Особенности строения и функции органов чувств у детей
Вкус у детей.Новорожденным свойственны все 4 ощущения вкуса и они отличают приятный вкус от неприятного. В момент рождения рецепторы вкуса реагируют лучше обонятельных. Вкусовая чувствительность у новорожденных к горькому, кислому и особенно к сладкому меньше, чем у взрослых. На сладкие растворы новорожденный реагирует сосанием и глотанием; на горькие, кислые и соленые — сокращениями мимической мускулатуры. Особенно хорошо вызываются врожденные двигательные рефлексы при действии растворов, дающих ощущения сладкого и горького. Латентный период этих двигательных рефлексов через 1—3 дня после рождения — до 2,3 сек,. К 9—10 годам он доходит до 0,3 сек.
С 1-го месяца жизни условный сосательный рефлекс легче всего образуется на сладкие растворы, а с 1,5 месяцев можно образовать условный мигательный рефлекс на воду. Уже в первые месяцы жизни у детей образуются дифференцировочные тормозные условные рефлексы на вкусовые раздражения. С 2 до 6 лет вкусовая чувствительность увеличивается, у школьников она мало отличается от взрослых, к старости она уменьшается. С возрастом в нормальных гигиенических условиях вкус тренируется и улучшается. Нарушения питания и болезни понижают у детей вкусовые ощущения.
Обоняние у детей.Около половины недоношенных и 4/5 доношенных детей ощущают запахи, но обонятельная чувствительность у них примерно в 10 раз меньше, чем у взрослых, и они не отличают приятные и неприятные запахи.
Уже в первые месяцы жизни новорожденные реагируют на сильные запахи сокращением мимических мышц. Различение запахов появляется на 2—3-м месяцах жизни. Но вследствие недоразвития полости носа у грудных детей обоняние менее развито, чем в раннем детстве и в последующие периоды жизни. У дошкольников и школьников обоняние острее, чем у взрослых. Обонятельная чувствительность увеличивается до 6—10 лет, а затем постепенно уменьшается. Порог различения запахов повышается с возрастом. Систематические упражнения значительно обостряют обоняние; воспаление слизистой оболочки носа и курение — снижают.
Кожная чувствительность у детей. Высокая тактильная чувствительность имеется уже у новорожденных детей. Первая двигательная реакция на прикосновение к коже в области рта появляется
S 10 15 20 30 40 50 60 70 80 возраст, в годах
Рис. 151. Возбудимость тактильных рецепторов: по вертикали — пороги возбудимости
в утробной жизни к 7,5 неделям. У новорожденных и грудных детей наиболее чувствительна к прикосновению кожа в области рта, глаз, лба, ладоней рук и подошв ног. Кожа предплечья и голени менее чувствительна, а еще менее чувствительна кожа плеч, живота, спины и бедер. Это соответствует степени тактильной чувствительности кожи взрослых. На 3-м месяце ее хронаксия как у взрослых. Однако точная локализация раздражений в течение 1-го года жизни отсутствует, так как в этом возрасте в коже сравнительно мало свободных нервных окончаний, недоразвиты проводящие пути и зона кожно-мышечной чувствительности в больших полушариях. С годами возбудимость тактильных рецепторов возрастает, особенно с 8—10 лет и у подростков, и достигает максимума к 17—27 годам. В течение жизни образуются временные связи зоны кожно-мышечной чувствительности с другими воспринимающими зонами, что уточняет локализацию раздражений кожи. Упражнения повышают чувствительность (рис. 151).
Умственное утомление приводит к резкому уменьшению тактильной чувствительности кожи, например после пяти общеобразовательных уроков она может уменьшиться в 2 раза.
На холод и тепло новорожденные реагируют через значительно более продолжительный период, чем взрослые. На холод они реагируют сильнее, чем на тепло. Наиболее чувствительна к теплу кожа лица.
Ощущение боли имеется у новорожденных, но без точной локализации. На повреждающие раздражения кожи, которые вызывают у взрослых болевые ощущения, например на укол булавкой, новорожденные реагируют движениями уже на 1—2-й день после рождения, но слабо и через большой скрытый период. Кожа лица наиболее чувствительна к болевым раздражениям, так как скрытый период двигательной реакции примерно такой же как у взрослых.
Реакция новорожденных на действие электрического тока значительно слабее, чем у старших детей. При этом они реагируют только на такую силу тока, которая невыносима для взрослых, что объясняется недоразвитием центростремительных путей и большой сопротивляемостью кожи. Локализация боли, вызванная раздражением интерорецепторов отсутствует даже у детей 2—3 лет.
Точная локализация всех раздражений кожи в первые месяцы или в первый год жизни отсутствует. К концу 1-го года жизни дети легко различают механические и термические раздражения кожи.
Зрение у детей. Строение и функции глазных мышц у детей. С рождения до 20 лет вес глаза и головного мозга возрастет параллельно. Строение глаза ребенка отличается от глаза взрослого тем, что глазные впадины и глазные яблоки относительно больше, склера и сосудистая оболочка тоньше, а роговица толще, чем у взрослого. Перекрест зрительных нервов формируется на 11 месяце утробной жизни. До 3 лет преобладает увеличение его длины, а после 3 лет — ширины. К 17—18 годам его размеры становятся максимальными.
У новорожденных глаза открываются только на короткое
время: нередко один глаз открыт, а другой закрыт, отсутствуют
также согласованные движения век при закрывании и открывании
глаз. С 10-го дня жизни к концу 1-го месяца они постепенно становятся согласованными. Способность век следовать за движениями глаз появляется на 2-м месяце.
С возрастом мигание в покое до 20 лет учащается. Защитное мигание при действии яркого света наблюдается с рождения, а при приближении предмета к глазам появляется с 1 —1,5 месяцев. Рефлекторное вздрагивание век при звуках встречается уже в первое время после рождения. Мигание, когда прикасаются к роговице (роговичный рефлекс), у новорожденного выражено слабо. При плаче слезы отделяются через 1,5—2 месяца после рождения.
В середине 2-й недели ребенок передвигает глаза от одного блестящего предмета на другой, поворачивая в сторону предмета не только глаза, но и голову. Движения глаз вслед за предметом иногда появляются до 3 недель, но они мимолетны и несовершенны. Способность следить за предметом с 3—4 недель быстро
60 |
совершенствуется, движения глаз становятся более продолжительными и сочетаются с общими движениями ребенка. Способность отыскивать предмет глазами у некоторых детей появляется после 3 месяцев. До 2—3 месяцев поворот глаз вызывается у детей рефлекторно подкорковыми центрами, иннервирующими мышцы, поворачивающие глаза.
Способность фиксировать взором предмет отсутствует у новорожденных и вырабатывается на 2-м месяце жизни, а иногда до 5 месяцев. С 3 до 7 лет совершенствуется способность произвольно фиксировать взором предмет, но глаза производят при этом еще много движений.
Одновременно с образованием способности фиксировать взор вырабатывается и способность производить сочетанные координированные движения глаз. В первое время движения глаз новорожденного не координированы и совершаются независимо один от другого. Способность координировать движения глаз приобретается в результате упражнений с 6-го месяца или даже к концу 1-го года жизни. Некоординированные движения глаз у здоровых наблюдаются еще некоторое время только во сне.
Зрачки у новорожденных уже, чем у взрослых, и вследствие недоразвития радиальной мышцы расширяются с трудом. Диаметр зрачков постепенно увеличивается. Зрачки новорожденного и грудного ребенка обычно расширены или сужены одинаково. На свет они реагируют содружественно.
С возрастом рефлекторное сужение зрачка при действии на глаз сильного света изменяется. К. концу 1-го года сужение зрачка на свету равно 1,4 мм в диаметре, а к 6—12 годам — до 1,9 мм. При среднем освещении ширина зрачка у взрослого человека 2,5 мм.
С 4-й недели жизни отчетливо выражено сужение зрачков при фиксировании взора на предмете. Степень расширения зрачка в темноте с возрастом увеличивается и к 6—12 годам достигает средней величины расширения зрачка у взрослого человека—-4,5—5 мм.
С 2 месяцев зрачки расширяются при действии звука, а при раздражениях кожи — к концу 2-го месяца.
Возрастные особенности развития функции ясного видения. Примерно у 20% новорожденных бывают кровоизлияния в сетчатку. При рождении имеется дальнозоркость на 1—3 д, но уже в первые дни после рождения появляется близорукость в 4—7 д вследствие непроизвольного напряжения аккомодации, которое в подавляющем большинстве случаев вскоре прекращается.
Дальнозоркость нередко бывает у дошкольников и школьников благодаря более плоской форме хрусталика, более короткой его переднезадней оси, чем у взрослых. К 3 годам дальнозоркость встречается у детей в среднем у 82%, нормальное зрение у 15% и близорукость у 2,5%. У дошкольников и младших школьников количество детей с нормальным зрением возрастает и к 7—11 годам доходит примерно до 75%. Следовательно, в результате зна-
чительного увеличения преломляющей способности глаз резко уменьшается количество дальнозорких.
Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают гораздо большей способностью аккомодации, чем взрослые. Аккомодация развивается постепенно.
С возрастом преломляющие свойства хрусталика вследствие постепенной потери его эластичности уменьшаются. Постепенно уменьшается также напряжение зрения, в результате снижения
Диоптрии. 15 6,3см 14 7,0 |
сократительных свойств ресничных мышц, поэтому с возрастом удаляется ближайшая точка ясного видения или наименьшее расстояние предмета от глаза, на
7,7
8,3
9,0
15 |
10,0
11,1
12,5
14,3
16,6
10 |
20,0
25,0
33,0
$0,0
100,0
>о— -о |
'-О....ЧВ |
-100,0 -50,0 -33,0 -25,0
10 20
30 40 Возраст, годы |
20 |
50 |
10 |
30 40 50 60 70 80 Возраст, годы
Рис. 153. Возрастные изменения объема аккомодации нормального глаза (в диоптриях): / — наибольшая сила аккомодации, 2 — средняя сила аккомодации, 3 —- наименьшая сила аккомодации |
Рис. 152. Возрастные изменения пределов аккомодации нормального глаза (в диоптриях и см расстояния):
1 — ближайшая точка ясного видения, 2 — дальняя точка ясного видения
котором он еще отчетливо виден. Одновременно снижается и предел аккомодации — прирост преломляющей способности хрусталика при принятии им максимально выпуклой формы (табл. 12, рис. 152).
Снижение объема аккомодации может происходить более постепенно. А именно в 9—11 лет он может равняться 14 д, в 12— 14—12,9; в 15—17 — 12,3; в 18—20— 12; в 21--22— 11,5. Пределы колебаний объема аккомодации у нормального глаза представлены на рис. 153.
С возрастом улучшается зрение в глубину. Наиболее интенсивно оно растет до 9 лет, к 16—17 годам становится таким же, как у взрослых. Стереоскопическое восприятие формируется постепенно и становится максимальным к 17—22 годам.
Развитие у детей свето- и цветоощущений. Палочки сетчатки функционируют с рождения, а полное функцио-
нирование колбочек обнаруживается только к концу 3-го года жизни ребенка. Хронаксия палочек с возрастом уменьшается.
К 12—13 годам она в 2 раза меньше, чем в 4 года, а к 16 год ам — в 3 раза.
Таблица 12
Средние изменения объема аккомодации
Возраст (годы) | Ближайшая точка от глаза , (см) | Объем аккомодации (д) |
1 | ||
8,5 | ||
Ребенок ощущает свет с момента рождения. Даже недоношенные 7-месячные дети на 2-й день после рождения отличают свет от темноты.
Чувствительность глаз к свету или ночное (периферическое) зрение с возрастом сначала увеличивается, примерно до 25 лет, а затем уменьшается (рис. 154).
Приблизительно также изменяется и чувствительность глаз к раздражению слабым электрическим током, но она снижается после 25 лет значительно медленнее, чем световая чувствительность, которая падает более круто.
20 40 60 80 100 Возраст, годы |
формы предметов в первое время после рожде- Рис. 154. Возрастные изменения |
Изображение предмета на сетчатке получается действительным, обратным и уменьшенным, но в результате повседневной тренировки зрительного анализатора в сочетании с двигательным и кожным (осязание) ребенок начинает видеть предметы в том положении, в котором они расположены в действительности. При этом зрительные ощущения сочетаются с осязанием и восприятием центростремительных импульсов из проприорецепторов мышц глаз — из ресничных мышц и мышц, двигающих глазные яблоки, мышц шеи и головы, которая повернута к предмету, а также из мышц рук. Восприятие пространства и
ния также отсутствует и развивается после многократного сочетания зрительных ощущений с осязательными и мышечно-суставными, т. е. благодаря образованию временных нервных связей между зрительной зоной и зоной кожно-мышечной чувствительности. Дошкольники 3—6 лет легче отыскивают предмет посредством зрения после того, как его осязали, чем наоборот; для них обе задачи трудны. Только после б—7 лет становится одинаково возможной передача информации из зрительного анализатора в осязательный, и наоборот. При возвращении зрения слепым от рождения они не могут определять расстояния только по зрительным ощущениям, так как у них не могло выработаться сочетание этих ощущений с осязательными и проприорецептивными.
Способность узнавать предметы по их изображениям на бумаге появляется у детей на 3-м году жизни.
Способность воспринимать различные цвета связана с возрастными изменениями состава йодопсина и изменениями строения и функций сетчатки глаза в центральной ямке и в зрительной зоне больших полушарий.
70 |
Цветоощущения развиваются у детей постепенно. Позднее других цветов появляется чувствительность к красному и особенно к синему. Цветоощущения зеленого и особенно желтого появляются раньше других цветов. Возрастные изменения цветовой чувствительности подобны изменениям световой. У новорожденных она мала, к 27—30 годам становится максимальной, а затем падает. Для каждого цвета она изменяется различно (рис. 155).
10
20 30 40 50 Возраст, 6 годах
Рис. 155. Возрастные изменения чувствительности цветного
зрения: / — желтый, 2 — зеленый, 3 — пурпурный, 4 — синий, 5 — красный
Не у всех детей способность различать цвета появляется в одинаковые сроки. При упражнении эта способность развивается раньше.
Зона узнавания зеленого и синего цветов становится значительно более широкой у детей 12—13 лет и особенно у подростков 15—16 лет, а зона узнавания красного увеличивается равномерно до 21—30 лет.
Различение цветов по их интенсивности увеличивается с 7 до 16—24 лет. Это обусловлено упражнением и развитием нервной системы. К 3 годам ребенок хорошо различает яркость цвета и соотношение двух яркостей. У детей, как и у взрослых, при адаптации к свету относительная яркость красного, желтого, зеленого и синего одинакова, а при темповой адаптации зеленый и синий кажутся более яркими, чем красный и желтый.
Реакция на новую форму предмета и на новый цвет у некоторых детей появляется уже в 5 месяцев. Реакция на новую форму более постоянна, чем на новый цвет. Дошкольники сначала обращают внимание на форму окрашенного предмета, потом на его размеры, а затем на цвет.
Острота зрения у детей и подростков больше, чем у взрослых. После продолжительного рассматривания мелких предметов острота зрения понижается, что способствует развитию близорукости. Поле зрения на белые и цветные предметы с возрастом увеличивается, особенно резко в 12—13 лет у девочек и в 15—16 лет у мальчиков. После 15—16 лет поле зрения у обоих полов изменяется незначительно. Поле зрения увеличивается после тренировки в малонапряженных играх в теннис, футбол, баскетбол и хоккей. Оно уменьшается, если после игры обнаруживается утомление.
Наименьший промежуток времени между двумя вспышками света, воспринимаемый глазом, с возрастом увеличивается. Критическая частота мельканий (наименьшее число перерывов света в 1 сек., при которой наступает слияние мельканий) с возрастом увеличивается. В 7—8 лет она равна (в 1 сек] —25, в 9—10 лет — 30, в 12—14 — 40.
Лабильность рецепторов сетчатки и зрительной зоны по критической частоте световых мельканий достигает максимума в 15— 16 лет. Она больше в центре сетчатки, чем на ее периферии. Лабильность по временному порогу наибольшая в 18—30 лет; чем дети младше, тем она ниже.
Развитие близорукости. Количество близоруких, вследствие нарушения правил гигиены, возрастает примерно до 11 — 12 лет, а затем у них увеличивается степень близорукости. Количество близоруких в советской школе меньше, чем в дореволюционной.
Напряжение аккомодации, или длительное сокращение ресничной мышцы, увеличивающее преломление лучей света в хрусталике, наблюдается, как правило, при недостаточном освещении. Поэтому систематическое чтение или писание в сумерки, а также невыполнение гигиенических норм освещения парты, классной доски и рабочего места способствуют развитию близорукости. Чтение на близком расстоянии мелкого шрифта, обработка мелких деталей на производстве напрягают аккомодацию, вызывают переутомление ресничной мышцы и ее спазм, что также способствует развитию близорукости. Близорукость может быть и врожденной. В громадном большинстве случаев при нарушении нормальных гигиенических условий количество близоруких и степень близорукости увеличиваются в школьном возрасте от младших классов к старшим. Развитию близорукости способствует чтение лежа или сидя с большим наклоном, головы, что вызывает систематическое повышение кровонаполнения глаз и увеличение давления в них, приводящее к увеличению глазных яблок и изменению фокусного расстояния.
В тяжелых условиях близорукость, сопровождается повреждениями сетчатки, что ведет к ухудшению зрения и даже к слепоте (при отслойке сетчатки). Поэтому необходимо своевременное назначение оптических стекол, исправляющих зрение, и общее укрепление организма школьника (общие физические упражнения испе-
циальная гимнастика ресничной мышцы, рациональное питание, включающее витамины, особенно витамин А, общие гигиенические мероприятия и т. д.).
Биотоки зрительной зоны. О развитии зрительной функции в онтогенезе можно судить не только по изменениям лучепреломления, свето- и цветоощущений, но и по биотокам зрительной зоны, отражающим происходящие в ней сдвиги обмена веществ, лежащие в основе зрительных ощущений. Альфа-ритм в бодрствующем покое при отсутствии зрительных ощущений устанавливается в зрительной зоне с 4—5 или 6—7 лет, но он перемежается с ритмом в 4—6 гц. В 8—9 лет альфа-ритм уже хорошо выражен, с 10—12 лет становится еще более регулярным и в 12—16 лет не отличается от взрослых. У всех детей в 4—6 лет при световом раздражении происходит десинхронизация альфа-ритма, но при открывании глаз в темноте она часто отсутствует. С 8—9 лет она становится постоянной. Скрытый период десинхро-низации альфа-ритма на свет, зрительное восприятие и на открывание глаз в темноте с возрастом уменьшается.
На фоне торможения зрительной зоны, которое проявляется в медленном ритме, свет, как индифферентный раздражитель и как условный раздражитель двигательного рефлекса вызывает реакцию пробуждения — появление более частого ритма. Эта реакция в 8—9 лет состоит в смене ритма с 2—5 гц на 6—10 гц, а в 16—17 лет и у взрослых с 3—5 гц на 6—12 гц.
Вызванные потенциалы имеются уже в первые часы после рождения, что указывает на относительное созревание зрительной зоны, но их скрытый период в 2 раза больше, чем у взрослых.
Чем старше дети, тем больше частота световых мельканий, усваиваемая зрительной зоной. Ритмы в 4—5 гц в 2 раза чаще усваиваются детьми 9—12 лет, чем в 13—16 лет, а ритмы в 14— 24 гц усваиваются 85% подростков в 13—16 лет. По-видимому, это результат повышения лабильности нейронов этой зоны. Уменьшение с возрастом тета-ритма и увеличение реакций десинхронизации альфа-ритма объясняется снижением активности зрительных центров промежуточного мозга и увеличением тормозящего влияния на них зрительной зоны у детей старшего возраста.
Строение и функции органов слухау детей.У детей внутреннее ухо почти не растет, и его величина с возрастом мало изменяется. Ребенок воспринимает звуки еще на 32-й неделе утробной жизни. В последние месяцы утробной жизни он реагирует на сильные звуки движениями. Новорожденные при сильных звуках рефлекторно вздрагивают, у них сокращаются мимические мышцы На 2—3 месяце они поворачивают голову и глаза в сторону звук; и различают увеличение его силы и продолжительности.
При рождении ребенок плохо слышит вследствие особенностей: строения уха, сближения стенок наружных слуховых ходов, заполнения среднего уха слизистой жидкостью или" зародышевой соединительной тканью, а также низкой слуховой чувствительности 421
которая к 7—8 дням жизни увеличивается настолько, что образуются условные рефлексы на звуковые раздражители. К концу 2-го и началу 3-го месяцев слух становится отчетливым. В первые 3 месяца дети реагируют миганием на громкий звук, старше 3 месяцев — миганием на речь. С 6 месяцев дети прислушиваются к звукам. Однако при рождении органы слуха еще не полностью сформированы. Стенки слухового канала окостеневают к 10 годам, а развитие органов слуха в целом заканчивается полностью только к 12 годам.Различение звуков при разнице между ними на 17 музыкальных тонов обнаруживается у детей в 3,5 месяца; на 13—-14 тонов — в 4,5 месяца; на 7— 10 тонов — в конце 5-го месяца. Далее точность анализа звуков быстро возрастает. На 6-м месяце образуются дифференцировки в 3—5 тонов, на 6—7-м — в 1—2 тона и даже 3/4 и 1/2 музыкального тона. К 6—7 месяцам тонкость слуха ребенка почти соответствует норме взрослого человека.
Герцы Рис. 156. Возрастные изменения наибольшей остроты слуха. По вертикали — пороги слышимости в децибеллах; по горизонтали — частоты в герцах: / _ 14—19 лет, 2 — 40—49 лет, 3 '— 60—80 лет |
Верхняя граница слуха у детей выше, чем у взрослых, и доходит до 22 тыс. гц, а иногда даже до 32 тыс. гц. Максимальная острота слуха в 14—19 лет определяется по наименьшей величине
порогов слышимости; у детей 7—13 лет и у молодых людей старше 20 лет она ниже (рис. 156).Временной порог слухового анализатора с возрастом уменьшается. В 8—10 лет он равен 12—15 мсек, в возрасте 25 лет - 3—5 мсек, т. е. в 3—5 раз меньше.
Слух на слова у детей ниже чем на тоны, и ниже, чем у взрослых. В 6,5—9,5 лет порог слышимости для высокочастотных слов 17—24 дб, а низкочастотных 19—24 до, у взрослых для низкочастотных слов — 7—10 дб. При костном проведении звуковой порог слышимости частот 10—12 тыс. гц почти не изменяется, с 7 до 39 лет. Верхняя граница костной проводимости наибольшая от 11 до 15 лет (больше 25 тыс. гц), а у детей 6—10 лет она меньше (19 тыс. гц).
Слух нарушается при резких колебаниях температуры окружающей среды, при чрезмерно сильных звуках. У некоторых детей бывает врожденная тугоухость. Повреждение барабанной перепонки, поражение среднего уха у детей после некоторых болезней
(корь, скарлатина, грипп и др.) резко снижают слух, приводят к тугоухости, так как выключают его усиление в среднем ухе. Тяжелые нарушения слуха у детей раннего возраста вызывают антибиотики (стрептомицин и др.). Упражняют слух музыка, некоторые трудовые процессы и спортивные игры, производимые в определенном ритме, прислушивание к звукам в природе, например, к пению птиц.
Функции вестибулярных аппаратов и проприорецепторов у детей.Вестибулярный аппарат у детей созревает раньше других рецепторов и у 6-месячного плода развит почти как у взрослого. Возбудимость вестибулярного аппарата существует с рождения и тренируется у ребенка при его укачивании, вызывающем засыпание. Однако новорожденный еще не может определять положение тела во внешней среде. В раннем возрасте глазной нистагм слабо выражен. У детей вестибулярный аппарат более возбудим, чем у взрослых. С возрастом хронаксия вестибулярного аппарата увеличивается: у детей 6—10 лет она меньше, чем в 10—15 лет, у 15—20-летних еще больше.
У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вызываются при значительно более сильных раздражениях вестибулярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлекторные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают. Например, развитие функций вестибулярного аппарата у детей, систематически занимающихся спортом, достигает уровня взрослых, не занимающихся спортом, у мальчиков к 13—14 годам, а у девочек — к 10—11 и у подростков, систематически занимающихся спортом, на 2—3 года раньше, чем у не занимающихся спортом.
Наибольшая тренировка вестибулярных аппаратов происходит при упражнениях в качании головой, а также занятиях гимнастикой, плаванием, боксом, качании на качелях, прыжках в воду и прыжках с трамплина на лыжах. В состоянии невесомости возбудимость вестибулярных аппаратов может изменяться.
При тренировке вестибулярных аппаратов одновременно происходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувствительности в больших полушариях. Эта тренировка приводит к образованию и укреплению условнорефлекторных связей между этими зонами, что имеет решающее значение для точного ориентирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудовых и спортивных движений.
С возрастом возбудимость проприорецепторов у школьников увеличивается. Наименьшая возбудимость проприорецепторов у младших школьников, наибольшая — у старших. Наибольшая возбудимость проприорецепторов отмечена в дни и часы уроков труда, уроков физкультуры, внеклассных занятий в спортивных секциях, игр и прогулок вне школы, наименьшая — в часы с относительной неподвижностью (на общеобразовательных уроках в школе, во время приготовления уроков). Возбудимость
проприорецепторов повышается в первой половине дня и снижается к вечеру.
У старших школьников умственная деятельность (30-минутное чтение художественной литературы) в подавляющем большинстве случаев повышает возбудимость проприорецепторов.
Во время игр или трудовых и физических упражнений возбуждение проприорецепторов у школьников приводит к последующему повышению умственной работоспособности. Тренировка проприорецепции ускоряет ее развитие. Например, способность различать тонус мышечных групп правой и левой руки и величину движений в суставах рук и ног у детей, систематически занимающихся спортом, значительно выше, чем у детей того же возраста, не занимающихся спортом. Развитие проприорецепции у детей, занимающихся спортом, происходит неравномерно и ускоряется в 7—8 и в 13—14 лет.
Кинестезия развивается с возрастом и совершенствуется при тренировке. Способность при выключении зрения тонко различать длину и толщину небольших предметов и вес малых грузов постепенно увеличивается у детей и подростков с 8 до 18 лет. У зрячих, при закрытии глаз, и слепорожденных наибольший прирост этой способности отмечается к 13—14 годам. Однако у слепых вследствие постоянной тренировки эта способность выше, чем у зрячих. С возрастом изменяется точность дифференцирования мышечных усилий при подъеме грузов среднего веса с закрытыми глазами. Мышечные ощущения при подъеме этих грузов совершенствуются до периода полового созревания, в котором они отчетливо ухудшаются. После периода полового созревания мышечные ощущения снова хорошо дифференцируются и к 16—17 годам достигают наибольшей точности. Наиболее точно различаются мышечные ощущения при поднятии грузов в 50—70% от максимальной величины. Чем младше дети, тем чаще их мышечные усилия меньше заданных, а чем они старше, тем чаще мышечные усилия больше заданных. Точность дифференцирования при сокращении мышц-сгибателей пальцев значительно больше, чем при сокращении мышц-сгибателей предплечья.
С 3 до 18 лет у мальчиков различение мышечных усилий при движениях кисти точнее, чем при движенниях в локтевом суставе. Возбуждение вестибулярных аппаратов ухудшает точность различения мышечных усилий. У детей, занимающихся спортом, мышечные усилия различаются значительно лучше, чем у не занимающихся спортом.
У детей с возрастом изменяется точность различения амплитуды движений. Наибольшее нарастание точности различения происходит в 8—13 лет, ас 14 до 17 лет она незначительно увеличивается у мальчиков и несколько уменьшается у девочек. Тренировка ее увеличивает. Наибольшая точность различения амплитуды движений в плечевом и локтевом суставах, меньше в коленном, еще меньше в лучезапястном, пястнофаланговом и голеностопном суставах как с правой, так и с левой стороны.
С 8 до И лет точность различения движений уменьшается с уменьшением их амплитуды, а в 16—17 лет, наоборот, уменьшается с увеличением амплитуды движений.
Различение темпа движений у девочек 13—16 лет при вращении педалей велосипеда в 2 раза больше, чем в 7—8 лет. Девочки 7—8 лет значительно больше ускоряют темп к концу упражнений, чем девочки 9—12 лет и девочки-подростки 13—16 лет. Следовательно, чем младше дети, тем меньше они различают частоту движений. С возрастом это различение становится тоньше, но между девочками 13—14 и 15—16 лет нет существенных отличий. Уже в 13—14 лет лабильность нервной системы становится оптимальной, а проприорецепция (мышечное чувство) достигает почти максимального совершенства.
Скоростно-силовые движения развивают у подростков мышечную чувствительность не только в тренируемом виде движений, но и в других движениях, которые не тренировались.
Под влиянием производственной практики острота кинестезии увеличивается у учащихся ремесленных училищ. Специальные игры улучшают кинестезию, уточняют движения. Ежедневные тренировочные игры развивают координацию движений значительно больше, чем проводимые 2 раза в неделю. Выполнение движений здоровыми детьми при временном закрытии глаз отчетливо уточняет и улучшает кинестезические ощущения, поэтому при последующих тренировках с участием зрения уточняется число попаданий в цель. Таким образом, временная тренировка с закрытыми глазами увеличивает самостоятельность кинестезии, которая при открытых глазах сочетается со зрением, и совершенствует ее.
Уже у ребенка 3 лет безусловный проприорецептивный рефлекс на сердце играет значительную роль при непроизвольных движениях, а условнорефлекторное учащение сердечной деятельности при сигнале предстоящей физической работы не всегда бывает у детей 3—6 лет и только с 7 лет наблюдается у всех.
У детей младшего возраста условные рефлексы на изменения работы сердца при физическом труде и физических упражнениях образуются быстрее, но они отличаются меньшим постоянством, чем у детей старшего возраста.
С возрастом роль рефлексов на внутренние органы увеличивается, и они все более совершенствуются в процессе формирования трудовых и спортивных двигательных навыков.
Интерорецепция у детей.С развитием психики влияние раздражения интерорецепторов на поведение ребенка постепенно уменьшается. По мере формирования и совершенствования психики детей главная роль начинает принадлежать раздражениям высших, внешних органов чувств, вызывающих двигательные рефлексы скелетных мышц, сопровождаемые раздражением проприорецепторов.
Слова, соответствующие непосредственным условным раздражителям мышечной работы, тем больше влияют на работу внутренних органов, чем младше ребенок.
Гигиена зрения и слуха.Для предупреждения близорукости и других нарушений зрения важное значение имеет соблюдение правил школьной гигиены: хорошее освещение классов, классных досок, парт и столов для занятий, отсутствие на них ярких пред, метов и отблесков, раздражающих глаза, правильное устройство парт, столов и сидений, четкий шрифт учебников, прямое письмо, 15—20-минутные перерывы в занятиях на каждый чае чтения или,' письма, обеспечивающие расслабление ресничной мышцы, уменьшение общего числа учебных занятий, запрещение чтения или письма лежа или при наклонном положении головы, ношение темных очков, защищающих глаза от попадания солнечных лучей.
При соблюдении правил гигиены зрения улучшение зрения у детей младшего возраста происходит на уроках рисования, черчения, в игре. После занятий и игр, связанных с напряжением аккомодации, рекомендуется 1—2 мин смотреть вдаль. Зрительные ощущения игрушек, имеющих различную форму (куб, шар, цилиндр и др.), сочетаются с осязанием и движениями рук и головы. Для совершенствования зрения большое значение имеют также упражнения зрительных восприятий игрушек различных цветов и на экскурсиях, при сборе различно окрашенных цветов, грибов и других растений.
В упражнении зрения у старших школьников велика роль спортивных игр в теннис, баскетбол, волейбол, стрельбы в цель, метаний, гимнастических упражнений, плаванья, езды на велосипеде, хождения на лыжах по пересеченной местности, скоростных спусков на лыжах с гор, вырезывания фигур, рассмотрения чертежей, рисунков и картин, деталей, моделей, инструментов и приборов, астрономических наблюдений. Однако не следует переутомлять глаза. Один из признаков переутомления глаз — учащенное мигание.
Основное условие сохранения слуха — содержание ушей в чистоте. Удаление ушной серы твердыми предметами может привести к повреждению и проколу барабанной перепонки и занесению инфекции в среднее ухо. Очень сильные звуки и шумы расстраивают слух, особенно у маленьких, поэтому детей нужно охранять от них. Детей с пониженным слухом нужно посадить в классе на переднюю парту, ближе к учителю и разговаривать с ними громче обычного.