Д; 5.16. В; 5.17.Б; 5.18. Г; 5.19. А; 5.20. 1Б, 2А; 5.21. А, Б, В; 5.22. Б; 5.23. 1А, 2Д, 3Б, 4В, 5Е, 6Г; 5.24. 1А, В, Е, Ж, К; 2Б, Г, Д, З, И; 5.25. 1В, 2Г, 3Б, 4А, 5Д; 5.26. Б, В, Д; 5.27. Б; 5.28. Г; 5.29. 1А, В; 5.30. 1А, 2Б, 3В, 4Г, 5Д; 6.1. 1А, 2Б, 3В, 4Г, 5Е, 6Ж, 7Д; 6.2. 1А, 2Б, 3В, 4Г, 5Д, 6Е, 7Ж, 8З, 9К, 10И; 6.3.А, Б;6.4. А, Б; 6.5. 1А, 2Б, 3Ж, 4В, 5Г, 6Д, 7Е; 6.6. 1А, В; 2Б, Г; 6.7. В; 6.8. 1Б, 2А; 6.9. 1Б, 2Г, 3А; 6.10. Б; 6.11. 1А, 2Б, 3Г, 4В; 6.12. 1А, 2В, 3Б; 6.13. 1А, 2Б; 6.14. 1Б, 2А; 7.1. 1А, 2Б; 7.2. 1А, 2Б, 3В; 7.3. В,Г; 7.4. Б,В; 7.5. Б, Г; 7.6. А, В, Д.
ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ
Структурно-содержательные тесты позволяют, как мы отмечали во введении, не только контролировать первый уровень знания, но и способствовать, по крайней мере, формированию и познанию концептуально-понятийного аппарата общего естествознания на основе трансдисциплинарной системности панорамы и феноменологии современного естествознания. В определенной степени тесты формируют и основополагающие концепции фундаментальных естественных наук. Обучающий характер структурно-содержательных тестов позволяет, используя ответы к тестам, представить их в виде таблиц, схем и концептуальных программ.
Однако для освоения более высоких уровней знания с опорой на рациональность в действии и духовные и материальные ценности естественнонаучной культуры необходимо дополнительное самостоятельное изучение конспектов лекций и, по крайней мере, основной литературы по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания». Ниже приводится примерный перечень опорных вопросов, которые могут быть использованы для подготовки к практическим (семинарским) занятиям, а также к экзаменам (зачетам) по данной дисциплине.