Особенности строения и функции органов чувств у детей

Вкус у детей.Новорожденным свойственны все 4 ощущения вкуса и они отличают приятный вкус от неприятного. В момент рождения рецепторы вкуса реагируют лучше обонятельных. Вку­совая чувствительность у новорожденных к горькому, кислому и особенно к сладкому меньше, чем у взрослых. На сладкие растворы новорожденный реагирует сосанием и глотанием; на горькие, кислые и соленые — сокращениями мимической мускула­туры. Особенно хорошо вызываются врожденные двигательные рефлексы при действии растворов, дающих ощущения сладкого и горького. Латентный период этих двигательных рефлексов через 1—3 дня после рождения — до 2,3 сек,. К 9—10 годам он доходит до 0,3 сек.

С 1-го месяца жизни условный сосательный рефлекс легче всего образуется на сладкие растворы, а с 1,5 месяцев можно обра­зовать условный мигательный рефлекс на воду. Уже в первые месяцы жизни у детей образуются дифференцировочные тормоз­ные условные рефлексы на вкусовые раздражения. С 2 до 6 лет вкусовая чувствительность увеличивается, у школьников она мало отличается от взрослых, к старости она уменьшается. С возрастом в нормальных гигиенических условиях вкус тренируется и улуч­шается. Нарушения питания и болезни понижают у детей вкусо­вые ощущения.

Обоняние у детей.Около половины недоношенных и 4/5 доно­шенных детей ощущают запахи, но обонятельная чувствительность у них примерно в 10 раз меньше, чем у взрослых, и они не отли­чают приятные и неприятные запахи.

Уже в первые месяцы жизни новорожденные реагируют на сильные запахи сокращением мимических мышц. Различение запа­хов появляется на 2—3-м месяцах жизни. Но вследствие недораз­вития полости носа у грудных детей обоняние менее развито, чем в раннем детстве и в последующие периоды жизни. У дошкольни­ков и школьников обоняние острее, чем у взрослых. Обонятельная чувствительность увеличивается до 6—10 лет, а затем постепенно уменьшается. Порог различения запахов повышается с возрастом. Систематические упражнения значительно обостряют обоняние; воспаление слизистой оболочки носа и курение — снижают.

Кожная чувствительность у детей. Высокая тактильная чув­ствительность имеется уже у новорожденных детей. Первая двига­тельная реакция на прикосновение к коже в области рта появляется

S 10 15 20 30 40 50 60 70 80 возраст, в годах

Рис. 151. Возбудимость тактильных рецепторов: по вертикали — пороги возбудимости

в утробной жизни к 7,5 неделям. У новорожденных и грудных детей наиболее чувствительна к прикосновению кожа в области рта, глаз, лба, ладоней рук и подошв ног. Кожа предплечья и голени менее чувствительна, а еще менее чувствительна кожа плеч, живота, спины и бедер. Это соответствует степени тактильной чувствитель­ности кожи взрослых. На 3-м месяце ее хронаксия как у взрослых. Однако точная локализация раздражений в течение 1-го года жизни отсутствует, так как в этом возрасте в коже сравнительно мало свободных нервных окончаний, недоразвиты проводящие пути и зона кожно-мышечной чувствительности в больших полушариях. С годами возбудимость тактильных рецепторов возрастает, осо­бенно с 8—10 лет и у подростков, и достигает максимума к 17—27 годам. В течение жизни образуются временные связи зоны кожно-мышечной чувствительности с другими воспринимающими зонами, что уточняет локализацию раздражений кожи. Упражнения повы­шают чувствительность (рис. 151).

Умственное утомление приводит к резкому уменьшению так­тильной чувствительности кожи, например после пяти общеобра­зовательных уроков она может уменьшиться в 2 раза.

На холод и тепло новорожденные реагируют через значительно более продолжительный период, чем взрослые. На холод они реа­гируют сильнее, чем на тепло. Наиболее чувствительна к теплу кожа лица.

Ощущение боли имеется у новорожденных, но без точной лока­лизации. На повреждающие раздражения кожи, которые вызы­вают у взрослых болевые ощущения, например на укол булавкой, новорожденные реагируют движениями уже на 1—2-й день после рождения, но слабо и через большой скрытый период. Кожа лица наиболее чувствительна к болевым раздражениям, так как скры­тый период двигательной реакции примерно такой же как у взрослых.

Реакция новорожденных на действие электрического тока зна­чительно слабее, чем у старших детей. При этом они реагируют только на такую силу тока, которая невыносима для взрослых, что объясняется недоразвитием центростремительных путей и большой сопротивляемостью кожи. Локализация боли, вызванная раздра­жением интерорецепторов отсутствует даже у детей 2—3 лет.

Точная локализация всех раздражений кожи в первые месяцы или в первый год жизни отсутствует. К концу 1-го года жизни дети легко различают механические и термические раздражения кожи.

Зрение у детей. Строение и функции глазных мышц у детей. С рождения до 20 лет вес глаза и головного мозга воз­растет параллельно. Строение глаза ребенка отличается от глаза взрослого тем, что глазные впадины и глазные яблоки относи­тельно больше, склера и сосудистая оболочка тоньше, а роговица толще, чем у взрослого. Перекрест зрительных нервов форми­руется на 11 месяце утробной жизни. До 3 лет преобладает увели­чение его длины, а после 3 лет — ширины. К 17—18 годам его раз­меры становятся максимальными.

У новорожденных глаза открываются только на короткое
время: нередко один глаз открыт, а другой закрыт, отсутствуют
также согласованные движения век при закрывании и открывании
глаз. С 10-го дня жизни к концу 1-го месяца они постепенно ста­новятся согласованными. Способность век следовать за движе­ниями глаз появляется на 2-м месяце.

С возрастом мигание в покое до 20 лет учащается. Защитное мигание при действии яркого света наблюдается с рождения, а при приближении предмета к глазам появляется с 1 —1,5 месяцев. Рефлекторное вздрагивание век при звуках встречается уже в пер­вое время после рождения. Мигание, когда прикасаются к рого­вице (роговичный рефлекс), у новорожденного выражено слабо. При плаче слезы отделяются через 1,5—2 месяца после рождения.

В середине 2-й недели ребенок передвигает глаза от одного блестящего предмета на другой, поворачивая в сторону предмета не только глаза, но и голову. Движения глаз вслед за предметом иногда появляются до 3 недель, но они мимолетны и несовер­шенны. Способность следить за предметом с 3—4 недель быстро


60

совершенствуется, движения глаз становятся более продолжитель­ными и сочетаются с общими движениями ребенка. Способность отыскивать предмет глазами у некоторых детей появляется после 3 месяцев. До 2—3 месяцев поворот глаз вызывается у детей рефлекторно подкорковыми центрами, иннервирующими мышцы, по­ворачивающие глаза.

Способность фиксировать взором предмет отсутствует у ново­рожденных и вырабатывается на 2-м месяце жизни, а иногда до 5 месяцев. С 3 до 7 лет совершенствуется способность произвольно фиксировать взором предмет, но глаза производят при этом еще много движений.

Одновременно с образованием способности фиксировать взор вырабатывается и способность производить сочетанные координи­рованные движения глаз. В первое время движения глаз новорож­денного не координированы и совершаются независимо один от другого. Способность координировать движения глаз приобре­тается в результате упражнений с 6-го месяца или даже к концу 1-го года жизни. Некоординированные движения глаз у здоровых наблюдаются еще некоторое время только во сне.

Зрачки у новорожденных уже, чем у взрослых, и вследствие недоразвития радиальной мышцы расширяются с трудом. Диаметр зрачков постепенно увеличивается. Зрачки новорожденного и грудного ребенка обычно расширены или сужены одинаково. На свет они реагируют содружественно.

С возрастом рефлекторное сужение зрачка при действии на глаз сильного света изменяется. К. концу 1-го года сужение зрачка на свету равно 1,4 мм в диаметре, а к 6—12 годам — до 1,9 мм. При среднем освещении ширина зрачка у взрослого человека 2,5 мм.

С 4-й недели жизни отчетливо выражено сужение зрачков при фиксировании взора на предмете. Степень расширения зрачка в темноте с возрастом увеличивается и к 6—12 годам достигает средней величины расширения зрачка у взрослого человека—-4,5—5 мм.

С 2 месяцев зрачки расширяются при действии звука, а при раздражениях кожи — к концу 2-го месяца.

Возрастные особенности развития функции ясного видения. Примерно у 20% новорожденных бывают кровоизлияния в сетчатку. При рождении имеется дальнозоркость на 1—3 д, но уже в первые дни после рождения появляется бли­зорукость в 4—7 д вследствие непроизвольного напряжения акко­модации, которое в подавляющем большинстве случаев вскоре прекращается.

Дальнозоркость нередко бывает у дошкольников и школьников благодаря более плоской форме хрусталика, более короткой его переднезадней оси, чем у взрослых. К 3 годам дальнозоркость встречается у детей в среднем у 82%, нормальное зрение у 15% и близорукость у 2,5%. У дошкольников и младших школьников количество детей с нормальным зрением возрастает и к 7—11 го­дам доходит примерно до 75%. Следовательно, в результате зна-

чительного увеличения преломляющей способности глаз резко уменьшается количество дальнозорких.

Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают го­раздо большей способностью аккомодации, чем взрослые. Аккомо­дация развивается постепенно.

С возрастом преломляющие свойства хрусталика вследствие постепенной потери его эластичности уменьшаются. Постепенно уменьшается также напряжение зрения, в результате снижения

Диоптрии. 15 6,3см 14 7,0

сократительных свойств реснич­ных мышц, поэтому с возрастом удаляется ближайшая точка яс­ного видения или наименьшее расстояние предмета от глаза, на

7,7

8,3

9,0

15

10,0

11,1

12,5

14,3

16,6

10

20,0

25,0

33,0

$0,0

100,0

>о— -о
'-О....ЧВ

-100,0 -50,0 -33,0 -25,0

10 20

30 40 Возраст, годы
20
50
10

30 40 50 60 70 80 Возраст, годы

Рис. 153. Возрастные изменения объема аккомодации нормального глаза (в диопт­риях): / — наибольшая сила аккомодации, 2 — сред­няя сила аккомодации, 3 —- наименьшая сила аккомодации

Рис. 152. Возрастные изменения пре­делов аккомодации нормального глаза (в диоптриях и см расстояния):

1 — ближайшая точка ясного видения, 2 — дальняя точка ясного видения

котором он еще отчетливо виден. Одновременно снижается и предел аккомодации — прирост преломляющей способности хру­сталика при принятии им максимально выпуклой формы (табл. 12, рис. 152).

Снижение объема аккомодации может происходить более по­степенно. А именно в 9—11 лет он может равняться 14 д, в 12— 14—12,9; в 15—17 — 12,3; в 18—20— 12; в 21--22— 11,5. Пределы колебаний объема аккомодации у нормального глаза представ­лены на рис. 153.

С возрастом улучшается зрение в глубину. Наиболее интен­сивно оно растет до 9 лет, к 16—17 годам становится таким же, как у взрослых. Стереоскопическое восприятие формируется посте­пенно и становится максимальным к 17—22 годам.

Развитие у детей свето- и цветоощущений. Палочки сетчатки функционируют с рождения, а полное функцио-

нирование колбочек обнаруживается только к концу 3-го года жизни ребенка. Хронаксия палочек с возрастом уменьшается.

К 12—13 годам она в 2 раза меньше, чем в 4 года, а к 16 год ам — в 3 раза.

Таблица 12

Средние изменения объема аккомодации

Возраст (годы) Ближайшая точка от глаза , (см) Объем аккомо­дации (д)
1
8,5

Ребенок ощущает свет с мо­мента рождения. Даже недоно­шенные 7-месячные дети на 2-й день после рождения отли­чают свет от темноты.

Чувствительность глаз к свету или ночное (периферическое) зре­ние с возрастом сначала увели­чивается, примерно до 25 лет, а затем уменьшается (рис. 154).

Приблизительно также изменяется и чувствительность глаз к раз­дражению слабым электрическим током, но она снижается после 25 лет значительно медленнее, чем световая чувствительность, ко­торая падает более круто.

20 40 60 80 100 Возраст, годы
формы предметов в первое время после рожде- Рис. 154. Возрастные изменения

Изображение предмета на сетчатке получается действитель­ным, обратным и уменьшенным, но в результате повседневной тре­нировки зрительного анализатора в сочетании с двигательным и кожным (осязание) ребенок начинает видеть предметы в том положении, в котором они расположены в действительности. При этом зрительные ощущения сочетаются с осязанием и восприятием центро­стремительных импульсов из проприорецепторов мышц глаз — из ресничных мышц и мышц, двигаю­щих глазные яблоки, мышц шеи и головы, которая повернута к пред­мету, а также из мышц рук. Вос­приятие пространства и

ния также отсутствует и развивает­ся после многократного сочетания зрительных ощущений с осязатель­ными и мышечно-суставными, т. е. благодаря образованию вре­менных нервных связей между зрительной зоной и зоной кожно-мышечной чувствительности. Дошкольники 3—6 лет легче отыс­кивают предмет посредством зрения после того, как его осязали, чем наоборот; для них обе задачи трудны. Только после б—7 лет становится одинаково возможной передача информации из зри­тельного анализатора в осязательный, и наоборот. При возвраще­нии зрения слепым от рождения они не могут определять расстоя­ния только по зрительным ощущениям, так как у них не могло выработаться сочетание этих ощущений с осязательными и проприорецептивными.

Способность узнавать предметы по их изображениям на бумаге появляется у детей на 3-м году жизни.

Способность воспринимать различные цвета связана с возраст­ными изменениями состава йодопсина и изменениями строения и функций сетчатки глаза в центральной ямке и в зрительной зоне больших полушарий.

70

Цветоощущения развиваются у детей постепенно. Позднее дру­гих цветов появляется чувствительность к красному и особенно к синему. Цветоощущения зеленого и особенно желтого появ­ляются раньше других цветов. Возрастные изменения цветовой чувствительности подобны изменениям световой. У новорожден­ных она мала, к 27—30 годам становится максимальной, а затем падает. Для каждого цвета она изменяется различно (рис. 155).

10

20 30 40 50 Возраст, 6 годах

Рис. 155. Возрастные изменения чувствительности цветного

зрения: / — желтый, 2 — зеленый, 3 — пурпурный, 4 — синий, 5 — красный

Не у всех детей способность различать цвета появляется в оди­наковые сроки. При упражнении эта способность развивается раньше.

Зона узнавания зеленого и синего цветов становится значи­тельно более широкой у детей 12—13 лет и особенно у подростков 15—16 лет, а зона узнавания красного увеличивается равномерно до 21—30 лет.

Различение цветов по их интенсивности увеличивается с 7 до 16—24 лет. Это обусловлено упражнением и развитием нервной системы. К 3 годам ребенок хорошо различает яркость цвета и соотношение двух яркостей. У детей, как и у взрослых, при адап­тации к свету относительная яркость красного, желтого, зеленого и синего одинакова, а при темповой адаптации зеленый и синий кажутся более яркими, чем красный и желтый.

Реакция на новую форму предмета и на новый цвет у некото­рых детей появляется уже в 5 месяцев. Реакция на новую форму более постоянна, чем на новый цвет. Дошкольники сначала обра­щают внимание на форму окрашенного предмета, потом на его размеры, а затем на цвет.

Острота зрения у детей и подростков больше, чем у взрослых. После продолжительного рассматривания мелких предметов ост­рота зрения понижается, что способствует развитию близорукости. Поле зрения на белые и цветные предметы с возрастом увеличи­вается, особенно резко в 12—13 лет у девочек и в 15—16 лет у мальчиков. После 15—16 лет поле зрения у обоих полов изме­няется незначительно. Поле зрения увеличивается после трени­ровки в малонапряженных играх в теннис, футбол, баскетбол и хоккей. Оно уменьшается, если после игры обнаруживается утом­ление.

Наименьший промежуток времени между двумя вспышками света, воспринимаемый глазом, с возрастом увеличивается. Кри­тическая частота мельканий (наименьшее число перерывов света в 1 сек., при которой наступает слияние мельканий) с возрастом увеличивается. В 7—8 лет она равна (в 1 сек] —25, в 9—10 лет — 30, в 12—14 — 40.

Лабильность рецепторов сетчатки и зрительной зоны по кри­тической частоте световых мельканий достигает максимума в 15— 16 лет. Она больше в центре сетчатки, чем на ее периферии. Ла­бильность по временному порогу наибольшая в 18—30 лет; чем дети младше, тем она ниже.

Развитие близорукости. Количество близоруких, вслед­ствие нарушения правил гигиены, возрастает примерно до 11 — 12 лет, а затем у них увеличивается степень близорукости. Коли­чество близоруких в советской школе меньше, чем в дореволю­ционной.

Напряжение аккомодации, или длительное сокращение ресничной мышцы, увеличивающее преломление лучей света в хру­сталике, наблюдается, как правило, при недостаточном освещении. Поэтому систематическое чтение или писание в сумерки, а также невыполнение гигиенических норм освещения парты, классной до­ски и рабочего места способствуют развитию близорукости. Чте­ние на близком расстоянии мелкого шрифта, обработка мелких деталей на производстве напрягают аккомодацию, вызывают пере­утомление ресничной мышцы и ее спазм, что также способствует развитию близорукости. Близорукость может быть и врожденной. В громадном большинстве случаев при нарушении нормальных ги­гиенических условий количество близоруких и степень близоруко­сти увеличиваются в школьном возрасте от младших классов к старшим. Развитию близорукости способствует чтение лежа или сидя с большим наклоном, головы, что вызывает систематическое повышение кровонаполнения глаз и увеличение давления в них, приводящее к увеличению глазных яблок и изменению фокусного расстояния.

В тяжелых условиях близорукость, сопровождается поврежде­ниями сетчатки, что ведет к ухудшению зрения и даже к слепоте (при отслойке сетчатки). Поэтому необходимо своевременное на­значение оптических стекол, исправляющих зрение, и общее укреп­ление организма школьника (общие физические упражнения испе-

циальная гимнастика ресничной мышцы, рациональное питание, включающее витамины, особенно витамин А, общие гигиенические мероприятия и т. д.).

Биотоки зрительной зоны. О развитии зрительной функции в онтогенезе можно судить не только по изменениям лу­чепреломления, свето- и цветоощущений, но и по биотокам зри­тельной зоны, отражающим происходящие в ней сдвиги обмена веществ, лежащие в основе зрительных ощущений. Альфа-ритм в бодрствующем покое при отсутствии зрительных ощущений устанавливается в зрительной зоне с 4—5 или 6—7 лет, но он пе­ремежается с ритмом в 4—6 гц. В 8—9 лет альфа-ритм уже хо­рошо выражен, с 10—12 лет становится еще более регулярным и в 12—16 лет не отличается от взрослых. У всех детей в 4—6 лет при световом раздражении происходит десинхронизация альфа-ритма, но при открывании глаз в темноте она часто отсутствует. С 8—9 лет она становится постоянной. Скрытый период десинхро-низации альфа-ритма на свет, зрительное восприятие и на откры­вание глаз в темноте с возрастом уменьшается.

На фоне торможения зрительной зоны, которое проявляется в медленном ритме, свет, как индифферентный раздражитель и как условный раздражитель двигательного рефлекса вызывает реакцию пробуждения — появление более частого ритма. Эта реакция в 8—9 лет состоит в смене ритма с 2—5 гц на 6—10 гц, а в 16—17 лет и у взрослых с 3—5 гц на 6—12 гц.

Вызванные потенциалы имеются уже в первые часы после рож­дения, что указывает на относительное созревание зрительной зоны, но их скрытый период в 2 раза больше, чем у взрослых.

Чем старше дети, тем больше частота световых мельканий, усваиваемая зрительной зоной. Ритмы в 4—5 гц в 2 раза чаще усваиваются детьми 9—12 лет, чем в 13—16 лет, а ритмы в 14— 24 гц усваиваются 85% подростков в 13—16 лет. По-видимому, это результат повышения лабильности нейронов этой зоны. Умень­шение с возрастом тета-ритма и увеличение реакций десинхронизации альфа-ритма объясняется снижением активности зрительных центров промежуточного мозга и увеличением тор­мозящего влияния на них зрительной зоны у детей старшего воз­раста.

Строение и функции органов слухау детей.У детей внутреннее ухо почти не растет, и его величина с возрастом мало изменяется. Ребенок воспринимает звуки еще на 32-й неделе утробной жизни. В последние месяцы утробной жизни он реагирует на сильные звуки движениями. Новорожденные при сильных звуках рефлекторно вздрагивают, у них сокращаются мимические мышцы На 2—3 месяце они поворачивают голову и глаза в сторону звук; и различают увеличение его силы и продолжительности.

При рождении ребенок плохо слышит вследствие особенностей: строения уха, сближения стенок наружных слуховых ходов, заполнения среднего уха слизистой жидкостью или" зародышевой соединительной тканью, а также низкой слуховой чувствительности 421


которая к 7—8 дням жизни увеличивается настолько, что обра­зуются условные рефлексы на звуковые раздражители. К концу 2-го и началу 3-го месяцев слух становится отчетливым. В первые 3 месяца дети реагируют миганием на громкий звук, старше 3 ме­сяцев — миганием на речь. С 6 месяцев дети прислушиваются к звукам. Однако при рождении органы слуха еще не полностью сформированы. Стенки слухового канала окостеневают к 10 годам, а развитие органов слуха в целом заканчивается полностью только к 12 годам.Различение звуков при разнице между ними на 17 музыкаль­ных тонов обнаруживается у детей в 3,5 месяца; на 13—-14 то­нов — в 4,5 месяца; на 7— 10 тонов — в конце 5-го месяца. Далее точность анализа звуков быстро возрастает. На 6-м меся­це образуются дифференцировки в 3—5 тонов, на 6—7-м — в 1—2 тона и да­же 3/4 и 1/2 музыкального тона. К 6—7 месяцам тон­кость слуха ребенка по­чти соответствует норме взрослого человека.

Герцы Рис. 156. Возрастные изменения наибольшей остроты слуха. По вертикали — пороги слыши­мости в децибеллах; по горизонтали — частоты в герцах: / _ 14—19 лет, 2 — 40—49 лет, 3 '— 60—80 лет

Верхняя граница слу­ха у детей выше, чем у взрослых, и доходит до 22 тыс. гц, а иногда даже до 32 тыс. гц. Макси­мальная острота слуха в 14—19 лет определяется по наименьшей величине

порогов слышимости; у детей 7—13 лет и у молодых людей старше 20 лет она ниже (рис. 156).Временной порог слухового анализатора с возрастом уменьшается. В 8—10 лет он равен 12—15 мсек, в возрасте 25 лет - 3—5 мсек, т. е. в 3—5 раз меньше.

Слух на слова у детей ниже чем на тоны, и ниже, чем у взрослых. В 6,5—9,5 лет порог слышимости для высокочастотных слов 17—24 дб, а низкочастотных 19—24 до, у взрослых для низкочастотных слов — 7—10 дб. При костном проведении звуковой порог слышимости частот 10—12 тыс. гц почти не изменяется, с 7 до 39 лет. Верхняя граница костной проводимости наибольшая от 11 до 15 лет (больше 25 тыс. гц), а у детей 6—10 лет она меньше (19 тыс. гц).

Слух нарушается при резких колебаниях температуры окружающей среды, при чрезмерно сильных звуках. У некоторых детей бывает врожденная тугоухость. Повреждение барабанной перепонки, поражение среднего уха у детей после некоторых болезней

(корь, скарлатина, грипп и др.) резко снижают слух, приводят к тугоухости, так как выключают его усиление в среднем ухе. Тяжелые нарушения слуха у детей раннего возраста вызывают антибиотики (стрептомицин и др.). Упражняют слух музыка, не­которые трудовые процессы и спортивные игры, производимые в определенном ритме, прислушивание к звукам в природе, на­пример, к пению птиц.

Функции вестибулярных аппаратов и проприорецепторов у де­тей.Вестибулярный аппарат у детей созревает раньше других рецепторов и у 6-месячного плода развит почти как у взрослого. Возбудимость вестибулярного аппарата существует с рождения и тренируется у ребенка при его укачивании, вызывающем засы­пание. Однако новорожденный еще не может определять положе­ние тела во внешней среде. В раннем возрасте глазной нистагм слабо выражен. У детей вестибулярный аппарат более возбудим, чем у взрослых. С возрастом хронаксия вестибулярного аппарата увеличивается: у детей 6—10 лет она меньше, чем в 10—15 лет, у 15—20-летних еще больше.

У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вы­зываются при значительно более сильных раздражениях вестибу­лярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлекторные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают. Например, развитие функций вестибулярного аппарата у детей, систематически зани­мающихся спортом, достигает уровня взрослых, не занимающихся спортом, у мальчиков к 13—14 годам, а у девочек — к 10—11 и у подростков, систематически занимающихся спортом, на 2—3 года раньше, чем у не занимающихся спортом.

Наибольшая тренировка вестибулярных аппаратов происходит при упражнениях в качании головой, а также занятиях гимнасти­кой, плаванием, боксом, качании на качелях, прыжках в воду и прыжках с трамплина на лыжах. В состоянии невесомости возбу­димость вестибулярных аппаратов может изменяться.

При тренировке вестибулярных аппаратов одновременно про­исходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувстви­тельности в больших полушариях. Эта тренировка приводит к образованию и укреплению условнорефлекторных связей между этими зонами, что имеет решающее значение для точного ориен­тирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудо­вых и спортивных движений.

С возрастом возбудимость проприорецепторов у школьников увеличивается. Наименьшая возбудимость проприорецепторов у младших школьников, наибольшая — у старших. Наибольшая возбудимость проприорецепторов отмечена в дни и часы уроков труда, уроков физкультуры, внеклассных занятий в спортивных секциях, игр и прогулок вне школы, наименьшая — в часы с отно­сительной неподвижностью (на общеобразовательных уроках в школе, во время приготовления уроков). Возбудимость

проприорецепторов повышается в первой половине дня и сни­жается к вечеру.

У старших школьников умственная деятельность (30-минутное чтение художественной литературы) в подавляющем большинстве случаев повышает возбудимость проприорецепторов.

Во время игр или трудовых и физических упражнений возбуж­дение проприорецепторов у школьников приводит к последующему повышению умственной работоспособности. Тренировка проприорецепции ускоряет ее развитие. Например, способность различать тонус мышечных групп правой и левой руки и величину движений в суставах рук и ног у детей, систематически занимающихся спор­том, значительно выше, чем у детей того же возраста, не занима­ющихся спортом. Развитие проприорецепции у детей, занимаю­щихся спортом, происходит неравномерно и ускоряется в 7—8 и в 13—14 лет.

Кинестезия развивается с возрастом и совершенствуется при тренировке. Способность при выключении зрения тонко различать длину и толщину небольших предметов и вес малых грузов посте­пенно увеличивается у детей и подростков с 8 до 18 лет. У зрячих, при закрытии глаз, и слепорожденных наибольший прирост этой способности отмечается к 13—14 годам. Однако у слепых вслед­ствие постоянной тренировки эта способность выше, чем у зрячих. С возрастом изменяется точность дифференцирования мышеч­ных усилий при подъеме грузов среднего веса с закрытыми гла­зами. Мышечные ощущения при подъеме этих грузов совершен­ствуются до периода полового созревания, в котором они отчетливо ухудшаются. После периода полового созревания мышечные ощу­щения снова хорошо дифференцируются и к 16—17 годам дости­гают наибольшей точности. Наиболее точно различаются мышеч­ные ощущения при поднятии грузов в 50—70% от максимальной величины. Чем младше дети, тем чаще их мышечные усилия меньше заданных, а чем они старше, тем чаще мышечные усилия больше заданных. Точность дифференцирования при сокращении мышц-сгибателей пальцев значительно больше, чем при сокращении мышц-сгибателей предплечья.

С 3 до 18 лет у мальчиков различение мышечных усилий при движениях кисти точнее, чем при движенниях в локтевом суставе. Возбуждение вестибулярных аппаратов ухудшает точность раз­личения мышечных усилий. У детей, занимающихся спортом, мы­шечные усилия различаются значительно лучше, чем у не занима­ющихся спортом.

У детей с возрастом изменяется точность различения амплитуды движений. Наибольшее нарастание точности различения происхо­дит в 8—13 лет, ас 14 до 17 лет она незначительно увеличивается у мальчиков и несколько уменьшается у девочек. Тренировка ее увеличивает. Наибольшая точность различения амплитуды движе­ний в плечевом и локтевом суставах, меньше в коленном, еще меньше в лучезапястном, пястнофаланговом и голеностопном суставах как с правой, так и с левой стороны.

С 8 до И лет точность различения движений уменьшается с уменьшением их амплитуды, а в 16—17 лет, наоборот, умень­шается с увеличением амплитуды движений.

Различение темпа движений у девочек 13—16 лет при враще­нии педалей велосипеда в 2 раза больше, чем в 7—8 лет. Девочки 7—8 лет значительно больше ускоряют темп к концу упражнений, чем девочки 9—12 лет и девочки-подростки 13—16 лет. Следова­тельно, чем младше дети, тем меньше они различают частоту движений. С возрастом это различение становится тоньше, но между девочками 13—14 и 15—16 лет нет существенных отличий. Уже в 13—14 лет лабильность нервной системы становится опти­мальной, а проприорецепция (мышечное чувство) достигает почти максимального совершенства.

Скоростно-силовые движения развивают у подростков мышеч­ную чувствительность не только в тренируемом виде движений, но и в других движениях, которые не тренировались.

Под влиянием производственной практики острота кинестезии увеличивается у учащихся ремесленных училищ. Специальные игры улучшают кинестезию, уточняют движения. Ежедневные тренировочные игры развивают координацию движений значи­тельно больше, чем проводимые 2 раза в неделю. Выполнение движений здоровыми детьми при временном закрытии глаз отчет­ливо уточняет и улучшает кинестезические ощущения, поэтому при последующих тренировках с участием зрения уточняется число попаданий в цель. Таким образом, временная тренировка с за­крытыми глазами увеличивает самостоятельность кинестезии, ко­торая при открытых глазах сочетается со зрением, и совершен­ствует ее.

Уже у ребенка 3 лет безусловный проприорецептивный рефлекс на сердце играет значительную роль при непроизвольных движе­ниях, а условнорефлекторное учащение сердечной деятельности при сигнале предстоящей физической работы не всегда бывает у детей 3—6 лет и только с 7 лет наблюдается у всех.

У детей младшего возраста условные рефлексы на изменения работы сердца при физическом труде и физических упражнениях образуются быстрее, но они отличаются меньшим постоянством, чем у детей старшего возраста.

С возрастом роль рефлексов на внутренние органы увеличи­вается, и они все более совершенствуются в процессе формирования трудовых и спортивных двигательных навыков.

Интерорецепция у детей.С развитием психики влияние раздра­жения интерорецепторов на поведение ребенка постепенно умень­шается. По мере формирования и совершенствования психики де­тей главная роль начинает принадлежать раздражениям высших, внешних органов чувств, вызывающих двигательные рефлексы ске­летных мышц, сопровождаемые раздражением проприорецепторов.

Слова, соответствующие непосредственным условным раздра­жителям мышечной работы, тем больше влияют на работу внут­ренних органов, чем младше ребенок.

Гигиена зрения и слуха.Для предупреждения близорукости и других нарушений зрения важное значение имеет соблюдение правил школьной гигиены: хорошее освещение классов, классных досок, парт и столов для занятий, отсутствие на них ярких пред, метов и отблесков, раздражающих глаза, правильное устройство парт, столов и сидений, четкий шрифт учебников, прямое письмо, 15—20-минутные перерывы в занятиях на каждый чае чтения или,' письма, обеспечивающие расслабление ресничной мышцы, умень­шение общего числа учебных занятий, запрещение чтения или письма лежа или при наклонном положении головы, ношение тем­ных очков, защищающих глаза от попадания солнечных лучей.

При соблюдении правил гигиены зрения улучшение зрения у детей младшего возраста происходит на уроках рисования, чер­чения, в игре. После занятий и игр, связанных с напряжением аккомодации, рекомендуется 1—2 мин смотреть вдаль. Зрительные ощущения игрушек, имеющих различную форму (куб, шар, цилиндр и др.), сочетаются с осязанием и движениями рук и головы. Для совершенствования зрения большое значение имеют также упраж­нения зрительных восприятий игрушек различных цветов и на экскурсиях, при сборе различно окрашенных цветов, грибов и дру­гих растений.

В упражнении зрения у старших школьников велика роль спор­тивных игр в теннис, баскетбол, волейбол, стрельбы в цель, мета­ний, гимнастических упражнений, плаванья, езды на велосипеде, хождения на лыжах по пересеченной местности, скоростных спусков на лыжах с гор, вырезывания фигур, рассмотрения чертежей, рисунков и картин, деталей, моделей, инструментов и приборов, астрономических наблюдений. Однако не следует переутомлять глаза. Один из признаков переутомления глаз — учащенное ми­гание.

Основное условие сохранения слуха — содержание ушей в чи­стоте. Удаление ушной серы твердыми предметами может привести к повреждению и проколу барабанной перепонки и занесению инфекции в среднее ухо. Очень сильные звуки и шумы расстраи­вают слух, особенно у маленьких, поэтому детей нужно охранять от них. Детей с пониженным слухом нужно посадить в классе на переднюю парту, ближе к учителю и разговаривать с ними громче обычного.

Наши рекомендации